ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
9 июля 2008 в РИА Новости пресс-конференция, которую подготовили работники отдела новейших течений Третьяковской галереи по поводу увольнения начальника отдела Андрея Ерофеева.
<<9
июля 2008
в РИА Новости состоялась пресс-конференция, которую
организовали
работники отдела новейших течений Третьяковской галереи по поводу увольнения
начальника отдела Андрея Ерофеева. Сначала Андрей Ерофеев изложил свою версию случившегося. Напомнил о задаче, которую ставил себе отдел - встроить наше искусство в мировой контекст, о четырёх планировавшихся для решения этой задачи масштабных выставках: поп-арт, соц-арт, концептуализм и new wave. Высказал признательность коллективу ГТГ, оказавшемуся достаточно пластичным, чтобы дать возможность сделать первые две из них. Обвинив ГТГ в отсутствии понимания, на какую концепцию музей работает. Пожалуй, главное из сказанного им заключается в констатации не персонального основания конфликта, а именно конфликта между традиционным музеем и музеем современного искусства. Если первый "ищет в современности вчерашнее", то второй озадачен поисками "в прошлом современности". В ГТГ, которую большинство сотрудников предпочитают называть картинной галереей, в течение 7 лет предпринималась попытка совместить эти подходы. Он привёл пример Дюссельдорфских центров K20 и К21, я могу добавить еще более известный пример MoMA и PS1. В обоих случаях в отдельную институцию выделялся центр новейшего искусства, в котором не музеефицируется, но непосредственно создаётся и, при этом, исследуется искусство, реализующее сегодняшние инновационные представления. Бесспорно, что нашему искусству нужна достойная "витрина", и отдел занимался именно её созданием. Когда говорят китайское искусство или американское искусство, все сразу представляют, о чём идёт речь. Так же должно быть и с сегодняшним русским искусством. Теперь, после увольнения, "мы займёмся созданием музея актуального искусства" - сказал Ерофеев, и сидевшие неподалёку от меня Ирина Лебедева и Екатерина Селезнёва (зам. директора и главный хранитель ГТГ) тихо рассмеялись. Вероятно, таким образом выказали свою оценку Ерофеева как музейного работника. <Бывшая сотрудница отдела, наш обозреватель Елена Зайцева - о работе отдела>. Выступившая позже Селезнёва настаивала на том, что работы должны попадать в музей легально, с соответствующим оформлением, инвентаризацией, и что все выговоры Ерофееву были вынесены за прегрешения именно в этом. Ерофеев напомнил, что уволили его сразу после завершения инвентаризации. <Сотрудник отдела Татьяна Волкова - об обстоятельствах предшествовавших увольнению Андрея Ерофеева> На вопрос Михаила Боде о будущем музее, Андрей Ерофеев обозначил его модель как государственно - корпоративную и выразил надежду на поддержку этого начинания в Минкульте, а на второй вопрос, перейдёт ли в новый музей часть нынешней коллекции, хранящейся в Третьяковке, объяснил сложность ситуации с коллекцией. Примерно половина коллекции, включая и его "царицынскую", оформлена в ГТГ соответствующим образом, другая же половина отдана художниками на временное хранение, поэтому Ерофеев завершил объяснение призывом к художникам не забирать сейчас работы. Выразив также надежду на сотрудничество с ГТГ в дальнейшем. Однако он рассмотрел и худший сценарий, основанием для которого послужила цепочка действий руководства галереи по отношению к отделу: закрыли зал 63, где регулярно делались инсталляции, закрыли клубы, наконец, вообще запретили организовывать выставки, теперь деятельность отдела практически прекращена - во всём этом Ерофеев усматривает неприятие того типа культуры, которой занимается отдел. Упомянул он и про возможный снос здания ГТГ-ЦДХ под Батуринско-Форстеровский "Апельсин", как попытку вытеснить не близкое власти современное искусство иным типом культуры. На вопрос Франс-пресс о причинах регулярности скандалов, сопровождающих все проекты Ерофеева был дан довольно пространный ответ. Почти 20 лет власти никак не высказывались о современном искусстве, не замечали его как малоэффективный медиальный ресурс. Поэтому мы, профессиональное сообщество, не знаем, с какой эстетикой власть себя ассоциирует. И тут бывшего министра культуры Соколова прорвало, он очевидно апеллировал к ультраправому дискурсу, оценивая подготовленную для демонстрации в Париже выставку "Политическое искусство России" как "позор России". Ужасался работе Синих носов "Эра милосердия" (в просторечье - "Целующиеся милиционеры"). И никто из официальных лиц не сказал о неправоте министра, никто не среагировал на тут же высказанные мнения профессионалов. Напротив. Ерофеев убеждён, что директор ГТГ Родионов уловил сигнал и решил ситуацию выправлять. И в Париже именно он устроил публичный скандал, стал требовать снятия ряда работ с выставки. Сергей Хачатуров спросил об "Обществе коллекционеров современного искусства" (ОКСИ). Для чего оно? Ответ Ерофеева примерно таков. Цель ОКСИ - сбор произведений для передачи государственным музеям. Причина появления такой промежуточной инстанции в том, что, например, ГТГ была не готова принимать работы текущего арт-процесса, пока они доступны. Значит необходимо экспертное сообщество, способное оценить сегодняшние новые работы и пользующееся доверием художников. И экспертное сообщество породило ОКСИ. В кулуарах И. Лебедева отметила, что если бы у ОКСИ было свое помещение, то не было бы вопросов, а когда работы переданные ОКСИ реально хранятся в ГТГ, то вопросы есть. Она уверила, что сейчас ГТГ уже не та, что 7 лет назад, есть экспертная комиссия (Бажанов, Бакштейн, Селина и Обухова), которая вполне может давать достаточные заключения, и в посредничестве ОКСИ нет нужды. Очень важное опасение художников выразил Борис Орлов. Отлучение собирателя коллекции от коллекции, в которую художники отдавали свои лучшие работы, пугает. Он призвал избежать конфронтации, призвал к сотрудничеству, к тому чтоб ГТГ давала работы для масштабных проектов Ерофеева, которые тот, по мнению Орлова, продолжит успешно и повсеместно демонстрировать, делая чрезвычайно важное для отечественной культуры дело. Ю. П.> |
Художники встречали собирающихся на
пресс-конференцию транспарантом (автор Жора Литичевский), на котором представили
негодующего Третьякова.
<<О «бардаке» и не только. Татьяна Волкова об обстоятельствах предшествовавших увольнению Андрея Ерофеева из ГТГ> <<Директор Третьяковской галереи на пресс-конференции в пятницу 4 июля отметил, что "между предстоящим судом и отстранением Ерофеева от должности нет никакой связи". Более того: "Мы готовы срочно обратиться в прокуратуру с требованием провести повторную экспертизу произведений, которые вошли в состав экспозиции, и назначить эксперта от Третьяковской галереи для опровержения судебной экспертизы состава выставки"> <<Анатолий Осмоловский об Андрее Ерофееве и группе "Война". С комментариями> |
<<"Отлученные.
Судьба коллекции современного искусства Третьяковки вызывает тревогу".
Сергей Хачатуров.
"Время Новостей".
10.07.2008> Что если положить на чашу весов нарушенные протоколы хранения вновь поступивших произведений и сотни подаренных в коллекцию работ, которые попали в ГТГ благодаря самоотверженности сотрудников отдела и авторитету самого Ерофеева, то любой вменяемый человек увидит: перетянет вклад в культуру, а не бюрократия. |
<<Арт
Лондон #11 с
Еленой Зайцевой.
1 июля 2008 года.
Из Лондона о Третьяковской галерее> Точно знаю, потому что была там сама, что людские ресурсы Третьяковской галереи хотя и прекрасны, но не столь безграничны, чтобы она могла себе позволить бросаться десятком профессиональных специалистов в области современного искусства (которых в нашей стране насчитывается всего пока несколько десятков) во главе с одним из лучших, а, может быть, самым лучшим музейным куратором. |
<<Андрей Великанов.18
Как актуальное
искусство проиграло пиар-войну> |
<<Реплика редактора>
От увольнения Ерофеева из Третьяковской галереи гадкое впечатление. Никакие объяснения Родионова и Лебедевой не могут изменить этой двойной гадости. Первая - от лицемерия по поводу коллекции, собранной Ерофеевым в музее. На самых разных условиях. Сотрудникам отдела говорилось, займётесь делом, оформите коллекцию, не расформируем отдел. Оформили - и Ерофеева уволили. Отдел, говорят, останется, но как и что будет происходить без Ерофеева, думаю, пока руководство не очень представляет. А художники, отдававшие работы на хранение, уже звонят, как бы их теперь забрать... Думаю, пришла пора арт сообществу озаботиться выделением этой коллекции в отдельный музей. Но это обстоятельство меркнет по сравнению со вторым, с демонстрацией типично советской повадки - уволить человека перед судом, где его будут судить фактически за кураторскую деятельность. Кстати, в достославные поздне советские времена после подобных поступков с начальниками, их совершившими, переставали здороваться. В кругу приличных людей. Я себя не отношу к сторонникам кураторских замашек Андрея Ерофеева тасовать одну колоду то в поп-арт, то в соц-арт. Более того, будь его начальником, может быть тоже не выносил бы амбициозного обособления и радикального упрямства. Но - есть же незыблемые вещи. Как-то даже неловко напоминать об этом директорату Третьяковки... Ю.П.> <<Открытое письмо директору ГТГ от сотрудников отдела новейших течений. 2 июля 2008. Уважаемый Валентин Алексеевич, В связи с Вашим приказом об увольнении зав.отделом новейших течений А.Ерофеева и в ответ на Ваше заявление о невыполнении сотрудниками отдела своих обязанностей считаем необходимым выразить наш коллективный протест. Сообщаем Вам, что в период с декабря 2007 по июнь 2008 года после сверки фондов нашего отдела и выставлении к нам требований по устранению недостатков в музейном хранении нашим отделом была проведена следующая работа: - принято на постоянное хранение более чем 4000 единиц хранения. - систематизация постоянного фонда и составление топографических описей. - запущен процесс по постановке на учет временного фонда. Несмотря на это приказ был признан невыполненным, и А. Ерофеев был уволен со ссылкой на выговоры прошлых лет. Считаем данную меру неадекватной и противоречащей интересам музея. Напоминаем Вам, что А.Ерофеев на протяжении 20 лет являлся создателем этой коллекции, насчитывающей сегодня ок. 2 500 произведений современного искусства> |
Ирина Лебедева, заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе: - Когда нас собственный подчиненный просто подвел и подставил, то это другая ситуация. Я сомневаюсь, что в каком-то другом учреждении начальник будет это терпеть, несмотря на любую гениальность его подчиненного. |
О «бардаке» и не только.
Татьяна Волкова об обстоятельствах предшествовавших увольнению Андрея Ерофеева из ГТГ В 2000 году я пришла работать в
коллекцию Ерофеева в музей Царицыно, с 2002 года по прошлую неделю являлась
сотрудником отдела новейших течений ГТГ. |