ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Тиффоен.
Раздел открыт 7 сентября 2006 года. Но, в связи с тем, что комментарии
редактора появляются в новостях почти ежедневно, пометки здесь застряли в самом
начале :(
Tиффоен - 11-09-2006 |
*** Пометка на "Артполе" *** В субботу 9 сентября арт бомонд разбавленный гостями собрался на лужайке у Зеленоградского завода "Микрон". Чтобы встретиться, посудачить, прогуляться под ремикс "...и снится нам не рокот космодрома... а снится нам трава, трава у дома..." среди объектов, составивших "Артполе", уже второй раз организованное галереей Айдан. Задачу нынешней версии open air show галерея сформулировала следующим образом: "Камерная выставка этого года ищет пластические воплощения для урбанистического пространства в точке пересечения искусства и высоких технологий". Пресс-релиз сообщает также, что выставка осуществляется при поддержке Администрации Президента РФ, Московского музея современного искусства и ОАО «SITRONICS». Sitronics Consumer Electronics создана по инициативе и при непосредственном участии Акционерной Финансовой Корпорации «Система» - крупнейшей финансово-промышленной группы России в области высоких технологий. Sitronics Consumer Electronics является оператором стратегического проекта АФК «Система» по созданию первого российского полномасштабного зонтичного брэнда бытовой электроники. Стратегия компании ориентирована на создание российского брэнда-лидера мирового уровня, способного конкурировать как внутри страны, так и за рубежом. Этому Обществу и принадлежит завод "Микрон". Айдан Салахова безусловно представитель концептуального искусства: и как художник, и как галерист. Поэтому и спрос к предъявленному на заводской лужайке должен хотя бы касаться этого аспекта экспозиции. Тем паче, что вне какой-либо концептуальности решение задачи поставленной организаторами весьма сомнительно. |
В качестве ключа напрашивается работа
Ростана Тавасиева. Своей яркостью,
пластической привлекательностью и местом
расположения практически гарантированная
не остаться без внимания. Глазастые меховые
лимоны наделенные фирменной тавасиевской
обаятельностью оказываются сошедшими со
страниц рекламной продукции Sitronics, где их
более унылые собратья выполняют роль толи
элементов фирменного стиля, толи
визуальной составляющей формируемого
бренда. С подачи такого разыгрывающего
мемориальная плита "Не здесь" вероятно
указывает, что российская
микроэлектороника загнулась не на этом
предприятии, а латышевская "кремлевская
звезда", торчащая из земли, - что стоять в
веках многообещающему начинанию АФК "Система".
Помните сценарии рекламных клипов в
злободневном для 90-х романе Пелевина "Generation
П"? Увы, я вспомнил, оказавшись на Артполе...
Вспомнил и некоторые лучшие работы
прошлого года: «Сон в красном тереме» Константина Звездочётова,
«Курган славы» Александра Петрелли, "Спутник"
Тавасиева, да были и другие - никакой
сервильности в них не считывалось. Оно
конечно, время идет - только поспевай. Айдан,
похоже, поспевает. Ю. П. > |
Tиффоен - 08-09-2006 |
*** Пометка на полях "Экспрессии духа" *** В пресс-релизе галереи "Дом Нащекина" к открывающей сезон 2006/ 2007 первой выставке есть как минимум пара фраз, после которых было невозможно не посетить этот вернисаж. 1. "В течение года в галерее пройдет 7 коллективных выставок в рамках грандиозного проекта «Экспрессия духа», завершит который крупная выставка в Манеже с участием более 400 работ в июне 2007 года". 2. "...все это экспозиционное многообразие предлагает посетителям поразмышлять над тем, что представляет собой современное искусство России". Посетил. И размышления действительно неизбежны. Грустные, тягостные даже. Не только о том, что представляло Россию в Китае. Хотя этот момент очень важен. Коль скоро открывшаяся 7 сентября выставка являет собой часть той огромной экспозиции, которую показали китайцам как панораму современного российского искусства. Тем самым китайцам, которые последовательно и успешно внедряются в мировой контекст, отвоевывают себе все большее место в пространстве современного искусства. Знатоки говорят , мол китайцы обезьянничают. Так же как с электроникой и одежкой-обувкой, всего лишь копируют так называемые западные образцы. А что, северные европейцы не копировали образцы итальянские? Веке эдак шестнадцатом. А двести лет спустя не делали того же русские художники? Что с того. Разве не появились потом самобытные, да просто новые направления в искусстве этих стран, скажем так - реципиентов? Вообще по окончании средневековья, то есть с началом инновационного периода в искусстве этот процесс стал непрерывным, по пути усложняясь и обретая все более многообразную неоднозначность. Усугубившись в ХХ веке "изобретенной политикой" и ее опорой, идеологией. Другое дело, что средневековье только в головах простодушных марксистов завершилось "на раз". Некоторые его парадигмы столь живучи, что даже сейчас способны кое-что определять. В интенциях не только новообращенных православных деятелей культуры, но и у людей вполне светских, отчасти даже отягощенных сложными рефлексиями, восходящими к чаадаевской традиции болезненной раздвоенности дискурсивного архива "восток - запад". Здесь не место углубляться в анализ таких интенций, но одна из них непосредственно связана с обсуждаемым многообразием, представлявшим российское современное искусство в Китае. В упрощенном виде она примерно такова. Шелуха самозаборматывания так называемого актуального искусства со временем спадет. Неизбежно - с провалом глобализации. И тогда останется то единственное, сохранившее сакральные основы искусства, что можно определить и как "Экспрессию духа", и каким-либо иным термином, но обязательно связанным с духом или духовностью. Проблема артикуляции такого подхода, в нашем случае при решении значимой экспозиционной задачи, начинается вовсе не с выбора работ. Он уже следствие. Проблема в том, что определить, что духовно, а что нет никогда не получится методом экспертных оценок или каким-либо еще обеспечивающим релевантность методом. Это возможно в религиозном или идеологическом пространствах, где некая система догматов создает место для абсолютной истины, и обретшие ее духовны. "История искусства как история духа" великая книга Макса Дворжака (1874 - 1921). Но она как раз в первую очередь про средневековое искусство, Возрождение, маньеризм. Как только возникает выставка под прикрытием духа и духовности - обратите внимание, походите, потратьте время - так она выглядит если не провально, то только благодаря попавшим на нее художникам, которых как и куда не затолкай, они свое возьмут. Случаются такие. Они, кстати, не любят рассуждать о духе. Даже смущаются порой, попав в такие разговоры. Не то, чтобы они были против сакрального, против духовности, некоторые из них верующие люди. Просто кто интуитивно, кто осознанной рефлексией дошел до понимания некорректности совмещения некоторых пространств. Потому как отсюда войны и бесконечные другие безобразия помельче. Типа выставок. Ю. П. > |
Tиффоен - 07-09-2006 |
*** Пометка в день открытия фестиваля "Стой!
Кто идет?" ***
<<6 сентября в ГЦСИ на Зоологической улице состоялось открытие фестиваля. Выставка в "Галерее актуального искусства" не спроста открылась накануне. Никаких следов заявленной в пресс-релизе тематики фестиваля там обнаружить не удалось. Тема же фестиваля скорее всего и не могла быть выбрана другой. Что как не поиск новых способов построения коллективного взаимодействия, исследование механизмов социальной коммуникации и стратегии самообразования (в условиях почти полного не соответствия сохраняющейся системы художественного образования потребностям актуального арт процесса) может интересовать молодых художников. Начну с общего впечатления от экспозиции "Само-Образования" в ГЦСИ. Нео-агитпроп. Когда этот агитпроп удается умным и тонким образом сбалансировать с авангардной визуальностью, например, как в фильме Марсело Экспозито (Marcelo Exposito, Испания; редактор журнала Brumaria, участвующего в 12-й Документе; последний 6-й номер Net Art), получается впечатляющий результат. Да, чтоб его оценить, надо смотреть целый час. Но "кто сказал, что будет легко?". Как раз экспозиционная легкость, даже разжеванность, например проекта "Усовершенствование городского пространства и джентрификация. Эстетика + Спекуляция = Исключение", архаизирует тему уже тем, что раздача листовок с русскоязычной блок-схемой "усовершенствования", приводящего к вытеснению населения с низкими доходами из совершенствуемых районов, отсылает к революционным практикам начала ХХ века, которые сегодня очевидно мертвы. Хотя бы в силу другой медийной эпохи, что в пространстве искусства является вероятно наиболее существенным из различий эпох, между которыми 100 лет. Психо-графическая "генеалогия ошибки" Эррористического интернационала (при содействии группы Etcetera, участников проходящей с 8.09.2006 до 11.11.2006 биеннале в Гуанжоу), проект в котором каждому предлагается поучаствовать в эксперименте само "раз-образования", составлении генеалогической карты ошибок, приведших к сильным/ слабым изменениям вашей жизни, представляется наиболее полно соответствующим заявленным на фестивале темам. Другое дело, останется ли проект симуляцией или удастся не только обозначить возможное, но обрести и эстетизировать некий новый коллективный опыт. Возможности задуманного более, чем заманчивы. Ю. П. |
<<Премия
Инновация-2005. Из
Пиндемонти>
<<Кошут в клубе на Брестской 1 марта 2005 года> Потихоньку буду собирать сюда свои реплики - примечания. Не простое дело их выуживать - просто не помню, когда и по какому поводу что-то накропал. Ю. П.> |