ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Путевые заметки Зинаиды Стародубцевой

Институции современного искусства: Аугсбург, Брегенц, Цюрих, Базель.
Зинаида Стародубцева. 13.4.2011.

Аугсбург.
 
Аугсбург, родина Б. Брехта, один из старейших городов Германии, основанный в самом начале первого тысячелетия и один из важнейших европейских городов в области текстильной промышленности на протяжении нескольких веков, во второй половине 20 века переживал не самые лучшие времена в этой области экономики. Об истории может рассказать музей текстиля (образцы тканей за 200 лет), а в одном из зданий, огромном Стеклянном Дворце/Glaspalast, построенном в самом начале 20 века (фото 1,2) , в 2006 разместился Центр современного искусства. Первоначально предполагалось, что все здание будет отдано под музей современного искусства, но в настоящее время часть пространства занимают офисы, правда, их интерьеры украшают произведения современного искусства. 
Предпочтение здесь отдается инсталляциям, мульти-медиа искусству и новой музыке. Одна из последних выставок была посвящена ретроспективе известных немецких художников М. и Д. Лёберт (Maik и Dirk Loebert ), работающих с публичным пространством с середины 1980-х годов. Когда-то они начинали в Кельне и Дюссельдорфе со скульптурных объектов из мусора, теперь они художники, получающие государственные субсидии на проекты в публичных пространствах.
Для Стеклянного дворца они специально создали произведение – покрасив опоры выставочного пространства в черный цвет.

Ретроспектива представляла собой анфиладу слайд-проекций, размещенных внутри стен белого куба.

В Центре есть библиотека и артотека, где из 140 произведений ( Базелиц, Ферг, Райнер, Киркеби и др.) можно взять на время несколько работ за вполне умеренную плату.
Брегенц.

Брегенц – самый западный город Австрии расположен на берегу Боденского озера и в последнее время связан с туризмом, которому способствует не только знаменитый театрально фестиваль с открытой в стороны озера сценой , но и активная культурная жизнь, производимая разными институциями, в том числе Кунстхалле. Здание было построено знаменитым швейцарским архитектором П. Цумптором в 1996. Оно сделано из стекла и стали, а внутри из цемента. Поэтому нередко на стены стараются вешать как можно меньше работ, отдавая предпочтение инсталляциям и объектам , а если что-то и вешают , то на временных стендах.

Среди тех, у кого были там персональные выставки С. Шерман, Я. Фабре, Л. Баумгартен, Т. Оурслер, Х. Фароки. Последняя выставка – проект молодой корейской художницы Х. Янг (Haegue Yang), представшей Корею на последней Венецианской биеннале. Вечером и ночью здание-куб похоже на светильник в экстерьере.

В Кунстферайне (выставочная программа существует с 1993, за это время здесь показывали В. Экспорт, Э. Елинек, Х. Зоберинг, Т. Моффат, Орлан, Б. Ондрейка и др. ) показывают мюнхенскую художницу А. Витт (Anna Witt), снимающую свое видео в публичных пространствах города и привлекающую к участию эмигрантов. А. Ермолаева в 2002 так же здесь выставлялась.

Цюрих.
 

История создания Дома искусств/ Кунстхаус начинается с 1787, года создания общества художников, а первое постоянное помещение для выставок появилось в 1885, здание музея в 1910, обладает собственной коллекцией, которое начиналось со щвейцарского искусства и готики, в начале 20 века дополнилось работами Ходлера, имспрессионистов, французской и голландской живописью, в середине 20 века появились работы А. Джакометти, О. Родена, М. Шагала и только в 1980 собрание работ, относящихся к дадаизму.
Почти все собрание Кунстхауса – это дары коллекционеров. Часть коллекции выставлена в постоянной экспозиции. На трех верхних этажах размещается коллекция современного искусства, представлена американская абстракция и поп-арт, работы немецких художников З. Польке, А. Кифер, А. Пенк, Ж. Базелитц, И. Бойс, видео-инсталляции швейцарской художницы П. Рист.

В настоящее время экспонируется большая выставка «Оригинальная копия», фотографии скульптуры с 1939 по настоящее время. Выставка организована нью-йоркским музеем МоМА, первым музеем искусства, ставшим собирать фотографию как произведение искусства. И в настоящее время фотоколлекция этого музея остается одной из самых значительных по набору имен известных фотографов. На выставке в Цюрихе были фотографии были представлены по тематическим разделам, например, не только фотографии середины 19 века монументальных скульптур Древнего Египта, скульптур готических соборов, греко-римского наследия как на его исторической родине, так и в музеях. В разделе, посвященном установке и свержению памятников экспонировалась работа И. Мухина. Лучше всего был представлен раздел сюрреалистических и дадаистических фото-коллажей с использованием манекенов (М. Дюшан, М. Рэй, Х. Белмер и др.)
 

Музей современного искусства Мигрос располжен на окраине Цюриха в здании бывшей пивоваренной фабрики Lowenbrau, переоборудованной в 1996 году центр для современного искусства. Кроме небольшого выставочного пространства музея, здесь еще несколько галерей, открытых в 2010.

 Музей имеет небольшую коллекцию произведений искусства (около 450 работ). Собственно коллекция, собираемая основателем сети супермакетов Мигрос Г. Дутвайлером с середины 1970-х годов, послужила поводом к основанию музея. В ее основе минимализм, немецкая живопись, а так же швейцарские художники. Среди известных имен М. Кателлан, Д. Гордон, Р. Тиравания,К. Вивердинг, П. Тек. В настоящее время коллекция пополняется после проведения выставок.
 

Cейчас в музее проходит небольшая выставка аргентинской художницы Н. Костантино (Nicola Costantino)из другого частного собрания современного искусства –Daros. Это собрание современного латиноамериканского искусства, основанное в 2000 году. Более 1000 работ с 1960х годов более 100 художников. Daros имеет самую большую в Европе библиотеку книг по латиноамериканскому искусству, выпускает книги и каталоги. С 2002 года действует постоянная выставочная программа в Цюрихе, в 2012 планируется снова открыть собственное помещение в Цюрихе неподалеку от музея Мигрос и одновременно выставочный центр в здании 19 века в Рио-де Жанейро.
Персональная выставка Н. Костантино посвящена телесности – на подиумах представлены предметы одежды и обуви из кожи, судя «тисению» напоминающую человеческую, под потолком муляж поросенка, на стенных муляжи отрубленных куриных голов. На постановочных фотографиях саму художницу трудно отличить от соседнего аналогичного манекена, который по словам Н. Костантино является ее двойником и альтер-эго.

На другом заброшенном индустриальном объекте, построенном в конце 19 века находится культурный цент Красная Фабрика/Rote Fabric, названный так из-за красного кирпича бывшей шелкопрядильной фабрики.

Этот центр альтернативной культуры был создан в 1980 году ассоциацией из 300 человек, после манифестаций протеста. В 1973 году город купил здание не работавшей фабрики, хотел разрушить, что местные социал-демократы решили сохранить фабрику. В настоящее время это один из самых больших европейских центров современного искусства в фабрично-заводских пространствах. Здесь есть зал для концертов, экспериментальный театр ( проходили постановки К. Марталера), педагогические мастерские, программы политико и социо-культурных дискуссий ( выступали Н. Хомский, П. Бурдье и др.), резиденции для художников (спонсирует фонд Prohelvetia), выставочный зал Shedhalle, и конечно, кафе с видом на озеро. Бюджет институции 3.7 млн швейцарских франков, из них 2.4 млн - субсидии Цюриха.
Программа Shedhalle как площадка для местных художников, не включенных в институции современного искусства существует с 1986 года. Это не выставочное пространство, «белый куб», но офис, жизненное пространство, мастерская, в зависимости от проектов. Приоритет отдается социо-политическим темам, с середины 1990-х Shedhalle все больше ориентируется на политическое искусство, кооперацию с различными социальными и научными организациями.

Темами проектов были – новые технологии и проституция, нарко-политика и политика сексуальных меньшинств. Одна из последних выставок “ Dump Time. For a Practive of Horisontality” посвящена сну как политике сопротивления «работающему» капиталистическому обществу, обществу контроля.

Кураторы рассматривают сон вне биологического значения, а скорее как новое развитие эстетики сюрреализма, как представление идеи «ухода» от рацио, от «вертикального» человека. На выставке представлены работы художников Западной и Восточной Европы (М. Стилинович и другие менее известные художники). Среди участников - «Фабрика найденных одежд» с видео-проектом о том , как студенты балетного училища им. Вагановой помогают безработным через движение изменить свое самосознание.
Кабаре «Вольтер»

Знаменитое кабаре «Вольтер», созданное в 1916 (там зачитывался манифест дадизма, собиралась Х. Балл, Т. Тцара, М. Дюшан и др.) по-прежнему существует, в нем проходят выставки, акции, концерты. Недавно в «Гараже» прошел ДаДа фестиваль, организованный кабаре «Вольтер», Barbarian, русской галерей в Цюрихе и московской галерей «Триумф».

Цюрих город не только коллекционеров, но галерей современного искусства. Русские галереи открылись здесь сравнительно недавно. Отдельное здание с подземным этажом – галерея Nadja Brykina (с 2006 года) с экспозиционной площадью более 800 кв. метров.

Галерея в основном показывает М. Шпиндлера (фото справа), И. Вулоха (фото слева) , В. Юрлова.

Галерея Barbarian Натальи Ахмеровой (с 2008) ориентирована на художников среднего (Д. Гутов, В. Куприянов, А. Пономарев) и молодого поколений ( И. Котешов, Г. Первов, Е. Фикс), в том числе  международных художников. Сейчас в галерее выставка «Вне звука. Звуковые скульптуры» Ю. Календарева, живущего в Италии.

На открытии был перформанс художника (фото).
Базель.

История Музея искусства/Kunstmuseum Базеля начинается в 17 веке, когда город приобрел коллекцию близкого друга Эразма Роттердамского Б. Амербаха и показал ее в здании неподалеку от Кафедральной площади в 1671 году.

В дальнейшем город в основном не покупал, а получила дары, за исключением покупки работ «дегенеративного искусства» из немецких музейных собраний в 1939. Первые работы современного искусства – американский абстрактный экспрессионизм - появились в коллекции в 1959 году.

Уже в 1960-е поступления современного искусства становятся регулярными. Современное искусство 1950-1960-х экспонируется на первом и последнем этажах музея (Р. Лихтенштейн, М. Киппенбергер, З. Польке, Р. Трокель, Э. Уорхол).
В 1980 было перестроено из фабрики первое в Европе здание музея современного искусства Museum fur Gegenwartskunst специально для коллекции фонда Э. Хоффмана. Это здание и коллекция -  часть Кунстмузея.

На первом этаже музея можно видеть небольшую постоянную экспозицию работ американского минимализма (Д. Джад и др.). В остальной части музея проходят выставки работ художников из коллекции музея. В 1987 в этом музее была выставка И.Кабакова и И. Чуйкова, 1995 - И. Кабакова.
Другая старейшая институция Кунстхалле, задуманная в середине 19 века арт-ассоциацией Базеля, в 1870-х годах уже имела свое здание, декорированное А. Бёклиным и другими художниками. Эта институция одной из первых в Европе стала показывать американскую абстракцию. В настоящее время выставочная политика направлена на показ не только региональных художников, но из художников из более удаленных стран.
Недавно здесь одновременно прошли персональные выставки турецкой художницы, учившейся в Париже и Амстердаме и немецкой художницы иранского происхождения (фото слева). За последние несколько лет здесь были показаны персональные выставки польских и грузинских художниц, живущих в Европе, поляков А.Жмиевского и П. Укланского.
В здании Кунстхалле находится еще одна институция – частный Швейцарский архитектурный музей, основанный 1984 году. Он так же ориентирован на взаимосвязь местного и интернационального архитектурного контекстов. Как правило, все выставки сопровождаются сериями лекций и дискуссий. Выставочная политика ориентирована на показ местного классического модернизма  (самый знаменитый в этом ряду Ле Корбюзье), современной архитектуры (из швейцарцев наиболее знамениты Герцог и Мерон, следет отметить, что на окраине Базеля они построили здание музея Schaulager для частной коллекции современного искусства, в которой работы более 150 известных художников ), а так же архитектурной фотографии и тому подобное. 
В этот разряд можно отнести отличную выставку известного немецкого театрального сценографа Анны Фиброк /Anna Viebrock. Более 20 лет она работает в сотрудничестве со знаменитым швейцарским театральным и оперным режиссером К. Марталером. На выставке представлено 16 макетов почти всех самых значительных постановок, наряду с архитектурными фотографиями, эскизами и фотографиями спектаклей. Дизайнер нередко использует образцы типовой современной архитектуры для исторических спектаклей и опер (2 ряда фото ниже ).

В целом, щвейцарские арт-инстиутции (музеи и центры искусства) стремятся показывать уже проверенное современное искусство, известные имена, но одновременно с этим открыты интернациональной сцене. Например, в феврале-марте 2011 в разных частях Щвейцарии прошли персональные выставки более 10 российских художников, среди них С. Шутов, А. Журавлев и другие.

<на фото инсталляция Ричарда Серра на улице Базеля>

 

<на фото фонтан Тенгели, знаменитого швейцарского скульптора-кинетиста>

Зинаида Стародубцева.

<Современное искусство на родине Веласкеса и Мурильо, в Севилье. Зинаида Стародубцева. 24.3.2009>

<28-я ярмарка ARCO в Мадриде не боится кризиса. Стародубцева Зинаида. 12 марта 2009.

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO