Проекты
гуманитарной Программы «Одна шестая плюс-2009»:
1. «Ad Oculos».
Куратор Виталий Пацюков. ГЦСИ, Москва 4 - 28 июня 2009.
Участники: Анна Ермолаева (Австрия), Катрина Нейбурга (Латвия), Эгле Ракаускайте
(Литва), Эне-Лииз Семпер (Эстония), Ольга Чернышова (Россия)
4 – 28 июня. Государственный центр современного искусства (Москва, Зоологическая
ул., д.13, стр.2)
«Ad Oculos» - «перед глазами». Проект представляет
собой «женский взгляд» на мир, находящийся за пределами гендерных феноменов.
Художники Проекта органично соединяют особую эмоциональную целостность и
интеллектуальную феноменальность, манифестируя «наглядность» своих творческих
позиций. Звезды европейского видеоарта, лауреаты международных форумов
радикального искусства и Венецианской биеналле встречаются в едином пространстве
визуального, обнажая уникальность повседневного. Рассматривая глубоко личное,
все участницы выставки одновременно обращаются к универсальным проблемам
современного общества. Проект «Ad Oculos» раскрывает
пространство предельной близости, фокусируя наше внимание на реальности, которая
находится у всех на виду, «перед глазами», но посвящает в свои измерения только
человека, наделенного обостренным зрением видеокамеры.
|
2. «Трансфер». Кураторы Евгения Кикодзе и Антонио Джеуза.
Участники: Елена Немкова (Италия), Франческо Финицио (Италия), Итало Дзуффи
(Италия), Павел Браила (Молдова), Марк Верлан (Молдова), Светлана Шуваева
(Россия), Антон Литвин (Россия), Владимир Логутов (Россия), Анна Ермолаева
(Австрия). Выставка скульптуры, живописи, графики, инсталляции, видео.
31 июля -13 августа 2009 года, 30 июля открытие для СМИ и друзей. Центр
современного искусства «М'АРС» (Москва, Пушкарёв пер., д. 5) |
Выставка «Трансфер» является маленьким экспериментом над обоснованностью
стратегии глобализации. Здесь географическими ссылками являются четыре страны -
Россия, Италия, Молдавия и Австрия, которые отличаются друг от друга по многим
аспектам: по территориальному размаху, политической, экономической и социальной
историям. Художники, принимающие участие в выставке, были рождены в этих
странах, или, как говорится, оттуда их корни. Но также это
«художники-путешественники», чьи работы созданы под влиянием чувств, пережитых
за рубежом. Их искусство нельзя назвать региональным. «Родной язык» художников
имеет очень мало общего с работами, которые они делают. Что действительно здесь
является важным - так это понятие «портативности» искусства и его эстетических
норм, адаптация искусства к определенным правилам с целью переноса из одного
места в другое, из одной культуры в другую.
Подробности>
Круглый стол на тему выставки «Трансфер в
современной культуре» состоится 5 августа в 17-00 в залах экспозиции. Участвуют
художники, кураторы, директор итальянского института в Москве г-н Альберто Ди
Маурo, ведущие художественные критики Москвы.
3. «Тест на национальный ген. Цитаты». Куратор Олег Арнаутов.
Пространственно-временные образы в национальных школах документального кино и
авторской фотографии. Участники из СНГ, Балтии и других стран.
19 августа - 30 августа 2009 года. Центр
современного искусства «М'АРС» (Москва, Пушкарёв пер., 5)
Есть определённая территориальная разница, наднациональная, связанная с
особенностями климата, свойствами атмосферы и рельефа местности, формирующими
приверженность к сближенной или контрастной палитре автора, которая формируется
в детстве, не обремененном излишними художественными концепциями. Этот «взгляд»
остается у человека на всю жизнь вне зависимости от того, где впоследствии он
будет проживать. Существует и атмосфера межличностных отношений, есть ещё та
«культурная пыль», которая «оседает» в период становления и приобщения к
какой-либо школе.
Что общего в восприятии литовца, русского и грузина? В чем их отличия? Данный
проект исследует эту проблематику в связи с процессами самоидентификации
существующих государств на постсоветском пространстве и тенденции к
территориальному делению по национальному признаку. Цель – на отдельных примерах
запечатленных пространственно-временных образов в документальном авторском кино
и в авторской фотографии опознать различия или формальные особенности
национальных школ.
4. «Обратные связи». Автор проекта – Александр Пономарёв (при поддержке
компании КРОК).
Участники из стран СНГ и Балтии. Проект включен в программу
Третьей Московской биеннале современного искусства.
Центр современного искусства ВИНЗАВОД (Москва, 4-й Сыромятнический переулок, дом
1, стр. 6) , С 27 сентября по 25 октября 2009. Открытие 25 сентября.
Общие моря и колыбельные песни, друзья, братья и сестры, ставшие
иностранцами... Бумажные письма, дальние переезды, встречи и объятия
превращаются в пыль. Большая страна, малая страна, новая география создает новые
маршруты и новые стены. Новые границы между гражданами обрушивает интернет.
Технологии перерождают пространство. Возникает новая система, новые
взаимодействия между элементами. Информационные технологии меняют мир и вновь
его объединяют. Нет границ, нет времени ждать, барьеры пробивает сигнал связи.
Сжавшееся до новых политических границ пространство теперь огромно, оно больше,
чем когда бы то ни было, оно включает весь мир. Нет забытых друзей, нет
потерянных писем. Все близко и мгновенно. Память восстанавливается. На фоне
воспоминаний образуются «обратные связи».
Полисистемная инсталляция «Обратные связи» состоит из центральной части и
периферийных зон, между которыми протянуты кабели-связи. Центральная часть
артистической машины представляет собой длинную конструкцию - велосипед, имеющий
15 колес, 15 рулей и 15 сидений, который управляет периферийными фрагментами.
Педали имеют механический привод, вырабатывающий при вращении электрический
сигнал. В инсталляции использованы идеологемы – Башня, ЦПУ (центральный пульт
управления), Хроника, подводная лодка «Курск» и т.д. Эти элементы соединены с
центральной частью конструктивно и коммуникационно.
Художники, математики, военные и физики из стран СНГ, Балтии, Грузии и Украины
под руководством Александра Пономарева будут строить этот художественный объект,
используя «обломки бывшей империи» и индустриальные остатки. Во время открытия
выставки, объектом управляют соавторы Александра Пономарёва, в дальнейшем -
посетители.
5. «Второй диалог».
Проект включен в программу Третьей Московской биеннале современного искусства.
Запланировано проведение круглого стола.
Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19), C 24 сентября
по 18 октября 2009 года. Открытие 23 сентября.
Куратор Константин Бохоров. Сокуратор Юлия Тихонова
Участники: Эрнст Абдразаков (Киргизия), Вика Бегальская (Украина), Тарлан Горчу
(Азербайджан), Тика Жвания (Грузия), Алиса Йоффе (Россия), Леонард Лапин
(Эстония), Галим и Зауреш Мадановы (Казахстан), Николай Маценко (Украина),
Марина Напрушкина (Белоруссия), Шимон Окштейн (США), Анатолий Осмоловский
(Россия), Геннадий Попеску (Молдавия), Эгле Радикайте (Литва), Гия Ригвава
(Грузия), Азат Саргсян (Армения), Александр Соколов (Россия), Давид Тер-Оганян
(Россия), Олег Тыркин (Россия), Татьяна Хэнгстлер (Россия), Константин Худяков
(Россия), Кирилл Челушкин (Россия), Гундега Штраутмане (Латвия), Чун Кванг Юнг
(Корея), Джамшед Холиков (Таджикистан), Гульнара Касымалиева (Киргизия)
В мире, раздираемом противоречиями, естественным законам которого является
борьба за доминирование, должно помимо воли конкурирующих сторон на уровне
концепций пространства, света, формы, композиции, материала появиться что-то
общее, что будет характеризовать художественные поиски нашего времени как стиля
эпохи. Гуманистическая миссия проекта формулируется как «второй диалог», то есть
диалог о принципах искусства, которые спасали и спасут мир, как бы ни
консервативно это звучало.
Выставка представит ряд станковых произведений (картины, скульптура,
технологические объекты) в разных техниках, в которых отчетливо проявляется не
столько постмодернистская игра образами, сколько тенденция к постановке и
решению формальных (денотативных) задач, причем не ради прагматических, а ради
чисто художественных целей. Выставка представит современные произведения,
очевидным образом отвечающие на мультикультурные вызовы современности. В
постановке задачи подобным образом организаторы проявляют себя явными
приверженцами идей художественного европейского авангарда начала ХХ века,
который в сложных условиях между двумя мировыми войнами пытался найти
универсальные формы художественного общения, которые бы не разделяли, а
объединяли культуры. Более современным феноменом, на который ориентируются
организаторы «Второго диалога», является последняя «Документа» в Касселе (2007,
куратор Рогер Бюргель), которая продемонстрировала существование тенденции
необусловленного формообразования в искусстве.
6. «Личинки Будущего». Искусство «после конца» или искусство «до начала»?
Куратор Ирина Яшкова. Участники: Тамила Ибрагимова (АЗЕРБАЙДЖАН), Текла
Асланишвили (ГРУЗИЯ), Наталья Небиеридзе (ГРУЗИЯ), Кето Логуа (ГРУЗИЯ), Леван
Капанадзе (ГРУЗИЯ), Группа 2+2 (МОЛДОВА), Татьяна Муравская (ЭСТОНИЯ), Группа
«Бергамот» (БЕЛАРУСЬ), Алла Румянцева (ТАДЖИКИСТАН), Закир Юмакаев (КЫРГЫЗСТАН),
Александра Соколовская (УЗБЕКИСТАН), Екатерина Никонорова (КАЗАХСТАН), Андрей
Сяйлев (РОССИЯ), Александр Белов (РОССИЯ), Александр Солнечный (РОССИЯ), Денис
Мустафин (РОССИЯ), Илья Красильников (Россия)
Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19), C 24 сентября
по 18 октября 2009. Открытие 23 сентября.
Является ли сопротивлением существующему порядку вещей ситуация, когда в
одной жизни молодой художник исполняет бессмысленные штудии в школах, а в другой
делает не менее бессмысленные перформансы, потому что эти действия якобы из
арсенала пресловутого «сопротивления», «андеграунда», «другого искусства»?
Существует ли в новых государствах на руинах СССР живая воля к созданию нового
искусства, нового авангарда или достаточно апроприации и соединения опыта былой
«империи» и нынешнего национального колорита?
Дилемма «новый авангард» - или «новый комфорт» приводит к тому, что надо решить,
есть ли чему сопротивляться и стоит ли это делать. Возможен путь простого
копирования современных технологий актуального искусства, что явится простым
маяком – «мы тоже современные художники, мы тоже современно делаем искусство».
Данный проект - исследование, которое, возможно, даст ответ на вопрос – по какой
схеме развивается современное молодое искусство СНГ в настоящее время.
7. В рамках Программы «Одна шестая плюс» будет реализован кураторский проект
Виктора Мизиано, который в данное время находится в стадии разработки. |