ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO


  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Проблемы формы. Круглый стол в ММСИ
30 октября 2008

<<30 октября в Московском музее современного искусства, Петровка 25 состоялся "круглый стол" на тему: «Проблемы формы» . Модератор – Андрей Толстой.  За круглым столом, инициированным художником Георгием Пузенковым,  выступили Лев Евзович, Анатолий Осмоловский, Даниил Дондурей, Богдан Мамонов, Олег Шишкин, Плуцер-Сарно, Павел Микитенко, Петр Войс.  Георгий Пузенков начал обсуждение не с вопросов сформулированных в обращении к участникам круглого стола (полный текст здесь), а с упрёков в адрес Броше, точнее -  каталога путешествующей по города России выставки "Будущее зависит от тебя", и в адрес Екатерины Дёготь не принявшей выставку Ротко в Tate. 1-й упрёк ерундовый, частный коллекционер волен делать, что хочет, а эта передвижная выставка, при всех коммерческих изъянах каталога, делает большое дело, знакомя российскую провинцию с современным искусством.  А вот 2-й я оценил уже сейчас, прочитав дома написанное Е. Деготь: "...после кабаковских персонажей типа Шарля Розенталя ни одну выставку «поздних работ», особенно таких пафосных, смотреть без смеха невозможно. Длинная череда темно-серых стен с абсолютно одинаковыми — и по размеру, и по цвету — абстрактными картинами, излучающими немыслимую и ни на чем не основанную духовную претензию. Это, конечно, чистой воды Шарль Розенталь, если не Васисуалий Лоханкин". Эх, какой сильный повод был упущен в обсуждении. Присутствующие, вероятно как и я, этот текст не прочли и разумно приняли решение отсутствующих не обсуждать. А было бы что - настолько Е. Деготь не приемлет формальных поисков Ротко  в визуализации сакрального. К концу дискуссии разговорившийся Осмоловский коснулся-таки этой темы, со стороны собственных поисков формальных визуальных решений на стыке "изображение - культ". Он же подчеркнул невозможность сваливания в одно обсуждение разных аспектов проблематики формы, таких как проблема качества или, например, сложнейшая проблема вкуса. Даниил Дондурей сдвинул ракурс в сторону национального контекста, отметив невозможность и бессмысленность проблематики формы в нашем уникальном культурном бульоне "всё не так". Лев Евзович оспорил мнение Пузенкова о проблемах русского искусства за рубежом, равно как и о проблемах искусства в целом, отметив, что никакого "конца проекта современного искусства" не видно, скорее обнаруживается нечто схожее с развитым барокко, переходящим в маньеризм, только развившегося не из ренессанса, а из авангарда начала ХХ века. Это уже было возражение Богдану Мамонову, который кроме левого тезиса о конце проекта с. и. высказал важную мысль о приоритете пространственных задач над формальными, пространства над формой (этот тезис развёрнут Богданом в готовящемся к печати очередном номере "ХЖ"). Шишкин и Плуцер начали с критики в адрес устроителей дискуссии за отсутствие вектора обсуждения. Шишкин справедливо упрекнул Пузенкова за забвение достаточно очевидной истории вопроса в России, ссылаясь на вербальную, литературную ветвь в отечественной истории проблематики формы. Плуцер оживил атмосферу анекдотом, но под конец выступил с кратким экскурсом в филологическую формальную школу. (Добавлю сейчас от себя, что выражение "по гамбургскому счёту" введено в обиход представителем этой школы Шкловским. И изначально оно имело отношение именно к профессиональной оценке качества произведений, которой озабочен инициатор круглого стола).

Круглый стол организован Московским музеем современного искусства и галереей pARTner project при участии Artinfo.ru и журнала ДИ. И у нас (надеюсь, скоро) и в ДИ появятся материалы круглого стола. У нас, как водится, в mp3 с комментариями, в ДИ в журнальной версии. Артинфо безусловно  поддерживает такого рода обсуждения, в том числе и такие, как сегодняшнее, в котором только модератором выступил искусствовед и не было заявлено оспаривающих друг друга позиций. Надо учесть прозвучавшее сегодня пожелание - начинать с двух докладов, выражающих противоположные мнения. Собственно так планировалось и сегодня, звали Екатерину Дёготь, Виктора Мизиано, я приглашал участника "Что делать" Алексея Пензина, который, увы, не пришёл. Ю.П.>
Проблемы формы.
Целующиеся коллекционеры против Ларри Гагосяна.

Невиданный экономический кризис содрогнул весь мир лопнувшим финансовым пузырем, надувавшим безумные цены на искусство. Но арт–рынок пока не рухнул, и все затаили дыхание – ведь падение ускоряется, цены на нефть летят в тартарары к уровню 50$ за баррель.
И что? Это хорошо для искусства – хорошо как лекарство от желания получать все на халяву, ибо давно пора заняться делом – озаботиться конкретными вещами, а именно реальностью – то есть формой. Мы не игроки на бирже – мы художники!
Для русского искусства наступили сложные времена – опять более сложные. Лихое спонсорское финансирование «лишними» деньгами закончилось. Теперь понадобится качество. А комсомольско–задорный слоган «Будущее зависит от тебя» придется сменить на «Будущее зависит от формы» – только тогда соответствующие художественные выставки перестанут быть рекламной компанией спонсоров.
За двадцать лет перестройки русскому современному искусству не довелось совершить победного шествия по миру несмотря на ожидание и внимание Запада. Кто–то скажет: «А что нам Запад!» На это можно ответить просто: Запад – неразрывная цепочка истории европейской материальной культуры с эстетическими критериями близкой нам цивилизации, это мир, который боготворит великих русских художников прошлого… и, к сожалению, считает нынешнее современное искусство России провинциальным. Хотя пока цены на нефть летели в небеса, международное арт–сообщество занимало более либеральную позицию к нашей слабой арт–сцене.
Почему же так важно говорить о международном признании? Потому, что пост–социалистические и этнографические критерии качества в материальной культуре ведут к утрате русским народом эстетических навыков и чувства прекрасного, способствуют превращению FIATа в ЛАДУ, возникновению архитектурных уродцев и замене уровня «Олимпийских арт–игр» на «чемпионат нашего колхоза».
Визуальные искусства не позволяют под дулом пистолета, от приказа или денег, в одночасье физически зримо в реальности воплотить скрытые темы и идеи без конкретного и ясного понимания формы. Это не спорт и не балет, где высотой прыжка определяется успех. Здесь придется тренироваться дольше и самое главное – восстанавливать утраченное наследие и сожженные мосты осознания профессиональных формул в сложной языковой структуре, выражающей и отражающей ментальность народа визуально. Российское современное искусство не может обойтись без прояснения критериев формы, художники не могут творить, не понимая, откуда берется энергия произведения, если хотят избежать маргинальности. Это требует дискуссий, но не о том, что сказал, извините, Лившиц или Маркс, а о том, что говорил Пикассо, Матисс, Уорхол, Тициан, Малевич или Марк Ротко. Российские критики не должны находиться в дремучем состоянии и описывать выставки с точки зрения «нравится – не нравится»… Критики должны помогать художникам разобраться в структурных и тематических проблемах, точное соответствие которых заряжает энергией художественный объект. А «функционеры от искусства» должны прекратить разжигать сплетни, слухи и интриги вокруг слабого искусства, используя его политические элементы ради своих карьерных целей.
Все это и есть проблемы формы. Как вернуть жаждущим свернуть горы молодым художникам (это качество у молодых всегда было и будет) ценностные ориентиры? Как сделать это доказательно и зримо? Как избежать ненужной демагогии и любой идеологической пропаганды? Как научить художника быть свободным и нужно ли это делать вообще? Почему художники по своей воле создают слабые произведения? Это и есть проблемы формы.
Для настоящего понимания вещей мы должны соотнести их с собственным опытом и культурой…

Георгий Пузенков.
Москва, 26 октября 2008.

<<С 16 сентября - 29 ноября 2008 в галерее pARTners project (Дербеневская улица, д. 5-7, Деловой квартал «Новоспасский Двор», 16 строение, 1 этаж) продолжение проекта Георгия Пузенкова Who is Afraid, который проходил в ММСИ с 16 сентября по 2 декабря 2007 года. Выставка приурочена к выходу монографии «Георгий Пузенков, Who Is fraid», изданной в двух именитых издательствах: московском АСТ и немецком Kerber Verlag, при поддержке Московского музея современного искусства и галереи pARTner project. В книгу вошли статьи и беседы с художником ведущих российских и западных критиков: Александра Боровского, Эрика Булатова, Евгении Кикодзе, Ольги Козловой, Виктора Мизиано, Максима Райскина, Олеси Туркиной, Ульриха Хайманна, Александры Шатских, Марка Шепса.

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO