Две выставки,
представленные в параллели #0 посвящены новым
экспозициям современного искусства, открытие
которых разделяет две недели (а что это по
сравнению с представленной здесь историей?). И
Тейт, и Третьяковка - весьма авторитетные
организации, тем более интересным выглядит их
сопоставление. Вслед за приспособленным 13 лет
назад под музей парижским вокзалом Орсе,
англичане разместили свою Коллекцию-2000 в
здании бывшей электростанции, нарушили
исторический принцип показа, назло модернистам
поделили все на жанры (странно, но портрет у них
нивелирован до "ню"), и устроили чудесный
вид на Лондон, сопровождаемый ароматами
кофейни. Третьяковка применила старый
эволюционный принцип, выстроив всю экспозицию по
хронологии, проложив четкую, хоть и прозрачную,
грань между "официальным" и "другим"
искусством - в конце концов в борьбе музея и
искусства победил музей, и экспозиция получилась
довольно строгой и унылой.
См. далее |
Тейт Модерн,
Лондон
Новый Музей современного искусства
Открыт с 12 мая
Новый музей Тейт Модерн, расположенный в здании
бывшей электростанции Бэнксайд, демонстрирует
коллекцию современного искусства с 1900 до 2000 года,
включая шедевры таких художников как Бэкон,
Пикассо, Матисс, Родко, Уорхол, а также
современные работы Ребекки Хорн, Стива МакКуина,
Жильен Веринг. Здание электростанции было
превращено в музей швейцарскими архитекторами
Герцогом и де Мероном.
(Тут напрашивается и другая параллель
- устройство в здании вокзала музея Орсе в Париже,
архитекторами которого (музея) были Рено Бардон,
Пьер Колбо, Жан-Поль Филиппон. Кстати, об
архитектурной близости и взаимозаменяемости
"современного" художесвтенного музея и
вокзала говорил художник Эдуард Детай
архитектору Орсе (вокзала) - Виктору Лалу уже в 1900
г).
Бывший турбинный зал,
протянувшийся на всю длину огромного здания
превращен в чрезвычайно эффектный вход, откуда
по эскалаторам посетители через кафе, магазин и
аудитории на втором этаже поднимаются в
расположенные на трех уровнях экспозиционные
пространства. Наверху здания, покрытого новой,
обеспечивающей естественное освещение,
стеклянной крышей, устроены кафе с замечательным
видом Лондона. Радикальным разрывом с
традиционной практикой показа работ в
хронологическом порядке и по школам стало
представление коллекции в четырех разделах,
каждый из которых покрывает временной отрезок
длиною в век. Этот
«радикализм», тем не менее вполне укоренен в
традиции: в основу коллекции-2000 положено
разделение на жанры – пейзаж, натюрморт, ню и
историческую живопись, - установившееся во
Французской Академии в 17 веке. Экспозиция
отражает способы выживания и в то же время
радикальную трансформацию традиционных жанров в
искусстве ХХ века. Четыре жанра демонстрируются
в отдельных секциях, каждая из которых может
считаться самодостаточной картиной искусства
целого века. Секции эти
носят следующие названия:
- Натюрморт/объект/реальность
- Пейзаж/материя/окружающая
среда
- Обнаженная
фигура/движение/тело
- История/память/общество
Кроме постоянной
экспозиции существуют специальные выставки и
обширная программа мероприятий для посетителей
музея.
|
Третьяковская галерея,
Москва
(здание на Крымском валу)
Постоянная экспозиция 50-80-х гг.ХХ в.
Открыта с 27 мая
Первая часть экспозиции ХХ века - 1910-1950 гг. -
открылась 16 декабря 1998 года в день 100-летия со
дня смерти Петра Третьякова, вторая - 27 мая,
казалось бы, без всякого повода - как рывок в
конце затянувшегося пробега.
В 13 залах представлены около 300 картин, 300 -
графических работ, 200 - скульптуры. Устроители
экспозиции хотели подчеркнуть разнообразие
путей, которыми шло искусство в сложный период
50-80-х, поэтому представлено самое разное
искусство - традиционно же мы привыкли делить его
на официальное и неофициальное - вот и экспозиция
устроена в двух параллельных сквозных амфиладах:
справа по ходу движения (Истории) - официальное,
слева - неофициальное. (На мой взгляд, очень
лаконичная и не лишенная юмора идея).
"Справа" представлены реалисты - Е.
Моисеенко, А. Мыльников, В. Стожаров, а также более
поздние - Е. Зверьков, Г. Коржев, Ю. Кугач, В.
Нечитайло, В. Сидоров, А. Ткачев и др.
"Левая" часть, которую признаться люблю
больше, начинается с нон-конформизма - А. Зверев,
В. Немухин, Д. Плавинский, О. Рабин, затем -
абстрактный и фигуративный экспрессионизм Е.
Рухин, М. Шпиндлер и др., метафизическое искусство
- В. ВЕйсберг, Д. Краснопевцев, Э. Штейнберг,
русский поп-арт - М. Рогинский, В. Янкилевский,
кинетизм - Ф. Инфанте, Л. Нусберг, московский
коцептуализм и соц-арт - И. Кабаков, Э.
Гороховский, И. Чуйков. В части 70-80 гг.
представлены работы Т. Назаренко, Н. Нестеровой,
М. Кантора, Л. Табенкина, И. Старженецкой, С.
Файбисовича, И. Макаревича, А. Монастырского и
многих других.
В скульптурной части выставлены работы О.
Комова, Ю. Чернова, В. Цигаля, Л. Кербеля, Ю.
Орехова, В. Сидура, Д. Шаховского, Л. Берлина и др.
Представлен также большой отдел графики. |