ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

органайзер ковалева андрея  #43 /4 февраля


Дело Авдея Тер-Оганьяна

НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 30 апреля 1999 г. и ранее - Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь"
http://www.krotov.org/yakov/dnevnik/1999/19990430.html
И Тер-Оганьян вписывается в этот контекст "последнего" темного времени, он родное дитя современной жуткой реальности. Такая реальность должна быть уничтожена". Интересно, а что останется, если уничтожить реальность? Ясно: дырка. Действия Шаргунова не адекватны, потому что Тер-Оганьян купил иконы, над которыми издевался, а Шаргунов картины Тер-Оганьяна не покупал. И если храм Христа Спасителя Шаргунов считает страшнее Авдея, почему начал с Тер-Оганьяна, а не с храма Христа Спасителя и лично Ю.М.Лужкова? Против овец молодец? Знает, что Тер-Оганьян на него в суд не подаст? Конечно, после такой (явно безнаказанной) мести, христиане потеряли всякое право жаловаться на то, что их святыни оскорбляют.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Генеральному прокурору РФ УСТИНОВУ В. В. 
ОБРАЩЕНИЕ участников 5-й Международной Художественной Ярмарки "АРТ МОСКВА 2001" 
http://www.hrights.ru/hrights/newsdata/avdei.htm
Нам хорошо известно, что Авдей Тер-Оганьян никогда не занимался распространением оскорбляющих, унизительных оценок граждан в зависимости от их отношения к религии, его действия не были также направлены на создание конфликтов между гражданами разных национальностей или конфессий. Дело от 18 декабря 1998 года по факту возбуждения национальной, расовой и религиозной вражды велось под давлением со стороны националистических организаций, которые проводили шумные акции и угрожали применением насилия.
Имея основания не доверять объективному рассмотрению дела в российском суде, А.С.Тер-Оганьян выехал в Чешскую Республику, где ему предоставляется политическое убежище. За два года в условиях вынужденной эмиграции здоровье художника резко ухудшилось - он страдает от ностальгии и выражает пожелание вернуться в Россию.
29 апреля 2001 года г. Москва

А.Ерофеев. “Авдей Тер-Оганьян.” - "Сегодня", 1993, 11 сентября
http://www.art-data.ru/artists/ter-oganyan.htm
Как не было в Москве Фидия, так не будет в ней и Джаспера Джонса: проект Авдея Тер-Оганьяна по украшению столицы слишком утопичен. Не потому, что предложение вывесить на флагштоке помпезного дома американского посольства картину Джонса "Флаг" испугало г-на посла. Напротив, столь экстравагантная и беспрецедентная в мировой выставочной практике идея их весьма позабавила. Тем более, что знаменитое произведение не пародийно по отношению к своему 
Но нельзя отрицать, что в стремлении водрузить своими руками знамя на американское посольство проявляется и изрядная доля озорных амбиций провинциального парвеню, беспризорника и изгоя, который прорвался в Москву и, дай время, завоюет и Нью-Йорк.

Senior Professor Avdei Ter-Oganian
http://redsun.cs.msu.su/wwwart/caw/avdei.htm

Заключение директора Департамента геополитических исследований Института гуманитарного образования кандидата философских наук С.А.Шатохина и адвоката Московской межрегиональной коллегии адвокатов “КАНОН” Д.В.Потоцкого от 30 июля 2000 г. о действиях О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии
http://stolica.narod.ru/vra/019.html
В комментариях этого события справедливо отмечено, что акция О.Мавроматти только по чистой случайности не привела к общественным беспорядкам: “...событию, которое лишь по чистой случайности, как свидетельствуют многие, не обернулось открытым столкновением представителей поп-арта с православными верующими” (21). Если бы рядом оказался бы не один священник и несколько пожилых верующих с детьми, а группа молодых прихожан-мужчин или мимо бы проходила группа верующих христиан, наверняка произошло бы столкновение с непредсказуемыми последствиями.

Михаил Вербицкий. Культурные провокаторы. Статья
http://lppn.narod.ru/polemics/provocators.html

А. Ковалев. Поминки по артефакту
"Н.Г.", 27.08.92
http://www.konkurs.ru/konkurs14/32/prjct_frm.htm
Задушевный плод московского искусства - рэди-мейд, найденный под кроватями коммунальных квартир, навеки стучит в сердцах доморощенных классов, ибо пресловутые художники достословной помойки нумер 23 победили посредством своих незамысловатых насосов и лопат величественные башни Империи Зла. Вслед за поражением воспоследовали извечные поиски корней и тоска по утраченной духовности. Тела и дела художника-Героя и художника-Жертвы сплелись в последнем истерическом объятии в Музее Музеев. Настало время отвечать за все; и возвратиться в Реальность, и заснуть тяжелым сном праведника в материнском чреве галерейного космоса, с наивной страстью Вениамина подражать древним, суровым и трезвым праотцам... Тело мертвецки пьяного на тризнах модернизма и потому грезящего художника, прикинувшегося к случаю Сушилкой Для Бутылок или Черным Квадратом будет означать торжество великой грезы об Искусстве, грезящем об Искусстве. Переполненный плохо очищенными парами духовности Тер-Оганнян будет музеефицирован и расположен в Некрополе Модернизма. Назавтра желающие получат беспрецендентный случай разузнать о сновидениях, которые тревожат инсталляцию в день вернисажа. 

Школа современного искусства http://redsun.cs.msu.su/wwwart/caw/inf.htm

Коллективное письмо московских художников в редакцию "Независимой газеты" и на сайт Современное Искусство в сети
http://guelman.ru/pr/98-12-15.htm

Коллекция полемических ссылок на guelman.ru
http://www.guelman.ru/reply/reply02.htm

Книга Мирослава Немирова “Авдей Тер-Оганян. Жизнь, судьба и контемпорари арт.
http://guelman.ru/artists/tero.html

Страница Тер-Оганьяна на сайте геман.ру
http://guelman.ru/artists/tero.html

Борис Гройс – выступление на конференции
http://www.nonmuseum.ru/moscow/rodina3.htm
Однако, при более серьезном рассмотрении мы обнаруживаем в его акции сходство с жестами Мейплторпа и Серрано. Первый выставил эротически-суггестивные фотографии обнаженных детей, второй погрузил фотографический образ Христа в ванну с мочой. Конгресс США пришел в неописуемую ярость: субсидии на искусство были радикально сокращены, а директор музея, в котором состоялась выставка Мейплторпа, предстал перед судом. Короче говоря, попытка привлечь Тер-Оганяна к уголовной ответственности напоминает санкции американского конгресса, причем, не только в отношении Мейплторпа и Серрано, но и в отношении Югославии. И вот почему. Какие бы этические (или религиозные) неудобства мы не испытывали в связи с действиями Мейплторпа, Серрано или Тер-Оганяна, нам необходимо (для нашей же пользы) понять, что искусство всегда занималось тестированием границ дозволенного, границ комфорта. И как только оно перестает это делать, оно превращается в нечто противоположное самому себе (например, в фасад Американского посольства до момента его превращения в выставку абстрактного экспрессионизма).

Рада Цапина
http://imperium.lenin.ru/LENIN/4/indivis.htm
Время жизни этих форм истекло. Время смерти тоже прошло. Перед нами палеонтологический музей. Реанимировать здесь некого и незачем. Ни Кулик, ни Бренер, ни Осмоловский давно уже не работают с лозунгами, фетишами, штампами. Они сами этими штампами стали. На сегодняшний день разрубание икон Авдеем Тер-Оганяном в Манеже - сугубо буржуйская коммерческая акция, в которой все на виду, посему нестерпимо противно. (Только вдумайтесь, какой ряд -- "Тер-Оганян", "Манеж", "иконы" -- здорово, правда?). Те же, кто хочет Авдея размазать по стенке -- адекватно работают со штампом "Авдей Тер-Оганян".Короче, звать вас, ребятки, некуда. Протухший кисель можно

Сергей Кузнецов. Художник перед судом
http://gazeta.ru/culture/20-04-1999_ikon.htm
Однако перспектива трехлетнего заключения за проведение не очень остроумной и тактичной художественной акции заставляет меня заступиться за Тер-Оганяна. Все-таки он делал это не в церкви и не на улице, а на выставке, в маркированном пространстве. Можно сказать, что очень немногие верующие могли видеть это, и потому все действия Тер-Оганяна оскорбляют не верующих, а объект их веры. То есть Бога. За оскорбление религиозных чувств нескольких человек три года российской тюрьмы - слишком жестокое наказание. Но, возможно, что за оскорбление Бога - даже слишком мягкое. Потому что даже Верховный Суд - все-таки не Высший. И с последовально-религиозной точки зрения Господь, оскорбленный выходкой (акцией) Авдея Тер-Оганяна, сам подберет ему меру пресечения.

Григорий Нехорошев. ИКОНОБОРЕЦ НАДЕЕТСЯ НА ПРАГУ
http://www.ng.ru/events/1999-10-09/prague.html

Андрей Цунский. Следствие ведет... ИНКВИЗИЦИЯ? Интервью с Авдеем Тер-Оганьяном.
http://gazeta.msk.ru/interview/11-06-1999_ter-ogan.htm
А что же до собственно художественной задачи акции, то я имел в виду вопрос возможностей существования искусства сейчас. Ирония, даже самоирония в отношении авангардистских взглядов. Есть и второй пласт, это задаваемый мной вопрос совместимости Православия и современного искусства, современного общества. И эта акция проявила ситуацию. Люди, интеллигенция не готовы к подобному разговору, не понимают, о чем идет речь... Журналисты вот написали о двух позициях, двух точках зрения на событие... Помилуйте, когда художника пытаются посадить в тюрьму за искусство, тут не может быть двух позиций! Это все равно, что говорить о концлагерях сороковых годов и рассматривает две позиции: "С одной стороны евреи Христа распяли, с другой стороны немцы их в газовые камеры пихали, тоже нехорошо... А вообще, если евреи захватят весь мир, тоже плохо. Но и фашисты победят - тоже безобразие... В общем, тут есть две основных позиции по этому вопросу..."

Что заслужил, то и получил. "Советская Россия"
http://www.fortunecity.com/millennium/bertisevil/955/Old/oganyan.html
После открытия выставки в галерею явилась группа молодых людей из 9 человек. Молодежь стала скандировать: "ПОСАДИТЬ И РАССТРЕЛЯТЬ!", а также "ИЩЕШЬ СМЕРТИ, ОГАНЬЯН? МЫ ПОШЛЕМ ТЕБЯ В ИРАН!", предрекая Тер-Оганьяну участь Салмана Рушди.
Мы, люди действия, будем адекватны по отношению к ним, нашим врагам, вне зависимости от их обличий. Идет война. Тем не менее пусть никто не подумает, что мы сосредоточили внимание исключительно на экзотической ущербной группировке "концептуалистов" (Тер-Оганьян, Бренер, Кулик и т.д.). Я лично вижу, что происходящее у нас в стране на официальном и якобы респектабельном уровне - это еще больший сатанизм. <...> И Тер-Оганьян вписывается в этот контекст "последнего" темного времени, он родное дитя современной жуткой реальности. Такая реальность должна быть уничтожена!

ЕВГЕНИЙ ПОПОВ. Sovok есть Sovok – Газета.ру
http://www.gazeta.ru/popov3.shtml
То есть Россия — страна странная. И если в Иране такового богохульника просто-напросто повесили бы для экономии материалов на подъемном кране, а в Англии—Франции с ним бы долго цацкался суд, прежде чем приговорить к мелкому штрафу, то у нас все произошло, как водится, по анамнезу пока еще не известной европейской, да и восточной медицине болезни — ВЯЛОТЕКУЩЕЙ ПАРАНОЙИ. Параноидально рушили храмы, расстреливали священников, затем — новый поворот — повалили вслед за президентом №1 держать свечечки перед телеобъективами. Тут случился Тер-Оганьян. Вяло засуетились, в глубине души вряд ли понимая, ЧТО ЗДЕСЬ ПЛОХОГО, кроме публичного хулиганства.

Федор РОМЕР. Живьем брать демонов! Послесловие к художественному проекту
http://www.ipclub.ru/identity/press/press_art_romer.html
То есть при желании это действие может интерпретироваться и как пощечина мещанскому представлению о художнике как о варваре, атеисте и моральном уроде, но и как пощечина самому художнику, как очистка искусства изнутри.
Другое дело, что все эти тонкие материи доступны лишь посвященным, а потому абсолютно неуместны в ярмарочном контексте. Манеж - не Галерея М. Гельмана, и случившаяся аберрация привела к тому, что Прокуратура г. Москвы начала расследование по факту происшедшего. Что глупость и нонсенс. Но глупость и нонсенс вполне объяснимые и закономерные.

Александра Обухова."Великая сила искусства"
http://www.artchronika.ru/1999_00/TerOgan.htm
Лишь об одном уместно напомнить: современное искусство - такое же достижение демократии, как всеобщее избирательное право, свобода слова и вероисповедания и все прочие основные права человека. Народу требуется массовая психотерапевтическая помощь, и в условиях распада коммунистической идеологии эту роль, как может, пытается играть РПЦ. Но церковь не в состоянии помочь всей нации, только малая часть которой сознательно православна. Современное искусство имеет полное право заниматься тем же по отношению к той части россиян, что готова воспользоваться его услугами.

Леонид Лернер
http://www.russ.ru/culture/99-04-21/lerner.htm
Действуя в духе эпатаж-мастера Бренера , молодчики мечтали наказать Авдея на его же территории. Они побрызгали фиолетовым спреем на музейные экспонаты. И таким образом как будто бы сразу записались в его ученики. Парадокс. Но и публика соответствующим образом отреагировала: картины, дескать, даже лучше стали, новая жизнь у них появилась. Выходит, что ироническое искусство в высшей степени терпимо по отношению к хотя бы и грубой агрессии извне. А вылазки "ироников" за пределы тонкой линии, напротив, чреваты для них агрессивным неприятием.

Максим Каракулов. Топором по иконам или прокурором по экрану?
www.anarch.ru/anarch/12/terror.html
Те, кто настаивают на "оскорблении чувств верующих", после того как Авдей разрубил иконы в Большом Манеже, должны так же признаться в том, что после демонстрации эротического ролика, с генеральным прокурором в главной роли, подобные "чувства верующих" также были оскорблены: была оскорблена вера в закон и порядок. 
То, что власть в каждом конкретном случае по-разному определяет, кто есть террорист, демонстрирует простую вещь. Перед нами мнимые террористы, которыми подменяется террорист подлинный – сама власть. Она - воспроизводя себя, свои означаемые (в частности, такие как Бог, Закон и т.д.) – превращает все означающие в своих заложников, освобождает их от права быть чем-то иным.
 Только в нашем случае бандиты берут налог не в виде денег, а в виде символического капитала. В конечном итоге все общество оказывается заложником власти, и то уебищное состояние, в котором пребывает общественное сознание, оказывается гарантом этого перманентного терракта.

Радиостанция “Свобода” Ведущий Яков Кротов
http://www.svoboda.org/programs/Christ/1999/Christ.022899.shtml
Анатолий Пчелинцев:
В данном случае действие граждан, которые учинили данное святотатство, попадают под статью 130 "Оскорбление" либо 206 - "Хулиганство".
Яков Кротов:
Когда художник оправдывает появление на выставке такого шедевра, где изображено надругательство над Христом, когда художник публично в помещении, которое предназначено для посещения публикой, устраивает осквернение икон, художник ведь не говорит, что он кощунствует. Он говорит, что он кощунствует в кавычках. Человек как бы дистанцируется от того, что такое кощунство. Он имитирует кощунство. Он превращает кощунство в некий художественный акт, в акт культурный, - так он говорит. И все-таки граница между кощунством и актом культуры остается, конечно, очень зыбкой, потому что здесь каждый человек фактически решает, где кощунство, где культура. Суд может решить только, где оскорбление чувств.
Михаил Ардов:
В конце концов, я думаю, в каком-то смысле верующий человек должен радоваться кощунству. Пока топчут иконы, это означает, что еще помнят, что есть икона. Пока хулят имя Христово, по крайней мере знают, что есть такое имя. Я очень боюсь, что мы придем к тому, когда в нашей культуре исчезнет кощунство.

ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ ТЕР-ОГАНЬЯН, КОТОРЫЙ В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА В РАМКАХ АКЦИИ "ЮНЫЙ БЕЗБОЖНИК", РАЗРУБИЛ НЕСКОЛЬКО ПРАВОСЛАВНЫХ ИКОН ПРОСИТ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА В ЧЕХИИ - П Р А В О С Л А В Н О Е О Б О З Р Е Н И Е Выпуск 23
http://subscribe.ru/archive/religion.orthodox/199911/25113949.html
"Здесь очень много разного народа,- говорит Тер-Оганьян,- и цыгане есть, и афганцы, и косовары. Все, как и я, просят политического убежища, но его предоставляют только после подробного допроса и изучения документов". Говоря о мотивах, побудивших его скрыться за границей, на вопрос о том, почему он выбрал именно Чехию, Тер-Оганьян пояснил, что это "не замороченная религиозностью страна, где могут с пониманием отнестись к моей судьбе". Полицейские уже поинтересовались у Тер-Оганьяна, почему он, если считает себя невиновным, не является на суд. Художник ответил, что не верит в российское правосудие. Но, как заметил Тер-Оганьян, объяснение "не произвело на полицейских должного впечатления, и вообще здесь ко мне относятся настороженно и плохо кормят". "Судя по настроению местных чиновников, они только и мечтают о том, как бы отправить нас всех обратно",- заключил авангардист. (Коммерсантъ-Daily / Православие в России)

Алена ЛИБАВА. БЕЙ ЕГО, ПРАВОСЛАВНЫЕ! Северный курьер", 5 мая 1999 года, среда, №99 (23396)
http://www.karelia.ru/~kurier/23396/23396_23.html
В зал суда верующие набились задолго до начала заседания. Пели "Христос воскресе", молились, кропили самих себя и все вокруг святой водой из бутылок. Многие держали плакаты воинственного содержания с обещанием покарать художника физически. Слышались и конкретные обещания уши ему отрезать. Когда появилась телекамера программы "Русский дом", ее не тронули. Но как только верующие разглядели на другой телекамере значок крамольной НТВ, послышались крики: "Вали отсюда, фашист еврейский!" "

На иконы снова плюют...
http://www.kuraev.ru:8101/manezh.html
Но к 6 часам вечера стало понятно: перед нами оказался образец того направления современного авангарда, которое предполагает, что картина должна не просто пассивно восприниматься, но вовлекать зрителя в некое действие.

Осквернители в центре Москвы. - "НГ - РЕЛИГИИ", №11, декабрь 1998.
http://www.mrezha.ru/rde/55/19.html
На этот раз посетителям выставки была предложена листовка следующего содержания: "Галерея "Вперед" представляет проект группы "Юный безбожник"..."Уважаемые ценители современного искусства, здесь вы можете приобрести замечательный исходный материал для богохульства."Спас нерукотворный"- 200 рублей."Владимирская Божья Матерь"- 150 рублей."Спас Вседержитель"- 120 рублей. Галерея предлагает вам следующие услуги: осквернение приобретенной вами иконы юными безбожниками - 50 рублей, вы можете осквернить икону лично под руководством юных безбожников - 20 рублей, вы можете получить консультации для осквернения иконы на дому - 10 рублей. Спасибо за покупку!"

Авессалом Наклейкин. НЕ РУБИТЕ, МУЖИКИ! Проблема актуального искусства до сих пор актуальна. - Независимая газета от 13.04.2000
Мирослав Немиров. А.С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт. - М: GIF, 1999, 96 с.
Максим Белозор. Волшебная страна. - СПб: Красный матрос, 1999, 158 с.
http://exlibris.ng.ru/printed/bios/2000-04-13/2_do_not_chop.html
И дело вовсе не в иконах, которые тогда порубили топором и исписали всякими словами, а в том, что представители православной конфессии в школе Тер-Оганяна не учились и не знали, что богоборческий пафос - фундаментальное свойство авангарда как такового. Авдей Степанович стал было объяснять, "что Маяковский, да и Малевич еще больше века назад..."
В-третих, Немиров признается, что многих убеждений Авдея Степановича не разделяет, левого радикализма не приемлет, а об акции с иконами жалеет. Последняя интонация становится лейтмотивом энциклопедии, в которой нет-нет да и наткнешься на фразу типа "такой замечательный человек Авдей Степанович, только вот с иконами это он зря..." Нотки раскаяния придают всему повествованию адвокативный характер, отчего книга напоминает прошение о помиловании.
Не мудрствуя лукаво, Максим Белозор сделал Авдея Степановича персонажем анекдота: байки о его приключениях занимают в сборнике почетное первое место.
По жанру и стилю изложения "Волшебная страна" очень близка к словесности питерских митьков, а портрет автора в исполнении митька Флоренского, украшающий книгу, - лишнее тому подтверждение.

Нечипоренко Юрий Дмитриевич. Уголовная провокация как актуальное искусство
http://www.pereplet.ru/text/nechip01.html
Начались нешуточные баталии: в художественном сообществе мнения разделились - к примеру, на призыв Андрея Ерофеева к мэтрам актуального искусства встать всем как один на защиту свободы творчества Игорь Шелковский из Парижа ответил отповедью, где указал на то, что защитники осквернителя способствуют приходу фашизма в России.
Однако вскоре меня вызвали в Прокуратуру для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному против Тер-Оганьяна по статье 282 УК России (о возбуждении национальной и религиозной вражды). Я рассказал о происшедшем: акция, какой бы негодной она не была, требует своего логического завершения. Если разжигание розни оставить безнаказанным, то следующим шагом "художников" будет изготовление чучел выпотрошенных людей иных рас и вер - и экспонирование их на выставке. По всем законам "акционизма" выявление вины является необходимым этапом перфоманса.
Господа из "тусовки" не понимают, как их действия смотрятся со стороны - по сути, они оскорбляют миллионы людей, которые знать не хотят никакого современного искусства, но для которых дело выглядит очень просто: "армянин, кавказец разрубил русские иконы!" Надо ли говорить, какие после этого будут делаться выводы...
Вся эта история, в частности, разоблачает миф о православном фашизме - прошло полгода со дня выставки в Манеже, с головы Тер-Оганьяна не упал ни один волос - а число людей, пострадавших от его акций с уголовным душком, только множится.
По замечанию Олега Шишкина, с подобных судебных процессов должно было бы начаться развитие актуального искусства в России - иначе не маркирована культурная граница, и акции художников оказываются отличимыми от выходок распоясавшихся лесорубов лишь в головах изощренных интерпретаторов, для которых абстрактная "свобода воли художника" важнее конкретной боли.
Сегодня многие художники считают, что Тер-Оганьян должен понести наказание и выйти на свободу с чистой совестью. Я хочу обратиться к художнику с пожеланием прекратить этот дурацкий театр с психбольницей и открыто предстать перед органами правосудия. Лишь чистосердечное раскаяние может ему помочь. Художники актуального искусства старались нарушить границу между жизнью и искусством. И вот они добились того - их судят уже не критики, а судьи и прокуроры. За место в искусстве надо платить годами жизни среди таких же, как ты, людей...

СВОБОДА СОВЕСТИ. Допросы по делу "сатанистов"
http://www.hrights.ru/hrights/archnews/archnews24_11_7_12_2000.htm
В данном случае в намерения следователя Юрия Крылова входит раскрытие преступления, якобы совершенного организованной группой "сатанистов" во главе с художником и режиссером Олегом Мавроматти.
1 апреля 2000 года Мавроматти со своей творческой группой, в присутствии журналистов провел во дворе Института культурологии на Берсеневской набережной съемку одного из эпизодов своего нового фильма, в ходе которой совершил акцию самораспятия.
По словам допрошенных, в служебном кабинете следователя висят православные иконы.

Николай Молок,Федор Ромер. Каша из-за топора (Журнал "Итоги")
http://www.edu.nsu.ru/atheism/gallery/petrosyan.html
Но слух о деле Тер-Оганьяна дошел до самого Лужкова, попросившего “разобраться”, а патриарх Алексий II выступил с осуждающим художника заявлением. Адвокаты Тер-Оганьяна уже говорят о “социальном заказе” на образцово-показательный процесс, симметричный луж-ковским разборкам с Баркашовым (один- ультратрадиционалист, второй - ультраавангардист).
Еще десять лет назад Тер-Оганьян сознательно избрал для себя роль художника-неудачника, способного лишь копировать чужие шедевры, будь то писсуар Дюшана или портрет Мерилин Монро Уорхола. Получались пародийные цитаты из классики модернизма, то есть искусство про искусство, что есть норма для соптетрогагу аП. Но своей акцией “Поп-арт” он пародировал не конкретные произведения, а антиканонический пафос искусства вообще. И довел его до абсурда - настоящего иконоборчества.
Акция Тер-Оганьяна - наглядное и ироническое резюме всей истории искусства. Увы, все оно изначально ходило и ходит под статьей. В данном случае у статьи есть номер: 282 ч. I УК РФ.

 

О.Андрей Кураев
http://www.fortunecity.com/millennium/bertisevil/955/Old/oganyan.html
Группа московской патриотически настроенной молодежи из НПСР по достоинству оценила другие творения нашего армянско-еврейского непризнанного гения и методично и качественно закрасила баллончиками с черной краской некоторые его творения, выставленные в галерее небезызвестного Марата Гельмана. (вспомним ритуальное зарезание свиньи с надписью "Россия" сотрудниками его галереи еще на заре перестройки - ничего, вспомним им и это, придет время).
Что заслужил, то и получил ("Советская Россия", 24.04.99, с сокр.)
После открытия выставки в галерею явилась группа молодых людей из 9 человек. Молодежь стала скандировать: "ПОСАДИТЬ И РАССТРЕЛЯТЬ!", а также "ИЩЕШЬ СМЕРТИ, ОГАНЬЯН? МЫ ПОШЛЕМ ТЕБЯ В ИРАН!", предрекая Тер-Оганьяну участь Салмана Рушди. Одновременно ребята спокойно и динамично начали закрашивать черной краской из пульверизатора полотна Тер-Оганьяна, развешанные по стенам. Рассказывает Сергей Шаргунов, участник акции: “Ублюдок Авдей рубил топором православные иконы, издевался над национальными святынями - оскорбил каждого русского человека, каждого, кто связывает себя с Россией. Ну что ж, пусть считают наши действия по отношению к тер-оганьяновским полотнам тоже концептуальной акцией.
Я лично вижу, что происходящее у нас в стране на официальном и якобы респектабельном уровне - это еще больший сатанизм. <...> И Тер-Оганьян вписывается в этот контекст "последнего" темного времени, он родное дитя современной жуткой реальности. Такая реальность должна быть уничтожена!

Мэйлрадек, текст no. 68. 30.12.98-15.01.99
http://mailradek.rema.ru:8100/68.htm
Радикальное искусство в лице Бренера, Осмоловского и Кулика разработало за 90-е годы жанр акции-ситуации. Ситуация включает в себя не только художественное действие, но и реакцию социального контекста на это действие. Пародируя их в художественном контексте, Авдей, намеренно или нет, осуществил их политическую стратегию.
Судебная система не является абстрактной плоскостью чистого разума и справедливости, а выражает соотношения этих интересов. Чтобы церковь и прочие перестали ебать нам мозги, надо просто еще больше и сильнее, чем Авдей, выражать наши интересы. Позорное молчание боссов художественной общественности, типа Мизиано и Гельмана, как и свободной прессы, является политической слепотой, ведь церкви будет несложно скоро найти и за ними какие-нибудь грешки.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ. БЕСНОВАНИЕ В МАНЕЖЕ
Русский дом, №1.
http://www.rusk.ru/Press/Rus_home/99/Home1/home1_5.htm
Что еще можно сказать о происшедшем? Эти нелюди совершали преступление не своею волею, а волей бесовской. Они по-своему медиумичны.
Несколько лет назад, накануне распада России по телевидению был показан мистический ритуал - другие "художники"-сатанисты взяли свинью, на которой было начертано слово "Россия", и разрезали ее на куски.
Происшедшее нельзя сравнивать даже с коммунистическими кощунствами: тогдашние безбожники были просто одурачены и думали, что Бога нет. А здесь сознательный сатанизм, новый его этап.

КУЗНЕЦОВ Культурный гид. Выпуск 67. Дата публикации: 15 Февраля 2000
http://www.russ.ru/culture/guide/20000215.html
Вместо заявленного Авдеем богоборческого жанра (органично включающего в себя суд и тюрьму, как вариант современного аутодафе) мы получаем жанр "нагадил и убежал", который, по сути, ничем не хуже, но, к сожалению, не отыгран Тер-Оганьяном как следует. Если бы он выступал с заявлениями типа "художник абсолютно безответственен... художник - трусливая свинья, которая не только жрет там, где испражняется, но еще и стыдливо пытается скрыть это от публики...", то бегство в Чехию выглядело бы прекрасным продолжением.
Читатель вправе спросить меня: было бы произведение Тер-Оганьяна более совершенным, если бы он сел в российскую тюрьму и подвергся всем тем издевательствам, которыми пугают нас его защитники? На мой взгляд, произведение было бы более органичным, но все равно оставляло бы желать лучшего.
Конечно, существуют произведения современного искусства, фактически включающие в себя суицид автора, но это совсем отдельный, и довольно редкий, случай, требующий опять-таки соответствующего концептуального оформления.

Анатолий Осмоловский. Авдей Тер-Оганьян из коллекции галереи М.Гельмана
http://www.lebed.com/art927.htm
И в Западной Европе и в России под тонкой оболочкой современности скрывается религиозное мракобесие и пещерный феодализм. С распадом коммунистического прогрессистского противовеса не может быть никакого другого исхода кроме как деградации общества в феодализм. Западное общество столкнется с той же самой проблемой в ближайшие пять лет. В этом смысле акция Тер-Оганьяна как и все современное искусство — это единственный, слабый, но реальный и подлинный противовес реакции в современном российском дезориентированном обществе. Не может вызывать ничего кроме отвращения отношение российской интеллигенции к перформансу Авдея Тер-Оганьяна.
Кретин! Я к тебе обращаюсь! Тот факт, что ты читаешь этот текст в Интернете и бьешь пальцами по клавиатуре — это заслуга Авдея и таких же как он "сатанистов". Современное искусство — это квинтэссенция эвристичного мышления, своеобразная лаборатория мысли.

Михаил Надеждин, Матрена Орлова. НОВЫЙ ТОПОР В ДЕЛЕ ТЕР-ОГАНЬЯНА. - "Коммерсантъ" 22 Апреля 1999 г.
http://www.lebed.com/art927.htm
"Я начал бояться",-- признался Авдей Тер-Оганьян корреспонденту Ъ. Он готов отвечать перед судом, но не готов оказаться жертвой толпы. А именно такая участь его ожидала, если бы он явился на заседание.
Православный митинг, по некоторым сведениям, был организован по инициативе общественного обвинителя Михаила Кузнецова, представляющего Комитет за нравственное возрождение отечества.
На вопрос корреспондента Ъ, будут ли приняты какие-то меры, галерист ответил: "Если я опознаю нападавших (а они наверняка появятся в суде), то вчиню им иск. Пока же выставку будет охранять секьюрити".

Константин Крылов в 04/20/99
http://www.lebed.com/art927.htm
Теперь о "границах терпимости". Я уже писал в своем ответе Марату Гельману, что стекло, отделяющее "искусство" от "реальности", не пуленепробиваемое. Оно имеет конечную прочность. Грань тут та же самая, которая существует между дружеским подтруниванием и оскорблением, между комплиментом и сексуальным домогательством, и так далее и тому подобное.
Я не поклонник политкорректности (это, как раз, попытка перегнуть палку в другую сторону, что приводит ровно к тому же самому результату), но и в самом неполиткорректном обществе попытка "перейти грань" влечет за собой суд - или государственный, или суд Линча.
Егор Холмогоров в 04/20/99 01:33:50 MSD
Судить Тер Оганьяна по этой статье справедливо, ибо
а. Результат в виде разожженной розни налицо.
б. Тер Оганьян прекрасно понимал возможные последствия.
в. Тер Оганьян рассчитывал на реакцию, в которую входило и это разжигание.
Акция крайне неудачна именно эстетически. И в выставочном зале она смотрелась еще менее выразительно и художественно, чем на площади всего в нескольких шагах рядом. Искусство должно именно отстранять предмет, вырывать его из круга ближних связей, из привычного контекста. Только тогда он будет восприниматься как объект эстетический.

Второе что можно сделать в России с иконой привычного это над нею надругаться, сыграв в юного безбожника.
http://www.inetcraft.com/adsamples/adclick.asp?slotid=1

Лев ЛЕВИНСОН. "Научный Атеизм", 2000
http://www.atheism.ru/old/LevAth2.html
Плохо то, что как только разговор с экспертами, профессионально защищающими нашу свободу совести, доходит до художника-атеиста Авдея Тер-Оганьяна, они сразу скучнеют. Им не о чем здесь говорить. Между тем формула свободы совести сегодня в России проста: это свобода человека, позволившего себе свободу безбожного высказывания и подвергшегося за это уголовному преследованию.
Корреспонденты, докторанты, представители фондов и комиссий, международные наблюдатели внимательно слушают, когда им рассказывают, где и чего недодали мормонам. Слушают с интересом, когда говоришь, как ворует, жирует и подавляет конкурирующие организации образованная Сталиным и Берией Московская патриархия. Но если сказать, что в России быть атеистом становится всё трудней и трудней, что в школу, куда, как домой, ходят отцы-законоучители, не пустят преподавателя, который будет критиковать попов, - здесь замирает записывающий карандаш вашего собеседника.
У человека есть не только право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой - он вправе жить в нормальной стране, где от анафем не надо ждать иных, кроме загробных, последствий. Россию, членствующую в Совете Европе и считающуюся всё-таки демократической страной, конечно, нельзя поставить на одну доску, скажем, с Ираном. Может быть, поэтому Авдею Тер-Оганьяну в отличие от Салмана Рушди не светит международная защита.

Михаил Надеждин, Матрена Орлова. НОВЫЙ ТОПОР В ДЕЛЕ ТЕР-ОГАНЬЯНА. - "Коммерсантъ" 22 Апреля 1999 г.
http://www.lebed.com/art927.htm
"Я начал бояться",-- признался Авдей Тер-Оганьян корреспонденту Ъ. Он готов отвечать перед судом, но не готов оказаться жертвой толпы. А именно такая участь его ожидала, если бы он явился на заседание.
Православный митинг, по некоторым сведениям, был организован по инициативе общественного обвинителя Михаила Кузнецова, представляющего Комитет за нравственное возрождение отечества.
На вопрос корреспондента Ъ, будут ли приняты какие-то меры, галерист ответил: "Если я опознаю нападавших (а они наверняка появятся в суде), то вчиню им иск. Пока же выставку будет охранять секьюрити".

Moscow Artist To Be Imprisoned for Performance - Arts Wire CURRENT
http://www.artscope.net/NEWS/news031699-3.html
"I am continuing ironical thread in art. My action was a parody on modernism. Using banal gestures of aggression towards public, culture, etc. I am coming back to the roots of epatage," he says.

Charles Freund and Julia Volfson. Avdei Support Group - Sat, 22 May 1999
http://www.tao.ca/fire/nettime/0582.html
Ter-Oganian believes that contemporary Russian art galleries face the choice of either being prisoners of the money and tastes of the Russian nouveaux riches, or non-profit organizations. The art fair installation presented a satirical portrayal of naive "nihilism": It featured a provincial artist who was responding to foreign cultural influences by aping Western radicalism.
Ter-Oganian soon came to be associated with all of Russia's problems. In the Russian parliament, handbills were distributed appealing for action against Ter-Oganian so as to protect Russia from further economic crises.
In a democratic society, Orthodox believers have as legitimate a role in the discourse of art as anyone else. But at stake is the issue of freedom itself. By demonizing Mr. Ter-Oganian and seeking to imprison him on trumped-up charges, the Orthodox establishment and its political allies threaten to impose a regime of de facto censorship as rigid as that of the Soviet commissars from which the nation and its culture have only recently escaped. Already, critics and journalists sympathetic to Mr. Ter-Oganian's situation have become wary of supporting him. Many of Mr. Ter-Oganian's supporters in Russia see his case as the most significant threat to freedom of expression since the collapse of the Communist regime.

Kirill Postoutenko. Avdei Ter-Oganian Against the New Russian Idolatry – ARTMARGINS, DECEMBER 4
http://www.artmargins.com/content/feature/postoutenko1.html
Ter-Oganian's action is real: we can see how the blade of the axe penetrates the photograph’s body, destroying its physical presence.
Having nothing to do with either God or history, these simulations easily become a political value. For these photo-icons have much in common with the buildings and religious artefacts that have recently been "resurrected" in Moscow.
Ter-Oganian, by contrast, wielded a real axe–the main symbol of Russian revolutionary culture–to fight a pseudo-historical monster. Preserving the material history of culture, the painter (=WHO?) had to remove from its surface the political cartoon (modernity), eating up history in search of power. Instead, the players behind the Russian political stock-market assaulted Ter-Oganian's artistic practice–and inadvertently removed the religious and historical disguise from their political fictions.

Адвокаты Тер-Оганьяна
http://lawners.euro.ru/ter.htm
Собственно, главный предмет спора и повод для судебного разбирательства - является ли то, что делает Тер-Оганьян, искусством? - свидетельствует о довольно странной, хотя и симптоматичной ситуации, которая сложилась у нас в последние годы.
Проект Авдея Тер-Оганьяна был посвящен богохульству, как одной из современных художественных стратегий, но одновременно он пародировал антиканонический пафос искусства вообще.
Процесс был инициирован "возмущенной общественностью". Иск подали патриотические общественные организации, и на первое заседание суда пришли богобоязненные старушки, говорившие, почти как на суде над Бродским.
Сам художник на суд так и не явился, он лег в больницу на обследование. Заседание перенесли. Затем адвокатам Тер-Оганьяна стало известно, что делом заинтересовались "на верху" и процесс должен превратиться в показательный, что означает - обвиняемому тюрьмы не избежать.

Прокурор р.Москвы государственный советник юстиции 2 класса Герасимов С.И. ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по уголовному делу ? 202275 по обвинению Тер-Оганьяна Авдея Степановича в совершении преступления, предусмотренного ст. 282 ч. 1 УК Российской Федерации
http://lawners.euro.ru/ter_ob.htm
Имея умысел в наглядно-демонстрационной форме выразить свои взгляды направленные на подрыв уважения к религиозному вероисповеданию православных граждан, он заранее не оповестил устроителей ярмарки о том, что намеревается осквернять православные иконы в присутствии многочисленных посетителей выставки.
В период с 19 до 21 часа, призывал и вовлекал граждан совершить действия по осквернению икон, а затем в присутствии многочисленных посетителей, снимал со стенда иконы, клал на пол и заранее приготовленным топором, разрубил несколько икон, чем вызвал возмущение граждан и организаторов выставки.

Милена Орлова. Два топора -- пара
http://www.guelman.ru/culture/orlova.htm
На пресс-конференции Тимур Новиков объявил, что считает свою выставку ответом на скандальную акцию Тер-Оганьяна. Тер-Оганьян своим надругательством над иконами в Манеже не только оскорбил его чувства верующего, но и выказал неуважение к его любимому материалу -- репродукциям.
Авдей хотел бы, чтобы его жесты воспринимались как иронические -- по отношению к традиции модернистского богоборчества. То есть на самом деле мечтает стать классицистом. Однако его иронии никто не принимает. Напротив, его жесты воспринимаются настолько серьезно, что дело доходит до суда и возмущения общественности.

Федор РОМЕР. Судьба безбожника. Православные журналисты раскопали томагавк войны
http://www.ipclub.ru/identity/press/press_art_romer2.html
Впервые за всю советскую и постсоветскую историю в России возбуждено уголовное дело по ст. 282 - "за возбуждение религиозной розни".
Дирекция ярмарки и ЦВЗ "Манеж", напуганная прямым звонком Лужкова, всячески открещивается от Тер-Оганьяна, и даже пугает увольнением куратора некоммерческой программы ярмарки Елену Романову.
В мастерской Тер-Оганьяна милиция провела обыск, изъяв - скверный анекдот! - топор, которым совершалось "богохульство".
Все изложенные факты (уголовное дело, травля в прессе, увольнения, допросы и обыски) лишь доказывают качественность самой акции Авдея, оказавшейся отличной лакмусовой бумажкой для проверки психического и интеллектуального здоровья общества, считающего себя европейским, светским и демократическим. То, что затевалось как пародия (довольно смешная, если принять во внимание наличие прейскуранта на "богохульские" услуги) на отработанное и неуместное ныне амплуа Настоящего Радикального Художника, превратилось в драму с открытым концом. Значит, Настоящий Радикальный Художник - богоборец, иконокласт, ниспровергатель и т. д. - все еще чертовски актуален в России. Что отсылает Россию в культурном развитии на уровень в лучшем случае начала века.

Александр Медведев. Портрет "радикала
http://www.cfc.spb.ru/susanin/medved.htm
Точно так же не удалось убедить мусульман в том, что "Сатанинские стихи" С.Рушди - всего лишь стихи. На них последовало также достаточно остроумное решение мусульман в отношении Рушди, после чего пребывание этого поэта в странах ислама сделалось невозможным.
Московские радикалы и их вдохновители в Соединенных Штатах недооценивают твердости Православия, которое мешает им установить окончательно Новый Мировой Порядок в России.
Усердствуют всё те же соросовские критики-контркультуристы: И. Бакштейн, А. Ковалёв и др., проявляя чудеса изворотливости, защищая право(?) на десакрализацию национальных ценностей государствообразующей нации.


e-mail: Aндрей Ковалев     

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO