ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Текст короткого выступления Сергея Сенькина на конференции EVA-2001

(секция "Доступ к культурному наследию: аудиовидеоархивы и фонды")
4 декабря 2001 г.

К сожалению, я не представляю структурный состав собравшейся аудитории - сколько здесь разработчиков, а сколько архивных работников. От этого многое зависит. Однако надеюсь то, что я хочу сказать, будет интересно и полезно и тем и другим.
Прежде всего, позвольте поблагодарить докладчиков за их интересные и весьма познавательные доклады.

Надеюсь, вас не очень удивили мои нудные вопросы, касающиеся объемов финансирования ваших проектов и основных направлений вложения полученных средств.
Сейчас я постараюсь объяснить вам, чем вызван этот интерес.
Хотелось бы отметить, что в двух докладах <    > есть много общего и хорошо всем знакомого.
Кстати, этих докладов могло бы быть значительно больше. Видимо у других творческих коллективов из Томска, Новосибирска, Нижнего Новгорода не было времени и денег приехать сюда.

Что же общего в прочитанных и непрочитанных здесь докладах?

1. Докладчики представляют большие фотоархивы национального значения с одной стороны, а также технологические и научные организации с другой, которые обладают большим практическим опытом работы в данной сфере.

2. Они посетили ряд Фондов и получили там деньги.

3. Потом пошли и купили серверы (IBM, Compaq, Dell), базы данных (Oracle, DB2, SyВase, слава богу IBM купил Informix).

4. Затем разработали свой софт. Последний пока не доведен до ума, но скоро все будет хорошо.

5. Проделали значительный объем по оцифровке - оцифровали 1 - 2 - 3 - 4 – 5 тысяч единиц фотоматериалов.

(Я не знаю почему, но часто на результаты этой оцифровки без слез невозможно смотреть.
В чем дело? Люди не умеют сканировать? Так научите!
Как можно искать в цифровом архиве фотки по цвету, если сканировщики не знают, что такое точка белого?
Плохие сканеры? А зачем вы их тогда покупали?
Кстати, непонятно зачем в фотоархиве цифровая камера CoolPix и почему нет пленочных сканеров?)

6. Сделали сайты своих архивов.
Извините, питерцы будут делать его в следующем году на второй грант Форда. А вот РАО уже сделали, только почему-то это сайт американской компании Али-Баба и в основном на американском языке. По-видимому, это было одним из условий предоставления одного из многочисленных грантов - Интерньюс, Открытое Общество, ЮНЕСКО, РФФИ...

6. В ближайшее время планируется запустить электронную коммерцию.
Кстати, это очень интересный момент! Что произошло кардинальное в архивном сообществе?
Совсем недавно при слове коммерция архивисты шарахались, как черт от ладана, крестились и говорили - мы ничего не имеем права продавать, мы всего лишь хранители.
И вдруг такая потрясающая подвижка в сознании! Очень интересно, что же все-таки произошло, может быть, архивы передали в собственность тем, кто их охраняет.

Но вернемся к представленным разработкам.
Казалось бы, все нормально, люди работают, промежуточные результаты налицо и виден свет в конце тоннеля. К большому сожалению, это не так.
То, что принимается за свет в конце тоннеля всего лишь одна из лампочек служебного освещения, а до конца еще довольно далеко.

Что будет дальше?
1. Необходимы будут новые более производительные серверы.
2. Закупка дополнительных лицензий СУБД и оплата дорогой ежегодной поддержки.
3. Электронная коммерция 24х7 потребует повышения надежности системы за счет кластеризации.
4. Кластеризация потребует приобретения SAN на FC.
5. Архивирование больших объемов данных потребует покупки ленточной библиотеки.
6. Использование библиотеки совместно с СУБД потребует покупки и поддержки дорогого архивирующего софта LEGATO.

И все это в ущерб и за счет главной задачи – ОЦИФРОВКИ ФОНДОВ!

Большие надежды на электронную коммерцию?
Однако, когда все это будет сделано, то окажется, что ваше появление на рынке ФИ особенно никто и не ждал и не выражает по этому поводу большой радости. Более того, вас просто в упор не видят, даже через Интернет.

После некоторого шока придется анализировать, что и почему.
Когда ответ будет найден, то придется создавать свою сеть онлайновых и оффлайновых дилеров.
И это еще не все, так что до конца тоннеля путь довольно длинный и до него можно и не дойти, особенно, если в Фондах отключат капельницы.
Так не пора ли посмотреть на проблему комплексно с учетом нищенских российских условий.
Даже удивительно, почему в рамках этой и других конференций, посвященных данной тематике до сих пор не сделан анализ мирового и отечественного опыта в данной области.
А ведь там есть очень много интересного и поучительного.
Десятки миллионов единиц хранения в аналоговых фондах, миллионы единиц в онлайне, сотни миллионов долларов годовых продаж, из которых половина в онлайне, миллиардные капитализации профильных компаний.
Я понимаю, что вас это очень воодушевляет и дает надежду на будущее.
Но поймите, вы же не Getty Images, Corbis или Knight Ridders.

Те, кто вошел в этот тоннель, по-видимому, будет идти до конца (пока есть капельницы), так как обратной дороги для них нет.
А те, кто в задумчивости стоит у его входного портала, задумайтесь, стоит ли в него соваться.
В конце концов, если вы хотите летать, то совсем не обязательно конструировать свой самолет или покупать его.
Надо просто купить билет - это гораздо проще, дешевле.

Вы спросите меня, чем вызвана столь эмоциональная реакция на ваши выступления?
Двумя причинами.
Во-первых, когда после вас появляешься в Фондах, в которых вы уже побывали и получили свои капельницы, тебе говорят, что они уже отправили пару экспедиций по данному маршруту и денег на следующую у них нет.
Во-вторых, разве вы не чувствуете свою личную профессиональную ответственность за то, что происходит в ваших архивах. Ведь на те деньги, которые вы уже получили и еще получите, можно было бы оцифровать (отсканировать и атрибутировать) не одну сотню тысяч уникальных фотоматериалов, которые уже сегодня были бы в обороте и приносили архивам так необходимые им деньги для продолжения начатых работ вне зависимости от внешних источников.

Вы скажете, что сделаете это завтра и, в крайнем случае, послезавтра. Но, к сожалению, не дай бог, сегодня ваш архив в очередной раз зальет канализация или водопровод, а может случиться пожар, и эти сотни тысяч бесценных фотографий будут навсегда утеряны.
Вам не кажется, что в этом будет и часть вашей вины.
Коллеги мы не 82-м и даже не 92-м году, мы в новом веке, на носу 2002 год.
Так не пора ли все-таки что-то поправить в консерватории...
Вы можете спросить, какое я имею право так категорично говорить?
Просто все, что вы делаете или еще собираетесь делать, давно сделано.
120 тысяч фоток в онлайне с возможностью мгновенной покупки.
Кстати, их уже сегодня продается только в России на $10K в месяц.
Сколько стоит эта система?
Да ничего не стоит по сравнению с затратами на разработку ее аналога с нуля или приобретения тиражной версии.
Как быстро ее можно настроить под ваши требования?
Я думаю за пару недель, хотя это во многом зависит от вас.
Какое оборудование и базовый софт вам необходимо иметь и сколько они стоят?
Ничего не надо покупать.

Итак, подведем итоги.

Нужны архивам серверы с инженерным персоналом? Нет!

Нужны ли архивам сканеры с квалифицированными сканировщиками для широкомасштабной оцифровки их фондов? Нет!

Все эти заботы надо отдать специализированным командам на аутсорсинг.

Задача архивов – атрибуция!

Так что давайте стараться поднять профессионализм наших решений как можно выше плинтуса.

Реакция на выступление.

Поспел как раз к Питерскому докладу г-жи Любомировой из Государственного архива
кинофотофонодокументов.
Все в ее выступлении в принципе было по опубликованному тексту + еще ряд интересных деталей.
1. Они и не собираются цифровать с высоким разрешением.
2. Электронная коммерция будет работать следующим образом - клиент находит в
онлайне нужную фотку и посылает мыло Тете Маше, та передает заказ Бабе Глаше, которая сканирует, когда будет время хайрезолюшин на планшетных сканерах AGFA E-50 и T-2000 или CoolPIXом особо ценные материалы

3. Теперь по деньгам.
Они уже потратили $100K от Форда!, еще $70K на подходе.... (это были ответы на мои вопросы, которые были признаны не тактичными, ведь в приличном обществе не принято говорить о деньгах....)

Второй докладчик был из Института Келдыша и долго рассказывал об их трудном пути проб и ошибок, исканий и надежд на светлое будущее.
С гордостью говорил о том, как они искали и совершенно случайно нашли во время перелета на самолете из Штатов в Россию или обратно американские деньги :-)

После их выступлений я попросил слова.
Надежда Браккер дала его с большой неохотой и предупреждением, что мы все не в графике и, если можно, то коротко - пару тройку минут.
Но и этого не получилось, так как после моего вступления интересанты дружно вскочили и зашумели, что они не могут понять, в чем дело, о чем речь, они честные девушки....
И вообще, кто я такой, откуда явился и как меня сюда пустили!
...
Позже выяснилось, что наша система хорошо им известна и является для них ориентиром на БУДУЩЕЕ...

После докладов был перерыв, и была возможность пообщаться с выступавшими.
Больше всего мне было жалко Любомирову.
После того, как я объяснил ей, что к чему и что за $170К можно оцифровать, по крайней мере, половину их полумиллионного архива с высоким разрешением и весь с низким, мне кажется ей стало просто плохо.
А  представитель “Келдыша” вместе с улыбчивой коллегой с напором пел свою песню о том, что они не потратили ни копейки российских денег. Что это американские деньги, добытые ими лично, потом и кровью!
И вообще они не обязаны отчитываться, на что они их потратили и не должны делать бесплатно русскоязычные архивные сайты.
Более того, прежде чем цифровать архивы с высоким разрешением, нужно создать полные каталоги с фотками низкого разрешения для того, чтобы люди получили к ним доступ.
Я пытался сказать им, что пока они все сделают ПОСТЕПЕННО В ПОЛНОМ МАСШТАБЕ и СО СВОЕЙ МЕТОДОЙ ОСВОЕНИЕМ ДЕНЕГ их архивы несколько раз зальет прорвавшийся водопровод и канализация или они, не дай бог, вообще сгорят!
Зачем тогда ваши каталоги?

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO