ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

1 февраля в ВГБИЛ состоялся Круглый стол "Образование и информация в области современного искусства", организованный отделом искусства ВГБИЛ. Ольге Синицыной удалось собрать достаточно представительную компанию искусствоведов и руководителей наиболее известных арт институций, причастных как к образованию, так и к информационной поддержке современного искусства. Можно отметить лишь отсутствие представителей некоторых исключительно онлайновых информационных ресурсов. Но судя по оставшимся невостребованными беджам, таковые приглашались, но по каким-то причинам не пришли. Жаль. Я во всяком случае не просто не счел возможным проигнорировать давно напрашивавшееся обсуждение, но сдвинул все дела, чтобы поучаствовать в нем. Тем более, давно назрела необходимость поделиться своими взглядами на ближайшие перспективы онлайновых информационных ресурсов, занимающихся современным искусством и, что еще важнее, на их взаимодействие с арт институциями. Самый же главный довод не пропустить мероприятие, поначалу ощущавшийся исключительно бессознательно, стал очевидным после некоторых выступлений. Но об этом чуть ниже.

Программа заседания состояла из двух частей: образование в области современного искусства и информационные ресурсы в области современного искусства и их роль в поддержке современного искусства.
Признаюсь, мало что понимаю по первой части, поэтому некоторые выступления просто не берусь обсуждать.
Тем более, что Ольга Синицынв и Наталья Копелянская (отдел искусства ВГБИЛ) обещали прислать оцифрованную запись всех выступлений уже в понедельник. В понедельник мы разместим их здесь RealAudio файлами.

***Ситуация изменилась. В понедельник, 5.02 в 19:30 организаторы прислали СТЕНОГРАММУ ЗАСЕДАНИЯ
***
Желающие могут сразу перейти к стенограмме. Можно также попадать из этого краткого обзора в разделы стенограммы, соответствующие обсуждавшимся вопросам.

Прочитав в стенограмме выступления Екатерины Деготь, Георгия Никича, Виктора Мизиано и Андрея Ерофеева, надеюсь, вы легко поймете тот самый "главный довод".

Утреннее заседание.

Традиционное и альтернативное профессиональное образование художников, архитекторов, дизайнеров, искусствоведов.

1. Евгений Асс (МАрХИ).

2. Вера Дажина (Школа современного искусства "Свободные мастерские")

3. Иосиф Бакштейн (Институт проблем современного искусства)

4. Екатерина Деготь (выступила и от себя лично, и от института ПРО АРТЕ, Петербург)
Досталось как всегда всем. Истфак МГУ застрял в XIX веке. То есть традиционная школа и современное искусство живут в параллельных мирах. Художники - жертвы грантовой болезни, практически иждивенцы. Искусствоведы - едва вменяемы, а многие - вовсе нет.
Для меня устные тексты Деготь имеют особое свойство. Когда их слушаешь, попадаешь под плотный интеллектуальный пресс, обаяние цельности мысли и ясности изложения. Несогласие в частностях или в общем может возникнуть позже или при чтении.

5. Николай Селиванов (РГГУ)

6. Леонид Бажанов (ГЦСИ)

С короткими репликами выступили Андрей Ерофеев (похоже, теперь Третьяковка) и представительница Суриковского училища (увы, не записал ее фамилию). Андрей Ерофеев пытался дознаться у Леонида Бажанова как директора Государственного центра современного искусства о государственной политике в этой области, намекая, а при несогласии с ответом, говоря прямо, что эту политику определяет или по крайней мере должен определять сам ГЦСИ.

Арт-менеджмент и искусство в условиях рынка.

1. Георгий Никич (МШСЭН)

2. Алексей Лебедев (МШСЭН)

Вели речь в том числе и о наимоднейшем, пиар-технологиях в области искусства. Гергий Никич неспешной строгостью и выверенностью текста компенсировал некоторую его сложность для понимания. Чем совершенно не удовлетворился Иосиф Бакштейн и запросил у Никича дополнительных объяснений по поводу пиар-технологий. Впрочем, остался не удовлетворен и ими.

Просветительские программы для широкой аудитории.

1. Виктор Мизиано (ХЖ)
Оговорившись, что просветительской деятельность занимается совсем недавно (телевизионная передача на канале "Культура"), вспомнив годы проведенные в экскурсионном отделе ГМИИ им. Пушкина, парадоксальным образом редуцируя сегодняшнюю ситуацию к собственным схемам, Мизиано вывел, что просвещать практически некого (отсутствие Другого) и что очень короток ряд медиально привлекательных персонажей современного актуального искусства. Последнее типично для телевидения. В любых программах желательны узнаваемые лица. С другой стороны узнаваемость сейчас достижима только через телевидение.
Остальные заявленные участники не явились. Это тоже может быть косвенным свидетельством состояния дел с просветительством.

Дневное заседание.

Информационные ресурсы в области современного искусства и их роль в поддержке современного искусства.

Роль музеев и галерей.

1. Андрей Ерофеев (ГТГ)
Конечно нельзя свести все выступление Ерофеева к сентенции "если раньше музейные работники в первую очередь заботились о сохранности экспонатов, то теперь им впору оберегать от экспонатов закуски и выпивку гостей, собирающихся в музейных залах". Однако тональность выступления она отражает. Парадоксальная стилистика заданная Мизиано в последнем выступлении перед перерывом была успешно поддержана Ерофеевым.

2. Андрей Ипполитов (Эрмитаж)
Говорил о совместной с ПРО АРТЕ программе, о перспективах сотрудничества с Фондом Гугенхейма, о музейной ситуации в Питере вообще. Вирус предыдущих ораторов зацепил и его. В результате музейная ситуация приобрела гробовой, склеповый оттенок.

3. Алексей Лебедев (МШСЭН, проект "Виртуальный музей")
Представил Музей будущего http://future.museum.ru Фактически это была презентация проекта. Предварил ее показом уже хорошо известного "Музея русского примитива", номинанта прошлогодней награды.ру в номинации "Музейные сайты".
Весьма логично тексты "на заданную тему" музеев с их проблемами, инициирующими парадоксальность текстов, завершились показом конкретной работы - музея виртуального.
Здесь же была реплика, что посещаемость Лувра виртуального в прошлом году в два раза превысила посещаемость реального. От себя добавлю - не только Лувра.

Роль специализированных СМИ, традиционных и электронных изданий.

1. Виктор Мизиано (ХЖ)
И здесь Виктор не изменил себе и вместо рассказа о «ХЖ» в 35 номерах которого описана история и проблематика актуального отечественного искусства 90-х годов задался вопросом об аудитории такого рода журналов в России и о их необходимости-ненужности. Придя к парадоксу и здесь - профессионалам удобнее устное общение.

2. Андрей Толстой (Пинакотека)
О более традиционном и вероятно самом солидном российском журнале (теперь уж скорее альманахе) в области искусства рассказал традиционно и просто.

3. Ирина Алпатова
Представила проект Art- Chronica - www.Artlife.ru в первую очередь как инвестиционный. Направленный на привлечение инвестиций в искусство и на продажу произведений искусства.

4. Юрий Пластинин ( www.artinfo.ru )
Это уже о себе. Объективности ради я поинтересовался мнением принципиального человека, которому доверяю.
Оно очень похоже на то, что я написал по поводу выступления-показа Лебедева. То есть тексты предыдудущих выступлений "на заданную тему"   завершились показом конкретной работы. В нашем случае - банка данных российского искусства (1300 художников, 6600 изображений) и НовостейИскусства@ARTINFO c одноименной модерируемой рассылкой 5000 подписчикам.
Поскольку никто из куста www.guelman.ru - www.gif.ru   не явился, я показал наиболее впечатливший меня в прошлом году их проект - Бюллетень арт-сайтов www.gif.ru/art, в котором сегодня анонсируют свои свежие материалы практически все достойные арт-сайты рунета. Разумеется сделал это не спроста. Примерно тоже я предложил собравшимся делать с нашей, самой читаемой рассылкой новостей в области искусства. То есть включать свою информацию, посылать ее нам. Модерировать собственные выпуски, когда такой информации наберется достаточно на еженедельную рассылку. Мы открыты для такого сотрудничества.
Участие в рассылке безусловно блокирует увеличение количества ежедневных посетителей сайтов, дающих в рассылку свою информацию. Зачем без нужды ходить на сайт, коль раз в неделю я получу подборку всех наиболее важных новостей. И уж после, по конкретному поводу посещу конкретные адреса. Высший пилотаж, когда в материалах рассылки дается ссылка не на страницы сайта НовостейИскусства@ARTINFO, а непосредственно на страницы с более подробной информацией, авторы-владельцы которых, вообще говоря, могут и не знать о ссылке на них.
Это, на мой взгляд, соответствует открытости информации. Тогда как правдами и неправдами загонять посетителей к себе на сайт есть насилие. Этакий информационный неототалитаризм.
Чтобы не быть лукавым, должен объяснить, почему легко  давать не свои, а внешние, "чужие" адреса. Читатель знает организаторов-модераторов рассылки и ее источники. Я имею ввиду не только себя, но и приглашаемых (см. выше) модераторов и авторов. На сегодня это Сергей Тетерин (ТетернинНьюс) и Николай Кононихин (Арт-Питер). Уверен, в ближайшее время их будет больше.

Роль библиотек, архивов и других информационных центров; возможность создания корпоративных и сетевых информационных ресурсов.

1. Ольга Шишко (Media Art Lab)
Рассказала про основные достижения новой инстититуции. Симпозиум Pro&Contra, состоявшийся в мае 2000, собравший сильный состав участников, фактически главное достижение Media Art Lab. Последовавшая за этим альтернативная программа последнего Московского кинофестиваля, к сожалению с совершенно не вменяемым конкурсом киношных веб сайтов, тоже очевидное достижение.
Фестиваль www.da-da-net.ru который Ольга всегда называет в портфолио Media Art Lab, на самом деле был затеян московским Центром современного искусства Сороса совместно с Артинфо. Ольга вместе с Татьяной Могилевской были кураторами 1-го фестиваля. Во 2-м Ольга была единоличным куратором. Затем ЦСИС прекратил существование, поэтому Артинфо естественным образом не признает чьих-либо единоличных прав на этот Фестиваль. Другое дело Фестиваль Trash-art внутри Фестиваля. Вот это уже авторский проект Алексея Исаева и Ольги Шишко. И он целиком и полностью может быть на счету Media Art Lab.
Это так, частности. Но мне они всегда режут слух.

Увы, следующих выступающих я уже никак не мог послушать, так как Ольгин доклад завершился в 17:30, а плановое окончание заседания было в 17:00. Исходя из этого времени, на 18:00 я уже имел другие обязательства.
Как бы то ни было, приношу свои извинения не услышанным докладчикам, в том числе и главному организатору Круглого стола, Ольге Синицыной, поставившей свой доклад последним в программе.

Надеюсь, в понедельник выложим звуковые файлы, и все будет в порядке.

Ю.П.
Вверх

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO