24 апреля - 18 августа 2013 года
выставка
"Михаил Нестеров. В поисках своей России".
К 150-летию со дня рождения.
Третьяковская галерея.
◄24 апреля
- 18 августа в
Третьяковской галерее на Крымском, 10 (залы 60-61) выставка
"Михаил Нестеров. В поисках своей России".
К 150-летию со дня рождения. Открытие 23 апреля. Выставочный
проект года посвящен Михаилу Васильевичу Нестерову (1862–1942), чье
творчество представляет особую страницу в истории Серебряного века.
Живописные поиски Нестерова шли в русле национально-романтического
направления отечественного символизма и стиля модерн. В произведениях
художника отразились важнейшие черты русского характера и природа России.
Своим содержанием и глубиной искусство Нестерова созвучно религиозным
исканиям русских писателей и философов рубежа XIX–XX столетий. И позднее, в
жестких идеологических рамках 1920-х – начала 1940-х годов, своим
творчеством художник продолжал утверждать гуманистические идеалы. <Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). 1917> |
Около 300 произведений из 24 музеев России, Украины,
Беларуси и 10 частных коллекций демонстрируют широкий диапазон
художественных интересов Нестерова: картины на религиозные темы, портрет,
пейзаж. Помимо станковых работ, в экспозицию вошли эскизы к храмовым
росписям и мозаикам. Многие произведения были специально отреставрированы к
выставке («Юность преподобного Сергия», 1892–1897), причем картина «Голгофа»
(1900, обе – ГТГ), десятки лет хранившаяся на валу, после сложнейшей
реставрации экспонируется впервые. Ряд ценных живописных полотен и
графических листов недавно поступили в собрание Третьяковской галереи из
коллекций, принадлежавших внучке Нестерова И.В. Шретер и семье архитектора
А.В. Щусева, друга и соратника художника. Эти работы, также прошедшие
реставрацию, демонстрируются в полном объеме и станут открытием для широкой
публики и специалистов. Сущность своего искусства Нестеров определил как «опоэтизированный реализм». Художника неизменно волновали образы, воплощающие представления о нравственном совершенстве человека, о его духовном подвиге. Самыми глубокими и художественно совершенными стали произведения, в которых Нестеров создавал поэтический миф о Святой Руси, не конкретизированной в историческом времени, представлявшейся ему неким «вневременным идеалом изначальной слитности человеческого существования с жизнью первозданной природы». Девять разделов экспозиции, организованной одновременно по хронологическому, жанровому и тематическому принципам, демонстрируют творческий путь М.В. Нестерова в многообразии художественных поисков, увлечений и занятий: «Начало пути (1877–1886)», «Утверждение своей темы», «Цикл о Сергии Радонежском», «Роман в красках», «В пространстве соборов», «Портреты эпохи модерна (1900-е)», «После 1917 года», «Портреты 1921–1941 годов», «Документально-биографический раздел». |
К этому циклу примыкает работа «Дмитрий-царевич убиенный» (1899, ГРМ), где изображение балансирует на грани реального и иконного образов. Герои картин Нестерова пребывают в состоянии «тишайшей внутренней молитвы», которое художник передает, используя сдержанную гамму тонов: зеленых, розовых, голубовато-синих. Нестеров признавался, что избегал изображать «сильные страсти», предпочитая им «наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью». |
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO