ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
ФОТОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Есть замечательная английская поговорка - birds of а feather flock together (в вольном переводе - птицы перьев торчат вениками). Пришла она, вероятно, из басни Эзопа, в которой один фермер, или колхозник, как угодно, поймал сетью стаю цапель, воровавших у него зерно. Среди воровок оказался один аист, который взмолился к крестьянину, - я птица благородного происхождения и образования, я чту своих родителей и не имею ничего общего с этими вульгарными воришками. Крестьянин посмеялся над ним и сказал - ты можешь говорить, что угодно, но я тебя поймал с ними и ты разделишь их судьбу.
Я вспомнил эту поговорку, когда услышал многочисленные недобрые отзывы деятелей московской худсцены о московском Арт-Манеже 2001. Зрелище конечно малопривлекательное, согласен. Ах, где тот звездный час актуального искусства - реанимобиль Брежнева Гута-банку за внушительную сумму? Не для того ли потом пришлось устраивать финансовый кризис 98-го года, чтобы хоть как-то компенсировать затраты, отобрав вклады у населения? А рубка православных икон? И вообще, многое из того актуального и актуализированного, что принимало участие в этой ярмарке в предыдущие годы, оказалось за чертой текущего мэйнстрима. Вот по этому поводу и прозвучали негативные высказывания. Радикальные художники ругались по поводу голой тетки, исполнявшей танец живота мелкой дрожью (это легко спутать с московским акционизмом), критики сочинили статьи молодежным сленгом, конгениальным ситуации, а один молодой художник, выбрив затылок пентаграммой, написал гневное письмо с очаровательными орфографическими ошибками, - в ключевой фразе подлежащее "ни кто" отделено от сказуемого запятой.
Но не все представители актуального заняли позицию contra. Некоторые оказались pro. Мизиано вроде бы имел отношение к какой-то самодвижущейся установке с пенопластовыми шариками, сотворившей вокруг себя значительное количество ненужного мусора, а Бакштейн вроде бы надрессировал молодых арт-дилеров, которые должны представленным в Манеже искусством торговать. В самом центральном положении (и геометрически, и экзистенциально) оказалось Объединенное гуманитарное издательство (ОГИ), филиалы которого и так в последнее время расплодились в Москве как Макдональдсы. В центре Манежа был построен самый большой на сегодняшний день (говорят, скоро появится гигантский - 10000 кв.м.) культурный Макдональдс, в котором можно было выпить и закусить под концептуальной вывеской "зона, свободная от искусства".
Были также и такие (себя отношу к их числу), которые заняли совершенно индифферентную позицию. И то сказать - при посещении, например, радиорынка в Митино у меня не возникает чувство потери реальности и обиды за непричастность. Почему же оно должно возникать при посещении Арт-Манежа? И зачем посыпать голову пеплом по поводу этого события? Да собственно и в прошлые годы на этой ярмарке было практически то же самое, только больше иллюзий, а теперь идет здоровый процесс товарного обмена наиболее продаваемым дерьмом. А английская поговорка-считалка в полном виде выглядит так: Birds of a feather flock together; and so will pigs and swine. Rats and mice will have their choice; and so will I have mine.
Андрей Великанов.
10.12.2001