ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
ФОТОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
1 февраля в ВГБИЛ состоялся Круглый стол
"Образование и информация в области
современного искусства", организованный
отделом искусства ВГБИЛ. Ольге Синицыной удалось
собрать достаточно представительную компанию
искусствоведов и руководителей наиболее
известных арт институций, причастных как к
образованию, так и к информационной поддержке
современного искусства. Можно отметить лишь
отсутствие представителей некоторых
исключительно онлайновых информационных
ресурсов. Но судя по оставшимся
невостребованными беджам, таковые приглашались,
но по каким-то причинам не пришли. Жаль. Я во
всяком случае не просто не счел возможным
проигнорировать давно напрашивавшееся
обсуждение, но сдвинул все дела, чтобы
поучаствовать в нем. Тем более, давно назрела
необходимость поделиться своими взглядами на
ближайшие перспективы онлайновых
информационных ресурсов, занимающихся
современным искусством и, что еще важнее, на их
взаимодействие с арт институциями. Самый же
главный довод не пропустить мероприятие,
поначалу ощущавшийся исключительно
бессознательно, стал очевидным после некоторых
выступлений. Но об этом чуть ниже.
Программа заседания состояла из двух частей:
образование в области современного искусства и
информационные ресурсы в области современного
искусства и их роль в поддержке современного
искусства.
Признаюсь, мало что понимаю по первой части,
поэтому некоторые выступления просто не берусь
обсуждать.
Тем более, что Ольга Синицынв и Наталья
Копелянская (отдел искусства ВГБИЛ) обещали
прислать оцифрованную запись всех выступлений
уже в понедельник. В понедельник мы разместим их
здесь RealAudio файлами.
***Ситуация изменилась. В понедельник, 5.02 в 19:30
организаторы прислали СТЕНОГРАММУ ЗАСЕДАНИЯ
***
Желающие могут сразу перейти к стенограмме.
Можно также попадать из этого краткого обзора в
разделы стенограммы, соответствующие
обсуждавшимся вопросам.
Прочитав в стенограмме выступления Екатерины
Деготь, Георгия Никича, Виктора Мизиано и Андрея
Ерофеева, надеюсь, вы легко поймете тот самый
"главный довод".
Утреннее заседание.
Традиционное
и альтернативное профессиональное образование
художников, архитекторов, дизайнеров,
искусствоведов.
1. Евгений Асс (МАрХИ).
2. Вера Дажина (Школа современного искусства
"Свободные мастерские")
3. Иосиф Бакштейн (Институт проблем современного
искусства)
4. Екатерина Деготь (выступила и от себя лично, и
от института ПРО АРТЕ, Петербург)
Досталось как всегда всем. Истфак МГУ застрял в XIX
веке. То есть традиционная школа и современное
искусство живут в параллельных мирах. Художники -
жертвы грантовой болезни, практически иждивенцы.
Искусствоведы - едва вменяемы, а многие - вовсе
нет.
Для меня устные тексты Деготь имеют особое
свойство. Когда их слушаешь, попадаешь под
плотный интеллектуальный пресс, обаяние
цельности мысли и ясности изложения. Несогласие
в частностях или в общем может возникнуть позже
или при чтении.
5. Николай Селиванов (РГГУ)
6. Леонид Бажанов (ГЦСИ)
С короткими репликами выступили Андрей Ерофеев
(похоже, теперь Третьяковка) и представительница
Суриковского училища (увы, не записал ее фамилию).
Андрей Ерофеев пытался дознаться у Леонида
Бажанова как директора Государственного центра
современного искусства о государственной
политике в этой области, намекая, а при
несогласии с ответом, говоря прямо, что эту
политику определяет или по крайней мере должен
определять сам ГЦСИ.
Арт-менеджмент
и искусство в условиях рынка.
1. Георгий Никич (МШСЭН)
2. Алексей Лебедев (МШСЭН)
Вели речь в том числе и о наимоднейшем,
пиар-технологиях в области искусства. Гергий
Никич неспешной строгостью и выверенностью
текста компенсировал некоторую его сложность
для понимания. Чем совершенно не удовлетворился
Иосиф Бакштейн и запросил у Никича
дополнительных объяснений по поводу
пиар-технологий. Впрочем, остался не
удовлетворен и ими.
Просветительские программы для широкой аудитории.
1. Виктор Мизиано (ХЖ)
Оговорившись, что просветительской деятельность
занимается совсем недавно (телевизионная
передача на канале "Культура"), вспомнив
годы проведенные в экскурсионном отделе ГМИИ им.
Пушкина, парадоксальным образом редуцируя
сегодняшнюю ситуацию к собственным схемам,
Мизиано вывел, что просвещать практически некого
(отсутствие Другого) и что очень короток ряд
медиально привлекательных персонажей
современного актуального искусства. Последнее
типично для телевидения. В любых программах
желательны узнаваемые лица. С другой стороны
узнаваемость сейчас достижима только через
телевидение.
Остальные заявленные участники не явились. Это
тоже может быть косвенным свидетельством
состояния дел с просветительством.
Дневное заседание.
Роль музеев и галерей.
1. Андрей Ерофеев (ГТГ)
Конечно нельзя свести все выступление Ерофеева к
сентенции "если раньше музейные работники в
первую очередь заботились о сохранности
экспонатов, то теперь им впору оберегать от
экспонатов закуски и выпивку гостей,
собирающихся в музейных залах". Однако
тональность выступления она отражает.
Парадоксальная стилистика заданная Мизиано в
последнем выступлении перед перерывом была
успешно поддержана Ерофеевым.
2. Андрей Ипполитов (Эрмитаж)
Говорил о совместной с ПРО АРТЕ программе, о
перспективах сотрудничества с Фондом
Гугенхейма, о музейной ситуации в Питере вообще.
Вирус предыдущих ораторов зацепил и его. В
результате музейная ситуация приобрела
гробовой, склеповый оттенок.
3. Алексей Лебедев
(МШСЭН, проект "Виртуальный музей")
Представил Музей будущего http://future.museum.ru
Фактически это была презентация проекта.
Предварил ее показом уже хорошо известного "Музея
русского примитива", номинанта прошлогодней
награды.ру
в номинации "Музейные сайты".
Весьма логично тексты "на заданную тему"
музеев с их проблемами, инициирующими
парадоксальность текстов, завершились показом
конкретной работы - музея виртуального.
Здесь же была реплика, что посещаемость Лувра
виртуального в прошлом году в два раза превысила
посещаемость реального. От себя добавлю - не
только Лувра.
Роль специализированных СМИ, традиционных и электронных изданий.
1. Виктор Мизиано (ХЖ)
И здесь Виктор не изменил себе и вместо рассказа
о «ХЖ» в
35 номерах которого описана история и
проблематика актуального отечественного
искусства 90-х годов задался вопросом об
аудитории такого рода журналов в России и о их
необходимости-ненужности. Придя к парадоксу и
здесь - профессионалам удобнее устное общение.
2. Андрей Толстой (Пинакотека)
О более традиционном и вероятно самом солидном
российском журнале (теперь уж скорее альманахе) в
области искусства рассказал традиционно и
просто.
3. Ирина Алпатова
Представила проект Art- Chronica - www.Artlife.ru в
первую очередь как инвестиционный. Направленный
на привлечение инвестиций в искусство и на
продажу произведений искусства.
4. Юрий Пластинин ( www.artinfo.ru
)
Это уже о себе. Объективности ради я
поинтересовался мнением принципиального
человека, которому доверяю.
Оно очень похоже на то, что я написал по поводу выступления-показа
Лебедева. То есть тексты предыдудущих
выступлений "на заданную тему"
завершились показом конкретной работы. В нашем
случае - банка данных российского
искусства (1300 художников, 6600 изображений) и НовостейИскусства@ARTINFO
c одноименной модерируемой рассылкой
5000 подписчикам.
Поскольку никто из куста www.guelman.ru - www.gif.ru
не явился, я показал наиболее впечатливший
меня в прошлом году их проект - Бюллетень
арт-сайтов www.gif.ru/art,
в котором сегодня анонсируют свои свежие
материалы практически все достойные арт-сайты
рунета. Разумеется сделал это не спроста.
Примерно тоже я предложил собравшимся делать с
нашей, самой читаемой рассылкой новостей в
области искусства. То есть включать свою
информацию, посылать ее нам. Модерировать
собственные выпуски, когда такой информации
наберется достаточно на еженедельную рассылку.
Мы открыты для такого сотрудничества.
Участие в рассылке безусловно блокирует
увеличение количества ежедневных посетителей
сайтов, дающих в рассылку свою информацию. Зачем
без нужды ходить на сайт, коль раз в неделю я
получу подборку всех наиболее важных новостей. И
уж после, по конкретному поводу посещу
конкретные адреса. Высший пилотаж, когда в
материалах рассылки дается ссылка не на страницы
сайта НовостейИскусства@ARTINFO,
а непосредственно на страницы с более подробной
информацией, авторы-владельцы которых, вообще
говоря, могут и не знать о ссылке на них.
Это, на мой взгляд, соответствует открытости
информации. Тогда как правдами и неправдами
загонять посетителей к себе на сайт есть насилие.
Этакий информационный неототалитаризм.
Чтобы не быть лукавым, должен объяснить, почему
легко давать не свои, а внешние, "чужие"
адреса. Читатель знает
организаторов-модераторов рассылки и ее
источники. Я имею ввиду не только себя, но и
приглашаемых (см. выше) модераторов и авторов. На
сегодня это Сергей Тетерин (ТетернинНьюс)
и Николай Кононихин (Арт-Питер).
Уверен, в ближайшее время их будет больше.
1. Ольга Шишко (Media Art Lab)
Рассказала про основные достижения новой
инстититуции. Симпозиум Pro&Contra, состоявшийся в
мае 2000, собравший сильный состав участников,
фактически главное достижение Media Art Lab.
Последовавшая за этим альтернативная программа
последнего Московского кинофестиваля, к
сожалению с совершенно не вменяемым конкурсом
киношных веб сайтов, тоже очевидное достижение.
Фестиваль www.da-da-net.ru
который Ольга всегда называет в портфолио Media Art
Lab, на самом деле был затеян московским Центром
современного искусства Сороса совместно с
Артинфо. Ольга вместе с Татьяной Могилевской
были кураторами 1-го фестиваля. Во 2-м Ольга была
единоличным куратором. Затем ЦСИС прекратил
существование, поэтому Артинфо естественным
образом не признает чьих-либо единоличных прав
на этот Фестиваль. Другое дело Фестиваль Trash-art
внутри Фестиваля. Вот это уже авторский проект
Алексея Исаева и Ольги Шишко. И он целиком и
полностью может быть на счету Media Art Lab.
Это так, частности. Но мне они всегда режут слух.
Увы, следующих выступающих я уже никак
не мог послушать, так как Ольгин доклад
завершился в 17:30, а плановое окончание заседания
было в 17:00. Исходя из этого времени, на 18:00 я уже
имел другие обязательства.
Как бы то ни было, приношу свои извинения не
услышанным докладчикам, в том числе и главному
организатору Круглого стола, Ольге Синицыной,
поставившей свой доклад последним в программе.
Надеюсь, в понедельник выложим звуковые файлы, и
все будет в порядке.
Ю.П.
Вверх