ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ
ART_PUZZLE
artontheground
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Вокруг "Осторожно, религия!".
Олег Киреев.
21 января 2005 года.
Выставка «Осторожно, религия!» в
Сахаровском центре была разгромлена два
года назад, 18 января 2003 года. Работы
художников были порваны, сломаны, измазаны
спреем и краской (фотографии можно увидеть
на http://www.sakharov-center.ru/exhibitionhall/religion.files/hall_exhibitions_religion01.htm).
Когда группа посетителей начала громить
выставку, то пожилая женщина-сторож
выставочного зала Сахаровского центра
вышла, заперла дверь снаружи и вызвала
милицию, которая и арестовала погромщиков.
В связи с тем, что от художников не
поступило никаких заявлений о
разбирательстве, погромщики предстали
перед судом, но были отпущены. Но на суде они
официально выступают как свидетели
обвинения и отрицают сам факт погрома. Они
говорят, что пришли на выставку посмотреть,
есть ли там работы Авдея Тер-Оганьяна, “а
тут вдруг приезжает милиция”. Когда одна из
православных женщин, посещающих процесс, в
перерыве между заседаниями суда упрекнула
их в лжесвидетельстве, которое “не
подобает христианам”, то ее чуть не побили.
Следует также добавить, что в течение всего
процесса здание Таганского суда наполнено
верующими, которые держат иконы, поют
псалмы и, когда приходят ответчики и
свидетели по делу со стороны художников,
оскорбляют их, называя “жидами” и т.п.
В то время, когда за портрет
президента, выброшенный из окна, суд
выносит приговор пять лет, - в другом суде
истцами выступают православные погромщики,
а ответчиками – директор, сотрудница
общественно-культурного центра и художница.
Судебное разбирательство возбуждено не по
поводу погрома, а по поводу разгромленной
выставки. Культурное сообщество в ходе этих
событий, в которых отстаиваются честь и
совесть современной культуры, предпочитает
игнорировать их и готовиться к важному
событию художественной жизни, Первому
Московскому биеннале современного
искусства, как если бы ничего не
происходило, - по крайней мере в лице своих
официальных институций. Попробуем
разобрать составляющие конфликта и мотивы,
которые движут его участниками.
В первую очередь, интересно,
почему современное художественное
сообщество отказывается выступать по
поводу выставки, проявляя отсутствие
профессиональной солидарности. Хотя
отдельные частные инициативы – сбор
подписей в поддержку художников на сайте А.Ковалева
(уже собрано более 250 подписей), посещения
процесса, - увенчиваются успехом, но
официальные институции – такие, например,
как Институт проблем современного
искусства (директор И.Бакштейн, он же
куратор-координатор надвигающейся Первой
московской биеннале), “Художественный
журнал” (главный редактор В.Мизиано), и др. -
молчат, а некоторые представители (Б.Мамонов,
А.Осмоловский, К.Звездочетов, В.Сальников)
озвучивают откровенно враждебные к
ответчикам по делу мнения и позиции.
Вероятно, дело здесь в социальной апатии, к
сожалению, традиционной для московского
художественного круга. В качестве
оправдания своей бездеятельности, многие
художники приводят аргумент, что выставка
была неталантливой, а большинство работ не
представляет художественного интереса, -
аргумент, не выдерживающий никакой критики,
поскольку среди участников “Осторожно,
религия!” фигурируют и известные художники,
и настоящие “звезды” современного
искусства (например, О.Кулик, В.Мамышев-Монро,
Г.Виноградов), а кроме того, большинство
художественных мероприятий, которые
участники арт-круга еженедельно посещают (например,
выставки на “Арт-стрелке”) существенно
уступают по уровню выставке “Осторожно,
религия!”. Перечисленные лица, вероятно,
предпочитают пить шампанское на выставках,
но не отстаивать художественные ценности и
свои профессиональные интересы.
Также скрытой причиной
бездеятельности московского
художественного круга является понимание
того, что уголовное дело ведется по
отношению к Сахаровскому центру –
общественно-политическому месту,
отличающемуся твердой и последовательной
социальной позицией по целому ряду
вопросов, важных для современного общества,
в частности, по вопросу о войне в Чечне. Эта
позиция по войне, на которую многие
предпочитают закрывать глаза, о которой
православное радио “Радонеж” говорит как
о “славе русского оружия”, но которая на
деле справедливо может считаться русским
национальным позором, - выражена висящим на
фасаде Сахаровского центра плакатом с
надписью большими буквами: “Война в Чечне
идет с 1994 года. Хватит!”
Теперь о противоположной
стороне – православных погромщиках.
Непосредственный вдохновитель погрома
выставки и возбуждения дела – это
протоиерей Александр Шаргунов, настоятель
храма, прихожанами которого являются
погромщики. В 1993 году Александр Шаргунов, в
качестве духового наставника, участвовал в
штурме Останкино. В 1996 году он призывал свою
паству голосовать “за Зюганова”. Сын
Александра Шаргунова является писателем,
редактором приложения к “Независимой
газете” “Ex Libris” и членом НБП. Мы сейчас
никак не выражаем своего отношения ни к
Зюганову, ни к событиям 1993, ни к НБП, а только
перечисляем факты, свидетельствующие о том,
что Александр Шаргунов явно не является
бесстрастным наблюдателем событий, и что он
использует свою протоиерейскую кафедру для
продвижения определенных политических
взглядов. В 2001-2002 годах верующие из его
прихода – возможно, те же, которые громили
выставку – проводили акции в защиту морали
в московском публичном пространстве,
бросая баллоны с красной краской в
рекламные плакаты, на которых имелись
изображения недостаточно одетых женщин.
Таким образом, мы видим “воинствующих”
православных – так же, как когда-то были “воинствующие
безбожники”.
В собственность православной
церкви постоянно переходит большое
количество недвижимости. В области
культуры, православная церковь располагает
постоянно растущим влиянием,
распространяются воскресные школы,
издаются и вводятся в пользование
православно-ориентированные учебники
русской истории, методики преподавания в
светских школах, и т.д. По оценкам, которые
приводит православное радио «Радонеж», его
аудитория составляет около 30 млн.
слушателей. Поведение православных на суде
по делу о выставке «Осторожно, религия!»
строится на той презумпции, что мы уже живем
не в демократическом обществе, в котором
церковь отделена от государства, а в «православной
Руси». Например, в одном из разговоров в
перерыве между заседаниями один из
верующих сказал Герману Виноградову: “Вот
если бы мы приехали к вам в Израиль и
нарисовали там в Храме свастику – это было
бы то же самое”. Не отвлекаясь на вопрос об
“Израиле” (поскольку большинство
художников не имеют никакого отношения к
Израилю) - показательно, что верующие не
проводят различий между Россией и
православием, они воспринимают всю Россию
наподобие “Храма” из этой реплики. Но
верующим следует понять, что это не так, что
не вся Россия является православной, а
состоит из множества различных групп людей,
каждая из которых имеет свое представление
о жизни и свои традиции.
В то же самое время, официальная
риторика церкви и верующих постоянно
эксплуатирует тему унижений, гонений,
которым подвергалась и подвергается
церковь, они постоянно педалируют тему
преследований православия «при
коммунистах» (примером чему является
канонизация царя Николая II), различных
унижений, которые якобы и теперь с ними
постоянно происходят, а также тему
испорченности современного мира,
движущегося к Апокалипсису, ухудшающейся
морали, и т.п. Таким образом, в своем
позиционировании относительно
современного российского общества
православные помещают себя в заведомо
двойственное положение. С одной стороны,
они отмечают успехи «возрождения
православия», происходящего в силу режима
благоприятствования со стороны
современной власти, с другой, нагнетают
враждебность в отношении всего окружающего
современного мира. Они имеют возможность
прибегать к различным линиям аргументации,
в зависимости от того, какая из них лучше
подходит в данный момент.
Внутри сообщества верующих
существует и противоположная точка зрения.
В частности, в здании суда ко мне, опознав во
мне журналиста, подошли женщины, желавшие
сообщить о том, что действует группа,
озвучивающая тот взгляд, что настоящие
верующие не принимают погром как
христианское средство решения вопроса, и
что христианам не следует преследовать тех,
кто никогда не был в христианстве и “не
знает Истины” - так же, как если бить
невежественного человека или ребенка, то
это не откроет ему путь к постижению истины.
Опираясь на догматическую традицию
православной церкви, они говорят, что Иисус
Христос и его апостолы никогда не
преследовали язычников или неверующих, а
объясняли им, в чем те неправы. Поскольку
образцами для подражания в этой традиции
являются Христос и его апостолы, то группа
верующих рассматривает пример апостола
Павла, который преследовал “ариан” – но
дело в том, что основатель секты Арий был не
невежественным, а бывшим епископом,
отступником, который “видел свет истины,
отступил от него и начал совращать других
христиан”. Эта группа верующих выступает с
разъяснением своей позиции, озвучивает ее,
но эта позиция в настоящий момент не
вызывает широкого обсуждения и отклика.
Между тем, как официальная
позиция православной церкви
воспринимаются выступления на радио «Радонеж»
(несмотря на то, что оно не имеет
благословения патриарха). Однажды там было
заявлено, что погром выставки в Сахаровском
центре не только одобряется верующими, но и
в дальнейшем, в случае каких-либо подобных
событий, верующим не понадобится никаких
специальных благословений церковной или
светской власти, чтобы положить конец
подобным мероприятиям. Выступления на “Радонеже”
вообще отличаются, я бы сказал, крайним
цинизмом и наполнены агрессивными
нападками на современную культуру и другие
конфессии, исповедуемые другими гражданами
России и мира (радио выступает против
строительства в Москве Храма Кришны, с
враждебностью говорит об исламе и буддизме…).
Заслуживает особого внимания позиция радио
«Радонеж» в отношении современной политики.
Здесь настойчиво подчеркивается
независимость церкви в принятии решений от
любых органов государства и власти, однако
характер освещения некоторых актуальных
тем позволяет говорить, что современной
власти радио демонстрирует свою лояльность.
Особенно ясно это просматривается в
освещении войны в Чечне: в своих проповедях
и ответах на вопросы аудитории ведущие (в
частности, протоиерей Дмитрий Смирнов)
говорят о «подвигах российских солдат в
Чечне», и т.п.
Но вернемся к выставке.
Обвинение в деле по “Осторожно, религия!”
строится на экспертизе, описывающей каждую
из работ, представленных на выставке, с
точки зрения их “антихристианского”
смысла и задач “дехристианизации России”,
которые они преследовали. Такую графу и
содержит каждое из описаний работ: “латентный
смысл” (обыкновенно “десакрализация” или
“обессмысливание символов”) и “социальная
функция” (как правило, “дехристианизация
России”). Обращает на себя внимание то, что
детально описана каждая работа, и в каждой
автор экспертизы нашел возможность
обнаружить то, что преследует функцию “десакрализации”
- хотя на выставке были представлены разные
по смыслу и содержанию работы, и отнюдь не
все они были одинаково критически
настроены в отношении религии, а некоторые
просто экспериментировали с темами,
имеющими отношение к религии, или символами,
принятыми в Русской православной церкви.
Например, Константин Батынков изобразил “Семь
смертных грехов” в виде сцен из
повседневной жизни (смотрение телевизора –
“Праздность”, и тому подобное) – что, на
самом деле, является остроумной социальной
сатирой и актуальным размышлением о
проблемах медиального общества.
Отступая от позиции не-ангажированного
наблюдателя, эксперт описал это как “кощунственное
размывание понятия греха”, естественно,
служащее задачам “дехристианизации России”.
Отдельные моменты экспертизы производят
совершенно смехотворное впечатление: при
виде ряда работ «человек может испытать
отвращение, тошноту, учащение дыхания и
сердцебиения», «известны случаи падения в
обморок (какие именно? - О.К.)». О работах
известного современного художника Олега
Кулика сказано, что «условный рефлекс,
вызванный картинкой, где соединены акты
животных и людей, может навсегда превратить
человека в зоофила».
Кто писал эту экспертизу? «Маркова
Наталия Ефимовна, имеющая высшее
образование по специальности социально-культурная
деятельность, ученое звание старшего
научного сотрудника Института социально-экономических
проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН,
занимающая должность руководителя Центра
коммуникативных исследований ИСЭПН РАН,
стаж научной работы по специальности 5 лет».
Имя этого человека в художественной среде
неизвестно, однако неудивительно, что в
любой спорной ситуации есть возможность
найти “экспертов”, которые напишут
требуемое с той или иной предвзятой точки
зрения, и придадут мистическим
представлениям об “антихристианах”, “нейролингвистическом
программировании” и т.п. - видимость
научной компетентности.
Дело не в издевательствах над
иконами или злонамеренности организаторов
выставки, а в том, что современные
православные воспринимают как кощунство
вообще использование любых символов и
знаков собственной религии вне их обычного
контекста, вне церкви. Будучи
сопоставленными с любыми изображениями
внецерковного ряда, эти знаки
представляются им уже профанированными.
Это можно диагностировать как
ограниченность семиотического кругозора,
отсутствие способности к пониманию
многоязыковости, мультикультурности мира,
следовательно, к диалогу. Эти православные
приветствовали бы запрет на использование
символов собственной религии в каком-либо
другом контексте, кроме их собственного.
Но современное общество не
может допустить возникновения такой
монополии. Любой знаковый ряд, любые
признаки идеологии, выставленные на
всеобщее обозрение в публичном
пространстве, могут и должны подвергаться
критическому осмыслению с разных точек
зрения. Тем более такой монополии не может
допустить современное искусство,
критически исследующее любые языки, на
которых говорит общество, и
устанавливающее возможности
взаимодействия между ними. Оно может
позитивно или негативно относиться к тем
или иным явлениям, и его представители
могут делать удачные или неудачные,
талантливые или неталантливые работы – так
же, как представители любой конфессии могут
глубоко или поверхностно понимать ее смысл
– но что оно всегда должно делать, так это
выявлять и показывать скрытые смыслы в
форме не прямого высказывания, а образов.
Поэтому однозначные линейные
интерпретации работ (вроде: “латентный
смысл: обессмысливание религиозных
символов”) никак не могут считаться
признаком компетентности экспертов, их
высказывающих. Важно отметить, что большая
часть приемов, использованных авторами
выставки “Осторожно, религия!”, получили
происхождение из истории российского
неофициального искусства 1970-80-х годов,
когда использовались в целях деконструкции
языка пропаганды советского времени, так
нелюбимого представителями православия.
Так же критически, как к языку идеологии,
современное искусство относится к языку
современной рекламы, вследствие чего на
выставке неоднократно фигурировали
параллели между христианскими символами и
коммерческой рекламой. Современное
искусство занято обнаружением и выявлением
скрытой идеологии, семиотического насилия,
навязывания ценностей, которые и
осуществляются рядом представителей
Русской православной церкви в отношении
остальной, не-православной, или понимающей
православие иначе, части населения.
Поэтому на вопрос: что же все-таки
хотели сказать сами художники, сделавшие
такой рискованный шаг, который не мог быть
малоосмысленным или случайным? - следует
ответить: а вот именно то, о чем идет речь в
этой статье: осторожно, религия!
Олег Киреев
Органайзер #45 2 февраля 2004.
С февраля и далее - подборка GIF.ru