ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

"Из истории российской фотографии". Русское фотографическое общество (1894 - 1930), Союз фотохудожников России (с 1991 года)

15 июля по 4 августа 2011 в Московском доме фотографии (Остоженка, 16) выставка "Из истории российской фотографии". Русское фотографическое общество (1894 - 1930), Союз фотохудожников России (с 1991 года). Открытие 14 июля>
Годом рождения фотографии считается 1839 год. Через шесть месяцев изобретение Луи Дагера и Фокса Тальбота появляется в России. В Москве открываются сначала дагеротипные ателье, а затем фотографические, где высококачественные изображения воспроизводились уже не на металлических пластинах, а на фотобумаге. В 1862 году техническая новинка попадает под надзор властей, и фотографические ателье в юридическом отношении приравниваются к типографиям, действия которых строго регламентировались, а за владельцами подобных заведений устанавливался постоянный контроль. Теперь для содержания ателье было необходимо получить разрешение местных властей, вести отчетность, заплатить немалую пошлину и уважать цензуру. Министерство внутренних дел, крайне заинтересованное в том, чтобы поставить фотографию себе на службу, обязало владельцев фотоателье также вести книги, где хранились пронумерованные образцы всех снимков на случай розыска преступников.

За короткий промежуток времени технология фотографического процесса совершила колоссальный скачок, пройдя путь от громоздких студийных камер до сравнительно небольших аппаратов, которыми могли пользоваться непрофессиональные фотографы. К началу ХХ века в Россию ежегодно ввозилось более 25 тысяч фотокамер. Помимо профессиональных фотографов, деятельность которых все более подчинялась выработанному шаблону кабинетного портрета, в России множились ряды любителей, предпочитавших осваивать самые разные жанры: пейзажи, бытовые сцены, натюрморты, репортажи, съемку живой природы. Среди завзятых фотолюбителей можно встретить представителей всех слоев населения – от членов императорской фамилии до простых врачей, педагогов, представителей свободных профессий, обывателей и даже крестьян.

Бурное развитие фотографии в 90-х годах XIX века привело к тому, что в разных городах России (Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Риге и др.) стали образовываться фотообщества. Сначала предметом их интереса был исключительно технический процесс создания и воспроизведения снимков, но вскоре на повестку дня стали выдвигаться вопросы разработки основ художественной фотографии. Русское фотографическое общество (РФО), основанное в 1894 году в Москве, не только занималось этими проблемами, но и решало чисто практические задачи - членский билет РФО давал право беспрепятственно проводить съемки по всей России (за исключением комплексов Дворцового ведомства и стратегических объектов). Членами этого общества были русский естествоиспытатель академик К.А.Тимирязев, основоположник цвета в русской фотографии С.М.Прокудин-Горский, известный фотохудожник, член Французской национальной Академии художеств А.О.Карелин, один из первых фотожурналистов, автор монументального цикла «Волга от истока до устья в фотографиях» (1894 - 1903 гг.) М.П.Дмитриев, пикторалисты А.И. Трапани, А.Гринберг, мастер пейзажа Н.И.Бобир и др.

Даже по этим именам можно судить о разнообразии эстетических предпочтений в РФО. Хотя большинство членов Общества отстаивали преимущества так называемой «регистрирующей фотографии», универсального способа документации окружающего мира, существовала группа фотомастеров-пикториалистов (англ. pictorialism, от англ. pictorial — живописный), пытавшихся ввести фотографию в поле искусства, определить и закрепить за ней значение «художественности», уникальности.

Небольшие идейные разногласия не помешали РФО вывести фотографическую практику на новый профессиональный уровень. Его деятели занимаются организацией Международных фотографических выставок (1896, 1908 гг.) по примеру западных салонов, проводят регулярные фотоконкурсы среди мастеров и любителей, открывают несколько Съездов деятелей по фотографическому делу (1896, 1911 гг.), на которых, среди прочего, решался вопрос о создании центрального музея фотографии и обсуждался проект закона об авторском праве. Члены Общества заботились как об обучении новичков, поощрении поисков в художественной фотографии, так и о формировании фотографической грамотности публики, читались публичные лекции в Политехническом и Историческом музеях, в 1908-1918 гг. издавалось ежемесячное издание Общества, где публиковались лучшие образцы отечественной и зарубежной фотографии с комментариями ведущих специалистов. Важным этапом стало проведение в 1914 г. конкурса «Ушедшая и уходящая Москва».

Приход новой политической системы повлек за собой изменение визуальных канонов. Смена власти закрепила за фотографией статус искусства, однако само понимание «искусства» сильно отличалось от традиции пикториалистов. В фотографии теперь предпочитали видеть способ искусного конструирования новой реальности. Фотография, обращенная к новому быту, начинала работать в логике, которая постепенно привела к формированию канона советского фоторепортажа. РФО после некоторого перерыва продолжило свою работу под эгидой Государственной Академии художественных наук, но уже не смогло подстроить свое видение реальности под требования идеологов большевизма. Участников выставки-члены РФО «10 лет советской фотографии» (1928 г.) за пристрастие к съемкам обнаженной натуры, пейзажей, старинных усадеб и полное безразличие к перспективам развития социалистического строя, сначала упрекают в буржуазности и индивидуализме, а, начиная с 1930-х гг., обвиняют в «политической близорукости» и «тургеневщине». В 1930 г. РФО распускается, а фотографы-пикториалисты лишаются права заниматься профессиональной деятельностью в России и выставляться за рубежом. Отныне постановочный фоторепортаж становится основным жанром советской фотографии, которая надолго закрывает возможность творческого поиска, лежащего вне коммунистической идеологии.

Новый всплеск массового увлечения фотографией начинается в 1950-е гг., когда миллионы людей получают возможность иметь собственную камеру. Повсеместно появляются фотоклубы, кружки и студии, объединяющие фотолюбителей. Одним из крупнейших фотоклубов этого времени был московский «Новатор», возглавляли который классики советской фотографии Б.Игнатович, С. Иванов-Аллилуев, А.Хлебников. Однако до наступления эпохи гласности и перестройки профессиональные фотографы и фотокорреспонденты не имели своего творческого союза, входя лишь на правах секции в Союз журналистов СССР.

Только в середине 1980-х гг. намечается единое пространство взаимодействия профессиональных репортеров, работавших в ведущих печатных изданиях и ТАССе и фотолюбителей, которые выставляются на Всесоюзных, республиканских, областных, клубных выставках, участвуют в фотоконкурсах. В России уже складываются признанные фотографические центры со своими лидерами: Чебоксары – В.Михайлов, Челябинск – В. Богдановский, Йошкар-Ола – С.Чиликов, Горький – Ю. Шпагин, Мурманск – Н.Рудаков, Новосибирск – А.Лашков, Пермь – В. Бородин, Екатеринбург – А. Черей, Чита – Ф. Машечко, Владивосток – Ю.Луганский.

В эпоху перестройки становится возможным публиковать и выставлять практически любые сюжеты. Вчерашняя неофициальная фотография задает тон журнальным и газетным фоторепортажам. В 1989 г. по инициативе журнала «Советское фото» создается Союз фотохудожников СССР, объединивший фотомастеров, работавших в самых разных жанрах и направлениях.

После распада СССР Союз фотохудожников распался. Его дело наследовал Союз фотохудожников России, основанный в 1991 г. под председательством А.Баскакова. Фактически новая организация должна была заново восстановить утраченные связи между фотографами, для этого проводились Всероссийские фотовыставки (первая в 1991 г. в Смоленске и Брянске), международные экспедиции на теплоходах (1992 г., 1993 г.).

Подобно своим предшественникам из Русского фотографического общества фотографы конца 1980-х – начала 1990-х гг., пытаясь открыть для себя новые значения документальности, отправлялись на репортажные съемки в больницы, дома состраданий, тюрьмы, искали свои сюжеты в том, что советская фотография оставляла невидимым. Другим местом исследования становятся общежития и коммуналки, где Е.Мохорев показывает границу между интимным и коллективным, которая в этих пространствах пролегает совсем близко к индивидуальному телу. Ряд работ, например, фотографии А.Черея или Ю.Рыбчинского напоминают поиски «объективного случая» у А. Картье-Брессона. В сериях Г.Колосова возвращается обновленная идея пикториализма. Появляется женская фотография (В.Буйвид, М.Снигиревская, Л.Таболина и другие), знаковым явлением чего стал российско-американский проект «Фотографируют женщины».

Выставка предлагает посетителям познакомиться с явлением творческого и профессионального объединения фотохудожников, форма которого, удачно найденная еще в конце XIX века, оказывается актуальной и отвечает развитию поздней советской фотографии. В экспозиции представлены работы из собрания Союза Фотохудожников России, музея «Московского дома фотографии» и Государственного Исторического музея.

e-mail: Пластинин Юрий

TopList