ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

параллель #0 - экспозиция 

параллель #2 - кочевники

параллель#1 - любительская

параллель#3 - женская

параллель#0 экспозиция

Две выставки, представленные в параллели #0 посвящены новым экспозициям современного искусства, открытие которых разделяет две недели (а что это по сравнению с представленной здесь историей?). И Тейт, и Третьяковка - весьма авторитетные организации, тем более интересным выглядит их сопоставление. Вслед за приспособленным 13 лет назад под музей парижским вокзалом Орсе, англичане разместили  свою Коллекцию-2000 в здании бывшей электростанции, нарушили исторический принцип показа, назло модернистам поделили все на жанры (странно, но портрет у них нивелирован до "ню"), и устроили чудесный вид  на Лондон, сопровождаемый ароматами кофейни. Третьяковка применила старый эволюционный принцип, выстроив всю экспозицию по хронологии, проложив четкую, хоть и прозрачную, грань между "официальным" и "другим" искусством - в конце концов в борьбе музея и искусства победил музей, и экспозиция получилась довольно строгой и унылой. 
См. далее 

Тейт Модерн, Лондон
Новый Музей современного искусства
Открыт с 12 мая
pano.jpg (67871 bytes)
Новый музей Тейт Модерн, расположенный в здании бывшей электростанции Бэнксайд, демонстрирует коллекцию современного искусства с 1900 до 2000 года, включая шедевры таких художников как Бэкон, Пикассо, Матисс, Родко, Уорхол, а также современные работы Ребекки Хорн, Стива МакКуина, Жильен Веринг. Здание электростанции было превращено в музей швейцарскими архитекторами Герцогом и де Мероном. 

(Тут напрашивается и другая параллель - устройство в здании вокзала музея Орсе в Париже, архитекторами которого (музея) были Рено Бардон, Пьер Колбо, Жан-Поль Филиппон. Кстати, об архитектурной близости и взаимозаменяемости "современного" художесвтенного музея и вокзала говорил художник Эдуард Детай архитектору Орсе (вокзала) - Виктору Лалу уже в 1900 г).

 Бывший турбинный зал, протянувшийся на всю длину огромного здания превращен в чрезвычайно эффектный вход, откуда по эскалаторам посетители через кафе, магазин и аудитории на втором этаже поднимаются в расположенные на трех уровнях экспозиционные пространства. Наверху здания, покрытого новой, обеспечивающей естественное освещение, стеклянной крышей, устроены кафе с замечательным видом Лондона. Радикальным разрывом с традиционной практикой показа работ в хронологическом порядке и по школам стало представление коллекции в четырех разделах, каждый из которых покрывает временной отрезок длиною в век.  Этот «радикализм», тем не менее вполне укоренен в традиции: в основу коллекции-2000 положено разделение на жанры – пейзаж, натюрморт, ню и историческую живопись, - установившееся во Французской Академии в 17 веке. Экспозиция отражает способы выживания и в то же время радикальную трансформацию традиционных жанров в искусстве ХХ века. Четыре жанра демонстрируются в отдельных секциях, каждая из которых может считаться самодостаточной картиной искусства целого века.  Секции эти носят следующие названия:

  1. Натюрморт/объект/реальность
  2. Пейзаж/материя/окружающая среда
  3. Обнаженная фигура/движение/тело
  4. История/память/общество

Кроме постоянной экспозиции существуют специальные выставки и обширная программа мероприятий для посетителей музея.

 

Третьяковская галерея, Москва 
(здание на Крымском валу)
Постоянная экспозиция 50-80-х гг.ХХ в.
Открыта с 27 мая

Tretyakov-sm.jpg (14280 bytes)

Первая часть экспозиции ХХ века - 1910-1950 гг. - открылась 16 декабря 1998 года в день 100-летия со дня смерти Петра Третьякова, вторая - 27 мая, казалось бы, без всякого повода - как рывок в конце затянувшегося пробега. 

В 13 залах представлены около 300 картин, 300 - графических работ, 200 - скульптуры.  Устроители экспозиции хотели подчеркнуть разнообразие путей, которыми шло искусство в сложный период 50-80-х, поэтому представлено самое разное искусство - традиционно же мы привыкли делить его на официальное и неофициальное - вот и экспозиция устроена в двух параллельных сквозных амфиладах: справа по ходу движения (Истории) - официальное, слева - неофициальное. (На мой взгляд, очень лаконичная и не лишенная юмора идея).

 "Справа" представлены реалисты - Е. Моисеенко, А. Мыльников, В. Стожаров, а также более поздние - Е. Зверьков, Г. Коржев, Ю. Кугач, В. Нечитайло,  В. Сидоров, А. Ткачев и др.

"Левая" часть, которую признаться люблю больше, начинается с нон-конформизма - А. Зверев, В. Немухин, Д. Плавинский, О. Рабин, затем - абстрактный и фигуративный экспрессионизм Е. Рухин, М. Шпиндлер и др., метафизическое искусство - В. ВЕйсберг, Д. Краснопевцев, Э. Штейнберг, русский поп-арт - М. Рогинский, В. Янкилевский, кинетизм - Ф. Инфанте, Л. Нусберг, московский коцептуализм и соц-арт - И. Кабаков, Э. Гороховский, И. Чуйков. В части 70-80 гг. представлены работы Т. Назаренко, Н. Нестеровой, М. Кантора, Л. Табенкина, И. Старженецкой, С. Файбисовича, И. Макаревича, А. Монастырского и многих других.

В скульптурной части выставлены работы О. Комова, Ю. Чернова, В. Цигаля, Л. Кербеля, Ю. Орехова, В. Сидура, Д. Шаховского, Л. Берлина и др. Представлен также большой отдел графики. 

Продолжение      Музея современного искусства буквально заждались; огромная брешь в искусстве ХХ века заткнули Музеем Церетели, потом музеем "Другое искусство" в РГГУ, обсуждать которые теперь не станем, согласимся - русское искусство ХХ века теперь действительно доступно, но видно ли оно? Надежды Третьяковки на "заинтересованность общественности, которая со временем перерастет в признание публики" могли бы оправдаться, будь музей современного искусства прежде всего современным музеем - интерактивным, игровым, нестандартным, предлагающим чуть больше, чем только искусство. В настоящей же экспозиции, на мой взгляд, искусство ХХ века по-прежнему обречено на непонимание у обычного зрителя. Впрочем, можно обсудить... Пишите на e-mail: lazareva@artinfo.ru

Анонс: Следующие выпуски ПАРАНОВОСТЕЙ будут посвящены Японии и Времени. 

О проекте ПАРАНОВОСТЕЙ.

В скором времени появится английская версия "парановостей" и guestbook, а пока...
ваши отзывы и комментарии о "парановостях", а также предложения названия присылайте по e-mail:lazareva@artinfo.ru 

Лазарева Екатерина          

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO