ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

        
 
 В МИРЕ
 В МОСКВЕ
В РОССИИ 
В ПИТЕРЕ 
В
ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА 
ТЕКСТЫ 
НАВИГАТОР
 АРТ ЛОНДОН
 - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
 С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА  ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР 
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
  
        
Мой частный город Россия
Павел Микитенко.
15 января 2008
| <Последний 
живописный проект Павла Пепперштейна – 
один из серии жестов творческой интеллигенции в сторону государственной власти. 
Первым телодвижением, или движением духа в эту сторону стала выставка «Верю», 
обозначившая собой «метафизический поворот» в современном российском искусстве. 
Этот декларированный отказ искусства от связи с политикой приводит к тому, что 
политика начинает распоряжаться искусством по своему усмотрению. И художникам, 
лишившимся связи с ней, остается занимать лишь площадку идеологии, в качестве 
своеобразного гетто выделенную им властью. Последние работы Анатолия 
Осмоловского, «Россия, которую мы потеряли» Владислава Монро, «Русская идея» 
Макаревича и Елагиной – вот еще несколько шагов, устремленных на встречу с 
властью в идеологическом пространстве. На встречу, желанным документальным 
оформлением которой должен стать государственный заказ и сотрудничество на благо 
отечества. Такая активная реакция художественной среды на натяжение государством идеологического поля от гражданина к государству Россия, от маленького я каждого к большому Я президента вполне понятна. Идеологическое пространство предоставляет искусству новый контекст, и что более важно – новый способ коммуникации с обществом. То, чего не в состоянии обеспечить стремящийся к единственному означаемому денег контекст рынка, и уже потерявший свою продуктивную новизну контекст масс-медиа. Идеология – это новый, на наших глазах формируемый государственной властью уровень общественной коммуникации. И только в этом смысле «новое российское» идеологическое искусство схватывает дух времени. | 
| <Культурное болотце российской 
идеологии Серию картин, являющихся одновременно эскизами архитектурных 
проектов «застывшей в камне» российской идеологии Пепперштейн представил в новой 
галерее Риджина на Винзаводе, - культурном центре получившим инициацию и 
символический капитал в ходе вышеупомянутого проекта «Верю». Эти эскизы, 
созданные для воплощения в виде города-утопии под названием Россия где-то между 
Москвой и Ленинградом, он сопроводил открытым письмом президенту страны и мэрам 
Москвы и Петербурга. Эти государственные чиновники и должны реализовать его 
художественный замысел. | 
| <Идеологический галлюциноз «новых российских» И все же, несмотря на соблюдение необходимых культурных кодов, предлагаемые 
художником образы очевидно слишком субъективны, чтобы подходить всем. Но такая 
попытка создания государственной мифологии, снимающей в себе все противоречия 
реального общества, заведомо обречена на провал. И выставка Пепперштейна лишь 
выражает беспомощность деполитизированного сознания, берущегося за эту задачу. В 
качестве российского сказочника Пепперштейн может предложить лишь культурные 
коды и образы, выразить лишь «эстетические интересы» российской интеллигенции. 
Проблема в том, что искусство «о России» стремиться наполнить своими образами и 
позитивным смыслом пространство, созданное и поддерживаемое не иллюзорным 
единством русского народа и не еще более иллюзорным единством российской истории 
и культуры, а именно властью. Для коммуникации с обществом современным 
художникам, делающим новое российское искусство – то есть искусство «для 
россиян» и «из России» - нужно символическое пространство, закрепленное 
институциализированной властью. И оттого их орудующее такими 
сверхгенерализованными абстракциями как Россия искусство – либеральное, а не 
авангардистское. Или, полемизируя с Пепперштейном: это искусство идеологическое, 
а не утопическое. То есть обслуживающее власть и ее необходимость в 
воспроизводстве социальной реальности.  | 
| <Властный аффект художественной интеллигенции Ответ о значении этой художественной позиции в новых условиях дают сами социальные условия и производимые ими отличия в отношении искусства и общества. Каково же основное из отличий, которые заключены в новой общественной конфигурации, сформированной на территории России с того времени, когда СССР прекратил свое существование? Применительно к проблематике художественного сознания в его связи с государством и обществом самым существенным различием нового российского общества от советского является его классовый характер. Если еще в семидесятых Луи Альтюссер, рассуждая о проблемах идеологии и гуманизма, всерьез называл советское общество бесклассовым, то общество современной России движимо все более и более кристаллизующимися антагонизмами. Если сегодня и не вполне уместно использовать понятие класса с его прикованностью к пролетариату как залогу прогрессивного движения истории, то в отношении антагонизмов, вместе с вытекающим из них государственным насилием и институциализированным исключением, ситуация предстает в своей очевидности. Короче, в пространстве общественной коммуникации социально неангажированная позиция с ее иллюзиями всеобъемлющей мифологии не существует. Идеологический контекст, в который без особенных усилий втягивает большую часть художественной интеллигенции власть, не предполагает неангажированных этим контекстом высказываний. «Новые Российские» художники аранжируют идеологию группы получившей государственную власть, и эта идеология не может выражать интересы всех граждан. Предпосылая созданные в проекте Город Россия образы насыщенному властным аффектом символическому пространству государственной власти, художник привлекает инвестиции желания государственной власти. А художественные произведения вырастают в цене, насыщаясь властным аффектом. Но это задающее сегодняшнее положение художника стремление к власти уже осуществленной в государственных законодательных и исполнительных институтах не имеет ничего общего со стремлением к власти авангардистов, на которых ориентирован в своем проекте Павел Пепперштейн. Авангардисты стремились дать власть по устройству мира не государству, а самому свободному творческому импульсу, не признающему никаких внешних символических предписаний вроде означающего «Россия», вокруг которого и кружат хоровод предложенные Пепперштейном грезы. Делая российское искусство, то есть искусство «из России» и «для россиян», художники отказываются от власти, данной им природой их занятия, в пользу государственной власти, дающей им оправдание, признание и представление об объективности. «Метафизический поворот» искусства на деле означает поворот к установившейся власти рынка и государства. Поворот в сторону существования при этой власти в качестве навевающего сладкие грезы «опиума народа». | 
| <"Школа манифестации". Анализ результатов работы Давида Тер-Оганьяна и Ильи Будрайтскиса в Бурже в октябре 2007. Павел Микитенко. 15 января 2008> | 
| 
 |