Две выставки,
представленные в параллели #1 объединяет
внимание к любительским, непрофессиональным
фотографиям. В первом (левом) случае это внимание
исходит от известного американского
коллекционера - Томаса Валтера, во втором
(правом) - от известного московского художника
Антона Ольшванга, давно занимающегося темой
recycling в искусстве. Практика Антона Ольшванга не
является уникальной в сегодняшнем
художественном контексте - многие художники
примеряют на себя роль куратора, делая
"чужой" материал средством выражения
собственной художественной идеи. С другой
стороны, интересным в подобном сопоставлении
кажется внимание к искусству вне
художественного контекста - непрофессиональному
искусству, составляющему большую часть практики
постмодернизма, тяготеющего к маргинальности.
Настоящая параллель особенно интересна как
предвосхищение главной темы Московского
международного форума художественных инициатив,
который пройдет с 25 июля по 7 августа в ГВЗ Новый
Манеж - главной темой этой выставки станут
нерациональные (художественные) выражения людей,
занимающихся вполне рациональной деятельностью,
причем эти выражения представляются тесно
взаимосвязанными с профессиональной
деятельностью своих создателей. |
Музей Метрополитен
(Нью -Йорк)
Другие картины: Любительские фотографии
из коллекции Томаса Валтера.
До 27 августа в Музее Метрополитен
пройдет выставка анонимной любительской
фотографии 1910-60-х годов из коллекции Томаса
Вальтера. Здесь запечатлены удачи и неудачи,
праздники и будни времени тотального
распространения камеры - подарившей людям
возможность запечатлеть дух своего времени в
часто случайных и неожиданных снимках, отнюдь не
предназначенных для общественного показа.
Большинство из них (около 90 фотографий) были
найдены на барахолках, в семейных альбомах и
теперь противопоставлены работам таких
фотографов как Уолкер Эванс, Ман Рей, Анри
Картье-Брессон и Диана Арбус. Представленные
фотографии происходят из одной из лучших
коллекций фотографий в мире и отражают давний
интерес г-на Валтера к самым авангардным
художественным решениям, откуда бы они ни
происходили - от известных профессионалов или
анонимных любителей.
В 1909 году Альфред Стиглиц, столп американской
художественной фотографии, остерегал
фотографов-любителей от того, чтобы принимать
собственные эксперименты с фотографией всерьез.
"Не думайте, что Вы стали художником, когда на
Рождество Вам подарили Kodak". Настоящая
выставка "Другие картины" расширяет
традиционные границы произведения
фотографического искусства.
Миа Файнмэн, куратор выставки и научный
сотрудник отдела фотографии Музея Метрополитен,
заявила: "Эти фотографии - действительно
"преступление снимка", каждый - приманка
воображения, искушение, открытие. Это первая
выставка подобного рода в Музее Метрополитен,
которая заново освещает одного из наиболее
плодовитых и эксцентричных художников нашего
столетия - "Фотографа Неизвестного".
Многие из представленных работ можно описать как
счастливые происшествия или успешные неудачи -
это случайные моменты, образы, характеры,
попавшие в объектив камеры. Среди снимков - кадр с
двойной выдержкой, на котором уличный троллейбус
проходит по кровати гостиничного номера. На
другом снимке - старый деревянный дом, кажется,
растворился во вспышке света, исходящего из окна
проходящей машины. Расплывчатое, недодержанное
изображение женской фигуры у камина начисто
лишено узнаваемости, но становится своеобразным
мистическим символом женственности. (Absolutearts)
|
3 Международная биеннале
современного искусства МАНИФЕСТА
(Любляна, Словения) 23 июля - 24 сентября 2000 г.
Известный московский художник Антон Ольшванг
(р. 1965) на 3-ей МАНИФЕСТЕ представляет
фотографии «Поле битвы» 1999 – 2000 – своего рода
пип-шоу, позволяющее заглянуть в мир российской
ежедневной частной жизни. Эти фото относятся к
типу любительской фотографии и происходят из
испорченных и «оставленных» (=невостребованных)
отпечатков советских фотолабораторий.
Ольшванг не выбирает самородков в куче
бросового материала, наоборот, он выставляет
самые типические образы – монолиты бывшей
культуры, представляющей собой не систему
разделяемых всеми ценностей, но продукт
коллективного бессознательного. Художник здесь
по максимуму минимизирует свою роль, в
результате выставляемое произведение искусства
практически идентично своему материалу.
«Отвергнутые» фотографии Ольшванга сочетают две
противоречивые характеристики – они
«нормальны» как и отражаемая ими жизнь, но в этой
банальной реальности они другие – нерезкие,
засвеченные, передержанные – из-за (и благодаря)
технических ошибок. Зритель сталкивается с
невольным «авангардом» семейной фотографии,
который был обречен на пребывание в мусорной
корзине, если бы не оказался на стене галереи.
Интерес автора к судьбе «нежелательных»
объектов заставляет его быть «добродушным
хищником», охотящимся за «мертвецами» и
«еще-не-умершими» образами. Ольшванг, подобно
гоголевскому Чичикову, собирает души,
отвергнутые своими современными российскими
владельцами. |