ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
"Казус биеннале".
Александра Галкина.
<<В
октябре 2006 года в Грузии состоялась
международная выставка «Кавказская
биеннале – Декларация», которая заявлена
составной частью Кавказской биеннале,
планирующейся в 2007 году. Лейтмотивом
многих работ, представленных на выставке,
так или иначе, является «изменяющийся
мир» в смысле его социополитической
трансформации во времени. Однако за
немногими исключениями искусство,
представленное на выставке, похоже на то
многое, что сейчас представляется как
«искусство постсоветских стран».
Претендующее на роль современного и
имеющее амбиции в области сложившегося
художественного контекста, оно зачастую
спекулирует на «базовых ценностях»
(национальных, религиозных), тавтологично
размещая себя на периферии глобального
художественного процесса. Но это
впечатление – скорее вина организаторов
таких выставок, недостаточно внимательно
и вдумчиво подходящих к работе с
локальными художественными контекстами. |
Выставка включает как отдельные работы, так и запись интервью с художниками, комментирующими свои работы и предлагающих собственные проекты по улучшению окружающей среды властям. Нино Сехниашвили озабочена проблемой растущей радиации, она предлагает измерить степень радиации в художественных галереях разных стран и сравнить её. |
|
Художница Софо Табатадзе говорит о мусорных свалках, которые в Грузии можно встретить и у фешенебельных вилл, владельцев которых не смущает такое соседство и им безразлично, что творится за стенами их владений. Ещё один респондент фильма – скульптор Мамука Самхарадзе -обеспокоен недопустимой, по его мнению, близостью озера Лиси (Тбилиси) с жилыми кварталами. В фильме есть фрагмент его перформанса - «медитации в танце» у этого озера. Как отметила Ева Хачатрян в сопроводительном тексте к армянской части экспозиции «Экотопии», остаётся вопросом то, может ли искусство выполнять «инструментальную» функцию по отношению к социальности, или нет. |
В рамках этих рассуждений интересным представляется проект, представленный на выставке в Тбилиси грузинским куратором Георгием Кевле. В прошлом году на очередном «Арт-Кавказе» им была организована выставка «Другой Кавказ». Сейчас он представил наиболее удачную экспозицию во всей «Декларации». Она называется “Teppanyaki”. В каталоге, составленном, кстати, целиком на английском языке, в духе «а почему нет» дано краткое объяснение, содержащее цитату из википедии (сетевой открытой энциклопедии). |
Teppanyaki – японская кухня, в которой всё готовится на специальной большой сковороде. В середине 20 века Teppanyaki, популяризированное в Америке одной сетью ресторанов, приобрело новое значение – так стал называться зрелищный процесс приготовления блюда в японской кухне. Это и имелось в виду авторами. Здесь можно угадать иронию над «шутовским» поведением страны-периферии перед центром-монополией в политике (культурной, в частности). |
Все работы в экспозиции - результат
перформативных действий на месте, что
концептуально перекликается с её
названием. По технике исполнения все они
отличаются лаконичностью и простотой. На
одну из стен грузинским художником Melano
было нанесено крупное пятно нефти, формой
напоминающее цветок, – работа “Oil flower”.
Следом на двух расположенных по
горизонтали выступающих из стены прутах
было натянуто предварительно смоченное в
зелёнке и затем скрученное во много
раз полотенце. Площадь вокруг объекта
осталась забрызганной зелёнкой (Condition 8,
художник Gago, Грузия, слева илл. к его
работе). Другая работа Stain 1,2,3
– три небольших пятна бледно-красного
цвета – в технических данных которой
указаны «кровь, заражённая СПИДом, кровь
овцы, пятно краски» (Giorgi Kevle, Грузия).
Работа Through my mouth – 4 параллели
вертикальных рядов разноцветных жвачек,
каждую из которых художник Giorgi Marr
разжевал и приклеил к стене. |
В целом проект Teppanyaki по форме вполне убедителен. Однако общее впечатление от выставки «Кавказская биеннале - Декларация» замутняется экспозиционной невнятностью. Значение подобных выставок в локальном и международном контекстах если не иллюзорно, то сомнительно. Безусловно, выставка «Декларация» и заявленная на следующий год Кавказская биеннале должны оказать некоторое влияние на ландшафт местного культурного контекста (туристический интерес к региону вырастет наверняка), но на международный рейтинг художников – вряд ли. |