ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ
ART_PUZZLE
artontheground
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Густав Клуцис. Право на эксперимент
7 июня - 22 сентября в Третьяковской галерее (Крымский вал, 10, залы 21-22)
◄7 июня
- 22 сентября в Третьяковской галерее (Крымский вал, 10, залы 21-22) выставка
"Густав Клуцис. Право на эксперимент".
Открытие 6 июня. Густав Густавович Клуцис (1895–1938) – яркая и трагическая фигура русского авангарда. Лидер конструктивизма, один из создателей искусства фотомонтажа, мастер политического плаката, новатор в области выставочного дизайна, он искренне верил в идеи трансформации мира и преобразования человека, весь свой талант направлял на создание мощных средств политической агитации. Однако в силу парадоксов истории России ХХ века художник был уничтожен той самой системой, на пропаганду которой он работал, а его творчество на десятилетия предано забвению. Многие из представленных в экспозиции произведений в последние годы регулярно выставляются за рубежом, но впервые демонстрируются в России. Задача первого монографического показа Клуциса в Третьяковской галерее – открыть публике малоизвестное наследие крупного художника-авангардиста. |
Густав Клуцис родился в Латвии в местечке Руиена. Первоначальное
художественное образование он получил в Рижской городской художественной
школе, где занимался в 1913–1915 годах под руководством знаменитого
пейзажиста, основоположника латвийской живописи В. Пурвита. С началом Первой
мировой войны Клуцис был эвакуирован в Петроград. Здесь в 1915–1917 годах он
продолжил учебу в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. После
участия в революционных событиях вместе с латышскими стрелками Клуцис был
переведен в Москву на службу в охране Кремля в составе 9-го латышского полка.
Осенью 1918 года Клуциса командировали на учебу в Государственные свободные
художественные мастерские (ГСХМ, с 1920 Вхутемас), где он занимался у К.
Малевича, К. Коровина, А. Певзнера, а по окончании учебы в 1921 году его
самого пригласили преподавать. Клуцис стал активным участником авангардного
движения, работал в области плаката, типографики и фотомонтажа.
Приверженность к конструктивизму связала его с группой «производственников»
(Л. Попова, А. Родченко, В. Степанова, А. Веснин) в Институте художественной
культуры (Инхуке, с 1923). Клуцис сотрудничал с В. Маяковским в
литературно-художественном объединении «Левый фронт искусств»; в 1928 году
стал одним из организаторов объединения плакатистов «Октябрь». Клуцис много
работал над оформлением клубов, революционных празднеств, крупнейших
выставок советского искусства в стране и за рубежом. Так, например, для
павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже он создал
фотомонтажное панно «VIII Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов и
Конституция СССР». Возможно, членство в латышском культурно-просветительном
обществе «Прометей» (1929–1937) стало роковым в судьбе мастера. В январе
1938 года Клуцис был арестован и вскоре погиб во время допросов. Название настоящей экспозиции отсылает к рукописи Клуциса «Право на эксперимент» (1920-е). Оно отражает своеобразие творческих устремлений художника – постоянный поиск новых средств выразительности, эксперименты с формой, пространством, передачей движения. «Право на эксперимент» указывает и на специфику выставки. Организаторы, сделав исключение лишь для трех станковых полотен мастера («Красный человек», 1918–1919; «Аксонометрическая живопись», 1920, обе – ГТГ; «Построение. Вхутемас», 1920, Государственный музей В.В. Маяковского), знаменующих начало его экспериментального творчества, строят экспозицию на рабочих материалах Клуциса. Камерная выставка, на которой представлено более 60 рисунков и произведений авторской печатной графики, демонстрирует своеобразную «кухню» художника: десятки эскизов и зарисовок передают ход мысли мастера, то, как от замысла, от первых пластических идей конструкции агитационной «малой архитектуры» – складные киоски, «радиоораторы», громкоговорители, экраны, реклама на вращающихся лопастях – приобретают законченность и острую выразительность. Временные рамки выставки охватывают конец 1910-х – 1920-е годы – период наиболее ярких художественных опытов Клуциса. «Смотреть со всех сторон» – эту цель преследовал Клуцис при создании цветотоновых и плоскостно-пространственных конструкций, которые зрительно обретали трехмерную объемность и динамику. Теме динамической структуры мастер посвятил серию изображений так называемого «динамического города». Некоторые из композиций допускают, что верх и низ могут у них произвольно меняться, а изобразительное поле – вращаться. Динамику в этих произведениях усиливают диагональные линейные построения, ритмически повторяющиеся элементы. На выставке серия представлена рисунками, графическими оттисками, набросками карандашом и тушью, а также одной из знаковых работ в творчестве Клуциса – «Аксонометрическая живопись». Дополняют эту часть экспозиции произведения из Государственного музея В.В. Маяковского (Москва), среди которых – «Набросок для “Аксонометрической композиции”» (1920. Бумага, карандаш) – подготовительный рисунок к картине из Третьяковской галереи. |
Галерея хранит значительную коллекцию произведений Клуциса – 45
живописных и графических работ. Ряд из них поступили от самого художника и с
выставок, проходивших в 1920-е годы в Москве и Берлине. Бóльшая же часть (37
рисунков и одна картина) была подарена музею в 1977 году выдающимся
коллекционером русского авангарда Г.Д. Костаки (1913–1990). Это собрание впервые
полно демонстрируется в Москве. В его числе – проекты знаменитых «радиоораторов»,
созданных в 1922 году и выставленных в Москве на Тверском бульваре в связи с
проведением IV конгресса Коминтерна. В пространственных объектах отражено
новаторство Клуциса-конструктивиста, стремящегося к выражению «функциональной
реальности» в острых и выразительных формах. С начала 1920-х годов мастер активно работал над созданием выставочных и агитационных стендов, демонстрационных конструкций. Ему принадлежат идеи стенда-книжки и стенда-полки, которые и в настоящее время сохраняют актуальность. Клуцис относится к тем немногим художникам своего поколения, кто сумел собственные теоретические идеи практически воплотить в объемных конструкциях, плакате, газетной, журнальной и книжной полиграфии. Впервые в России публике представлены три рисунка из Латвийского национального художественного музея (Рига), среди них – один из первых опытов Клуциса с элементами фотомонтажа – «Штурм. Латышские стрелки (Удар по контрреволюции…)» (1918. Бумага, фотомонтаж, карандаш, уголь). Это эскиз монументального панно для наружного оформления здания Большого театра в связи с проведением V съезда Советов в 1918 году. Из частной латвийской коллекции поступили три рисунка 1919 – начала 1920-х годов (собрание Г.Белевича, Рига). |
Открытием для московского зрителя станет показ рабочих рисунков Клуциса из фонда поэта А.Е. Крученых (друга художника), который хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва). Среди нескольких произведений, предоставленных SEPHEROT Foundation (Лихтенштейн), – единственный на выставке эскиз плаката «Выполним план великих работ» (1930), принадлежащий к числу самых знаменитых образцов фотомонтажа.Органичной частью экспозиции станет своеобразный кинозал, где в течение работы выставки будет демонстрироваться документальный фильм латвийского режиссера П. Крыловcа «Клуцис. Неправильный латыш» (2008). |
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO