ЕЖЕДНЕВНЫЕ 
    НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
 
 
       
 
 В МИРЕ 
     В МОСКВЕ
В РОССИИ 
В ПИТЕРЕ  
    В
ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА 
ТЕКСТЫ 
НАВИГАТОР
 	
	МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ 
	ART_PUZZLE
	artontheground
	АРТ 
    ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ 
    АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ 
    АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН 
    МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА  
    ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ 
    SUPREMUS - ЦЮРИХ  
    ОРГАНАЙЗЕР 
    ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН 
    НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
    РАБОТА
 КОЛЛЕГИ
    АРХИВ
8 января 2013 года 130 лет Павлу Филонову
«ЧАСОВОЙ» ФИЛОНОВ 
Третьего декабря 1941 года в блокадном Ленинграде умер художник Павел Филонов.
Умер не от голода, ведь вся его предыдущая жизнь была жизнью - впроголодь. «Все 
это время я жил только чаем, сахаром и одним кило хлеба в день», - такую запись 
сделал Филонов в дневнике еще в середине тридцатых годов, во вполне сытое время. 
В блокаду он умер - от холода. Умер, как часовой на своем посту. 
-Мне рассказывали, - вспоминала Ольга Матюшина, - что он кутается во все, что у 
него есть, и так все ночи стоит на чердаке у слухового окна. Спросила его, 
правда ли это? И зачем он это делает?
 Пока я там стою, ни одна картина не погибнет и весь дом сохранится!
Филонов погиб, а картины — сохранились, благодаря его сестре. В ту страшную 
блокадную зиму сорок второго года в Ленинграде люди ежедневно умирали от голода, 
замерзали на улицах, гибли от бомбежек. И никого не могла удивить женщина, 
везущая по улице санки. Тогда все что-то везли на санках: умерших родных, воду, 
дрова или - мерзлую сладкую землю бадаевских складов. Но путь женщины лежал в 
Русский музей. Евдокия Николаевна Глебова везла в музей работы своего брата - 
Павла Филонова. Почти двести картин и более двухсот рисунков и акварелей вот 
так, на саночках, она перевезла через весь город. И все они — сохранились. 
Сохранены. 
Старший научный сотрудник отдела рисунка и акварели Русского музея Людмила 
Вострецова : 
До 1977 года картины Филонова хранились в музее. В 1977 все эти работы брата 
Евдокия Глебова передала в дар Русскому музею. Коллекция работ художника, была 
инвентаризирована с названиями, полученными от Глебовой. Дело в том, что по 
известным причинам Филонову пришлось заменить названия своих картин. И только 
много лет спустя, при подготовке выставки в Русском музее, у двух третей работ 
появились новые даты и новые названия. Те, которые были указаны в каталоге его 
персональной выставки 29-30-х годов. 
Филонов повторял фрагменты, части своих картин так, как в речи повторяются 
слоги. Его живописное искусство схоже со словесным стремлением в одном мазке, 
как в слове, запечатлеть весь мир.

Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе
Лежит, монетами звеня.
А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног мелькают
В его блестящем животе…
Это написал Заболоцкий в сборнике «Столбцы». Словно пересказал стихами картину 
Филонова..