ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
ФОТОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Великанов.11. Полный техосмотр
Когда Герой Джима Керри в фильме "Маска"
получает невероятную возможность отомстить
мошенникам из автосервиса, то он начинает свой
экзерсис словами "Сейчас я вам устрою полный
техосмотр!" Складывается такое впечатление,
что полный техосмотр проходит теперь и
актуальное искусство. Я говорю о том
романтическом отношении к новым технологиям,
которое породило невероятное количество
медиа-художников и соответствующих феcтивалей.
Само по себе использование современных
технологий в искусстве можно только
приветствовать. Но я попробую заявить следующее -
никакого медиа-арта вообще нет. Объединение
некоторых явлений в искусстве по принципу
использования определенных инструментов было
характерно в средние века. Это все равно как
выделять в наши дни особую группу авторов,
пишущих масляными красками. Характерный пример -
только что закончившийся берлинский фестиваль Transmediale - каждый любопытный
зритель, зайдя на их сайт, может убедиться, что тотальный техосмотр
торжествует.
Однако и среди медиа-художников попадаются
нормальные люди. 16 февраля я посетил презентацию Андреа Цапп (Andrea Zapp), -
художницы, работающей в Центре
медиа-технологий в Карлсруе (Zentrum fuer Kunst und
Medientechnologie Karlsruhe), показавшей коллекцию Update 2.0.
Презентация состоялась в ГЦСИ.
Update 2.0 - неплохая коллекция, представляющая
крепкий средний западный уровень того самого
арта. Немного скучно, но в общем понимаешь, что
именно на это в Германии дают деньги, по нашим
понятиям, бешенные. Но деньги - бог с ними, все
равно не наши, чего же их делить? Я про техосмотр
говорю, но в данном случае я не могу упрекнуть
госпожу Цапп в примитивном технологизме, так
характерном для российских медиа-артистов. Она
понимает, что делает, и представляет свою
коллекцию вполне адекватно. И все же техосмотр
настолько глубоко укоренен в сознании
современного художника, что от него никуда не
деться. Цапп многократно повторила, что ее
интересует проблема тела в виртуальном
пространстве и ее коллекция составлена в
основном из работ, относящихся к этой теме.
Большинство работ действительно
демонстрировали общение реальных персонажей с
виртуальными. И еще раз повторяю - работы совсем
неплохие. И все-таки мне есть в чем упрекнуть и
авторов и куратора. Дело в том, что проблема
телесности, все еще модная и все еще актуальная,
как правило, воспринимается и жадно
эксплуатируется в таком ключе, что авторов можно
отнести к самим технологическим инструментам и
машинам, которые, получив программу под
названием "телесность", отрабатывают ее с
упорством робота.
Дело в том, что проблема телесности, возникшая в
философии еще в античности и развивавшаяся по
сложному сценарию, получила в наши дни
совершенно определенный контекст, который и был
заимствован современным искусством. Бодрийар и
другие авторы поставили следующую проблему: мы
живем в мире, в котором "Бог умер", но, тем не
менее, наше сознание продолжает существовать,
как будто он есть. Все дело в языке: мы говорим, -
"я в восхищении!", "как красиво!", и тем
самым вводим себя в состояние религиозного
экстаза. Идея была в следующем - попытаться
научить сознание жить, как тело, поскольку тело
само по себе - нечто свободное от
запрограммированности языком. В Москве в начале
90-х Валерий Подорога провел ряд семинаров,
посвященных проблеме телесности, и именно это
вызвало чудовищную волну паталогического и
вульгарного интереса к телу как объему,
заполненному мясом и костями и завернутого в
кожу. Художники раздевались, испражнялись,
кусались, обрадованные легкой возможностью
похулиганить с гордым видом актуального
художника, но эфемерные проблемы языка и
религиозного сознания быстро улетучились.
В мире современных технологий все обстоит более
презентабельно, но еще более безнадежно. Так
легко соединить в виртуальном пространстве
реальное и виртуальное тело, так легко получить
при этом благосклонные кивки двух-трех
кураторов, у которых в головах все также тихо и
благостно. Между тем, проблема латентного
религиозного сознания в современном
технологическом мире приобретает совершенно
новый аспект - сознание не просто закрепощено
языковыми механизмами, но и вооружено для этого
мощными технологиями...
Андрей Великанов
19 февраля 2002