>       ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

55Венецианская биеннале 1 июня - 24 ноября 2013 года>

ПРЕССА:

МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #100>
МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #100. МАН на 55 Венецианской биеннале. В Российском павильоне - Вадим Захаров "Даная">
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #101>
МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #101. МАН на 55 Венецианской биеннале. Основной проект и национальные павильоны>

Россия не догнала Анголу. Вручены призы 55-й Венецианской биеннале. - Анна Толстова. Коммерсант, 3.06.2013>

В первый же час после открытия павильона России на 55-й Венецианской биеннале к нему выстроилась очередь. Такого раньше в истории знаменитой выставки не было>
Ольга Кабанова - Ведомости, 31.05.2013
>

48 проектов параллельной программы биеннале:

1 июня - 24 ноября 55-я Венецианская биеннале "Encyclopedic Palace/ Энциклопедический дворец". Превью 29 - 31 мая.
Массимилиано Джиони (Massimiliano Gioni), куратор и зам. директора нью-йоркского Нового музея назначен куратором 55-й Венецианской биеннале 2013 года. Был куратором 4-й Берлинской биеннале и Манифесты 2004 года. ArtReview - 31.01.2012>
Массимилиано Джони назвал основной проект биеннале загадочным именем «Энциклопедический дворец» (Encyclopedic Palace). Название заимствовано у  итало-американского художника-самоучки и архитектора Марино Аурити, разработавшего в 1950-х годах проект Encyclopedic Palace, который так и не был претворен в жизнь. 136-этажный небоскреб (на тот момент самый высокий в мире) по замыслу Аурити должен был входить в комплекс памятников и музеев в историческом центре Вашингтона National Mall. «Это бредовый сон, где переплетены знание и безумие, образы реальные и воображаемые», — охарактеризовал основной проект куратор.
Среди 150 участников основного проекта наши Виктор Алимпиев, Евгений Козлов и фотограф Николай Бахирев. Кроме того, среди участников основного проекта художник галереи Риджина Сергей Зарва. Алимпиев и Бахарев так же работают с галерей Риджина>
Виктор Алимпиев участник основного проекта биеннале «Энциклопедический дворец»
Золотой лев за лучший национальный павильон присужден ангольскому проекту "Луанда. энциклопедический город. Художник Edson Chagas">
Жюри, возглавляемое куратором Tate Джессикой Морган, Золотого льва за лучшую работу в международной выставке "Энциклопедический дворец" присудило постановщику перформансов  Tino Sehgal (Великобритания).
55-я Венецианская биеннале 1 июня - 24 ноября 2013 года.

Австрийская художница Мария Лассниг (Maria Lassnig) и итальянский скульптор Мариса Мерц (Marisa Merz) станут обладательницами «Золотых львов» 55-й Венецианской биеннале за вклад в искусство. Вручение премий состоится 1 июня 2013 года во время церемонии открытия биеннале.
Мария Лассниг родилась в 1919 году в Каппель-ам-Краппфельде, живет и работает в Вене. В 1943 году, недоучившись, она была вынуждена покинуть венскую Академию изобразительного искусства, поскольку ее работы были причислены к «дегенеративному искусству». Лассниг является одним из основоположников информализма в австрийском искусстве. В 1980 году ее работы были представлены в павильоне Австрии на Венецианской биеннале, в 1982 и в 1997 годах Лассниг участвовала в выставках современного искусства «Документа» в Касселе. «Более шестидесяти лет Мария Лассниг создавала свою личную энциклопедию саморепрезентации и использовала живопись как инструмент самоанализа. В свои 93 года Лассниг представляет собой уникальный пример упрямства и независимости».
Мариса Мерц родилась в 1931 году в Турине, живет и работает в Милане. Является участницей движения арте повера. Была участницей Венецианских биеннале в 1980, 1988 и 2001 годах (в 2001 году удостоена Специального приза жюри), участвовала в «Документе» в Касселе в 1982 году. «Мерц пришлашает посмотреть на мир с закрытыми глазами — так художница назвала свою выставку 1975 года With Closed Eyes, The Eyes Are Extraordinarily Open».
55-я Венецианская биеннале 1 июня - 24 ноября 2013 года. Национальный павильон России.
Художник - Вадим Захаров. Проект "Даная".
Куратор - Удо Киттельман.
В первый же час после открытия павильона России на 55-й Венецианской биеннале к нему выстроилась очередь. Такого раньше в истории знаменитой выставки не было>
Ольга Кабанова - Ведомости, 31.05.2013
>
Впервые за долгую историю Павильона инсталляция Вадима Захарова объединила оба этажа здания, построенного знаменитым русским архитектором Алексеем Щусевым и открытым в 1914 году. Сюжет инсталляции "Даная" разворачивается вокруг древнегреческого мифа о Данае. По мотивам этого мифа созданы многие произведения мирового искусства, наиболее известным из которых является одноименная картина Рембранта (1636-1647), хранящаяся в Государственном Эрмитаже. 15 июня 1985 она подверглась нападению маньяка, облившего холст серной кислотой и сделавшего в нем два разреза.
<Вадим Захаров. Даная Павильон России, Венеция, 2013 Виды инсталляции Фото: Даниил Захаров>
Вадим Захаров: "В инсталляции мы имеем две точки зрения – сверху и снизу (в центральном зале павильона прорублена огромная квадратная дыра в нижнее выставочное пространство, вокруг которой построена алтарная преграда с подушками для колен). Опустившись на колени и заглянув вниз, мы можем понять и ощутить, что присутствуем при уникальном процессе материализации мифа. Через огромную дыру в полу мы попадаем в другое смысловое и поэтическое пространство, куда и летят с пирамидального потолка "золотые монеты".
Внизу мы видим женщин с зонтиками, которые предохраняют их от болезненных ударов монет. Нижний зал разрешено посещать только женщинам. Здесь нет никакого сексизма – лишь следование "логике анатомического строения" мифа. Мужское попадает внутрь только сверху, в виде денежного дождя. Нижний уровень павильона – "пещера-утроба", еще сохраняющая покой, знание и память".
Накануне открытия выставки Киттельман сказал: "Я очень рад возложенной на меня ответственной и одновременно сложной задаче - курировать выставку Вадима Захарова в Павильоне России. Я курирую национальный павильон второй раз: в 2001-м году в павильоне Германии мною была организована выставка немецкого художника Грегора Шнайдера. При этом между этими случаями есть большая разница. Тогда я выбрал художника, который казался мне наиболее интересным для показа на Венецианской биеннале. Теперь же Вадим Захаров предложил для себя куратора, о котором знает, что тот, с момента их давней встречи в конце 1980-х годов, считает его одним из самых значительных интернациональных художников".
Киттельман о проекте: "Миф о Данае, с античности и до наших дней постоянно бытующий в искусстве, получает новую интерпретацию в работе Вадима Захарова, представленной в Павильоне России. Греческий миф о божественном оплодотворении Данаи может быть прочитан по-разному: золотой дождь как метафора соблазнения Данаи отсылает к аллегории человеческих страстей и желаний, но в то же время является аллегорией развращающей власти денег.  В своей инсталляции Захаров придает античному мифу современное временнóе измерение. Философские, сексуальные, психологические и культурные фрагменты собираются воедино в театрализованной композиции, которая занимает все залы павильона.
Скульптурные, изобразительные, перформативные элементы создают круговорот материальных вещей (монеты, шелуха от орехов, лепестки розы и сами зрители). В этом "перформансе в пяти актах" Захаров показывает значимость мифологических воплощений обществу, которое более не питает к ним никакого доверия".
<Вадим Захаров. "Одна Даная" Монета, 2013 >
 ◄28 февраля 2013 в Stella Art Foundation состоялась встреча Вадима Захарова, художника, представляющего Россию на 55-й Венецианской биеннале, Удо Киттельмана, куратора выставки в Павильоне, и Стеллы Кесаевой, комиссара Павильона, с российскими и зарубежными журналистами.
25.10.2012. Комиссар павильона России Стелла Кесаева объявила о назначении куратора выставки в павильоне России на 55-й Венецианской биеннале. Им стал Удо Киттельман, директор Национальной галереи Берлина и целого ряда государственных музеев Берлина.
Стелла Кесаева объяснила свой выбор: "В апреле 2012 года было принято решение о том, что Россию на Венецианской биеннале 2013 года представит Вадим Захаров. Решение пригласить Удо Киттельмана родилось совместно с Вадимом Захаровым. Так получилось, что впервые курировать выставку в павильоне России будет не только гражданин другой страны, но и один из наиболее знаменитых кураторов в области современного искусства. Это важный и ответственный шаг, который раскрывает нашу основную задачу. Мы хотим, чтобы российское искусство перестало быть изолированным и о нем заговорили всерьез на самом высоком международном уровне. Я счастлива, что Удо Киттельман разделяет нашу позицию и согласился работать над проектом".
German curator enters Russian territory at Venice // The Art Newspaper, 01.03.2013>
 
Удо Киттельман.
Родился в 1958 году в Дюссельдорфе, Германия.
С 2008 года он занимает пост директора Национальной галереи Государственных музеев Берлина. В его подчинении находятся Старая и Новая Национальные галереи и музей современного искусства Гамбургер Банхоф, Музей Берггрюна, Коллекция Шарф-Герстенберга и Собор Friedrichswerdersche. С 1987 по 1993 год Удо Киттельман был независимым куратором, организовав за это время около 100 выставок. С 1994 по 2001 год он занимал должность директора Кунстферайн в Кельне. В 2001 году Удо Киттельман был комиссаром павильона Германии на Венецианской биеннале, который получил главную награду выставки "Золотого льва" за лучший национальный павильон с проектом Грегора Шнайдера Totes Haus u r. Между 2002 и 2008 годами Удо Киттельман был директором Музея современного искусства во Франкфурте. Автор многих статей и эссе о современном искусстве. В 2012 году он занял 37-е место в ежегодном рейтинге Power 100 журнала Art Review.
24 апреля 2012 в Фонде Stella Art комиссаром Российского павильона на 55-й Венецианской биеннале 2013 года был объявлен художник, который будет представлять Россию - Вадим Захаров. Более подробная информация о проекте и о кураторе выставки будет объявлена в конце 2012>
Вадим Захаров.
Родился в 1959 году. В 1982 году окончил Московский педагогический институт. Работал как самостоятельно, так и в соавторстве (с Сергеем Ануфриевым, Игорем Лутцем, Виктором Скерсисом, Иваном Соколовым; с 2008 года участник групп "Капитон" и "Корбюзье" вместе с Юрием Лейдерманом и Андреем Монастырским). Участвовал в выставках Апт-арта и "Клуба авангардистов" ("КлАва"). В 1992 году организовал Pastor Zond Edition, выпустившее более 60 изданий (в том числе журнал-альманах "Пастор"). Участник крупных международных художественных проектов: 49-й Венецианской биеннале (2001), выставок "Берлин — Москва / Москва — Берлин, 1950–2000" (Берлин, Москва, 2003–2004), Russia! (Нью-Йорк, 2005). Автор памятника Теодору Адорно во Франкфурте (2003) и "Монумента утопии", сделанного для выставки "Павел Филонов. Очевидец незримого" (Санкт-Петербург, 2006). В 2006 году стал лауреатом Государственной премии в области современного искусства "Инновация", в 2009 году получил Премию Кандинского. В настоящее время живет и работает в Берлине и Москве.
Комиссар павильона России на Венецианской биеннале, как и в 2011 году, Стелла Кесаева.  
Стелла Кесаева - глава фонда Stella Art Foundation, лауреат премии "Инновация" 2010 года>
 
Стелла Кесаева.
Президент Stella Art Foundation, некоммерческой организации, основанной в ноябре 2003 года. Целью фонда является культурный обмен, поддержка российского искусства и молодых художников, а также создание музея современного искусства в Москве. Указом Министерства культуры РФ Стелла Кесаева была назначена комиссаром павильона России на Международной художественной выставке — Венецианской биеннале в 2011, 2013 и 2015 годах.
Stella Art Foundation был организатором выставок Вадима Захарова:
"Вадим Захаров, Андрей Монастырский. Охота на мышь" (Stella Art Foundation на Мытной улице, 2004)
"Вадим Захаров. 25 лет на одной странице" (Государственная Третьяковская галерея, 2006)
"Вадим Захаров. Уроки в будуаре" (Stella Art Foundation в Скарятинском переулке, 2006)
В параллельной программе 55-й Венецианской Биеннале 48 проектов.

Проекты с участием российских художников и российских институций
:
1 июня - 6 октября в рамках параллельной программы 55-й Венецианской Биеннале Фонд V-A-C представляет совместный проект Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского "Параллельные конвергенции". Превью 29-31 мая.
Куратор - Nicholas Cullinan. Casa dei Tre Oci/ Giudecca – Zitelle>
29 мая - 15 сентября рамках параллельной программы 55-й Венецианской Биеннале — La Biennale di Venezia — Московский музей современного искусства представляет проект «Трудности перевода» — масштабную выставку современного российского искусства, исследующую тему непереводимости укорененных в культурном контексте работ в период глобализации. Выставка объединяет более ста работ из коллекции ММОМА и других государственных музейных и частных собраний, выполненных за последние сорок лет. Куратор Антонио Джеуза.
Открытие 29 мая. Ка Фоскари Эспозициони, 3246 Dorsoduro, 30123, Венеция, Италия>
Участники: Юрий Альберт, Никита Алексеев, Сергей Ануфриев, Синий суп, Сергей Братков, Александр Бродский, Эрик Булатов, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Елена Елагина, Семен Файбисович, Андрей Филиппов, Римма и Валерий Герловины, Людмила Горлова, Обледенение архитекторов, Дмитрий Гутов, Анна Ермолаева, Алиса Йоффе, Илья Кабаков, Виталий Комар и Александр Меламид, Ирина Корина, Валерий Кошляков, Александр Косолапов, Олег Кулик, Сергей Леонтьев, Антон Литвин, Владимир Логутов, Игорь Макаревич, Владислав Мамышев-Монро, Андрей Монастырский, Сергей Мотолянец, Владимир Немухин, Тимур Новиков, Борис Орлов, Перцы, Павел Пепперштейн, Виктор Пивоваров, Александр Пономарев, Гия Ригвава, Михаил Рогинский, Юрий Шабельников, Сергей Шутов, Леонид Соков, Алена Терешко, Авдей Тер-Оганьян, Вадим Захаров, Константин Звездочётов и другие.

Понятие «глобальной деревни», сформулированное более полувека назад, превратилось из теоретического построения в практическую реальность. Технический прогресс упростил и ускорил международную коммуникацию. Глобальная сеть, которая пронизывает мир сегодня, серьезно усилила проницаемость географических, политических и экономических границ. Однако глобализованный мир все же не является однородным. И хотя коммуникация стала проще, ее эффективность по-прежнему зависит от ясности понимания между ее участниками. Адекватный перевод — один из важнейших факторов успешной коммуникации. Каждый раз произведение искусства проходит процесс адаптации с контекстом и местом, в котором оно демонстрируется. Исторические, политические и культурные различия, языковой барьер и разные подходы к теоретическому анализу — все это может вызывать непонимание и, следовательно, требует более глубоких объяснений.
Современная история показывает, что, несмотря на падение «железного занавеса» в декабре 1991 года, ознаменовавшего конец изоляции России и ее включение в «глобальную деревню», перевод по-прежнему остается основополагающим элементом, который обеспечивает адекватное понимание отдельных произведений искусства и смысловых слоев, которые они несут. Во многих случаях процесс перевода — это сложная процедура, которая, помимо буквального переложения вербального сообщения, требует дополнительного разъяснения исторической, культурной, политической, социальной, экономической среды, которые обусловили создание работы, и отсылки к которым присутствуют в произведении. Художник Олег Кулик получил международное признание после серии перформансов «человек-собака» в 1990-х годах. Понять смысл такого радикального художественного образа можно, если принять во внимание общий контекст жестких экономических реформ, начатых первым российским президентом Борисом Ельциным. Эти реформы, получившие название «шоковая терапия», были направлены на переход всей страны от социализма к капитализму. Также знание контекста позволяет понять, почему телефильм «Семнадцать мгновений весны» (1973) стала источником вдохновения для нескольких российских художников, в то время как для западного зрителя он не значит почти ничего.
Выставка «Трудности перевода» объединяет работы, выполненные в разных техниках — живопись, рисунок, скульптура, видео, инсталляция, перформанс — известными российскими художниками, как уже получившими международное признание, так и молодыми авторами. Внимательно отобранные куратором на основании их особенной «непереводимости», эти работы особенно трудно расшифровать, не обладая базовым знанием «российского контекста», в котором они появились. Работы будет сопровождать «расширенный перевод» — пояснительная статья наподобие толкового словаря с указанием ключевых отсылок, которые облегчат «прочтение» и позволят зрителям понять смысл произведения и соотнести его с мировым художественным контекстом. К выставке будет выпущен иллюстрированный каталог со статьями о каждой работе. Дополнением к выставке станет образовательная и научная программа — видео просмотры, лекции, перформансы и междисциплинарная конференция.
Выставка пройдет в университете Ка Фоскари, известном центре изучения славистики в Италии. В университете также существует Центр изучения культуры России (CSAR), целью которого является исследование исторического и культурного наследия России и развитие связей с ведущими российскими культурными институциями.

29 мая в 13:00, за час до открытие Российского павильона, у остановки vaporetto Giardini, рядом с местом для швартовки крейсерских яхт около мостика Rivadei Sette Martiri Сергей Катран провел акцию "Минное поле - территория искусства". На водах Венецианского залива Катран установил арт-мины, которые по замыслу автора должны будут противостоять засилью «пошлости, коммерциализации, вторичности» в пространстве (или на территории) современного искусства. 
Конечно, перформанс не остался без внимания венецианской водной полиции, которая прибыла на место заранее. Но, как рассказали очевидцы, никаких действий полиция предпринимать не стала и вскоре покинула место акции.
30 мая в Венеции, в Ca' Foscari перформанс Олега Кулика и Hermes Zygott "Aspiration">
29 мая - 15 сентября в рамках Параллельной программы 55-й Венецианской биеннале Московский музей современного искусства представляет персональную выставку американского художника Барта Дорсы "Катя". Куратор Дмитрий Озерков. Fondamenta delle Zattere, Dorsoduro 417 — 30123 Venezia. Открытие 30 мая.


<Барт Дорса, Диптих 2; Серия Кроссроудз 3, 2012 год Серебряно-коллодиевые фотопластины Размер работы 122,5 см х 29 см Предоставлено Бартом Дорса>
Проект «Катя» — это выставка серебряно-коллодиевых фотопластин и бронзовых скульптур, представленных в специально организованном темном пространстве. Он рассказывает личную историю русской девушки, случайно встреченной американским художником. Катя, главный персонаж выставки, воплощает в себе архетип мифического перепутья (crossroads) — заглавной темы в работах Дорсы.
Катя родилась на Дальнем Востоке в семье кондитера и электрика местного дома культуры. Когда ей было 3 года, родители расстались, а ее мать обратилась к религии и приняла постриг. Мать и дочь перебрались в монастырь и жили там, пока Кате не исполнилось 13 лет и они вместе не переехали в Москву. Обретя свободу в мегаполисе, Катя оказалась в среде экстремальной субкультуры, связанной с различными формами модификации тела.
Катин жизненный путь — 10 лет строгой монашеской жизни и последующее погружение в московский андеграунд — отражен на ее лице и теле. Запечатляя ее образы на стекле и в бронзе, Дорса схватывает топографию перепутья — мифического места, существующего «между мирами», и одновременно глубоко личным моментом в жизни, связанным с переходом от страдания к просветлению. Кажущиеся на первый взгляд одинаковыми, образы Кати, воспризводимые с одержимой повторяемостью, создают симфонический эффект. Язык тела говорит о балансировании на грани между провокативностью и ранимостью. Пронзительный психологический портрет героини является в то же время портретом автора.
Выбор техники — коллодиевой фотографии — предопределен увлеченностью Барта мифологией американских индейцев, в особенности поверием, что фотограф может украсть душу, и его верой в уникальную выразительную способность коллодиевого процесса, его способность отражать тончайшие нюансы. Художника вдохновила мощная энергетика изображения, увиденного им в Национальном архиве США — это был выполненный на стеклянной пластине портрет человека, подозреваемого в убийстве Авраама Линкольна. Дорса отправился в Европу изучать старинную технику фотогрфии, и позже много эксперементировал с подбором камеры и объектива и изготавливаемыми вручную реактивами. Чтобы добиться желаемого эффекта Дорса постепенно отсекал лишние элементы, пока не решил совсем отказаться от камеры в пользу камеры-обскуры. Модель и автора, который держит пластину, разделяет только старинная оптика объектива — изображение напрямую «отпечатывается» на стекле.
Создание фотопластины — это долгий и трудоемкий процесс. Многократно повторяемый, он становится своего рода ритуалом, особой формой творческой медитации. Художник сравнивает себя с провидцами из аллегории Платона: «Скованные цепями, они видели лишь тени на стене пещеры, которая была им тюрьмой. Именно так я вижу тени своего подсознания. Камера-обскура — моя пещера. Я прикован к ней, и, пытаясь поймать тени своего подсознания, я пристально всматриваюсь в изображения на пластине, отраженные от лиц и тел тех, кто проходит перед моим 160-летним объективом».
Выставка Барта Дорсы в Венеции объединяет большое количество новых работ, созданных за последние 3 года. Бронзовые скульптуры, которые выставляются впервые, фактически являются продолжением фотографической техники. Они берут от фотографии способность воспроизводить объект и словно выходят из темной плоскости стеклянной пластины, чтобы обрести объем и телесность.
27 мая - 10 июля в Ca' Foscari (Dorsoduro 3246) выставка питерского медиа арта, организованная питерской CYLAND Media Art Lab и университетом Ca' Foscari. Участники: Анна Франц, Елена Губанова и Иван Говорков, Марина Колдобская, Виталий Пушницкий, Петр Белый, Александр Тереберин, Петр Швецов, Людмила Белова, Александра Дементьева>
C 1 июня по 24 сентября инсталляция Жени Шефа „Мертвый дом“ будет представлена на выставке Personal Structures в Палаццо Бембо рамках параллелльной программы биеннале. „Мертвый дом“  является попыткой осмысления драматического события истории – убийства Царской семьи в стенах Ипатьевского дома в Екатеринбурге в 1918 году. Основываясь на документальном материале, художник передает в живописных миниатюрах идиллическую домашнюю обстановку каждодневной жизни Царской семьи, противопоставляя ей гипотетическое пространство, где произошло  убийство.  Трехмерные лайтбоксы, на которых воссоздается внешний вид Ипатьевского дома, а также компьютерная  анимация мрачных интерьеров погружают зрителя в атмосферу произошедшей трагедии.
Выставку Personal Structures представляет голландская некоммерческая организация GlobalArtAffairs.
31 мая в 17.30 на набережной dell Arsenale в Венеции (Италия) состоится открытая пресс-конференция CF Art Group, где будет продемонстрирована в действии динамическая скульптура «РОССИЯ – ПОПРОБУЙ ЗАВАЛИ». Этот арт-объект был создан на основе победившей во всероссийском конкурсе арт-концепций идеи «Россия – неваляшка. Страна Ванька-встанька». Конкурс арт-концепций  с темой «Национальная идея России» проводился с декабря 2012  по март 2013.  Победитель Виталий Сабуров получил Гран-при в размере 300 000 рублей от организаторов конкурса – Дениса Саунина и Георгия Мамина
Некоторые из проектов параллельной программы:
29 мая - 28 июля в Serra dei Giardini (между Арсеналом и садами) "Музей всего" представляет инсталляцию Carlo Zinelli (1916–1974), одного из ключевых итальянских художников-самоучек, родившегося в 100 км от Венеции>
31 мая в 15 часов в PALAZZO LOREDAN IN CAMPO SAN STEFANO Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина проводит презентацию каталога Жанны Кадыровой "Альбом 2013". Будучи достаточно молодым автором, Кадырова, тем не менее – одна из наиболее влиятельных фигур в актуальном художественном процессе, охватывающим пространство России и Украины. Так, в Москве с участием Жанны Кадыровой было организовано несколько знаковых и принципиальных для современного российского искусства выставок: «Урбанистический формализм» (ММОМА 2007), «Завоеванный город» («Риджина», 2009), «WC» (2010), «Учебная тревога» и «ВКЛ. ВЫКЛ.» (2011), «Angry Birds» (2012). Четыре последние выставки были проведены Фондом>
29 мая - 15 сентября сразу на двух площадках: в Zitelle, Zuecca Project Space и в церкви Sant'Antonin Ай Вейвей представляет проекты "Напрямую" и "S.A.C.R.E.D."
<Ai Weiwei, "S.A.C.R.E.D." (detail, E ntropy), 2011-2013. Six-part work composed of (i) S upper, (ii) A ccusers, (iii) C leansing, (iv) R itual, (v) E ntropy, (vi) D oubt. Six dioramas in fiberglass and iron, each 377 x 198 x 153 cm. Courtesy the artist and Lisson Gallery>
1 июня - 3 ноября в Ca' Corner della Regina выставка фонда Прада "Когда отношения становятся формой: Берн 1969/ Венеция 2013". 29 - 31 предпоказ. Кураторы: Джермано Челант в диалоге с Томасом Демандом и Рэмом Кулхасом. Так называлась выставка легендарного куратора Харольда Зеемана, устроенная в бернском кунстхалле в 1969 году и вошедшая в историю искусства  в качестве реализованного радикального подхода куратора к организации выставки как к созданию лингвистической среды. Выставка 69 года породила серьезные художественные, архитектурные и собственно кураторские дебаты. Подчеркивание и выделение перехода из прошлого к настоящему с сохранением сложной идентичности привело к решению "привить" тогдашнюю выставку  в структуру Ca' Corner della Regina во всей полноте: со стенами и этажами кунстхалле, с инсталляциями и отдельными работами, включая их относительные расположения, фактически встроив разграниченные белыми стенами пространства бернского кунстхалле в украшенные фресками залы венецианского палаццо. В пространства бернского кунстхалле в 69-м вторглось поколение молодых революционных художников, а теперь их вторжение, по замыслу Челанта, вторгается в исторические пространства палаццо.
<Харольд Зееман. 1969 год>
Суперпозиция пространств продуцирует новые и неожиданные отношения как между самими работами художников, так и между ними и пространствами, в которых они находятся. Намерение состоит в том, чтобы вдохнуть новую жизнь в выставочный процесс, чтобы уйти от фото и видео документации, а буквально испытать событие и проанализировать его обстоятельства тогда и сейчас. Выставочный проект предполагает понимание, что язык, с которым выставка была организована, и отношения между работами, изложенные куратором, стали фундирующим элементом истории современного искусства. Подготовка выставки велась в тесном контакте с художниками, их наследниками и фондами, с Гленном Филипсом, куратором Исследовательского института Гетти, в котором хранится архив и библиотека Харольда Зеемана. Большинство работ предоставлено музеями и частными коллекциями, некоторые сделаны заново, что потребовало значительной исследовательской работы.
Издан том, который трудно назвать каталогом, скорее это коллективное научное исследование, включающее как документальные материалы выставки 69 года, эссе Челанта и два его диалога  с Демандом и Кулхасом, так и статьи авторитетных историков, теоретиков, кураторов и критиков: Gwen L. Allen, Pierre Bal-Blanc, Claire Bishop, Benjamin H.D. Buchloh, Charles Esche, Boris Groys, Jens Hoffmann, Chus Martínez, Glenn Phillips, Christian Rattemeyer, Dieter Roelstraete, Anne Rorimer, Terry Smith, Mary Anne Staniszewski, Francesco Stocchi, Jan Verwoert>
29 мая - 1 ноября в Национальной библиотеке Марчианы (пл. Сан-Марко) проект Lore Bert: 5 зеркальных скульптур  в бумажном окружении - "5 платоновских элементов".
1 июня - 24 ноября Институт Ramon Llull (IRL) в рамках параллельной программы представляет выставку "25%"/ Каталония в Венеции (San Pietro di Castello).
1 июня - 24 ноября в северном Арсенале (Torre di Porta Nuova) музей Гугенхайм представляет четырехканальную видеоинсталляцию Shirazeh Houshiary "Дыхание". На 4-х экранах буддистские, христианские, мусульманские и еврейские молитвы.
1 июня - 24 ноября в палаццо Марчелло (San Marco, Rio Terà degli Assassini) выставка молодых китайских художников, организованная Global Art Center Foundation>
1 июня - 24 ноября в палаццо Contarini Polignac (Dorsoduro 874, Accademia) Пинчук арт центр представляет работы 21 номинанта Future Generation Art Prize.
1 июня - 24 ноября в cеверном Арсенале выставка "Cовременное искусство Азербайджана и соседей". С участием Таус Мукачевой>
1 июня - 24 ноября в cеверном Арсенале выставка к 20-летию участия китайских художников в Венецианской биеннале, отражающая изменение произошедшие за этот период в отношениях Китая с Западом>
1 июня - 24 ноября в палаццо Бембо GlobalArtAffairs Foundation представляет выставку с интернациональным составом художников - "Персональные структуры". Выставка демонстрирует широкий диапазон индивидуальных подходов художников ко Времени, Пространству и Существованию, вне зависимости от их национальной принадлежности. Среди участников много звезд, таких как Абрамович, Буржуа, Гиллик,  Гормли, Грахам, Кошут и других. Кураторы: Karlyn de Jongh и Sarah Gold>
1 июня - 30 cентября в палаццо Barbarigo Minotto фонд Antonio Mazzotta представляет выставку Омара Галльяни "Мечта о Евразии. 987 свидетельств. Итальянское отношение". Приверженец культуры Возрождения, владеющий  старинными техниками рисунка, считает что итальянская ренессансная традиция способна установить диалог между европейской и азиатской культурами. Основная метафора проекта - овал евразийского лица, представляющий лица миллионов.

До 10 июня в Историческом музее выставка Галльяни
«Лицо и Душа», масштабная инсталляция размером 3 на 18 метров составленная из 48 портретов российских женщин>
ПРЕССА:

Россия не догнала Анголу. Вручены призы 55-й Венецианской биеннале. - Анна Толстова. Коммерсант, 3.06.2013>
Куратор российского павильона и по совместительству директор берлинской Национальной галереи Удо Киттельман заранее предупреждал, что России ничего не светит по политическим причинам. Хотя золотой дождь Вадима Захарова, иронически проинтерпретировавшего миф о Данае, был вполне достоин "Золотого льва", тем более что Россия чуть ли не впервые попала в самый передовой художественный тренд: голоса издевательской критики капитала доносились из лучших национальных павильонов.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2203356

В первый же час после открытия павильона России на 55-й Венецианской биеннале к нему выстроилась очередь. Такого раньше в истории знаменитой выставки не было
Ольга Кабанова
- Ведомости, 31.05.2013
Работа Вадима Захарова «Даная», сделанная для главного события в мире современного искусства — Венецианской биеннале, представляет нашу страну в высшей степени адекватно — монументально, основательно, умно и неполиткорректно. Собственно говоря, представляет и весь современный мир, стоящий на власти денег, человеческих мужских амбициях и женских, тоже человеческих, слабостях. Впрочем, не только современный — миф о Данае и проникшем в нее под видом золотого дождя Зевсе давно родился. Захаров этот миф вслед за многими художниками воспроизводит, продолжая искусство вообще и Рембрандта в частности. Получилось универсальное произведение.
Сочинение многозначное, обращенное к интеллекту, с размышлениями о мироустройстве, с иронией по поводу желания исправить базовые человеческие инстинкты — стремление к обладанию и богатству. И в то же время «Даная» зрелищна и притягательна, обращена к самым простым «сорочьим» порывам — поднять блестящую монетку, смотреть в колодец, посмеяться над чужой мелочной алчностью. В приведенном в каталоге разговоре художника с куратором нашего павильона Удо Киттельманом Захаров говорит, что «Даная» — «замок, к которому подходят ВСЕ ключи». И, как ни странно, это правда.
Устроена «Даная» концептуалиста Захарова так. На крыше павильона стоят антенны — ловцы информации, которая ведет к обогащению. На входе — а он на втором этаже — под потолком на жердочке сидит типичный успешный клерк, грызущий арахис. (Пояснение: английское слово peanuts в значении «мелочь» употребил в 1994 г. спикер правления Deutsche Bank, говоря о долгах, равных нынешним трем миллиардам евро; Захаров давно живет в Германии.) На стене призыв к джентльменам (он продолжится через зал) наконец признаться в похоти, жадности, нарциссизме, демагогии, цинизме, грабеже и прочих явных пороках. В следующем зале со стеклянного потолка сыплются блестящие золотые монетки. Сквозь пробитое в полу квадратное отверстие, огороженное невысокой «алтарной преградой», они падают золотым дождем на первый этаж, в «утробу». Там царство женщин — только им выдают зонтики, чтобы монетки не ударили, и разрешают взять одну на память. Сверху видно, что не все выполняют обещание. Высыпавшийся «золотой дождь» складывают в ведро, поднимают его сквозь дырку в полу на второй этаж, откуда по транспортеру под пристальным вниманием другого «клерка» он попадает на крышу, откуда и сыплется.
Даже по пересказу понятно, как забавно все устроено. Очевидец добавит, что смотреть на сыплющиеся монетки со словами trust, unity, freedom, love можно долго, особенно встав на колени, на бархатную подушечку «алтарной преграды». Очевидица покажет, сколько «золота» добыла. Гендерная неполиткорректность Захарова мнимая, к женщинам он претензий не предъявляет только потому, что их, Данай, жадность демонстративна.
В списке материалов, из которых сделана русская «Даная», кроме антенн, лестниц, арахиса, двух джентльменов, 200 000 специально отчеканенных монет и 2000 зонтиков, значатся зрители. Публика не только носит и собирает монеты и глядит в колодец, она еще и веселится от большой и дорогостоящей захаровской игры, для которой пришлось переделать исторический павильон России.
Пока биеннале открыта только для профессионалов. Международное арт-сообщество ловит информацию, что высокочувствительная антенна. Через пять минут после открытия вокруг слышались советы «пойти к русским». Ведь там можно получить сувенир получше раскрашенных тряпичных сумок, которые выдают повсеместно.

Арт-директор 55-й Венецианской биеннале самый молодой за 110 лет - NY Times, 23/05/2012>

Арт-комиссар // Евгения Гершкович, Аэрофлот Premium, 01.05.2013>

"Секретный" проект Венецианской биеннале.
Радио "Культура", 01.03.2013
.
Проект художника-концептуалиста Вадима Захарова для Венецианской биеннале современного искусства засекречен, но будет дорогостоящим и экстраординарным. "Мы заключили соглашение о том, что мы не объявим ни одной детали до открытия биеннале", — заявил куратор российского проекта, директор Национальной галереи Берлина Удо Киттельман.
Воплощать замысел Захарова и Киттельмана поручили итальянскому бюро AltoFragile, которое занималось выставками Франческо Веццоли, Такеши Мураками и проектом "Пустые зоны" на прошлой биеннале.
К столетию павильона России на венецианской биеннале, который был выстроен в Садах Джардини по проекту Щусева в 1914 году, Stella Art Foundation подготовил серьезный труд "Русские художники на Венецианской биеннале", в котором впервые систематизирована история присутствия на престижном смотре.
В нынешнем году 55-я Венецианская биеннале пройдет с 1 июня по 24 ноября. Ее главной темой стал "Энциклопедический дворец", отсылающий к проекту итало-американского художника-самоучки Марино Аурити.

German curator enters Russian territory at Venice // The Art Newspaper, 01.03.2013>

МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #100>
МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #100. МАН на 55 Венецианской биеннале. В Российском павильоне - Вадим Захаров "Даная">
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #101>
МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #101. МАН на 55 Венецианской биеннале. Основной проект и национальные павильоны>

54-я Венецианская биеннале. 2011 год>
Метафизика Венеции, о пользе Искусства и потайной смысл Бьеннале.  Глеб Смирнов. 28 мая 2011 года.
53-я Венецианская биеннале. 2009 год>
На
53-й Венецианской Биеннале (4 июня - 22 ноября 2009 года) проект в национальном Российском павильоне называется «Победа над будущим». Куратор — Ольга Свиблова, комиссар — Василий Церетели, автор дизайна — Катя Бочавар. Открытие для прессы и гостей: 4 июня в 16:30.
Павел Пепперштейн - серия футуристических картин «Перспективы развития». Анатолий Журавлев - композиция «Черные дыры», из сотен миниатюрных (диаметром 1 см) фотографий исторических персонажей XX века. Андрей Молодкин - мультимедийная инсталляция «Красное и черное», включающая две стеклянные скульптуры с полыми силуэтами Ники Самофракийской. Алексей Каллима - фрески с трибунами, заполненными болельщиками футбольного матча (проект «Теорема дождя»). Ирина Корина - фонтаны, выполненные из старых цветных клеенок (проект «Фонтан»). Сергей Шеховцов - поролоновая инсталляция под названием «Картуш»  на фасаде павильона («мотоцикл, вырывающийся из поверхности). Георгий Острецов - инсталляция «Art Life, или Муки творчества», анфилада заброшенных комнат, в конце которой  за столом сидит механический манекен-художник, работающий над эскизами своих будущих проектов
>

52-я Венецианская биеннале. 2007 год>
1. Дмитрий Гутов и Давид Рифф - участники проекта Роберта Сторра в Арсенале.
2. Российский павильон
:
- Группа АЕС+Ф (Евгений Святский, Лев Евзович, Татьяна Арзамасова, Владимир Фридкес), «Последнее восстание»
- Инсталляция Андрея Бартенева “Connection Lost”
- Инсталляция Александра Пономарева «Волна»
- Инсталляции Александра Пономарева и Арсения Мещерякова «Душ»
- Инсталляция Александра Пономарева «Дворники»
- Net-art проект Юлии Мильнер “Click I hope”>
8 июня. Первые прогулки. Прием в музее Гугенхайм. 9 июня. Пресс-показ; часть I.9 июня. Открытие павильона России.Почти все увиденное 10-11 июня.VENICE IN PICTURES, PART I 51-я Венецианская биеннале. 2005 год>

50-я Венецианская биеннале. 2003 год>

<<О наших участниках здесь>
<<У "Возвращения художника" в Российский павилион Венецианской биеннале N50 теперь есть промо-сайт>   

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO