ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

          В МИРЕ
 В МОСКВЕ
В РОССИИ 
В ПИТЕРЕ  В
ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА 
ТЕКСТЫ 
НАВИГАТОР
 АРТ ЛОНДОН
 - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
 С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА  ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР 
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
 КОЛЛЕГИ
АРХИВ
"Казус биеннале".
Александра Галкина.
| <<В
    октябре 2006 года в Грузии состоялась
    международная выставка «Кавказская
    биеннале – Декларация», которая заявлена
    составной частью Кавказской биеннале,
    планирующейся в 2007 году. Лейтмотивом
    многих работ, представленных на выставке,
    так или иначе, является «изменяющийся
    мир» в смысле его социополитической
    трансформации во времени. Однако за
    немногими исключениями искусство,
    представленное на выставке, похоже на то
    многое, что сейчас представляется как
    «искусство постсоветских стран».
    Претендующее на роль современного и
    имеющее амбиции в области сложившегося
    художественного контекста, оно зачастую
    спекулирует на «базовых ценностях»
    (национальных, религиозных), тавтологично
    размещая себя на периферии глобального
    художественного процесса. Но это
    впечатление – скорее вина организаторов
    таких выставок, недостаточно внимательно
    и вдумчиво подходящих к работе с
    локальными художественными контекстами.   | 
| Выставка включает как отдельные работы, так и запись интервью с художниками, комментирующими свои работы и предлагающих собственные проекты по улучшению окружающей среды властям. Нино Сехниашвили озабочена проблемой растущей радиации, она предлагает измерить степень радиации в художественных галереях разных стран и сравнить её. |   | 
| 
 | Художница Софо Табатадзе говорит о мусорных свалках, которые в Грузии можно встретить и у фешенебельных вилл, владельцев которых не смущает такое соседство и им безразлично, что творится за стенами их владений. Ещё один респондент фильма – скульптор Мамука Самхарадзе -обеспокоен недопустимой, по его мнению, близостью озера Лиси (Тбилиси) с жилыми кварталами. В фильме есть фрагмент его перформанса - «медитации в танце» у этого озера. Как отметила Ева Хачатрян в сопроводительном тексте к армянской части экспозиции «Экотопии», остаётся вопросом то, может ли искусство выполнять «инструментальную» функцию по отношению к социальности, или нет. | 
| В рамках этих рассуждений интересным представляется проект, представленный на выставке в Тбилиси грузинским куратором Георгием Кевле. В прошлом году на очередном «Арт-Кавказе» им была организована выставка «Другой Кавказ». Сейчас он представил наиболее удачную экспозицию во всей «Декларации». Она называется “Teppanyaki”. В каталоге, составленном, кстати, целиком на английском языке, в духе «а почему нет» дано краткое объяснение, содержащее цитату из википедии (сетевой открытой энциклопедии). | 
| Teppanyaki – японская кухня, в которой всё готовится на специальной большой сковороде. В середине 20 века Teppanyaki, популяризированное в Америке одной сетью ресторанов, приобрело новое значение – так стал называться зрелищный процесс приготовления блюда в японской кухне. Это и имелось в виду авторами. Здесь можно угадать иронию над «шутовским» поведением страны-периферии перед центром-монополией в политике (культурной, в частности). |   | 
|   | Все работы в экспозиции - результат
    перформативных действий на месте, что
    концептуально перекликается с её
    названием. По технике исполнения все они
    отличаются лаконичностью и простотой. На
    одну из стен грузинским художником Melano
    было нанесено крупное пятно нефти, формой
    напоминающее цветок,  – работа “Oil flower”.
    Следом на двух расположенных по
    горизонтали выступающих из стены прутах
    было натянуто предварительно смоченное в
    зелёнке и затем  скрученное во много
    раз полотенце. Площадь вокруг объекта
    осталась забрызганной зелёнкой (Condition 8,
    художник Gago, Грузия, слева илл. к его
    работе). Другая работа Stain 1,2,3
    – три небольших пятна бледно-красного
    цвета – в технических данных которой
    указаны «кровь, заражённая СПИДом, кровь
    овцы, пятно краски» (Giorgi Kevle, Грузия).
    Работа Through my mouth – 4 параллели
    вертикальных рядов разноцветных жвачек,
    каждую из которых художник Giorgi Marr
    разжевал и приклеил к стене. | 
| В целом проект Teppanyaki по форме вполне убедителен. Однако общее впечатление от выставки «Кавказская биеннале - Декларация» замутняется экспозиционной невнятностью. Значение подобных выставок в локальном и международном контекстах если не иллюзорно, то сомнительно. Безусловно, выставка «Декларация» и заявленная на следующий год Кавказская биеннале должны оказать некоторое влияние на ландшафт местного культурного контекста (туристический интерес к региону вырастет наверняка), но на международный рейтинг художников – вряд ли. |