ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
4-й Международный фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» в ГЦСИ (Москва)
<<6
сентября – 1 октября 2006 Фестиваль
молодого искусства "Стой! Кто идет?" Куратор: Дарья Пыркина. Программа Фестиваля> |
<<6
сентября в ГЦСИ на Зоологической улице
состоялось открытие фестиваля. Выставка в
"Галерее актуального искусства" не
спроста открылась накануне. Никаких следов
заявленной в пресс-релизе тематики
фестиваля там обнаружить не удалось. Тема
же фестиваля скорее всего и не могла быть
выбрана другой. Что как не поиск новых
способов построения коллективного
взаимодействия, исследование механизмов
социальной коммуникации и стратегии
самообразования (в условиях почти полного
не соответствия сохраняющейся системы
художественного образования потребностям
актуального арт процесса) может
интересовать молодых художников. Начну с общего впечатления от экспозиции "Само-Образования" в ГЦСИ. Нео-агитпроп. Когда этот агитпроп удается умным и тонким образом сбалансировать с авангардной визуальностью, например, как в фильме Марсело Экспозито (Marcelo Exposito, Испания; редактор журнала Brumaria, участвующего в 12-й Документе; последний 6-й номер Net Art), получается впечатляющий результат. Да, чтоб его оценить, надо смотреть целый час. Но "кто сказал, что будет легко?". Как раз экспозиционная легкость, даже разжеванность, например проекта "Усовершенствование городского пространства и джентрификация. Эстетика + Спекуляция = Исключение", архаизирует тему уже тем, что раздача листовок с русскоязычной блок-схемой "усовершенствования", приводящего к вытеснению населения с низкими доходами из совершенствуемых районов, отсылает к революционным практикам начала ХХ века, которые сегодня очевидно мертвы. Хотя бы в силу другой медийной эпохи, что в пространстве искусства является вероятно наиболее существенным из различий эпох, между которыми 100 лет. Психо-графическая "генеалогия ошибки" Эррористического интернационала (при содействии группы Etcetera, участников проходящей с 8.09.2006 до 11.11.2006 биеннале в Гуанжоу), проект в котором каждому предлагается поучаствовать в эксперименте само "раз-образования", составлении генеалогической карты ошибок, приведших к сильным/ слабым изменениям вашей жизни, представляется наиболее полно соответствующим заявленным на фестивале темам. Другое дело, останется ли проект симуляцией или удастся не только обозначить возможное, но обрести и эстетизировать некий новый коллективный опыт. Возможности задуманного более, чем заманчивы. Ю. П. PS: 10 сентября обещана экскурсия по выставке. |
<<СТОЙ! КТО ИДЕТ? IV Международный
фестиваль молодого искусства
6 сентября – 1 октября 2006
Организатор: Государственный Центр
современного искусства
Соорганизаторы:
Московский музей современного искусства,
ПРОЕКТ_FАБRИКА, Зверевский центр
современного искусства, Музей и
общественный центр им.Сахарова, Культурный
центр, Арт-стрелка, Художественный фонд RuArts,
Клуб на Брестской, клуб Blow-up, галерея XL,
галерея «Д-137»
Куратор фестиваля: Дарья Пыркина
Кураторы выставочных проектов: Алена
Бойко, Светлана Булатова, Петр Быстров,
Дмитрий Виленский, Ирина Горлова, Дарья
Пыркина, Матвей Романенко, Алексей Сосна,
Анна Шалева, Анна Харькина и др.
Координаторы: Ирина Саминская, Юлия
Максимова, Ирина Логинова
Поддержка: Немецкий культурный центр им.
Гёте, Институт Сервантеса, Итальянский
институт культуры, Mitsubishi Electric
Информационная поддержка: Радио «Культура»,
@kция, Афиша, Ваш досуг, АртХроника,
Искусство, мультимедийный портал Rambler Vision,
портал gjf.ru, портал artinfo.ru
Официальное открытие фестиваля:
6 сентября 2006 в 19.00 в Государственном Центре
современного искусства
Пресс-конференция:
6 сентября 2006 в 17.00
Зоологическая улица, дом 13, строение 2
Метро «Баррикадная», «Краснопресненская»
Отдел общественных связей ГЦСИ - 254 84 92 pr@ncca.ru
Фестиваль молодого искусства «Стой! Кто
идет?» этой осенью стартует уже в четвертый
раз. Как и прежде, основной критерий отбора
участников фестиваля – не возрастной, а
стадиальный. Речь идет о духе, о пафосе
молодого искусства, о творческом заряде, о
поисках нового взгляда и метода. Сегодня
внимание многочисленных образовательных
программ направлено на оформление новой
генерации авторов, однако массового
притока молодежи на российскую
художественную сцену пока не произошло.
Задача фестиваля – стимулировать процесс
позиционирования молодых художников,
вовлечь их в диалог с институциональной
системой современного искусства. «Стой!» –
говорим мы молодым авторам, призывая их на
минуту прервать свое “броуновское”
движение и задуматься, куда оно направлено,
призывая их артикулировать свои творческие
и концептуальные позиции. Остановиться и
сформулировать, кто же, собственно говоря,
идет.
Такой «поколенческий» срез художественной
сцены представляется нам сегодня как
никогда актуальным. В изменившейся за
последние десятилетия социо-политической,
экономической, идеологической и
художественной ситуации выросло новое
поколение людей, выходящее сейчас на
авансцену и становящееся важной движущей
силой. Нам представляется своевременным
подвергнуть это только заявляющее о себе
явление предварительному анализу.
Где создается молодое искусство и какое
место занимает в сегодняшнем обществе? Где
осуществляется таинство художественного
творения молодого мастера? В солидном музее,
выставочном зале, коммерческой галерее или
в альтернативном пространстве, на улице, в
клубе, в метро? Какую стратегию избирать в
его экспонировании? Эти вопросы уже
традиционно ставятся на обсуждение во
время проведения фестиваля.
Предваряет фестивальный марафон выставка «О-ФОРМ-ЛЕНИЯ»
в Художественном фонде RuArts. Пять
участников из России, Англии, Испании и
Германии создают каждый свою систему, «оформленную»
как индивидуальный художественный элемент.
Компромисс между формой и содержанием
молодые авторы находят независимо друг от
друга в сентиментальности сюжета и
лёгкости его структурной передачи.
Используя нежный изящный фарфор,
утонченные фото, меланхоличные видеосюжеты,
они облекают объективную, пусть и аморфную,
реальность в едва заметный, но так
необходимый художественный контур.
Целостность на уровне конфигурации
искренних чувств и переживаний, оформление
хрупких по характеру концептуальных
позиций.
Официальный старт фестивалю даст выставка
«Само-образования» в главном зале
Государственного Центра современного
искусства, центральный и самый амбициозный
проект нынешнего года. Проблеме форм и
субъектов несогласия и, в связи с ними,
стратегий самообразования посвящена не
только экспозиция с участием авторов из
России, Германии, Италии, Испании, Австрии,
Бразилии, Мексики, Аргентины, Австралии, но
и теоретический семинар и серия мастер-классов,
дающих возможность вживую познакомиться с
практиками, развиваемыми художниками со
всего света. Основные аспекты, предлагаемые
к обсуждению – поиск и самостоятельный
выбор ориентиров, процесс производства «контр-знания»
в условиях кризиса традиционных
образовательных стандартов, механизмы
социальной коммуникации, новые способы
построения коллективного взаимодействия.
Новые «субъекты несогласия» в искусстве и
культуре отказываются от роли отчуждающего
посредника между культурой и публикой и
стремятся создавать «пространства участия».
В этом смысле, множество проектов в
современном искусстве обладают
неотчуждаемой самообразовательной
ценностью и являются реальной
альтернативой доминирующим школам и
академиям.
За «Само-образованиями» последует выставка
«Поэтом можешь ты не быть» в зале «Мансарда»
Государственного Центра современного
искусства. Она продемонстрирует
заинтересованность молодого искусства не
столько непосредственно в производстве «объектов»,
сколько в работе с контекстом, который
позволяет разомкнуть среду искусства,
обратить ее против собственной иллюзорной
автономности. В первую очередь авторы
работают с социально-политической
проблематикой, формулируя новые
радикальные революционные программы и
артистические проекты, отрабатывают
художественные стратегии «прямого
действия». Политическое ставится ими на
эстетической сцене, при этом эстетической
мыслью конструируются модели, используемые
и для осмысления политики. В рамках
экспозиции «Поэтом можешь ты не быть…»
представлены артефакты той или иной «гражданской»
художественной позиции, своего рода
документация диалога между художниками и
представителями разных сегментов общества,
как деконструкция формирующегося поля
гражданских высказываний.
Вечером того же дня в Клубе на Брестской
пройдет аудио-визуальный перформанс PHOTONS
итальянского коллектива Alterazioni video,
приуроченный к 100-летию со дня открытия
фотонов (световых частиц) и доказательства
Эйнштейном теории относительности. Съемки
производились в лаборатории физических
исследований Свободного университета
Берлина во время экспериментов, проводимых
Маркусом Гуром, посвященных исследованию
свойств фотонов. Помощникам Гура удалось
при очень низкой температуре выделить
часть фотонов из химического раствора и
уловить исходящий при их вибрации
ультразвук. При стимуляции фотона с помощью
записанного ультразвука ученые также
обнаружили, что они могут воссоздать точную
его копию. Свет трансформируется в звук, а
звук в свет… Благодаря открытости и
доступности лаборатории у художников
появилась возможность заснять и, подобно
другим, пользоваться лазерным
оборудованием, которое им позволили
использовать для создания
аудиовизуального перформанса. В результате
получилось невероятное путешествие в
неизведанное человеком пространство между
искусством и наукой, где современные методы
научного исследования встречаются с
методами исследования нового витка в
развитии специфического языка
современного искусства. Место, где
встречаются искусство, наука и люди, где
постигаются взаимосвязи и взаимоотношения.
Следующие дни будут посвящены обсуждению
теоретических вопросов, поднимаемых в
рамках проекта «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования», а
вечера – творческим встречам с участниками
экспозиции, обмену опытом, более широкому
знакомству российской публики с
творчеством приглашенных на проект
художников.
Специально для фестиваля «Стой! Кто идет?»
подготовлена отдельная видеопрограмма
Tele-Division Show, представляющая видео-работы
молодых чешских художников. Основные темы
таковы: «страшные новости», «странный канал»,
«монстры», «видео для детей». Демонстрация
коллекции видео-арта и кратких
экспериментальных фильмов состоится на Арт-Стрелке.
Нынешней осенью в клубе Blow-Up мы подводим
итог Интернет-проекту Анны Харькиной Europe is
under construction, который был запущен год назад во
время проведения «Стой! Кто идет?» 2004. «Europe is
Under Construction» - это визуальный архив
европейского строительства нового типа. Он
был открыт для всех пользователей сети.
Любой человек мог разместить свои
фотографии с изображением той или иной
европейской городской стройки на страницах
сайта ГЦСИ. Так со временем сформировался
банк данных, дающий картину европейского
пространства, подвергнутого строительной
трансформации.
Выставка Urban (Still) Life в зале ПРОЕКТ_FАБRИКА
призвана показать те урбанистические
реалии, в которых в большинстве своем
рождено и воспитано нынешнее поколение; те
реалии, которые оно зачастую игнорирует, не
переставая в то же время сожалеть о таком
пренебрежительном своем отношении. Каждый
проект поднимает одновременно два вопроса:
первый – индивидуальный – опыт
определённых проблем урбанистического
пространства и коммуникации, второй –
объединяющий – всеобщее осмысленное
безразличие к первому. Молодые авторы
демонстрируют свой поиск ответов на
невыдуманные городские вопросы в самом
городе, знаменуя тем самым превращение
момента мегаполисной повседневности в
примету времени. Своим стремлением выйти на
улицу, преобразовать коммуникационные сети,
художники разрушают границы и рамки
собственно лабораторного творчества.
Выставочные проекты, организованные в
едином пространстве, перекликающиеся между
собой, образуют сложный диалог различных
культурных контекстов, представляемых
участниками экспозиции.
Выставка «СтолпоТворение» – специальный
проект Екатеринбургского филиала ГЦСИ –
разместится на Фабрике в помещении студии «Луч».
Центральный образ-мотив выставки –
недостроенная свердловская телебашня, одно
из культовых мест и альтернативный символ
Екатеринбурга; основная задача - «взлом»
кода этого топографического объекта,
исследование разного рода референций и
ассоциаций. Башня-колосс, последняя в
поколении Московской, Вильнюсской и ряда
других телебашен, задуманная как самый
высокий объект в Азии (361 м. над уровнем моря),
должна была накрыть своим
телерадиосигналом всю Свердловскую
область – локальная попытка претворения в
жизнь мифического замысла. Проект «СтолпоТворение»
– новый виток в биографии башни. Мрачная
аура, на время закрепившаяся за ней,
постепенно развеивается. Молодые художники
подняли на знамя этот символ прожектерства
и неосуществленных человеческих
стремлений, избрав его предметом
творческого осмысления.
Проект «Акты. От стой до кто идет»
демонстрирует увлечение молодых авторами
проблематикой гендера и телесности. Однако,
не социально-физиологическое понятие пола,
а набор выполняемых всеми конституций
нарушается художниками сегодня. Границы
его размываются, и конфликт «мужского» и «женского»
теряет форму. Образ Венеры как символ
женственности деформируется в метафору
эмансипации, наделяясь мужским половым
органом, цветные графические wallpapers
становятся провокационными рисунками из
серии порнографики, проблема самооткрытия
и самопостижения оборачивается
нереализованным либидо и влечёт за собой
фрустрации и развитие массы комплексов.
Ломается контроль социальных и культурных
институтов женственного или мужественного,
чем достигается производство
индивидуальных дискурсов и художественных
элементов.
Московский музей современного искусства
представит выставку «Мастерская художника:
от 180º до 360º». Задача проекта -
средствами современного фото-языка
показать мастерскую современного
художника вне каких-либо политических,
социальных, психологических контекстов. То,
что нас интересует – сам интерьер, который
заполняет современную студию. В
пространстве, где работает современный
художник, зритель навряд ли обнаружит
привычные атрибуты мастерской художника –
мольберт, палитру, холсты. Можно ли вообще,
глядя на фотографии, сказать, что это студия
художника – или это пространство похоже на
все остальные современные дома? Куратор
проекта Анна Харькина обратилась к молодым
художникам из разных стран мира с просьбой
сделать панорамные фотоснимки интерьера
мастерской, в которой они работают, и вида
из окна, на который они смотрят каждый день.
Фотографии-панорамы будут распечатаны с
цифровых файлов и показаны на выставке.
Следующим мероприятием в рамках фестиваля
станет концерт молодых музыкантов в клубе
Blow-Up. «Оркестр тоталитарного джаза»
продемонстрирует свои принципы
мультиинструментальной и полистилистической
игры, отражающие наблюдения окружающего
мира во всех его проявлениях, поиск
ответов на вечные вопросы, интерес к проблемам
жизни и смерти, рабства и свободы,
любви и ненависти, традиции и прогресса,
божественного и дьявольского. Коллектив
«ACOU» исполнит композиции, где отражается
взгляд космополита, поездившего по миру, на
московскую жизнь и окружающих его людей.
Песни исполняются на французском и навеяны
произведениями любимых режиссеров,
шансонье, писателей, поэтов. Очень часто
вдохновение приходит от близкого общения с
женщинами и от созерцания незнакомок на
улице.
За ним последует программа open-air
перформансов в сквере Музея и
Общественного центра им. А. Сахарова. Гвоздь
программы – выступление ижевской арт-группы
«ARTichoke». Шок от искусства. Легкое
шокирование зрителя посредством
музыкального искусства, прекрасного,
созданного в эмоции, в образе. Всегда что-то
неожиданное, с присутствием элемента
импровизации.
Международная видеопрограмма «Расчлененка»
будет представлена на Арт-Стрелке. Границы
и возможности одного из новейших видов
искусства – видеоарта – будут подвергнуты
самому тщательному анализу, «препарированы»
суровой авторской волей молодых художников.
В качестве завершающего штриха к фестивалю
планируется проведение второй сессии
круглых столов в рамках проекта «Формы и
субъекты несогласия. Стратегии
самообразования».
Подведение итогов IV Международного
фестиваля молодого искусства «Стой! Кто
идет?» состоится за день до официального
закрытия в клубе «Кекс». В программе вечера
выступление группы HydroФоника, показ
избранных видео работ и заключительная
видеопрограмма от клуба.
PREVIEW ФЕСТИВАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
26 августа, 18.00
МАРИНА ФЕДОРОВА. "А-ЛЯ-МОД" / "A LA MODE"
(Живопись)
Гостевой проект галереи Д-137 (Санкт-Петербург).
Галерея “XL projects” на Арт-Стрелке
Берсеневская наб., д.,14, стр. 5
916 82 35
www.artstrelka.ru
artstrelka@rambler.ru
Выставка работает с 27 августа по 16 сентября
2006
5 сентября 2006, 18.00
О-ФОРМ-ЛЕНИЕ
Куратор: Дарья Пыркина
Художественный фонд RuArts
1-й Зачатьевский переулок, 10 201-44-75
Выставка работает с 6 по 12 сентября 2006
С 12.00 до 20.00 ежедневно, кроме понедельника
и воскресенья
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ:
6 сентября 2006, 19.00
САМО-ОБРАЗОВАНИЯ
Проект инициирован Обществом «Радек» и
рабочей группой «Что делать?»
Кураторы: Дарья Пыркина, Петр Быстров,
Дмитрий Виленский
Государственный Центр современного
искусства (Зоологическая ул., д. 13, строение 2
)
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
Выставка работает с 7 сентября по 1
октября 2006
С 13.00 до 20.00 ежедневно, кроме понедельника
6 сентября 2006, 20.00
ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ
Куратор: Дарья Пыркина
Государственный Центр современного
искусства (Зоологическая ул., д. 13, строение 1
)
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
Выставка работает с 7 сентября по 1
октября 2006
С 13.00 до 20.00 ежедневно, кроме понедельника
<<АРТикуляция
№65 с Дмитрием Барабановым. 11
сентября 2006 года. Самообразование и дилетантизм. «Стой! Кто идет?» Opus IV. Искусство антиглобализма. Лунные зайцы и Пиросмани. Наив и деконструкция. Геометрия против флоры и фауны. Надгробная плита и искусство на заводе. Арт-променад’ 2006. Contemporary art из нержавейки. |
6 сентября 2006, 21.00
PHOTONS. Перформанс Alterazioni video/Милан, Италия
Клуб на Брестской
2-я Брестская, д. 6
200-09-36
7 сентября 2006, 12.00 – 14.00 (утреннее заседание)
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования»
Круглый стол: Стратегии самообразования.
Российский контекст.
Модератор: Дарья Пыркина
Участники: Петр Быстров, Дмитрий Виленский,
Дмитрий Гутов, Виктор Мизиано, Анатолий
Осмоловский, Давид Рифф и др.
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
7 сентября 2006, 15.00 – 17.00 (вечернее
заседание)
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования»
Круглый стол: Активистское исследование
как метод самообразования
Модератор: Дмитрий Виленский
Участники: группа Alterazioni video (Италия),
Андреас Зикманн и Алиса Крайшер (Германия),
Марсело Экспозито (Испания) и др.
Поддержка: Немецкий культурный центр им.
Гете, Институт Сервантеса
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
7 сентября 2006, 19.00
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования»
Лекция-перформанс. Андреас Зикманн и Алиса
Крайшер. Опыт работы над проектом «Ex-Argentina»
Поддержка: Немецкий культурный центр им.
Гете
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2,
Выставочный зал (в основной экспозиции)
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
8 сентября 2006, 12.00 – 14.00 (утреннее
заседание)
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования»
Круглый стол: Кураторские практики как
стратегия самообразования
Модератор: Дарья Пыркина
Участники: Петр Быстров, Дмитрий Виленский,
Виктор Мизиано, Анатолий Осмоловский,
Марсело Экспозито
Поддержка: Институт Сервантеса
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
8 сентября 2006, 15.00 – 17.00 (вечернее
заседание)
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования»
Круглый стол: Учась вместе
Модератор: Дмитрий Виленский
Бояна Пишкур (Словения), Фабрика Найденных
Одежд (Россия)
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
8 сентября 2006, 19.00
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования»
Лекция. Марсело Экспозито. Опыт
видеохудожника как автономная
политическая деятельность
Поддержка: Институт Сервантеса
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
8 сентября 2006, 22.00
TELE-DIVISION SHOW
Видеопрограмма молодых художников из
Чехии
Арт-Стрелка
Куратор: Алена Бойко
Берсеневская наб., д.14, стр. 5
254-06-22
9 сентября 2006, 12.00 – 14.00 (утреннее заседание)
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты несогласия.
Стратегии самообразования»
Круглый стол: От издательских коллективов к
читательским кругам
Модераторы: Давид Рифф/Дмитрий Виленский («Что
делать?»)
Участники: Дмитрий Гутов, Виктор Мизиано,
Алексей Пензин, Владислав Софронов, Марсело
Экспозито
Поддержка: Институт Сервантеса
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
9 сентября 2006, 15.00 – 17.00 (вечернее
заседание)
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования»
Круглый стол: Технологии и фантазирование: что
мы должны уметь, чтобы действовать
Модератор: Петр Быстров
Участники: группа Alterazioni video (Италия),
Марсело Экспозито (Испания)
Поддержка: Институт Сервантеса
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
9 сентября 2006, 21.00
EUROPE IS UNDER CONSTRUCTION
закрытие проекта
концерт El Bandito/Голландия
клуб Blow-up
Переведеновский пер., 18
Вход 200 руб. для всех, кроме приглашенных и
аккредитованных гостей фестиваля
11 сентября 2006, 18.00
URBAN (STILL) LIFE
Кураторы: Ирина Горлова, Дарья Пыркина
ПРОЕКТ_FАБRИКА
Переведеновский переулок, 18
Tel.: +7(495) 265 39 26, 265 03 18
Выставка работает с 12 сентября по 1 октября
2006
С 10.00 до 20.00 ежедневно, кроме понедельника
11 сентября 2006, 18.00
СТОЛПОТВОРЕНИЕ. Специальный проект
Екатеринбургского филиала
Кураторы: Светлана Булатова, Анна Шалева
ПРОЕКТ_FАБRИКА
Переведеновский переулок, 18
Tel.: +7(495) 265 39 26, 265 03 18
Выставка работает с 12 сентября по 1 октября
2006
С 10.00 до 20.00 ежедневно, кроме понедельника
11 сентября 2006, 20.00
АКТЫ. ОТ «СТОЙ» ДО «КТО ИДЕТ»
Кураторы: Дарья Пыркина, Алексей Сосна
Зверевский центр современного искусства
ул. Новорязанская, д. 29, стр. 4
(095) 265-61-66, 256-12-10
Выставка работает с 12 сентября по 1 октября
2006
С 12.00 до 18.00 ежедневно, кроме понедельника
12 сентября 2006, 19.00
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования»
Лекция. Группа «Alterazioni video» (Италия). No think, no
plan, no sleep
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
13 сентября 2006, 17.00
МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА: ОТ 180º ДО 360º
Куратор: Анна Харькина
Московский музей современного искусства,
зал 3
ул. Петровка, д. 25
(495) 200-28-90, 231-44-08
Выставка работает с 14 сентября по 1 октября
2006
С 12.00 до 20.00 (вход до 19.00), понедельник с 12:00
до 19:00 (вход до 18.00) кроме вторника
15 сентября 2006, 21.00
ACOU. Оркестр тоталитарного джаза
Концерт
клуб Blow-up
Переведеновский пер., 18
Вход 150 рублей для всех, кроме приглашенных
и аккредитованных гостей фестиваля
16 сентября 2006, 18.00
ПРОГРАММА ПЕРФОРМАНСОВ
Музей и общественный центр им. Сахарова,
двор
ул.Земляной вал, д.57, стр.6
254-06-22
22 сентября 2006, 21.00
РАСЧЛЕНЕНКА. Видеопрограмма
Арт-Стрелка
Куратор: Дарья Пыркина
Берсеневская наб., д.14, стр. 5
254-06-22
19 сентября 2006, 19.00
ФОРМЫ И СУБЪЕКТЫ НЕСОГЛАСИЯ. СТРАТЕГИИ
САМООБРАЗОВАНИЯ. Видеопоказ
Демонстрация видео, не вошедшего в основную
экспозицию.
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
27 сентября 2006, 18.00
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования»
Доклад. Якоб Якобсен (Дания). Опыт работы
Копенгагенского Свободного Университета
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
27 сентября, 19.30
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования»
Круглый стол: Опыт проектов «Неподчинения».
Занни Бегг (Австралия), Марко Скотини (Италия)
Модератор: Дмитрий Виленский
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
30 сентября 2006, 16.00
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования»
Видеопоказ «Художник как часть атакующего
множества»
Мастер-класс Ольги Киселевой
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
30 сентября, 18.00
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования»
Лекция. Фредерик Мофра, Арно Эльфор, Патрик
Бернье и Олив Мартин, Кристин Лаке (Франция).
Опыты организации автономных
образовательных и выставочных проектов во
Франции.
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
30 сентября 2006, 18.00
КОНФЕРЕНЦИЯ «Формы и субъекты
несогласия. Стратегии самообразования»
Лекция. Фредерик Мофра, Арно Эльфор, Патрик
Бернье и Олив Мартин, Кристин Лаке (Франция).
Опыты организации автономных
образовательных и выставочных проектов во
Франции.
Государственный Центр современного
искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2, Малый зал
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492
www.ncca.ru
30 сентября 2006, 20.00
Подведение итогов IV МЕЖДУНАРОДНОГО
ФЕСТИВАЛЯ МОЛОДОГО ИСКУССТВА «СТОЙ! КТО
ИДЕТ?»
Клуб «Кекс»
Программа вечера:
Подведение итогов фестиваля «Стой! Кто идет?»
Выступление группы HydroФоника.
Показ избранных видео работ художников
фестиваля «Стой! Кто идет?»
Видеопрограмма от клуба «Кекс»
ул Тимура Фрунзе д.11/34
246-08-64
Само-образования
Кураторы: Дарья Пыркина,
Петр Быстров, Дмитрий Виленский
Проект инициирован
Обществом «Радек» и рабочей группой «Что
делать?»
Участники: группа Alterazioni
video (Италия), группа Bijari (Бразилия), группа
Communitaria TV (Аргентина), группа Contra file (Бразилия),
группа Etcétera (Аргентина), Занни Бегг (Австралия),
Андреас Зикманн и Алиса Крайшер (Германия),
Елена Ковылина (Россия), Хуан Пабло Масиас (Мексика),
общество «Радек» (Россия), Оливер Ресслер (Австрия),
Фабрика найденных одежд (Россия), группа «Что
делать?» (Россия), Марсело Экспозито (Испания)
Государственный Центр
современного искусства
Зоологическая ул., д. 13, строение 2
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 495 254 98 53, +7 495 2548492 www.ncca.ru
Выставка работает с 7 сентября по 1
октября 2006
С 13.00 до 20.00 ежедневно, кроме понедельника
Стратегии самообразования, механизмы
социальной коммуникации, новые способы
построения коллективного взаимодействия –
таковы основные темы центральной выставки
и семинара в рамках Четвертого
международного фестиваля молодого
искусства “Стой! Кто идет?”
Каким образом человек формирует свою среду,
какими критериями руководствуется в
своем развитии? Каковы перспективы
самоорганизующихся структур и как они
могут выстраивать свои отношения с уже
сложившимися институциями власти? Способны
ли они заменить традиционные формы
образования, или, по крайней мере, оказывать
давление на эти институции, вовлекая их в
процесс (само)образования?
В последнее время мы наблюдаем кризис
образовательных ценностей во всем мире.
Знаковой приметой этого кризиса стал
упадок теории и практики дисциплинарного
гуманистического идеала образования,
которое вменяло его обладателю осознание
своих гражданских прав и обязанностей.
Воспитание солидарности, достоинства,
понимания своего места в истории,
способностей к участию в политической
жизни уже не рассматриваются как
необходимая часть любого образовательного
процесса. Сегодня дисциплинарная автономия
образования оказывается ненадежной
гарантией его защиты от посягательств
рынка, особенно в ситуации, когда подорвана
ее основа – бесплатность, обеспеченная
государственным финансированием.
Образование все больше становится
инструментом политики корпораций и рынка,
заинтересованных только в получении
рентабельной и послушной рабочей силы. Эта
сервильность образования представляет
угрозу творческому и живому развитию
общества. Противостоять этому мы можем
путем распространения и производства
альтернативных форм знания, продолжающих и
развивающих освободительные традиции
разных образовательных практик, задействуя
потенциал новой композиции
производительных сил общества. Именно
поэтому реализация различных форм
несогласия, осуществление живого диалога с
традицией, наличие исторического сознания,
способность и желание влиять на ход событий
– это ключевые задачи, как в рамках
политического дискурса, так и на территории
искусства.
В актуальном художественном процессе мы
видим эти тенденции на все более
многочисленных примерах отказа от
мифологизации и товарного фетишизма,
построения моделей вне-иерархических
коллективов и стремления строить свою
практику на основе различных методов
активистского исследования. Новые «субъекты
несогласия» в искусстве и культуре
стремятся избегать институциализации и
проводят эксперименты со свободным
распространением произведенных ими (контр)знаний.
Они отказываются от роли отчуждающего
посредника между культурой и публикой и
стремятся создавать «пространства участия».
В этом смысле, множество проектов в
современном искусстве обладают
неотчуждаемой самообразовательной
ценностью и являются реальной
альтернативой доминирующим школам и
академиям.
Для России стратегии самообразования
представляются особенно важной проблемой.
В условиях практически полного отсутствия
какой-либо сформированной и приведенной в
соответствие с реалиями сегодняшнего дня
структуры образования в области
современного искусства – как теории, так и
практики – исторический опыт «самоучительства»,
«самиздата» и проч., играет особую роль.
Восходящие еще к XIX веку традиции
конфиденциальных кружков, находящихся на
полулегальном положении, в оппозиции к
официальным институтам, и во многом
сформировавшие наиболее яркие явления
российской мысли и культуры, по-прежнему
востребованы и имеют серьезный потенциал.
Помимо экспозиционной части запланирована
серия конференций и круглых столов,
предполагающих взаимодействие участников
и заинтересованной публики. К дискуссии
приглашен широкий круг художников,
теоретиков и активистов, которых в своей
практической деятельности переосмысляют
модели образования.
Марсело Экспозито
Marcelo Exposito,
Испания;
редактор журнала Brumaria,
участвующего
в 12-й Документе; последний
6-й номер Net Art)
Первое мая (город-фабрика), 2004,
61'
Радикальное воображение (Карнавалы
сопротивления), 2004, 60’
Видео «Первое мая (город-фабрика)»
и «Радикальное воображение (Карнавалы
сопротивления)» - два проекта из серии Entre sueños
(Между Пробуждением и Сном), посвященной
анализу усиления волнений, вызванных
глобализацией, и новым социальным (протестным)
движениями в главных городах на фоне
производящихся мер по реструктурированию
архетипических и исторических образов
современного города.
В первом видео из серии «Первомай
– город-фабрика», 2004, Марсело говорит с
Паоло Вирно о метафоре "виртуозности"
как предварительном условии текущих форм
трудовых взаимоотношений и новых
политических движений. Здесь
прослеживается развитие от фордизма к
постфордизму на примере
реструктурирования завода Lingotto/Fiat в Турине.
Затем внимание сосредотачивается на
работе итальянской группы Chainworkers (Сетевики
– работники различных транснациональных
сетевых структур) и ее действиях в течение
празднеств Первомая в Милане. Враждебное
вмешательство в "институцию первого мая",
т.е., в историческое, политическое и
символическое пространство, занятое
конфликтами, связанными с понятием труда,
является признаком существования новой
формы "неустойчивого потенциала" в
городской социальной культуре.
«Радикальное воображение (Карнавалы
сопротивления)» касается проблемы "Глобального
карнавала против капитала", акции,
организованной движением Reclaim the Streets (Верни
себе улицы) в Лондоне 18 июня 1999, которая
привела городскую коммерческую жизнь к
бездействию. Лондон-Сити, мировой
финансовый центр и пункт концентрации
международного капитала, был парализован, и
протест сделался эпицентром политического
движения, который апроприировал идею
карнавала как инструмента, указывающего на
новые подходы оккупации и формирования
общественного пространства в недавно
зародившемся Альтер-глобалистком движении.
Одна из ключевых тем, разрабатываемых
Марсело Экспозито – искусство на службе
общественных интересов. Помимо
осуществления собственно художественной
деятельности, Марсело выступает как
куратор, теоретик искусства, со-издатель
журнала «Брумария», видео- и медиа-активист.
В основном он работает в области видео, реже
– фотографии. Среди интересующих его
проблем – конфликтные моменты
национальной и мировой истории,
восстановление исторической памяти (проекты
«Почетные урны», 1990; «Не забыть ничего» 1996 –
1997, в соавторстве с Габриэлем Вильотой и
Фито-Артуро Родригесом и др.),
антимилитаризм, политическое измерение
телесности, идентичность и субъективность.
Исследование политических
институциональных пространств,
существующих в рамках системы
представительной демократии, и спорных
территорий между ними приводит его к поиску
альтернативы, к попыткам формулирования
механизмов взаимодействия искусства и
политики в рамках прямой, радикальной
демократии (выставка «Недомогание свободы»,
1998; видео «Радикальное воображение (карнавалы
противостояния)», 2004).