ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ
ART_PUZZLE
artontheground
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Георгий Мстиславов, сын Колосов
|
<<
12 октября по 12 ноября в МуАре
"Почти весь Колосов" . Фотографии 1980-2005
гг. Аптекарский Приказ. Род. в 1945, высшее, МЭИ, электроника (забыл). Фотограф; преподаватель; участник, экспозиционер, куратор выставок; председатель жюри; автор статей; председатель худсоветов; бильд-редактор; разработчик-изготовитель мягкорисующей оптики (только ею и снимает и многих заразил); исследователь творчества Н. П. Андреева, соучредитель Центра его имени; идеолог (говорят) современного пикториализма; действительный член Союза Фотохудожников России. На самом деле паломник, прихожанин, церковный сторож (цепной!). |
Наследие:
«Русский север» (1980—1991 гг.) — архитектурный
пейзаж, жанр, портрет, около 100 листов.
«Всякое дыхание…» (1992—1995 гг.) — природный
мир вблизи, около 40 листов.
«Чудотворец» (1993—2003 гг.) — Крестный ход на р.
Великую (Вятка) около 90 листов.
«Портреты» (1979—2003 гг.) — портреты, не считал.
И несколько странных серий:
«Лабиринт духа»; «Валаам 2000 на Светлой»; «Дым
времени»; «Воистину воскресе!»; «Красота
спасает мир» (жуткая).
Представлен (глубоко в запасниках) в
Русском музее (Санкт-Петербург), в
Национальной библиотеке Франции (Париж), и
на квартирных стенах у хороших людей.
Ключевые статьи по пикториальной
фотографии:
«Монокль на малоформатной камере» (СФ, 1988 г.,
№№ 5, 8,);
«Продолжение традиций, поиск, новая форма» (СФ,
1993 г., №№ 7-8);
«Современный пикториализм и новое
восприятие» (СФ, 1995 г., № 4);
Саморазоблачение в интервью Лилии Ященко (Фотомагазин
№10 за 2003 год. «Экспедиция Колосова»).
2004 год
Русский Север
Молодым коллегам
В 1980 году, когда
слова «спонсор» и слова «грант» никто и
слыхом не слыхивал, началось паломничество
фотолюбителей клуба «Новатор» на Русский
Север (Архангельская область, Карелия). Из
года в год, на свои отпускные, с
единственной целью: сделать выставочную
фотографию. И при этом не то что никаких
прикладных задач — издать ее, продать ее —
первые годы заботами КПСС никаких надежд
даже выставить, хотя социальных мотивов
никто из нас на Севере специально не ловил.
Итак, по двое, по трое, на две — три недели,
зимой, летом, весной, осенью, накрывая три —
четыре — пять точек — сёл, деревень, где
непременно сохранились, как говорили тогда,
«памятники архитектуры» — деревянные
церкви, часовни, колокольни. Через сколько-то
лет у Е. Немчинова, А. Васильева, А. Фурсова, А.Ерина,
Г.Колосова и др. стали складываться свои
коллекции — в точном соответствии со
свободным интересом каждого. И если бы кто-нибудь
спросил нас тогда, в чем состоит наш «проект»,
мы бы ответили, что в экспедиции нет
свободных пальцев, чтобы таковой высосать.
К концу 80-х поездка, принесшая кому-то более
десяти «карточек», считалась триумфальной,
а распечатка одного негатива из ста —
добрым урожаем. От «Хассельблада» или «Смены»
— неважно. Озирая сегодня фотографический
горизонт, я сам во все это верю с трудом.
Одиннадцать лет Север (за вычетом
студийного портрета) был моей единственной
темой. Почему так?
... Как культурный
феномен Русский Север был открыт
российским сообществом в 60-х годах XIX века, и
произвел впечатление всплывшей Атлантиды,
на которой кипела живая жизнь,
сохранившаяся неизменной с допетровских
времен почти во всех своих проявлениях.
Глубина ее исторических корней видна хотя
бы из того факта, что наши знаменитые былины,
восходящие сюжетами к Киевской Руси —
устное народное предание, не имевшее
письменной фиксации — были записаны тогда
именно там, на Севере, в районе Заонежья,
Кижей и Кенозера. Деревянное церковное
зодчество Русского Севера знают все, но, увы,
уже никто не увидит самого впечатляющего —
его гармонии с жилой застройкой как с
природой. В сочетании с инженерными и
эстетическими качествами жилья, на фоне
слышанных историй жизни, виденные нами ее
следы вызывали вопрос: на что же способен
русский народ, свободный от своего
государства? Сейчас я бы еще спросил: откуда
этот дух — ибо казалось, что на Севере
одухотворены даже камни, и тайной дышит все.
... Наверное, из–за
этого я, любитель всякой живой провинции, не
мог оторваться от Севера те самые
одиннадцать лет. Да и на остальных,
естественно, по–разному, Север формирующе
повлиял. Но при всей нашей разности одно
общее в нашем устремлении было: спрятать
современное, чтобы извлечь прошлое.
Проломить время. Для фотографа, не
прибегающего к наивной фальсификации,
здесь только один путь: попытаться уловить
дух. А Он, как известно, «дышит где хочет».
Поэтому его стоит искать и сегодня. Ведь вся
Россия — немножко «Север».
Георгий Колосов
Всякое дыхание...
«Всякое дыхание да
хвалит Господа» — начало и конец хвалитных
псалмов утрени, которые имеют столь
радостный тон, что содержатся и в
пасхальной службе.
... В 1992 году я бросил
фотографию. Русский Север — моя
единственная тема — иссяк к тому времени и
внутри, и вовне. Происшедший от веры отказ
от творчества решился безо всяких
сожалений, сам собой. В голове еще роились
два дерзких проекта с глубоким мистическим
наполнением — один занятнее другого, но не
было никаких волевых импульсов к их
реализации. И слава Богу!
Творческая воля человека обычно не
совпадает с волей Божьей, из-за того, что ко
спасению души не направлена. Да и шедевры
наши в симфонии Творца звучат в лучшем
случае провинциальной актерской
отсебятиной в шекспировском тексте. Однако
творческий опыт, если он выведен из-под
власти законов мира сего, радость творения
разделить помогает. Чтобы так произошло,
необходимо не только разрешиться от
страсти к творчеству, но и все вторичное,
все, что создано безумным человеческим
произволением, вывести из круга интересов.
Тогда беззащитная природа — мир Божий —
возвращает художника к началу его жизни.
… Осенью 1992 года
мой «Зенит» начал видеть то, чего я не видел
сам. Еще не зная, зачем, я выбегал из дому в
мерзнущие травы и на «волшебный ручей» —
экзотически захламленный, круглогодично
теплый поток в ближнем углу ботанического
сада. Вскоре стало ясно: что бы я ни снимал,
между виденным и изображенным — неизбежная
пропасть. И всякая попытка навязать
изображению мое собственное видение ничего,
кроме банальностей, не дает. Вошедшая позже
в круг сюжетов стихия огня окончательно
утвердила это правило: природа скажет о
себе что захочет. Наше смиренное дело —
радостное согласие с ней. Ибо — всякое
дыхание да хвалит Господа!
Георгий Колосов
Чудотворец
«Чудотворец» —
название цикла фотографий, сделанных в
1993—2003 гг. на Великорецком крестном ходе. 6-тидневный
160-ти километровый Крестный ход посвящен
архиепископу Николаю Мирликийскому в связи
с явлением его чудотворного образа на реке
Великой (притоке Вятки) в 1383 году. Примерно
100 лет спустя икону передали в город Хлынов (первое
название Вятки) под твердое обещание на
день явления (6 июня н.с.) торжественно
приносить святыню в селение Великорецкое —
домой. С тех пор и носим.
После гонений
Крестный ход возобновился как открытый в 1989
году, с 1992 года я — его участник и лишь
попутно — фотограф. Общая радость о Николае-Чудотворце
укоренилась в личный опыт. Все подробности,
уместные в краткой статье, можно прочесть
за столом в зале. Предваряя просмотр, я
должен сказать только вот что.
Церковь всегда как
таинство, и действие церковное всегда как
тайнодействие понимается с трудом не
только снаружи церковной ограды, но и
изнутри. Поэтому художник Церкви, как
художник тайны — пишущий, рисующий,
снимающий — увы, лишь будущее Церкви. Но,
если данная выставка зрителю на эту тайну
укажет, я благодарно произнесу только одно
слово: «Чудотворец!»
Георгий Колосов
e-mail: Пластинин Юрий