ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ
ART_PUZZLE
artontheground
АРТ
ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ
АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ
АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН
МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА
ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ
SUPREMUS - ЦЮРИХ
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
8 января 2013 года 130 лет Павлу Филонову
«ЧАСОВОЙ» ФИЛОНОВ
Третьего декабря 1941 года в блокадном Ленинграде умер художник Павел Филонов.
Умер не от голода, ведь вся его предыдущая жизнь была жизнью - впроголодь. «Все
это время я жил только чаем, сахаром и одним кило хлеба в день», - такую запись
сделал Филонов в дневнике еще в середине тридцатых годов, во вполне сытое время.
В блокаду он умер - от холода. Умер, как часовой на своем посту.
-Мне рассказывали, - вспоминала Ольга Матюшина, - что он кутается во все, что у
него есть, и так все ночи стоит на чердаке у слухового окна. Спросила его,
правда ли это? И зачем он это делает?
Пока я там стою, ни одна картина не погибнет и весь дом сохранится!
Филонов погиб, а картины — сохранились, благодаря его сестре. В ту страшную
блокадную зиму сорок второго года в Ленинграде люди ежедневно умирали от голода,
замерзали на улицах, гибли от бомбежек. И никого не могла удивить женщина,
везущая по улице санки. Тогда все что-то везли на санках: умерших родных, воду,
дрова или - мерзлую сладкую землю бадаевских складов. Но путь женщины лежал в
Русский музей. Евдокия Николаевна Глебова везла в музей работы своего брата -
Павла Филонова. Почти двести картин и более двухсот рисунков и акварелей вот
так, на саночках, она перевезла через весь город. И все они — сохранились.
Сохранены.
Старший научный сотрудник отдела рисунка и акварели Русского музея Людмила
Вострецова :
До 1977 года картины Филонова хранились в музее. В 1977 все эти работы брата
Евдокия Глебова передала в дар Русскому музею. Коллекция работ художника, была
инвентаризирована с названиями, полученными от Глебовой. Дело в том, что по
известным причинам Филонову пришлось заменить названия своих картин. И только
много лет спустя, при подготовке выставки в Русском музее, у двух третей работ
появились новые даты и новые названия. Те, которые были указаны в каталоге его
персональной выставки 29-30-х годов.
Филонов повторял фрагменты, части своих картин так, как в речи повторяются
слоги. Его живописное искусство схоже со словесным стремлением в одном мазке,
как в слове, запечатлеть весь мир.
Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе
Лежит, монетами звеня.
А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног мелькают
В его блестящем животе…
Это написал Заболоцкий в сборнике «Столбцы». Словно пересказал стихами картину
Филонова..