ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
<<Органайзер
Андрея Ковалёва 2007-2008.
Еженедельные обзоры искусственной жизни>
<<Органайзер
Андрея Ковалёва 2008 #7. 10
февраля
2008. Ржа. Политика искусства для искусства. |
Для начала - традиционный автопиар и самоджинса. Недавно обнаружил, что в
интернет-магазинах уж
закончилась моя книга про акционизм. Впал в задумчивость
- цена на печатное издание была выставлена очень даже серьезная. И с
первоначалу как-то и не расчитывал на то, кто ж ее будет покупать. Но тут
все понял: издание раскупили "Наши" и другие политперформансисты в
качестве учебника жизни. И все это несмотря на то, что полититхудожник
Дмитрий Врубель утверждает, что издание глубоко неактуально: «Те люди,
которые там сидят на сценариях, скорее всего, видели подобные вещи в
Европе и Америке, где обязательно присутствует элемент шоу, карнавальности,
переодеваний. Так или иначе, вначале это придумали художники. Потом уже
эти перфомансы начали перенимать политики на Западе, а затем уже и у нас.
Но в России политики взяли форму точно не от художников, потому что такого
образования у них нет. Я не думаю, что там кто-то что-то знает особо про
перфомансы и прочее». Я, конечно, полагаю, что Врубель огорчен, поскольку
слишком мало засветился этой книге всех времен и народов. (Купить ее можно
прямо
в ВАМе за 2500). Если так дело пойдет, то придется
книжку переиздавать, в карманном формате, тиражом в полмиллиона. Впрочем, серьезные художники, в лице г-на Шабурова говорят о том, что вся эта акционизма - чистое фуфло: "Перформансы — это вычурный выпендреж, подсмотренный в западных журналах. Художник занимается своим делом не ради шуток или, как сейчас говорят, «приколов». Не ради развлечения и не чтобы попасть в глянцевые журналы. Он занимается, извините за выражение, самопознанием, самоосмыслением". Тем не менее, несмотря на эти замечания, критики от художника по старинке все еще требуют невозможного. Как в цирке. Если в программе однажды заявлено, что Петя Иванов будет есть г@%&о, то петина затея спеть арию Ленского будет приниматься лишь свистом и личными оскорблениями. Художника может обидеть всякий. И тут речь идет не только о бедном Толике Осмоловском, которого кто только не попрекнул в продажности, ревизионизме и отступничестве . См., например, типовое высказывание по поводу его очередной выставки: "Хороший замес получился у Осмоловского. Международная левизна и критицизм, а также российская ментальность и фундаментальность отлично спеклись в добротной русской печке. Можно густо намазывать сверху маслом, а при желании — и черной икрой украсить. А затем — вкусить этой удивительной русской духовности, по которой так соскучились и сами россияне, и западные кураторы, и галеристы. И что самое главное, никаких акций, ничего такого, что нельзя было продать и купить. Только чистое Искусство. Так что пора раз и навсегда перестать попрекать художника-патриота его революционным прошлым". Очень правильные слова, готов под ними подписаться. Рассказывают, что "Радеки" исключили бывш. тов. Осмоловского из своих рядов. И зря, теперь клевреты крупного капитала настаивают на том, что "идея средового дизайна обесценилась в 2000-х, когда созданные более серьезными авторами тусовки вроде "Идущих вместе" и прочих "Наших" подхватили театрально-революционные приемы "Радека". Так что новые работы Анатолия Осмоловского, в сущности, и есть самый откровенный радикализм: слезть с марксистско-делезовской печи и начать наконец делать чистое, не замаранное никакой политикой искусство. Невзирая на то что политизированная художественная среда не поймет и осудит". Примерно та же самая история произошла и с видеоинсталляцией Елены Ковылиной. Во всемирно-исторической книге "Российский акционизм" "Среди прочих упоминается радикальная художница Елена Ковылина, бросившая в свое время Суриковское и уехавшая на Запад (сначала в Цюрих, а затем в Берлин), чтобы получить редкую специальность «перформансист»". Предъявы Ковылиной следущие: "Возникают также вопросы чисто формального свойства: почему табуретов восемь, а не, скажем, двенадцать? Почему место такое странное, а не, допустим, Красная площадь? Почему статисты заранее приглашены, а не предлагается стать на табурет случайным прохожим?". И, что самое главное, и почти невыносимое и похожее на донос заявление: "Художница, стоя на своем табурете, держит равнение на Запад". Страшное в наши времена обвинение, особенно если учитывать, что исходит оно от собрата-художника, Хаима Сокола. Одно только утешает: публика, несмотря ни на что, требует бисов, пожизненного повторения одного и того же трюка: "Та самая рассудочность и расчетливость, которая всегда мерещилась за самыми отчаянными акциями Елены Ковылиной, оказалась фикцией. Ее сила и убедительность все же в личном драйве и харизме. Возможно, для того чтобы "Равенство" сработало, перформанс стоило бы повторить живьем: интересно было бы посмотреть, как госпожа Ковылина лично загоняет своих статистов на табуретки". Остались ли потенциальные возможности для производства искусства политического активизма - это вопрос сложный и почти неразрешимый. Ситуация такова, что "Просто разумно сделанная выставка становится политической". Это говорит Виктор Мизиано в АРТфоне с Оксаной Саркисян #22. Речь шла о кураторстве. Мизиано, как нетрудно догадаться, говорил о "Соц-арте", не преминув указать, что "ГТГ в лице Ерофеева поддерживает культ зрелища и скандала и не случайно наш художественный истеблишмент поддерживает Андрея, целующихся милиционеров, которые не являются лучшим произведением Синих носов". Кстати, ребята там много чего удивительного сказали, рекомендую не только почитать, но и послушать. Наговорили ребята гораздо больше. Кстати, я не очень понимаю, почему в качестве "кураторов" у нас выступает троица Мизиано-Деготь-Ерофеев. Собственно продукт, который они произвели в ходе своих блистательных международных карьер, после внимательной ревизии оказывается не очень-то значительным, мягко говоря. И говорили они о том, что кураторы-кураторы теперь оказываются невостребованными в этом проклятом мире чистогана и спектакля. Почему бы не спросить у людей, которые просто делают выставки? Таких довольно много сейчас - Ирина Горлова, Евгения Кикодзе... Но эти делатели выставок как-то антропологически плохо приспособлены к рассказам о кураторстве, пальцуют плохо. Кстати, Ерофеев пальцы, конечно, умеет вширь раздвигать, но рассказывал все больше о деле. Но ему, говорят, выставки делать запретили. Зато не уволят, как сообщил средствам массовой информации директор ГТГ Валентин Родионов. На этой оптимистической ноте и закончу. Ссылочки за две недели смотрите в блокнотике, если кому интересно. АК |
<<Органайзер
Андрея Ковалёва 2008 #6. 24 января
2008. Все хорошо, все хорошо! <<Органайзер Андрея Ковалёва 2008 #5. 14 января 2008. Де-рейтингованные. <<Органайзер Андрея Ковалёва 2007 #4. 27 декабря 2007. Политэкономия знаков Апокалипсиса. <<Органайзер Андрея Ковалёва 2007 #3. 18 декабря 2007. Де-ботанизация. <<Органайзер Андрея Ковалёва 2007 #2. 12 декабря 2007. Бабло побеждает зло! <<Органайзер Андрея Ковалёва 2007 #1. 30 ноября 2007. Утепление утопистов. |
Предыдущий Органайзер Андрея Ковалёва #46
вышел 8 июня 2005, то есть 29 месяцев назад. Однако,
предшествующий ему #45
был 2 февраля 2004 года, так что плюсуем ещё 15 месяцев. Итого, 3 года и 8
месяцев мы обозревали "искусственную жизнь"
без участия мастера интеллектуальной подножки, эстетического хука и социального
препарирования.
АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым с 2004 по 2007 год в некотором роде замещала
Органайзер. В другом формате, своим авторским вглядом Дмитрий Барабанов успешно
обозревал происходящее на московской арт сцене. Но обстоятельства выше нас, и у
него образовался перерыв>