ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

органайзер ковалева андрея  #32/ 10 июня


Органайзер #32. Документа-Манифеста; Филлипов обустроит Москву; Милая Горлова; МДФ и проблемы; Перестройка в Иране

Манифестация документов. Документирование манифестов МанифестаДокумента
Филиппов и Красота.  Все будет, как при Растрелли.
Люда и люди. Гуманизм актуального у Горловой.
Аллергия. Пономарев и Высокое
Тимур. Слепой поводырь
Хорошо забытое. Кулик о любви, Бренер о Дружбе
Реальный социализм. Только в МДФ думают о людях.
Общечеловеческие ценности. Гончарова, Игнатович и спутницы жизни художников
Правильно! За нонспектакулярное, против мелкобуржуазного формализма.
Дадим!Мамонов Родину продал, в Иране началась Glasnost
Общечеловеческая культура. Буш в Эрмитаже, зачем Антоновой нужен Хьюстноский музей.
Классика Эдуард Штейберг о глобализме и Потанине.

 

Манифестация документов. Документирование манифестов.Главные события просходили  в Германии. На Манифесте и Документе я, собственно, и прохлаждался. Отчего и пропустил прошлый выпуск Органайзера. На нонешний момент я несколько переполнен чувствами, мыслями и прочим барахлом, так что не в состоянии ничего так сразу прямо и сказать. Скажу только, что у манифестирующей молодежи начисто отбили всякую тягу к высказыванию. Это право принадлежит только "взрослым". На Документе другая беда - машина индустрии совр. иск. путем глобального раздувания формы доводит все до полного барокко, когда высказывание не имеет уже никакого смысла. Чума на ваши оба дома. У наших ничего тьакого не получается на мировой арене, поскольку сохраняются остатки здравого смысла.

Манифеста.

Богдан Мамонов. На крыше, но только внизую Русские во Франкфурте: продолжение
http://www.polit.ru/documents/489379.html
На пресс-конференции, посвященной открытию, мэр Франкфурта в основном говорил о Касселе, шокировав собравшихся попытками доказать, насколько его подопечная лучше, прогрессивнее и интереснее «коррумпированной» кассельской выставки.
Николай МОЛОК. НОВЫЕ ПЕРЕДВИЖНИКИ. Европейская биеннале доехала до Франкфурта
http://www.izvestia.ru/culture/article19151
Создатели "Манифесты" хотели, чтобы художники из Албании, Македонии или России почувствовали себя такими же участниками европейского художественного процесса, как и звезды из Франции, Германии или Англии. Правда, только молодые художники - средний возраст участников нынешней выставки 34 года.
Во-первых, среди более сотни работ, представленных на "Манифесте", нет ни одной картины. Молодые художники оказались максималистами - на "взрослых" биеннале картины есть обязательно. Во-вторых, нет ни одной работы, эксплуатирующей тему насилия, жестокости, зла, - еще в прошлом году это были любимые актуальными художниками сюжеты. Теперь (после 11 сентября?) они словно вообще ушли из искусства.
Видео группы "Радек", напротив, вполне серьезное. Художники обратили внимание на то, что в Москве в час пик в некоторых местах, в частности у пешеходных переходов, скапливаются толпы людей. Художники группы сливаются с толпой и разворачивают свои антиглобалистские транспаранты: "Другой мир возможен". Так происходит короткая демонстрация - не политическая, а художественная.

Сергей ХАЧАТУРОВ. Зал ожиданияю Биеннале во Франкфурте: транзитный пункт современного искусств
http://www.vremya.ru/2002/101/10/36285.html
Принципиальной для концепции Manifesta-4, на мой взгляд, стала инсталляция шведа Манса Вранга «Лобби интересов бюргера». Это такая арт-бюрократия с таблицами, схемами, видеофильмом на тему о том, как запустить механизм формирования общественного мнения. Искусство в этом механизме с кафкианской неотвратимостью становится шестереночкой под названием opinion maker. В плане социальной стратегии Contemporary Art эта функция важна. В плане творческого высказывания это высокая поэзия канцелярских отчетов и бухгалтерских учетов. Для полноценной коммуникации язык бедноват. Потому адекватной эмблемой «Манифесты» мог бы быть именно зал ожидания. Ожидания встречи с правильной речью.
Thomas Wagner.A Nontrivial Relationship Machine- Keenly obsessed with learning about the self: Hans Schabus sails after the "Third Mann." - Frankfurter Allgemeine Zeitung
http://www.faz.com/IN/INtemplates/eFAZ/archive.asp?doc={7ED658BA-48BA-4B5A-B3AF-AC757F02BDF7Manifesta, this "European Biennial for Contemporary Art" is supposed to be above all a transparent, specific process. It cost  euro 2.1 million ($1.9 million), and because young art is still booming, and everyone is still open and communicative, they all agree on a canon of consensus.
This Manifesta is a nontrivial relationship machine. Many give it input, but nobody knows what the output will be. The machine produces an open, networked field of art, a terrain of rapprochement and examination. Video, performance, photography, assemblage, installation: What is shown here is art after the disintegration of all genres and borders. Art products from the present day's conveyor belt -- medial, networked, young.
When even the research of the Manifesta team is also presented as a "Salon des Refuges," you rub your eyes in disbelief. Everything is transparent, but there is no mention of responsibility or power.

Jina Park. Manifesta 2002
http://www.artnet.com/Magazine/features/park/park6-5-02.asp
Manifesta proves that the next logical step after dropping the idea of an idea would seem to be to drop the idea of having curators without ideas.
For finding thick-walleted sponsors, Frankfurt is surely a more sensible decision than Moscow, which also competed to host the event.
The show is fueled by MTV and internet esthetics.
On the low-tech side, the show includes plenty of witty commentaries about daily life in Western Europe, both through the eyes of natives and outsiders. 

Документа

Николай МОЛОК. АФРИКАНСКАЯ ЭКСПАНСИЯ. В субботу в Касселе стартует марафон "Документы 11" - крупнейшей выставки современного искусстваhttp://izvestia.ru/culture/article19301
Не дожидаясь нападок критиков, Оквуи Энвейзор сам пошел в наступление, выступив в пятницу на пресс-конференции с пламенной и очень агрессивной по западным меркам речью: "Вы боялись, что я, как дьявол, отравлю художественный мир, словно святую воду. Но дьявол был обращен в веру" (смех в зале). Дальше, как заправский рэппер, с характерными интонациями и жестами, он стал говорить про постколониальное общество, про искусство после империализма, про политкорректность..
Строго говоря, ни одного художника, представляющего российское современное искусство, на "Документе" нет. Ни Энвейзор, ни его помощники в Россию не ездили и нашего искусства не знают. На выставку отобрали лишь один проект, который с большими оговорками можно счесть за наш, - видео Светланы и Игоря Копыстянских, много лет живущих на Западе и в России в последнее время вообще не выставляющихся.

Сергей ХАЧАТУРОВ. Архив плач
http://www.vremya.ru/2002/103/10/36455.html
Постколониальный мир -- не только модные слова: «идентификация, глобализация». Это также искалеченные судьбы, разбитые жизни, страдание и горе. Политика зарабатывает на горе свои дивиденды. Искусно манипулирует им. Contemporary Art документирует это.
Самый ироничный проект «Документы» -- инсталляция Моны Хатум (Бейрут) «Граница дома» (Homebound). Обычный кухонный стол с утварью: дуршлаг, настольная лампа, ножи, кастрюльки. Но все оплетают электрические провода, и располагается этот стол за стеной из металлической проволоки. Подходишь: в ушах зуд высоковольтки. Домашний уют под напряжением -- реалия свихнувшегося мира.
Любуясь книгой Смолла, понимаешь, почему на нынешней «Документе» совсем нет наших соотечественников (если не считать таковыми давно живущих в Берлине Светлану и Игоря Копыстянских, представивших свою видеоинсталляцию «Поток»). В политическом и социальном аспектах Россия вписывается в круг проблем «Документы» на все сто. Но кассельская экспозиция доказывает, что документировать жизнь как арт-объект имеет смысл в том случае, если твое высказывание полноценно в планах и социальном, и чисто художественном. Говорить так у нас пока не получается.

Walter Robinson. Monster Mash. Documenta 11, which opens to the public in the German town of Kassel, June 8-Sept. 15, 2002, is a monster.
http://www.artnet.com/Magazine/reviews/wrobinson/robinson6-7-02.asp
The money shows in the scale of the works, which tend to be . . . demonstrative. 
The theoretical underpinnings of the show, which are so evidently important to the curatorial team, and provided junkets to places like St. Lucia in the Caribbean and Lagos in Nigeria for the purpose of a series of cultishly termed "platforms" (which ordinarily would be called conferences), seem to be largely gobbledygook.
Presumably it was this to which he made cryptic reference at the press conference, calling some unnamed critics of the exhibition "deeply provincial journalists" who know not what it is to "live experimentally when the state has failed."
Whatever the nature of this trauma, it apparently gave Enwezor an abiding sympathy for the wretched of the earth. Their presence is strongly felt in Documenta 11.
Though remarks here may suggest the contrary, I rather liked the show, or what of it I saw during the first marathon eight-hour viewing. It did seem a bit puritan -- "the sensual" was indeed missing, as predicted by one questioner from the audience at the initial Documenta press conference.
Curiously, at the heart of Documenta 11 is 1970s Conceptualism. 
Works like these, which humorlessly strive to index the entire world, appeal to the vanity and grandiosity of the curators, whose pretension is towards an exhibition that is epochal, even timeless. Unfortunately, as Stalinism proved, the true fruits of such an ambition are not utopia but bureaucracy, and worse.

ALAN RIDING. The Art of the New, the Art of the Deal
http://www.nytimes.com/2002/06/02/arts/design/02RIDI.html
What Venice and Documenta have in common is their place in what Mr. Celant calls the "art system." They are where professionals meet and do business. And if the shows announce important new trends, the resulting ideas are then spread by the same professionals.
In one sense, then, Documenta 11 is simply mirroring the existing globalization of contemporary art. But for art professionals like and many others who will be in Kassel next weekend, it is evidence that Documenta is still relevant.
"When the Venice Biennial is not good, you have Tintoretto and everyone else," Ms. David said. "But in Kassel, when Documenta is not good, there's nothing much left to do."  

Анастасия Рахманова. "Документа 11" в цифрах. 8 июня в Касселе откроется одна из крупнейших и самых престижных международных выставок современного искусства. - Немецкая волна
http://dw-world.de/russian/0,3367,2213_A_571114,00.html
35 летний житель Нью-Йорка Оквуи Энвезор – уроженец Нигерии. Одной из провозглашённых им целей было "показать, что искусство не знает границ рас и континентов". 
Provocative, Critical and Hard-hitting. The African continent is a theme in several works and not just by African artists
http://dw-world.de/english/0,3367,1441_A_572105_1_A,00.html
Visitors to this year’s Documenta in Kassel will encounter art from all corners of the world. Director Enwezor has veered away from Western-dominated contemporary art to global works expressing socio-political themes.
Director Okwui Enwezor has made sure that the art on offer has a distinct socio-political character thereby raising the expectations of visitors. 
Though the Nigerian-born Director of this year’s Documenta, Okwui Enwezor has made it clear that he is not just interested in promoting Africa, several artists – not just Africans – have focussed on the fate of the dark continent.
At a sneak preview to the press on Thursday, Director Okwui Enwzor explained to Reuters, "We have tried to elaborate on the complexities of the relationships between a number of cultural spaces, without which we cannot really make an exhibition of global import. The attitude of the artist has to be one that embraces the entire complexities of the world, that is to say political, cultural, social and aesthetic parameters."
This time the socio-political message is expressed not just through traditional oil and canvas and sculpture, but also through video and film installations, photography and other forms. It has prompted critics to say that the Documenta is more like a film festival than a showcase for the art world’s avant-garde.

Thomas Wagner. From the Center to the Periphery and Back Again
http://www.faz.com/IN/INtemplates/eFAZ/archive.asp?doc={6FC05AED-492A-4645-8F01-10F896082F4D}&width=800&height=572&agt=explorer&ver=4&svr=4Here the "old economy" meets the "new art," beyond the old areal, with its princely character.
He tells no story, not even that of the fragmentation of the world, of the colonists or of the long shadow cast by an epoch of once powerful empires. His network is now tightly woven, now widely meshed, bound together thematically, setting photograph next to photograph, model next to model, monitor next to monitor.
And thus one of the principal insights of this 11th Documenta becomes simply: Art takes its place once again in the gallery, well-ordered, a series of individual works, and -- what a surprise -- presented in the museum-like spirit of the 19th century.

Peter Richter. Documenta 11 Opens in Kassel
http://www.faz.com/IN/INtemplates/eFAZ/docmain.asp?rub={B1311FFE-FBFB-11D2-B228-00105A9CAF88}&doc={F1CC9005-5436-4D50-A7C8-399CA8D25F33
Meanwhile, critics of the Documenta concept, this time more numerous than ever in the months leading up to opening, have little to say.  Curated for the first time by a director of non-European descent, the Documenta threatened - some feared - to become a theory-laden, sensorily-deprived, agitprop event replete with the folklore of globalization.
Yet the exhibition now presented by Enwezor is almost conservative in comparison with that of his predecessor Catherine David, who in 1997's DocumentaX was more avant-guardist artistically and aggressive politically. Despite contemporary techniques -- video, installation, photography -- this Documenta 11 fails to match the work of much of the 1990s in loudness, velocity or the frequency of its shock effects. There are fewer illustrations of political theses than feared, and instead more truly classical art than many might have anticipated. But our attention is more consistently steered toward the problems of a globalized world than before.

Adam Tanner. Video Versus Paint at Germany's Documenta Art Show 
http://story.news.yahoo.com/news?tmpl=story&cid=638&638&e=6&u=/nm/20020606/en_nm/arts_documenta_dc_2
Анастасия Рахманова. Транснациональная Документа
http://dw-world.de/russian/0,3367,2213_A_511007,00.html
Последний выбор жюри считается сенсационным: куратором нынешней, одиннадцатой по счёту, Документы стал тридцативосьмилетний уроженец Нигерии Оквуи Энвезор, политолог по профессии, карьера которого на кураторском небосклоне началась кометообразно – с организации южноафриканской Бьеннале современного искусства в Йоханнесбурге.
С другой стороны, отсутствуют почти все пользующиеся наибольшим спросом звёзды европейского и американского актуального искусства – скажем, Андреас Гурски. Нет и почти никого из включённых в международный арт-оборот постсоветских деятелей искусства – исключение составляют лишь украинско-российско-американский дуэт Игоря и Светланы Копыстянских и обитающий в Голландии молдаванин Павел Браила.

Филиппов и Красота.  Все будет, как при Растрелли.Лично всей душой поддерживаю всяческие безумные проекты. От них как-то теплее становится. Ужас в том, что реальным градостоительством у нас занимаются поехавшие крышей прагматики из Моспроекта. Хотя и у тех получается весело.
Александр Панов. О вреде бескорыстия
http://ej.ru/021/na_dniah/exhibition/arch/index.html
Массимо Сколари. Тридцать лет творчества. Живопись, графика
Мебель архитектора. 13 лет работы Массимо Сколари
Набережная. Графика, проекты Михаила Филиппова
Кажется, что все это типичный эстетский постмодернизм, сегодня кажущийся устаревшим, зато вполне коммерчески состоятельным продуктом. 
Но парадокс в том, что Филиппов творит свою вторую "северную Пальмиру" абсолютно всерьез. В действительности это не постмодернизм вольного художника, а неудачные заявки практикующего архитектора на вполне конкретные официальные конкурсы. Именно псевдопрактицизм сумасшедшего придает им обаяние подлинного искусства, делая коммерческого архитектора Филиппова художником Филипповым. 

Ольга КАБАНОВА. НЕОСТОРОЖНЫЕ ФАНТАЗИИ. Выставка проектов облагораживания столицы
http://www.izvestia.ru/culture/article18909
В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка архитектурной графики Михаила Филиппова "Набережные". 
Главная мечта Филиппова - преображение Москвы в идеальный Санкт-Петербург, в столицу вечно увядающей и всегда живой классической европейской культуры. Чтобы прозаичная речка Москва вдруг обернулась Рекой Времени и вдоль ее берегов выросли руинированные набережные, плотно застроенные величавыми дворцами с легкими колоннадами и ажурными аркадами, чтобы стояли вокруг памятные столпы в честь никогда не бывавших здесь великих императоров - победителей варварских племен, чтобы в перспективу уходили дуги виадуков и горбатые желтомраморные мосты.

Велимир Мойст. Перестроение Москвы в Петербург
http://www.gazeta.ru/2002/05/30/perestroenie.shtml
Москва – это город с четкой организацией пространства. Лицо его определяет упорядоченная застройка в духе классицизма. Регулярные дворцовые ансамбли, прямые проспекты, разводные мосты – все напоминает о градостроительной воле его основателя, памятник которому высится рядом с храмом Христа Спасителя…
В том, что проект Филиппова, содержащий серьезную долю утопизма, дойдет до реализации, сомневаются все, но у концепции есть заказчик. Похоже, что пустырю вдоль Крымской набережной недолго осталось угнетать взоры своей неустроенностью. И филипповские фантазии покажутся желанными и родными, когда дело дойдет до реальных подрядчиков и инвесторов.
 В один момент даже пронеслась перед мысленным взором парадоксальная ситуация: концепция Крымской набережной воплощена, автор с этюдником бродит среди красот, родившихся в его воображении, и пересоздает увиденное на акварельной бумаге. Художнику снится архитектор, который спит и видит во сне, что он художник…

Иван Езерский. ДАЙТЕ ГОРОДУ НАБЕРЕЖНУЮ. Михаил Филиппов предлагает спустить ЦДХ на воду
http://www.ng.ru/architect/2002-06-06/9_city.html
Сам дом Филиппов предлагает деконструировать классикой. Завести туда аркады, крышу засадить деревьями, а фасад, выходящий на реку, превратить в образцовую классицистскую декорацию: трехэтажные домики с колоннами скроют здание, как будто его и не было. Между домами предполагаются виадуки, а в центре - роскошные пропилеи с водными каскадами и торжественным спуском к воде
Понятно, что не реализовано ничего. И хотя у последнего проекта есть инвестор, сам Филиппов оценивает его реальность как близкую к нулю. Недавно проект был вынесен на заседание Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе города и получил традиционный отлуп. При том, что проект решал не только художественные, но и практические задачи: насыщал пространство кучей полезных площадей, предполагал автостоянки, а движение пропускал под новообразованной насыпью. В общем, не нужна нам ни польза, ни красота.

Люда и люди. Гуманизм актуального у Горловой. 
Константин АгуновичФотороман Людмилы Горловой "С любовью здесь не шутят, или Как выйти из кризиса"
Больше сказать вообще сложно, так как, во-первых, она нечасто дает повод, а во-вторых, все, что ни возьми у Горловой, - для разговора тема как бы неприличная и откровенная во всех смыслах слова. И потом, Горлова - что и говорить - просто сверхнеизобретательный художник. Она не удивляет. От нее, кажется, и не ждут удивительного, никакого размаха - хотя всегда назовут "обещающим художником" и поздравят с хорошей выставкой.  Если бы Горлова была в театре или снимала кино, то о ней бы писали как о "пронзительной" или даже "пронзительнейшей". Но в ее среде китч не принят, в таких дозах - тем более, а китч, в котором чувствуется дыхание автора, считается попросту невозможным. Китч безлик. Тут уж либо одно - либо другое. Если бы это не Горлова, можно было бы удивиться - и уж точно надо быть итальянцем и смотреть со стороны, чтобы барышню смелую, наяривающую на баяне, и барышню в предынфарктном от вечной любви состоянии счесть "одной русской".
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Лучше не скажешь. Фотороман Людмилы Горловой в галерее XL
http://www.vremya.ru/2002/97/10/35870.html
Жестокий эксперимент над ними проделала не Людмила Горлова -- сама жизнь. В мире, полном холодной рассудочности, ее работы выделяются искренностью и чистотой взгляда. В фальшивом -- настоящее, в штампах -- живое видит она, и только она. Предпоследний проект Happy End охотно крутят сейчас по биеннале и фестивалям -- интеллектуалам не хватает счастья. 
Фотосериал Горловой не какая-нибудь чуждая нашим людям заокеанская мелодрама в теплом климате и не топорный “новый русский сериал”, оторванный от почвы. В сериале с трепетом и ужасом узнается родной классический роман с его вечными вопросами и трагическим выбором. Уступки времени, обстоятельствам, жанру не меняют дела. Конечно, новое время всегда выбирает новые песни, но непременно со старыми сюжетами и затертыми до журнально-глянцевого блеска знакомыми образами.

Аллергия. Пономарев и Высокое.Если хорошо вдуматься, то уже вырисовываются контуры искусства нулевых годов. Брутально и без тени иронии. Художники должны делать общество лучше. Собственным примером. Гройс говорил о художнике как кураторе плохого искусства, теперь можно говорить о художнике, как менеджере природы и прочей реальности
Мария Михайлова. ПРОБЛЕМЫ С ДЫМОМ
http://www.vesti.ru/2002/05/30/1022766506.html
Столь плотное соприкосновение со стихиями, натурально, настраивает на возвышенный лад. Все, что Пономарев делает, он делает абсолютно всерьез, но почему-то это не раздражает. Даже названия типа "Память воды" или "Дыхание океана" не режут слух - соответствие формы содержанию и обязательная доля игры как-то примиряют, и настрой автора на высокое, или, если хотите, глубокое, кажется уже вполне оправданным.
Инсталляция "Дым без огня" по сравнению с остальными непривычно политизирована: в комментарии Пономарев переходит от дыма без огня к политике без совести, прошлому без будущего, религии без веры и прочим мало обнадеживающим вещам. 
Стоишь себе в дыму, наслаждаешься туманным действом - с чего бы тут тревожиться? В одном Пономарев прав: дым без огня, оказывается, бывает. Разоблачение народной мудрости оказалось самой продуктивной частью проекта, может быть, стоит проверить на прочность и другие изречения: горит ли шапка на воре, кормят ли волка ноги, легче ли кобыле, когда баба с возу. Есть основания думать, что кое-что морально устарело
.

Тимур. Слепой поводырь.Милые друзья! А вы когда нибудь задумывались над тем, куда нас увлекал своими речами Тимур Петрович. Ясно ведь, что всяческая Красота и Классика - суть эфемеизмы. Место, в которое мы попали, пока что атрибутировать невозможно. А у Тимура уже не спросишь "Где мы?"
Никита АЛЕКСЕЕВ. Поводырь, передай привет.  (N19 от 04.06.2002)
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=11426&chapter=12
Новые пути начали совершенно неожиданно прокладываться из Питера лет пять позже. На Неве разбушевалась буря нового искусства. Часто нелепого, слишком похожего на нью-йоркский New Wave (о нем, возможно, искренние питерцы знали меньше, чем искушенные москвичи, до которых случайные номера модных журналов добирались быстрее) и, казалось, интеллектуально слабого. Но это было социальное искусство, делаемое для всех, а не только для узкого круга посвященных. 
Именно тогда мое уважение к Тимуру стало полностью обоснованным – во всяком случае, я так думаю. Он не умер ни как приватный человек, ни как художник. Продолжал работать: по его рассказам друзья делали новые картины. Не пропал с горизонта, не ушел в затвор: он появлялся в центре всех важных событий.
Он стал еще более социальным. Благодаря ему дом 10 по Пушкинской улице вырос в важнейшее в Петербурге предприятие по обдумыванию современной культуры и ее производству. Несколько галерей, водоворот событий, общение и взаимное обучение.
Но меня начала раздражать атмосфера иконопочитания, конденсировавшаяся вокруг Тимура. Впрочем, я склонен предположить, что в ее нагнетании виноват все же не он, а его неумные либо слишком обеспокоенные конъюнктурой почитатели.
Вполне возможно, я не прав. Откуда я знаю – вдруг работы Новикова и есть истинная красота и духовность? Но дело не в этом. Тимур Новиков сформировал свое время и свое пространство. Без него Петербург, да и всю русскую культуру представить трудно. Мне, во всяком случае. Расклад изменился.

Константин АгуновичТимур Новиков "Еврокитай"

http://www.afisha.ru/art-review?id=755856
Последние годы клеймил загнивающее и продажное современное искусство, провоцировал споры и возражения - в общем, вел себя вызывающе. Как и всегда. Но отныне возражения не принимаются. Игнорировались они, допустим, и раньше, но теперь окончательно: адресат выбыл. То, что случилось 23 мая, - единственное, с чем не поспоришь.

Сергей Сафонов. ИСКУССТВО И КАМУФЛЯЖ
http://nlo.magazine.ru/artist/jrec/saf42.html
Даже яростные приверженцы новиковского новоизобретенного "неоакадемизма" уже поспешили публично признать, что с уходом гуру его "учение" также стремительно закончит свои дни. Что же до Пушкарева - трудно представить другую страну, где человек, столь много сделавший для национальной культуры, влачил бы в последние свои годы такое, с позволения сказать, скромное существование.

Воздухоплавание и Мореплавание Тимура Новикова. Арт Питер

http://www.artpiter.spb.ru/news/showone.php3?id=213
В галерее Д-137 состоится открытие персональной выставки известного санкт-петербургского художника и теоретика Тимура Новикова "Воздухоплавание и Мореплавание" (гравюра, ручное шитье). В начале двухтысячных годов Тимур Новиков возвращается к теме воды и неба и его героем становится юный путешественник во времени, перед которым открывается безграничное пространство. Палладианский полет, полет к совершенству, по идее Тимура, составляет достойнейший путь для художника, и какими бы немощными изначально ни были его крылья, они окрепнут и вознесут его высок

Хорошо забытое. Кулик о любви, Бренер о Дружбе Что с ребятами творится? Впрочем, тяжело умирать таком свежем возрасте. Право на старость нужно еще заслужить.
Максим Райскин. Букака плюнул здесь
http://arteria.ru/04_06_2002_1.htm
 Бренер и Шурц, досконально знающие историю леворадикальной мысли и даже собирающиеся в ближайшее время начать на Пушкинской семинар по левым движениям сопротивления, используют марксизм не идеологически, но инструментально. Или, как сказала бы уроженка Бурунди Букака, поклонница Мишеля Фуко и мягкой туалетной бумаги, - как "антитехнологию сопротивления".
Последние, количеством в 54 штуки, уже известны русскому читателю, могут варьироваться от уличных беспорядков до зарывания головой в песок и хождения без трусов, и должны применяться не всегда и везде, но исключительно контекстуально: для Бренера с Шурц это означает прежде всего - спонтанно и эмоционально оправданно.  Похоже, даже сами авторы этого не знают и знать не хотят, поступая по принципу Букаки - "если хочешь выяснить, кто перед тобой, - просто плюнь на него".

Дмитрий Бавильский. Больше не зверь
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/944/7/1.html
Перформанс для меня был формой выражения неартикулированного художественного жеста. Когда ты не очень понимаешь, что хочешь сказать, — раз, когда тебе не очень понятно, что происходит в большом мире, — два. Тогда и возникает необходимость в более адекватных ситуациях, сырых формах. Жизнь сама действует в режиме перформанса, развиваясь без сценария...Сейчас жизнь изменилась, все кристаллизовалось, стало жестче, честнее, четче. Грубее или тоньше...Перформансы выполняли в России функцию возвращения искусству чувственности. Все советское искусство до такой степени было засушено идеологемами, идеологическими конструкциями, что художник был намертво отрезан от пластики. Он не имел право чувствовать. Самое смешное, что диссидентствующие художники, в первую очередь концептуалисты, противостоявшие советской власти, действовали по той же схеме. Они и отвечали на идеологические догмы идеологическими догмами. Чувственное, живое, человеческое, индивидуальное оказалось задавленным.

Умственное. Связисты и дадаисты. По правде говоря, я еще "Дадаизм" не купил, судя по всему, книжка хорошая. Что же касается "Пинакотеки", то увы, издание все больше превращается в научный сборник с картинками. Искусствоведческий журнал так и не получился. Увы. 
Наталья Яснова. ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ. Бессмысленность как стратегия
Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы. Ответственный редактор Клаус Шуман. Пер. с нем. С.Дмитриева. - М.: Республика, 2002, 558 с.
http://exlibris.ng.ru/art/2002-06-06/4_strategy.html
Трем этапам становления дадаизма в Европе и посвящен новый сборник, вышедший на русском спустя десять лет после первой публикации. Тогда, в 1991 году, искусствовед и куратор Клаус Шуман впервые собрал воедино все тексты, связанные с "немецко-швейцарским" дадаизмом. Здесь манифесты, статьи, воспоминания, полемика с идейными противниками, художественные произведения, поэзия - собраны все жанры и все имена, которые только можно было объединить под именем "Дада".
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Ах, французы! Гей, славяне! Журнал “Пинакотека” почтил себя выставкой и конференцией
http://www.vremya.ru/2002/100/10/36180.html
Жаль только, что журнал все больше тяготеет к проблемам “большой” культуры и все меньше сосредоточивается на искусстве. Картинок становится меньше, а текста больше.
Элегантное касание всех тем и блестящий русско-французский авторский коллектив делают эту книжицу поценнее многих томов. Вдаваясь достаточно глубоко, но не очень подробно во многие сюжеты, составители смогли представить на небольшом пространстве два века взаимного познания и полнейшего непонимания. Влияний было много, а общего мало. Кроме “Страха перед женщиной”, существовавшего, оказывается, не только в русской культуре -- всегда, но и во французской -- в конце XVIII века. Это экзотическое блюдо для тех, кто уже все знает про русские сезоны и французские салоны.

Реальный социализм. Только в МДФ думают о людях.В новом пристрастии Ольги Свибловой и в самом деле есть некоторый шаг вперед и даже прорыв. Жаль только, что наши фотографы на социальную проблематику внимания не обращают. Наверное, им стыдно за свою перестроечную торговлю чернухой на Запад.
Мария Михайлова. ПРИРУЧЕННАЯ ЗОНА
http://www.vesti.ru/printed/1022851359.html
Красноярские исправительно-трудовые лагеря, снятые бельгийцем Карлом де Кейзером, - архитетура, но с сильным этнографическим уклоном. Совсем не потому, что Де Кейзер иностранец. Этнографический взгляд неизбежен для любого, кто взялся бы за эту тему: человек извне ощущает здесь себя пришельцем на чужой планете.
При просмотре фотографий Де Кейзера много чего приходит в голову, к архитектуре не относящегося. Например то, как изменился тюремный мир по сравнению с тем, что мы знаем по недавней лагерной литературе, - нынешняя тюрьма явно гуманнее. По крайней мере, это следует из версии Кейзера. Хотя сама возможность применять идеи гуманизма при отсутствии свободы по меньшей мере странна.
Попадаются, впрочем, кадры отвлеченные. Сетка в инее, дом барачного типа с окнами, отливающими зеленым, тревожное зимнее небо, дым из трубы как холодное пламя. И это, кажется, больше похоже на правду.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Воспитание чувств. “Снимки, которых нам не хватало” в Московском Доме фотографии
http://www.vremya.ru/2002/100/12/36159.html
Но существует в нашей жизни и настоящая повседневная дискриминация. Жестокая реальность, к примеру, безжалостно корректирует благородные помыслы устроителей. Узкая крутая лестница на третий этаж Дома фотографии не оставляет инвалидам никаких шансов увидеть выставку, которая, возможно, им нужнее, чем всем остальным. Музей ждет реконструкции, и, возможно, в ее шикарном проекте предусмотрены такие привычные в цивилизованном мире мелочи, как лифты, пандусы, отсутствие порогов между залами... Сегодня же ни в один московский музей человек в коляске попасть не может, если его не перенести на руках. 
Ольга КАБАНОВА. СНИМКИ, КОТОРЫХ НЕ ЖДАЛИ. Инвалиды как объект съемокhttp://www.izvestia.ru/print/?id=19321
Большинство участников проекта применили один прием - снимали умственно и физически неполноценных так, как снимали бы топ-моделей или знаменитостей. Но однообразия не случилось, для съемок людей завидной внешности и судьбы придумана масса приемов.
Парадокс в том, что, глядя на снимки, не сразу замечаешь особенности моделей, сила стандартности фотографических приемов и композиций так велика, что неполноценное тело заменяет тело совершенное, и то и другое - лишь объект манипуляций фотографа.
Наблюдая на экране и в глянцевых журналах только здоровых, красивых и удачливых, нормальные - в меру хворые, привлекательные и обеспеченные - зрители все чаще и острее начинают воспринимать себя неполноценными. Что может привести их к депрессии куда более серьезной и длительной, чем прямой взгляд на чужое уродство. И поэтому тоже инвалиды сегодня становятся желанные героями экрана и выставок.

Тимофей УТКИН. Токийский фотограф. В МДФ открылась выставка Нобуеси Араки
http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=385&rubric_id=205
Сами женщины, усталые обитательницы хайтечного мегаполиса, занимающиеся домашним хозяйством или застигнутые в извращенных садомазохистских позах, связанные, подвешенные на веревках, скрученные и распятые фотографом, становятся символом нашего мира, где, как говорит Араки: "Я всегда искал сердце женщины. Это его я всегда хотел опутать. Но с течением времени женщины стали связывать себя и привязывать себя ко мне".
Смотришь на отпечатки Араки, не где-нибудь украдкой разглядывая привезенный с Запада "запретный" альбомчик, а на "полнометражной", персональной выставке, и думаешь, что они слишком отстраненные, чтобы трогать, раздражать, восхищать, возбуждать или возмущать. Они, кажется, вообще не "цепляют". Но вот выходишь на улицу, оглядываешься по сторонам и невольно отмечаешь каждый сюжет, достойный взгляда японского фотографа. Может, в этом и есть пресловутый эмоциональный отклик, японское едзе - принцип воздействия произведений искусства.

Общечеловеческие ценности. Гончарова, Игнатович и спутницы жизни художников
Andrey Kovalev. Skythian baba’s: A painting counter-revolution
Natalia Goncharova: The Russian Years. Russian Museum, Benois Wing, St. Petersburg. From 25 April to 15 July, 2002.
http://www.studio-international.co.uk/painting/kovalev.htm
Goncharova, who had never accepted ‘the great denial of art’, was nevertheless a very determined woman.
But anti-modernist and anti-western words said by a European intellectual secretly refer to the critique of European culture practised by Gaugin, Picasso and German expressionists.
If one tries to interpret neoprimitivism in the manner of Eduard Said, as a specific form of colonialism, it seems obvious that German and French artists had to carry out their predatory expeditions in faraway lands (such as Africa and Tahiti). Russians, according to local imperial tradition, developed domestic artistic spaces. 

Константин АгуновичБорис Игнатович "Фотографии 1927-1963"
Открытием ретроспективы "Фотографии 1927-1963" обещает стать "поздний Игнатович". О котором известно главным образом то, что до конца жизни он продолжал удивляться Игнатовичу раннему: Многое можно понять. Можно понять, как Игнатович, вслед за Родченко, стал одним из авторов "конструктивистской фотографии", не являясь ни в коей мере конструктивистом: потому что в отличие от фотографов, "переброшенных" на репортаж, Игнатович был репортером с самого начала. Журналистом, занявшимся фотографией, а не наоборот, - и, значит, лучше мог оценить изобретение Родченко, превратившего фотографию в подобие газетного заголовка: резкого, без рассусоливаний, захватывающего взгляд.
Екатерина ВЯЗОВА. Не ходите, девки, замуж. Во всяком случае за художников
http://www.vremya.ru/2002/101/10/36287.html
Игровой подход в выставочном деле всегда ведет к выигрышу. Если само искусство не слишком качественно, мы легко простим это в благодарность за остроумие концепции. С другой стороны, и на общеизвестные шедевры иногда приятно и небесполезно взглянуть как бы играючи, не совсем всерьез, без музейной оскомины.
Печальна не только участь русского художника, о чем все мы так или иначе догадывались и раньше, но и участь его жены. Печален и ее облик.
Живописным антиподом «жены» является «натурщица». Рисуя натурщицу, художник может позволить себе все, что не дозволено в портретах «супружеских», -- чувственную радость жизни, свободу от рефлексии, формалистские изыски. Может оттянуться по полной программе. Любопытно было бы эти портреты сопоставить. В одном зале развесить изображения жен -- бесплотных, задумчивых, печальных или же напряженно-экзальтированных, а в другом -- этюды натурщиц, чувственных и полных жизни. Пожалуй, такую выставку стоило бы сделать даже в целях назидательных, ради юных и незамужних зрительниц: не ходите замуж за художников, становитесь лучше натурщицами.

Правильно! За нонспектакулярное, против мелкобуржуазного формализма.
Олег Киреев. АРТ
http://getto.rema.ru:8101/
В Москве продолжает развиваться нон-спектакулярное искусство - эта артистическая альтернатива агрессивной капиталистической визуальности.
Нон-спектакулярное искусство противостоит общественному заказу, поскольку в эпоху гигантских рекламных постеров, навязчивой красочности и зрелищности создает нечто скрытое, незаметное. Рассадником же его по-прежнему остается галерея "Франция", где в последнее время происходили тоже нон-спектакулярные выставки Давида Тер-Оганьяна и party "Arty".
Искусство менее специфичное, создаваемое другими молодыми художниками, в последнее время находило себе прибежище в местах без определенной политической идентификации - таких, как кабаки "О.Г.И.", Институт современного искусства, и т.д.  Все прекрасно, но дорогие молодые художники не должны слишком терять голову от участия в фешенебельных художественных выставках. Между тем, они в последнее время только и повторяют: "Ах, к нам проявил интерес коллекционер Саатчи", "У меня тут небольшой проектик в Берлине", "Я собираюсь на "Манифесту", заодно загляну и на "Документу"…

Владимир Сальников. Реакционный формализм. 
http://ej.ru/021/art/01column/index.html
Фестиваль короткометражного кино в немецком Оберхаузене.
Однако идеологически акция зависла. И понятно, почему. Свет с социалистического Востока потух, 90-е прошли под лозунгом конца идеологий. Бывшие «левые» 60-х в 70-е стали «атлантистами», в 90-е — «глобалистами».
Формализм в данном случае — призрак политической растерянности.

Дадим!Мамонов Родину продал, в Иране началась Glasnost
Богдан Мамонов.Турки, овощи и видео: Родина за один евро. Русские на "Арт-Франкфурте"
Сегодня понятие Родины подвергается значительному переосмыслению. Европеец рискует утратить ео вследствие объединения Европы, в России тот же процесс, наоборот, вызван распадом империи. И то и другое чревато серьезными нарушениями в психике - как личности, так и общества в целом. Кроме того, в либерально интеллигентском сознании существует мнение о том, что понятие Родины есть не более чем идеологический конструкт, с помощью которого власть осуществляет свои манипуляции. Наконец, Родина может восприниматься и как архетип, выполняющий в человеческом подсознании важную конституирующую роль.
С другой стороны, не оставляет ощущение, что актуальные художники из России просто обслуживали буржуазную публику, «сыграв на разогреве». Художники и кураторы Москвы сыграли по чужим правилам. Это, конечно, тревожит: актуальные российские художники по-прежнему обречены играть в Европе роль этаких экзотических шоуменов.

Anna Somers Cocks. Iran’s glasnost. A recent conference on Western contemporary art at the Museum of Modern Art was directly inspired by President Khatami through art
http://www.theartnewspaper.com/news/article.asp?idart=9599
This philosophical inclination showed itself repeatedly at an unprecedented conference held in Teheran at the end of April on “Modernism and Post-Modernism”, organised by the Museum of Contemporary Art and the Faculty of Philosophy of the University of Teheran.
He attributed it directly to the example set by President Khatami, himself a former minister of culture: “Artists and artistic activities have been given great encouragement since Khatami came to power in 1997. We are being advised to be active in the cultural scene, to end Iran’s political isolation. The doors were closed for two decades after the Revolution [1979], but now we are opening up and we are facing a generation that longs to know more about recent art movements.”
Back at the museum, Dr Azar is planning to get Iran’s most famous artist in exile, Sherin Neshat, to show there.
The museum is already back on the exhibition circuit, having lent to recent Warhol, Gauguin, and Calder shows, and to the Surrealism exhibition at the Centre Pompidou. This is glasnost, Iranian style. It is worth putting up with the irritating head scarf to see it in action.

 

Общечеловеческая культура. Буш в Эрмитаже, зачем Антоновой нужен Хьюстноский музей.С первыми двумя интеллектуалами все понятно. А старая добрая Антонова польстилась на спонсорство Филлип Морис. И за то спасибо.

Andrey Kovalev. Big Politics in Moscow
http://www.artnet.com/magazine/news/kovalev/kovalev6-4-02.asp
By all accounts, the group spent only about an hour at the Hermitage. The brevity of the trip was wryly noted by local commentators, as the Hermitage is huge and it takes at least 15 minutes to cover the distance between the entrance and the nearest painting. Thus, observers calculated, the Bushes spent less than 30 minutes with the masterpieces of the Hermitage.
Nevertheless, George W. clearly saw at least two paintings and had a chance to demonstrate his IQ. When the portrait of Catherine the Great was shown to him, he asked cunningly, "And where is Potemkin?" 
In any case, this anecdote looks like a mutual product of speechwriters of both Presidents -- Putin actually told the story in public during a meeting later that day of the two Presidents with a large group of students at St. Petersburg University.
So, perhaps missing the Malevich wasn't that much of a loss for Mr. Bush -- he will probably be able to see it at Guggenheim on Fifth Avenue, eventually, should he care to appear in that alarmingly modernist structure.

Andrey Kovalev. The Blackest Squarehttp://www.studio-international.co.uk/painting/malevich.htm
However, the former owners of the ‘Black Square’, the bankers belonging to the epoch of primary accumulation, were not fully conscious of the value of the items they possessed. 
Finally, as long as it is owned by the state, the ‘Black Square’ is eligible to be transported across the borders and be exhibited at any affiliate branch of Guggenheim all around the world. Or, for example, in the Hermitage rooms at Somerset House.

MFAH and Puskin Museum Announce Long-term International Collaboration
http://www.amnnews.com/press.jsp?id=601
The directors of the respective museums, Irina Antonova and Peter C. Marzio, announced today from the State Pushkin Museum that the two institutions have entered into a long-term partnership for the benefit of both museums and arts audiences in the United States and Russia.
Philip Morris Companies Inc. has provided generous support to the organization and national tour of Old Masters, Impressionists, and Moderns: French Masterworks from the State Pushkin Museum, Moscow as well as the ongoing partnership between the Museum of Fine Arts, Houston and the State Pushkin Museum.
The partnership between these institutions has been developed in cooperation with the Foundation for International Arts and Education, which is dedicated to preserving the historical and cultural legacy of the countries of the former Soviet Union. Funding for travel of museum professionals has been provided by the Trust for Mutual Understanding. Additional funding has been provided by Vinson & Elkins, L.L.P.
In addition to the catalogues and brochures that will accompany the exhibitions, the MFAH will spearhead a major endeavor to translate the Pushkin Museum’s comprehensive and scholarly series of collection catalogues into English. The Pushkin Museum’s new, two-volume catalogue of its French painting collection will be the first publication translated into English and distributed worldwide.

Классика. Эдуард Штейберг о глобализме и Потанине.

Эдуард Штейнберг: «Всю жизнь я пишу одну картину...» К новой парижской выставке художника. Беседовала ЕЛЕНА ЯКУНИНА. -  "Русская мысль", Париж, N 4411, 30 мая 2002 г. - текст
http://www.rusmysl.ru/2002II/4411/4411index.html
Безусловно. Но хочу подчеркнуть, что я не абстрактный художник, а нормальный реалист. И считаю, что с точки зрения банального реализма лучше сделать фотографию. Посмотрите на любое мое полотно: небо, земля, крест, круг — читайте, здесь все сказано, какая же это абстракция?
Я остался нонконформистом. Выступаю против глобализма, эдакого видоизмененного интернационала, против американизации мира. А люблю послевоенное поколение (французское, немецкое), связанное с экзистенциализмом.
Но вот что я вам еще скажу. Мне приятно, что российский предприниматель Владимир Потанин купил за миллион долларов «Квадрат» Малевича и подарил его Эрмитажу. Я считаю такой шаг показателем больших перемен, данью уважения русской культуре и оптимистическим знаком. Когда на аукционе выкупают произведение искусства, а потом дарят его музею, может быть, все и не так плохо
.


e-mail: Aндрей Ковалев     

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO