ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

«Лето» Кирилла Серебренникова.

«Лето» Кирилла Серебренникова.

Логлайн: школьный роман на фоне рокенрола в стиле фильма Across the universe с элементами байопика.
«Возможно, где-нибудь в архивах ФСБ и валяется бумажка, на которой написано «организовать рок-клуб» — и что? С тем же успехом можно было написать «организовать лето» или «признать необходимым существование облаков». Мы просто были — как лето или облака». Слова Ильи Кормильцева совершенно точно обозначают атмосферу фильма.
Мы просто были, хотя на нас подчёркнуто старательно не обращали внимания. Мы хотели всего-навсего быть услышанными во времена безвременья, которое потом назвали «застоем».
Мы играли в рок-н-ролл, не имея нормальных инструментов и записей, играли в музыкальную прессу, которую тиражировали на запрещенных ксероксах, играли в гастроли, организовывая квартирники по домам своих друзей в разных городах.

Сюжет фильма легко и последовательно угадывается в творчестве главных героев: Майка, Цоя и БГ.
«Лето!
Штаны истерты, как монета.
Во рту дымится сигарета,
Иду купаться в водоем.
Лето!
Недавно я услышал где-то,
Что скоро прилетит комета,
И что тогда мы все умрем».

То, что казалось шуткой и каламбуром, стало пророчеством, СССР внезапно взорвался подобно Тунгусскому метеориту, оставив после себя недоумевающих аборигенов и километры щепок взамен поваленного леса.
А в 80-е был Питер, были купания на Финском заливе, были акустические концерты на ступеньках Михайловского замка, море портвейна и легкомысленных молодых людей, которые еще сами не знали чего хотели, но уже устали от трескотни идеологической пропаганды и казенщины.
«Сидя на красивом холме
Я часто вижу сны, и вот что кажется мне:
Что дело не в деньгах, и не в количестве женщин,
И не в старом фольклоре, и не в Новой Волне -
Но мы идем вслепую в странных местах,
И все, что есть у нас - это радость и страх,
Страх, что мы хуже, чем можем,
И радость того, что все в надежных руках;
И в каждом сне
Я никак не могу отказаться,
И куда-то бегу, но когда я проснусь,
Я надеюсь, ты будешь со мной...»

Школьный любовный треугольник: Майк (его играет Рома Зверь), одновременно Звезда рок-н-ролла, сторож лесопилки и молодой отец, его жена Наталья (актриса Ирина Старшенбаум), трепетная и чуткая к творчеству мужа, параллельно тянущая лямку семейного быта в коммуналке, и «бездельник» Виктор Цой (Тео Ю), экзотичный и робкий, при этом упрямый и уверенный в своём таланте.
Пустынной улицей вдвоём
С тобой куда-то мы идём,
Я курю, а ты конфетки ешь.
И светят фонари давно,
Ты говоришь: «Пойдём в кино»,
А я тебя зову в кабак, конечно.
В кабак наши герои не попали, а угодили прямо на концерт в рок-клубе на Рубинштейна, потом на типичный питерский квартирник, потом брутальное выяснение отношений, закончившееся полной неожиданностью.
Когда я вернулся, ты спала в кресле,
Я не стал тебя будить и устраивать сцен...
Я подумал, так ли это важно, где и с кем ты
Провела эту ночь, моя сладкая N?

Серебренникову удалась полнометражная современная версия балабановского фильма «Настя и Егор» с аллюзией к мюзиклу Across the universe. Примерно те же рок-герои, но и не совсем такие, как в жизни, много музыки 80-х, очень аккуратно осовремененной, и то, что на Каннском фестивале дали приз за саундтрек к фильму, совершенно заслуженно, работа прекрасная. Даже я не сразу понял, что все фонограммы были заново переписаны.
Снимал оператор Влад Опельянц на черно-белую плёнку в духе итальянского неореализма с компьютерными вкраплениями нугмановских приколов из «Иглы». Снято совершенно аутентично, пластика образов хорошо подобрана: БГ и со спины сразу узнаваем, Фан, Свин и Коля Михайлов вообще, как живые. Коммунальный советский быт снят без прикрас, но и без германовского ужаса, такой, я бы сказал, акварельный натурализм.
Кульминацией (и главной идеей) фильма является сцена в рок-клубе, когда акустическую гитару Майк меняет морфингом на электрическую, и антураж комсомольского собрания в актовом зале меняется на современный драйвовый рок-концерт, сметающий очистительным торнадо к эбеням жалких бюрократов, оперотрядовцев и гэбэшников. Тухлый финал сцены и ремарка прямо в кадре «ничего этого не было» всё расставляет обратно по местам.
Из своего прекрасного далёка мы знаем, где и для кого «мечты сбываются», и что такое «наше всё».
« Локоть к локтю, кирпич в стене;
Мы стояли слишком гордо - мы платим втройне:
За тех, кто шел с нами, за тех, кто нас ждал,
За тех, кто никогда не простит нам то,
что
Рок-н-ролл мертв - а мы еще нет».
 

Майк и Цой ушли почти одновременно в 90 и 91 году, русский рок время поколбасило от стадионов обратно до квартирников и посадило на клубно-фестивальную полочку «Нашего радио» в ожидании прихода «молодой шпаны».
«Метафизическая же история русского рока продолжается и будет продолжаться, пока на Земле остается хоть один человек, у которого будут звучать в сердце песни чужой молодости», - неугомонный, но угомонившийся на Троекуровском, Илья Кормильцев по-прежнему стучится в нас пеплом Клааса.
Посыл поколения 80-х «Свобода лучше несвободы» особенно актуален для нынешнего статуса режиссера фильма Кирилла Серебренникова, желаю скорейшего завершения его кафкианского «процесса».

Константин Преображенский.

PS. Первый раз за всю мою сознательную жизнь с кино на титрах в конце фильма ни один человек не ушел. Медленно потянулись к выходу, когда пошла совсем уж братская могила и включился свет в зале>

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO