ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Аня Жёлудь. Инсталляции "Кабинет" и "Комната". 2008 год


<<В то время как инсталляция Ани Жёлудь участвует в выставке номинантов Премии Кандинского, в Санкт-Петербурге можно увидеть новые инсталляции молодой питерской художницы.
19 - 22 ноября - Галерея "Люда" (Моховая, 42, второй двор) -  инсталляция "Кабинет".
23 ноября - 7 декабря - Объект "На районе" (пр. м. Блюхера, 57, корп.1, кв. 37, 7-й этаж) - инсталляция "Комната".
Они объединены в "народный" проект.  "Кабинет" в галерее "Люда" - формула,  очерченная металлической линией, каркас медицинского быта. Идея инсталляции подсказана художнику спецификой помещения, которому суждено вскоре стать офисом или, например,  частной клиникой.  22 ноября  Аня Жёлудь представит инсталляцию "Комната", расположенную в её квартире. У проекта есть событийная подоплёка с элементами  паблик-арта,  так как новая работа Жёлудь ориентированa,  в первую очередь, на людей, попавших на территорию современного искусства почти случайно, вернее втянутых "обманным" путём. Обе инсталляции проживут  реальные жизни  ещё до презентации. Ожидаемыми зрителями станут те, кого заинтересуют объявления "сдаётся комната" в настоящих газетах  или наружная реклама с текстом: "Кабинет "Люда": урология, гинекология, узи-диагностика".  Потенциальных "пациентов" и "квартирантов" ожидает незапланированное посещение  фиктивного медкабинета и якобы сдающейся комнаты. 

Размышления на тему  

Началось всё  со слухов о том, что художник Пётр Белый открывает галерею.
В канун "Ночи открытых дверей галерей" в Москве мы встретились с Петром.
Белый рассказал о том, что выставки будут недельными, и что в случае необходимости можно будет красить стены в любой цвет. Предложил выставиться.
По слухам, Белый уговорил какую-то тётеньку в достатке пожертвовать помещение "в пользу Белых". Также, по слухам, помещение должно было быть небольшим, но пафосным, неподалеку от СПб ГХПА. 

Тогда мне представился фасад одного из домов Фонтанки, где-нибудь на углу Белинского, ближе к Летнему саду. Представилась стеклянная дверь в размер всей высоты и ширины  маленького, но пафосного помещения, обязательно с никелированной вертикальной ручкой, само стекло, без стеклопакета. Перед дверью - гранитные добротные ступеньки.  

Вскоре в электронной почте появилась рассылка, содержащая   следующий текст: "Выставка Александра Дашевского в галерее "Люда". И судя по адресу, это и была галерея Петра Белого. Вероника Рудьева-Рязанцева сказала, что она тоже скоро открывается в "Люде". И я поняла, что мне тоже суждено оказаться в "Люде".  Ничего более режущего слух в названиях галерей, пожалуй, я ещё не встречала. Когда обладательницы свободных финансов называют своими именами свои же галереи - это  привычно. Но имена, как правило, затейливые и не считываемые как имена. Слово "галерея"  оказалось для меня несовместимым с именем Люда. Такое название могло бы быть, например, у салона красоты в городе Тула или в новодельных московских районах; так могла бы быть названа женская консультация, или конкуренты отечественных предметов женской гигиены "Натали" тоже могли бы выбрать себе такой "бренд".
Но в то, что любимый мной художник Петр Белый смог подписаться под таким титулом, верилось с трудом. И потом, это тавтологическое соседство имен - "у Белого в Люде Вероника Рудьева-Рязанцева" - совсем усугубляло ситуацию.
Всё в Люде и все мы в Люде!!!!! 

Теперь вместо стеклянной двери без стеклопакета, через которую видно 50 квадратных метров выставочного пространства, я видела тело соседки Петра Белого, тело женщины по имени Люда изнутри - полость женского тела, в котором находятся все художники по очереди. Видимо, такая ассоциация - следствие моего понимания галерейного пространства как некого "живого организма", микрофлоры и среды обитания.
Я не пошла на вернисаж Дашевского в "Люде". 

С Белым мы встретились через три дня в "Альбоме" у Андрея  Рудьева. Белый сказал: "Галерея открылась. Приходи. Живу напротив. Открою в любое время". Я не стала откладывать неизбежность посещения внутренностей "Люды", и пошла в тот же вечер. 

Гараж во дворе был не совсем гараж, потому что гараж во дворе старого фонда - это гараж в старофондовском дворе. Тут же был не просто двор, а территория почти несуществующей лифтовой конторы, со специальными железными воротами и бабушкой-цербером за ними. Гараж был даже не отдельно стоящим, а пристройкой с уклонистой крышей. Двор, как водится, - махровая достоевщина с сюрно стоящими в нем серебристыми иномарками на фоне плесневелых стен.  

Белый открыл заветную дверь. В ночи, после приятных глазу рубероидовых километров Андрея Рудьева, внутренности "Люды" обрушились пронзительно-белым светом и ослепительно белым цветом, как то, чем в американских фильмах обозначают конец туннеля. Воистину, галерея Белого! Самого что ни на есть белого! 

Я стала спрашивать у Петра про Люду. Потом набралась наглости спросить в форме упрека о том, как случилось, что название - "Люда". Тогда Белый сказал, что это его сознательный намеренный шаг на уровне "блатного жеста".        И такой ответ меня устроил, сняв все мои возмущения. Кроме того, клиническая стерильность помещения и его абсолютная несхожесть с галереей,  манила своей Белизной. Петр рассказал, что история такова: должен был быть офис, и офис будет чрез год, а пока - галерея.  

В совокупности размышлений о соседке Люде, о чистоте, белизне и стерильности, о внутренностях и офисности, учитывая несоразмерность пространства галерейному, и снятую с повестки дня проблему вынесения из  работ из мастерской  я решила, что это идеальная ситуация для создания в этом месте "Схемы пространства №11" - "Кабинет."  «Кабинет» доврачебный, процедурный, медицинский, больничный клинический.
Быт гинекологической направленности. 

Нередко встречаются частные клиники. Они появляются наряду с парикмахерскими, косметическими салонами, адвокатскими конторами, автошколами, оптиками и аптеками, копицентрами, местами общепита, магазинами зоотоваров. Но едва ли их можно оставлять в этом ряду через запятую. "Кабинет", будь он стоматологический или гинекологический, - всё-таки место посерьёзнее. Так или иначе, в пестроте рекламных щитов и вывесок предложений медицинских услуг не меньше. Вопрос качества любых из вышеперечисленных мест оставляет желать лучшего. 

Проект "Кабинет" посвящён вниманию и бдительности граждан. "Кабинет" обнародует элемент фикции и  иллюзорности, свойственные частному сектору. Жителям десятимиллионного города, конечно, и  без того есть чего опасаться, тем не менее профилактический опыт осторожности менее вреден, чем следствие невнимательности.

Объект "На районе" 

Район Красногвардейский, адрес: пр. м. Блюхера 57, к. 1 кв. 37, 7й этаж, дом девятиэтажный панельный, 1973 года. Вонючий подъезд и куцый пейзаж, вид из окна, как положено, на помойку. Тут же школа и торчащий из-за угла балкона детский дом, тополя, гаражи и машины. Дефицитный набор мебели 70-х, разбавленный предметами из 50-х: плита эмалированная газовая на ладан дышащая, текущий вечно кран и унитаз с трещиной. Рядом ни одного метро, но много метро не рядом, в радиусе 15 - 20 минут езды на машине. Метро Пл. Восстания,  Новочеркасская,  Академическая, Лесная, рядом Пискарёвка, Гражданка и проспект Непокоренных. 

Видимо, у каждого поколения свои районы, и у поколений художников тоже . Молодых художников  мысль об отступлении от территориальной централизации музеев, галерей и мастерских с недавних пор перестала пугать. Если 38-летнему художнику Петру Белому ещё как-то удалось открыть галерею на улице Моховой, то группа художников «Непокоренные» (которым до 30), не пугаясь отшиба от общего гнезда, крепко уселись в своём на гражданке (при этом на недостаток внимания им жаловаться грех). 

Я решила поддержать тенденцию вынесения очагов художественной жизни, в направлении севера, и  являясь соседкой группы «Непокорённых», открываю двери своей квартиры-студии для народного доступа,  показывая вторую часть  «народного  проекта» в центре города, в напоминание о преемственности и связи поколений, поддерживая обращение Петра Белого к народному сленгу, рискнувшего дать блатное название галерее, я называю свой проект "На районе". 

В Петербурге становится также тесно, как и в Москве, появляются лофты и тяга к промзональным территориям. "На районе" московское словосочетание в Петербурге и, конечно, вряд ли московское, но слышу его почему-то только в Москве... Это название  относит нас к распространённому московскому выражению - обобщённому понятию, дословно означающему "не в центре" и равнозначному петербургскому "на окраине". 
Проживая на два города, в Петербурге скучаю по Москве, а в Москве скучаю по Петербургу…                                                                                                        

Личное 

Квартира, в которую меня принесли из роддома, в которой я провела значительную часть детства и всю свою юность, вызывала во мне всегда разные чувства. Вернее, когда-то она совсем ничего во мне не вызывала, но в связи с переездом и эпизодическими возвращениями в неё я стала относиться к ней по-другому. И в какой-то момент она вдруг стала для меня больше, чем 63 кв.м. в не так давно ещё питерских новостройках (теперь уже недалёким от центра районом). Я искала к ней подход и нашла его с помощью живописи, потом я стала относиться к ней как к семейной реликвии и месторождению меня как художника. Потом, наконец, когда исполнилось 25 лет со дня первого и последнего ремонта квартиры и всё в ней пришло в окончательную негодность, преодолевая все страхи перед мемориалом, я всё же начала приводить её в порядок. Мой порядок - это состояние относительное и очень условное. Наводить его было очень непросто, до тех пор пока я не решилась на превращение квартиры в объект. 

Место в жизни 

Год прошёл в привыкании к новому качеству.
Мучения, растерянность и угнетённость сменились успокоением души - после того, как она определила адрес своей принадлежности к телу, в котором она живёт. Тело оказалось хоть и художническое, но пролетарское - тело рабочего.
В беспокойствах об ущемлении трудоёмкостью свобод, связанных с всё меньшим контактом с миром искусства, от души отстала совесть – после возникновения вопроса: "что делать?" - производить или потреблять искусство?
Тогда душа легко и непринуждённо сделала свой выбор в сторону "производить". Стало понятно, что ей лучше со сварщиками, чем с работниками культуры, что ей полезнее находиться на металлобазе, чем в музее, что она в гармонии с телом, в то время когда тело ест макароны по-флотски и ленивые голубцы, нежели штруделя и чизкейки.
Тогда же и открылась правда, которая сместила все взгляды и установки. Оказалось, что художники делают всё не ради друг друга, и что считать своим зрителем художника - заблуждение!!.. И в тоже время, настала пора интереса зрительского внимания к изобразительному искусству, и появилась почва для предположения о том, что не принадлежащее народу искусство всё-таки его интересует, хотя бы на уровне простого человеческого любопытства.
Появилась причина, по которой стало можно задумываться о зрителе и о вовлечении его в художественный процесс.

<Круглый стол. Аня Жёлудь. Переучёт. Опыт организации artist-run проекта. 14 июля 2008 года>
<На фото эскиз инсталляции представленной на выставке номинантов Премии Кандинского. Ноябрь-декабрь 2008>

Аня Жёлудь, 25 лет, настоящая фамилия Желудковская. Уже пятый год в Москве, но считает, что так и не переехала окончательно из Петербурга
«Я постоянно собой недовольна, все время хочется что-то подправить. Чувствую, что не сделать невозможно, а художнического оргазма испытать до конца не удается»

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO