<Классик
арте повера, первым
трансформировавший зрителя в персонажа своих зеркальных картин начала 60-х
годов, создатель
Cittadellarte, "Города
искусства" (1991),
Микеланджело Пистолетто (1933)
в Москве. И не
просто с очередной выставкой, но с представлением нового этапа своего творчества
под названием "Третий Рай". Для
которого он изобрел новый знак бесконечности, добавив в лемнискату
дополнительный оборот. Теперь, по Пистолетто, центральный круг этого знака,
объединяющий два внешних круга, "лоно"
- источник правды, откуда черпаются начала для возобновления, плод союза двух
кругов древнего символа, "Третий Рай",
плодотворное слияние первого и второго рая. Первый Рай - естественный. В
нём всё регулируется природным началом. Второй - искусственный, развившийся
усилиями человека. Кроме нового знака бесконечности художник представляет
знак искусства, Segno Arte, ключ доступа в искусство. Это
фигура из двух пересекающихся вершинами треугольников, в которые введён образ
певицы Джанны Наннини. Она воплощает женское начало не только визуально, но и
собственным голосом, звучащим в инсталляции. Сказано, должны звучать также
кипящие в центральном круге нового знака чайники, призванные явить активную силу
рая.
Однако, довольно пересказа незамысловатой авторской концепции, воплощенной в
зеркальных панелях, расписанных знаками бесконечности и искусства, обрамляющих
вполне собой очевидный, выложенный на полу знак. Кипящих чайников я не
дождался из опасения, что реальность не дотянет до воображаемого пара и клёкота,
свиста и крышечного грома. Подумалось даже, что и не надо их включать, ибо
Третий рай Пистолетто скорее метафора надежды, нежели неопифагорейское
онтологическое упражнение. И веры в искусство. Как же без надежды и веры в
последнем акте космической драмы, неизбежно завершающейся возвращением в Единое.
Ю. П.>
<<"По
мере убыли инновативности творческой растет прибыль имиджевого и медиального
актива со всеми вытекающими последствиями: расширение до неприличия территории
собственной артинтервенции, желание закрыть найденным приемом все действительно
сложные и важные проблемы. При этом мощностей явно не хватает. Ни в плане
образовательном. Ни в плане действительно креативном. В результате новый знак
бесконечности Пистолетто опасно похож на дырку от бублика: голая формула, не
наполненная «трудной» мыслью" - Cергей Хачатуров,
Время Новостей>Cергей
Хачатуров, Время Новостей |