ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

        
 
 В МИРЕ
 В МОСКВЕ
В РОССИИ 
В ПИТЕРЕ  В
ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА 
ТЕКСТЫ 
НАВИГАТОР
 
МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ 
ART_PUZZLE
artontheground
АРТ ЛОНДОН
 - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
 С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА  ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР 
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
 КОЛЛЕГИ
АРХИВ
         
         
        
<<Программа
русского видеоарта «Кое-что о власти» c 22
сентября по 22 октября в Музее искусства
Южной Карелии г. Лаппенранта. Программа
подготовлена Петербургским филиалом
Государственного центра современного
искусства. Кураторы – Марина Колдобская,
Мария Коростелева. В программе объединены
работы Г. Ригвавы, Е. Ковылиной, А.
Ермолаевой, В. Алимпиева, О. Кулика,  А.
Чернышева и В. Ефимова и др. Премьерный
показ программы состоялся 27 июня 2006 года на
Арт Медиа Форуме (в рамках ММКФ)> 
Около дюжины
одинаковых пластмассовых неваляшек
раскачиваются в опасной близости друг к
другу. Амплитуда движения нарастает. Ваньки-встаньки
раскачиваются все ритмичнее, в такт
закадрового гула, как будто производимого
марширующей ротой, и под звуки хлопков,
похожих на выстрелы, один за другим
вылетают из кадра. Только, исчезают
игрушечки под звуки выстрелов. Работа Анны
Ермолаевой «3 минуты, три попытки выжить»
(2000 г.), в которой возникает метафоричный
образ власти (автор заставляет неваляшек
склонить пластмассовые головы долу), еще
раз напоминает, что человек в толпе, будь то
толчея на улице или войско, бессилен и
обречен. Потому что толпа – это, в лучшем
случае, способ не упасть, когда очень
хочется, а в худшем – воннегутовская «бойня
№ 5». Проект знакомит зрителя с российским
видео искусством последнего десятилетия.
Помимо пионерских работ, уже ставших
классикой, в нем представлены фильмы,
созданные молодыми авторами. 
«Кое-что о
власти имеет сказать каждый художник,
особенно в России, где новая цивилизация
возникла на руинах прежней только после
смены политического режима. Русские
художники за какую-нибудь пару лет получили
в руки компьютер, видеокамеру, Интернет. В
то же время они вдруг оказались свободны от
бремени советского, а заодно и всего
предыдущего идейного наследия. В России
художник всегда выяснял отношения с
властью. Не с обществом, как на Западе, а
именно  с государством, с официальной
идеологией… Сегодня ему приходится
работать в обстановке идеологического
вакуума, когда ни власть, ни общество еще не
решили, чего же мы хотим на самом деле. Это
довольно неуютное существование, потому
что каждый день приходится спрашивать себя:
а зачем ты вообще?», - прокомментировала
тему программы директор Санкт-Петербургского
филиала Государственного центра
современного искусства, Марина Колдобская.
Программа разделена на несколько
тематических блоков, раскрывающих тему
власти в ее разнообразных проявлениях и с
разных ракурсов. 
Ракурс снизу. Художник, в своем
фирменном образе человека-собаки, окружен
людьми в полицейской форме и овчарками. Над
ним флаг Европейского Союза. Он подползает
на четвереньках к охранникам с собаками,
пытаясь найти свое место в этом круге –
ластится, заигрывает, огрызается, пытается
укусить, - тщетно: коммуникация не
получается. В России, как и в Америке, в
начале развития видеоарта одним из
основных способов использования
видеокамеры была запись перформансов. В
связи с этой работой Олега
Кулика (перформанс «Я люблю Европу, она не
любит меня»), выполненной в сентябре 1996 года
в Берлинском Кюнстлерхаус, принято
вспоминать великого Йозефа Бойса и его
перформанс «Койот», в ходе которого
художник проводит несколько дней в клетке с
животным. Сам Кулик прокомментировал свою
работу так: "Европа нуждается в образе
врага как основе для объединения. Если все
двенадцать собак вокруг меня объединятся,
лая и бросаясь на меня, зрители увидят
очевидное сходство собачьего круга с
символом объединенной Европы". 
Ракурс сверху. В ходе своего
видеоперформанса, осененный мерцающим, (наподобие
экрана), синим нимбом, художник симулирует
выступление некоего политического лидера.
«Ты можешь положиться на меня» (1993 г.) - 
работа Гии
Ригвавы, одного из пионеров русского
видео, - является продолжением более
крупного проекта, в первой части которого («Официальное
заявление») герой – тоже телекомментатор,
но в роли разоблачителя – произносил
предостерегающее изречение: «Не верьте им,
они все врут». Текст второй части состоит
всего из одной фразы - «Ты можешь положиться
на меня». Видео закольцовано, обещание
повторяется бесконечно, вызывая у зрителя
чувство напрасной траты времени и
заставляя его воспринимать обещание
иронично. Фильм открывает первый раздел
программы - «Медиаторы и манипуляторы». К
слову, медиаторы и манипуляторы – это не
только те, кто создает массмедийный образ в
корыстных целях, но одновременно и те, кто
размышляет о его природе.
Плохие мальчики синхронно запихивают в рот игрушечные самолеты, повязывают на головы черные кальсоны и засовывают за пояс по батону булки. Вот вам авиационная атака на WTC, а вот - шахидки-смертницы. Угадали? Пародийно, в духе балаганного театра, с его грубым юмором и незамысловатыми сюжетами, интерпретировано телевидение в творчестве «Синих носов». В форме короткой инсценировки Вячеслав Мизин и Александр Шабуров представляют горячие события последних лет («Русские шарады», 2004 г.), при этом цинично передразнивая форму, в какой эти события обычно преподносятся телезрителю. Художники показывают, что мир, предложенный человечеству через телевизионную картинку, – не ненастоящий и заслуживает осмеяния.

Художники группы ZERGUT создают на
снегу свои портреты из подсолнечных
семечек в стилистике поп-артовских
трафаретных портретов Ленина, Мао, Че
Гевары и др. В фильме («Визуализация
приручений, или казус современной
орнитологии»,2002 г.) показан процесс
постепенного исчезновения «героев», - их
лица растворяются на фоне грязного снега по
мере того, как голуби расклевывают семечки.
Сотворение кумира - одна из насущных
потребностей человека массовой культуры.
Основной казус поп героя заключается в том,
что его популярность (или тот конгломерат
факторов, который определяет ее в нашем
сознании) является чем-то эфемерным,
несубстанциональным.  
Юлия Виноградова