ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
◄Лекции,
дискусиии, мастер-классы и конопоказы в
ЦСК Гараж.
2011> <Сентябрь - образовательная программа "Фотомесяц", встречи с легендарными фотографами агентства «Магнум»> <Сентябрь - архитектура, искусство, кино, музыка - циклы лекций, дискуссии, показы> <Июль> <Июнь> |
◄Cентябрь 2011 3 СЕНТЯБРЯ, СУББОТА, 17:00 Архитектура. Лекция Елены Гонсалес - Мельников Bar. Архитектурный критик и куратор Елена Гонсалес — об идеологии модернизма и ее фактической реализации в русской и зарубежной практике от Парижа до Чандигарха. Вечер ведет Сергей Никитин — основатель Москультпрога и Римской архитектурной велоночи (Velonotte Roma), доцент Российского университета дружбы народов. www.melnikovbar.blogspot.com 4 СЕНТЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 17:00 Искусство. Цикл лекций. Ирина Кулик XX век — 20 революционеров Энди Уорхол. Поп-арт как vanitas «После Дюшана «ценность» каждого художника можно измерить, поставив вопрос, как далеко он зашел в своем исследовании самой природы того, что такое искусство, иначе говоря, «что он добавил к концепции искусства», или же «чего не было до него?» — писал основоположник концептуализма Джозеф Кошут в своем программном тексте «Искусство после философии». Седьмой герой цикла — Энди Уорхол (1928–1987), один из лидеров американского поп-арта, художник, писатель, продюсер, режиссер, дизайнер, герой скандальных хроник, ставший кумиром и культовым персонажем еще при жизни. Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства и Школы-студии МХАТ, обозреватель газеты «Культура», автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке. 6 СЕНТЯБРЯ, ВТОРНИК, 19:00 Дизайн. Цикл лекций. Артем Дежурко От Макинтоша до Apple. 11 историй о дизайне Истории до появления дизайна. XX век — время преображения прекрасной живописи, великой архитектуры, появления чудесного предметного дизайна. Практически каждая вещь, окружающая человека в быту, связана с дизайном. Мы сталкиваемся с ним чуть ли не ежесекундно, на каждом шагу. В то же время имена создателей или авторов тех или иных предметов остаются неизвестными. Дизайн — одна из характернейших черт XX века, и точно так же, как в живописи или архитектуре, здесь есть свои таланты и гении. Имена художников и архитекторов, изменивших все искусство прошлого века, широко известны. Авторы предметного дизайна остаются в некотором забвении. Что и кто скрывается за «внешностью» стула или «обликом» холодильника? Журналист Артем Дежурко в курсе лекций рассказывает о кандинских мебельной промышленности и матиссах автомобилестроения. Тема первой встречи — истории, которые произошли до появления дизайна. В программе: декоративно-прикладное искусство в Великобритании во второй половине XIX и начале XX веков. Оуэн Джонс и Генри Коул. Хрустальный дворец и основание музея Виктории и Альберта. Движение «Искусства и ремесла». Уильям Моррис, Чарлз Войзи и Чарлз Ренни Макинтош. Герман Мутезиус и Немецкий Веркбунд. Петер Беренс и роль его мастерской в воспитании первого поколения архитекторов-модернистов. Работы Петера Беренса для AEG. Артем Дежурко (р. 1980) — архитектурный журналист. Работал в журналах «Интерьер+Дизайн», ARX, DOMUS (русский), INTERNI (русский). Автор статей в журналах «Проект Классика», Made in Future, SPeeCH, сайта archi.ru, БРЭ. Консультант выставки «Знак качества: выставка достижений советского дизайна» («Этажи», Санкт-Петербург, 2011), куратор выставки «Морфология советской квартиры» («Арх Москва», 2011). 11 СЕНТЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 17:00 Искусство Цикл лекций. Ирина Кулик. XX век — 20 революционеров Йозеф Бойс. Шаманство и политическое искусство «После Дюшана «ценность» каждого художника можно измерить, поставив вопрос, как далеко он зашел в своем исследовании самой природы того, что такое искусство, иначе говоря, «что он добавил к концепции искусства», или же «чего не было до него?» — писал основоположник концептуализма Джозеф Кошут в своем программном тексте «Искусство после философии». Восьмой герой цикла — Йозеф Бойс (1921–1986), немецкий художник, концептуалист, акционист, педагог, превративший свою биографию в легенду. Он объяснял мертвому зайцу, что такое искусство, вместе со студентами громил Дюссельдорфскую академию и сутки напролет проводил запертым в комнате с диким койотом. Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства и Школы-студии МХАТ, обозреватель газеты «Культура», автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке. 14 СЕНТЯБРЯ, СРЕДА, 19:00 Дизайн. Цикл лекций. Артем Дежурко От Макинтоша до Apple. 11 историй о дизайне История мастерской «Баухаус» XX век — время преображения прекрасной живописи, великой архитектуры, появления чудесного предметного дизайна. Практически каждая вещь, окружающая человека в быту, связана с дизайном. Мы сталкиваемся с ним чуть ли не ежесекундно, на каждом шагу. В то же время имена создателей или авторов тех или иных предметов остаются неизвестными. Дизайн — одна из характернейших черт XX века, и точно так же, как в живописи или архитектуре, здесь есть свои таланты и гении. Имена художников и архитекторов, изменивших все искусство прошлого века, широко известны. Авторы предметного дизайна остаются в некотором забвении. Что и кто скрывается за «внешностью» стула или «обликом» холодильника? Журналист Артем Дежурко в курсе лекций рассказывает о кандинских мебельной промышленности и матиссах автомобилестроения. Тема второй встречи — история мастерской Баухаус. В программе: история Баухауса. Кампус в Дессау, Вайсенхоф. История стула из гнутых трубок. Дизайнеры круга Баухауса: Мис ван дер Роэ, Марсель Брейер, Йозеф Гартвиг, Петер Келер, Марианна Брандт, Вильгельм Вагенфельд, Христиан Делл. Гуру Баухауса в бегах: история английской фирмы Isocon, Мис, Гропиус и Брейер в Штатах. Артем Дежурко (р. 1980) — архитектурный журналист. Работал в журналах «Интерьер+Дизайн», ARX, DOMUS (русский), INTERNI (русский). Автор статей в журналах «Проект Классика», Made in Future, SPeeCH, сайта archi.ru, БРЭ. Консультант выставки «Знак качества: выставка достижений советского дизайна» («Этажи», Санкт-Петербург, 2011), куратор выставки «Морфология советской квартиры» («Арх Москва», 2011). 15 СЕНТЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ, 19:00 Архитектура. Дискуссия. Эстетические комитеты: нормы, правила и регламенты В России, как и в Нидерландах, остался открытым вопрос о целесообразности создания государственно-регулируемых комитетов, которые должны оценивать строительные проекты с эстетической точки зрения. Нормы для строительных проектов нередко противоречат друг другу, что создает дополнительные трудности для новых застроек. Каков опыт архитекторов, связанных с подобными комитетами? Есть ли у этих комитетов будущее в нашей либеральной экономике? NAI (Нидерландский архитектурный институт) — один из крупнейших архитектурных центров в мире. Он организует выставки и лекции, проводит исследования и осуществляет образовательные программы мирового уровня. Он также может похвастаться непревзойденным архитектурным архивом и библиотекой. В течение нескольких лет NAI вместе с зарубежными партнерами организует дискуссии в разных странах, которые называются «Дискуссионные туры». Голландским спикерам вместе с местными коллегами предлагается принять участие в дискуссии. Ее главная задача — содействие в обмене знаниями на мировом уровне путем обсуждения актуальных глобальных тем в области архитектуры и городского планирования в разных местах земного шара. 17 СЕНТЯБРЯ, СУББОТА, 17:00 Музыка. Лекция. Алексей Мокроусов Зальцбург и другие. Летние фестивали в Австрии и оперно-театральная Европа. Премьеры и скандалы. Критик Алексей Мокроусов предложит погрузиться в мир оперы и театра. Кроме рассказа о последних новостях и тенденциях в закулисном мире Алексей расскажет о роли массмедиа в формировании имиджа фестивалей, а также приоткроет «тайну», почему художественные и финансовые скандалы являются неотъемлемой частью театральной жизни. Слушателей ждет рассказ об основных событиях фестивалей в Зальцбурге и Брегенце, Фестиваля старинной музыки в Инсбруке, «Штириарте» в Граце, Каринтийского лета в Оссиахе, художественной и финансовой политике летних фестивалей и их отличии от пасхальных фестивалей (на примере Вены и Зальцбурга). Алексей Мокроусов (р. 1965) — литературный и художественный критик, публикуется в «Ъ» и «Ведомостях», на сайте polit.ru, автор журналов «Теория моды» и «Синий диван». Основные сферы интересов: С.П. Дягилев и его эпоха, искусство ХХ века, западноевропейский театр. 19 СЕНТЯБРЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК, 19:00 Кино. Кинопоказ. Николай Изволов. 12 шедевров мирового кино. Мать (Всеволод Пудовкин, СССР, 1926) В 1958 году, во время Всемирной выставки в Брюсселе, бельгийская синематека опросила 117 видных историков кино и киноведов из 26 стран. Так впервые появился список двенадцати лучших фильмов всех времен и народов. С тех пор составление подобных списков практикуется многими институциями, частными лицами и печатными изданиями. Но бельгийский список остался своеобразной точкой отсчета. Программа «12 шедевров» покажет все эти фильмы. Восьмой фильм цикла — «Мать» режиссера Всеволода Пудовкина (СССР, 1926), создателя монтажного кинематографа и одного из первых теоретиков кино. Снятый по одноименному роману Максима Горького, этот фильм сравнивали с кинолентами Д.У.Гриффита за новаторское использование деталей и крупных планов в немом кино. В 1978 году ведущие киноведы признали его третьим в списке ста лучших фильмов в истории киноискусства. Николай Изволов (р. 1962) — киновед, заведующий историко-теоретическим отделом НИИ киноискусства. 22 СЕНТЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ, 19:00 Музыка. Интерактивная встреча. Брент Дэвидс. Последний из могикан. «Последний из могикан» — черно-белый немой фильм, первая экранизация одноименного романа Фенимора Купера, снятая в 1920 году Морисом Тернером и Кларенсом Брауном. В 1993 году фильм был реконструирован Яном-Кристофером Хораком, а в 2003-м известный композитор Брент Майкл Дэвидс, американский индеец из племени могикан, создал абсолютно новый 73-минутный саундтрек для этого классического фильма — фантастическое музыкальное произведение для полного оркестра. В записи саундтрека участвовали Джо Майерс (гитара) и сам композитор на индейских флейтах, в том числе на собственной уникальной кварцевой флейте. Удивительная особенность этого саундтрека заключается в том, что он может функционировать как самостоятельное концертное произведение для оркестра, дополненного инструментами, имитирующими стрекотание сверчков и пение птиц в режиме реального времени, и может вживую исполняться оркестром во время демонстрации фильма. На встрече в «Гараже» музыкант расскажет о своем творчестве, ответит на вопросы слушателей и, конечно, исполнит фрагменты своих произведений. При поддержке посольства США в Москве, в рамках мероприятий двусторонней президентской комиссии Медведева — Обамы. Внимание! Вход свободный, по предварительной записи. Для регистрации необходимо прислать письмо с пометкой «Могикан» на e-mail: rsvp@garageccc.com Брент Дэвидс (р. 1959) — известный американский композитор и флейтист, помимо кино писавший музыку для ансамбля Zeitgeist, квартета Kronos, балета Joffrey и др. Член стокбриджского могиканского объединения американских индейцев. Могиканское имя – Синяя Бабочка (Blue Butterfly). 30 СЕНТЯБРЯ, ПЯТНИЦА, 19:00 Музеи. Цикл лекций. Марк-Оливье Валер. Французский лекторий. Palais de Tokyo. Как говорить об искусстве? DJ-вечеринка в честь открытия выставки, работа до полуночи по будням, компьютерные игры — это норма для новых музеев Франции. Директоры и кураторы ведущих французских институций современного искусства поведают как выдерживать планку музея и не стать «кладбищем искусства». У парижского музея Palais de Tokyo нет прямых связей с Японией. Здание Дворца Токио отделено от реки Сены улицей, которая до 1945 года называлась Токио-авеню. Сейчас Palais de Tokyo — это прогрессивная площадка современного искусства. Здесь можно увидеть как замысловатые инсталляции, так и предметы новейшего дизайна. Ежедневно до полуночи двери музея открыты для ценителей современной культуры. Директор и главный куратор Palais de Tokyo Марк-Оливье Валер специально для музея создал устав выставочных программ, в котором говорится не только об искусстве, но и об электромагнетизме, андроидах, шизофрении и квантовой физике. Он посетит «Гараж», чтобы рассказать, как, по его мнению, стоит рассуждать об искусстве, работать с публикой и управлять музеем. www.palaisdetokyo.com
◄Cентябрь 2011 «МАГНУМ». ВСТРЕЧИ С ФОТОГРАФАМИ ЛЕГЕНДАРНОГО АГЕНТСТВА 8 СЕНТЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ, 20:00 (закрытое мероприятие) 9 СЕНТЯБРЯ, ПЯТНИЦА, 19:00 10 СЕНТЯБРЯ, СУББОТА, 15:00 11 СЕНТЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 15:00 11 СЕНТЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 18:00 17 СЕНТЯБРЯ, СУББОТА, 15:00
17 СЕНТЯБРЯ, СУББОТА, 18:00
18 СЕНТЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 15:00 |
◄8 июля – 31 августа 2011 Ковбой и затмение. 1999. Великобритания. Реж. Урсула Макфарлан. 50 мин. В рамках выставки Джеймса Таррелла. Американский художник Джеймс Таррелл работает со светом с конца 60-х годов, поэтому именно его попросили сделать инсталляцию в честь последнего солнечного затмения ХХ века. Так в одном из самых живописных мест мира, впечатлявшем еще великого Уильяма Тернера, на холме напротив корноулльской горы Святого Михаила появилась «часовня» с видом на небо - инсталляция «Небесное пространство». Наблюдая за процессом работы с самого начала и тесно общаясь с художником, режиссер Урсула Макфарлан собрала не столько историю одного произведения, сколько историю вкуса Таррелла: его одержимость звездами в детстве, страсть к Aризонской пустыне и сотни миль полетов за штурвалом маленького самолета, собственное ранчо и простой быт квакеров. Фильм демонстрируется на английском языке. Вход свободный. Расписание кинопоказов: Пятница — 20.00 Суббота и воскресенье — 16.00, 17.30, 19.00> |
◄Лекции,
мастер-классы и кинопоказы в ЦСК Гараж.
Июль 2011> 2 июля, суббота 3 июля, воскресенье 17:00 Искусство Обзор новостей Венецианская биеннале современного искусства-2011 — итоги открытия Венецианская биеннале — главный в мире форум современного искусства, центр притяжения самых актуальных художников, кураторов, журналистов и просто неравнодушных к миру искусства людей. Тема Веницианской биеннале 2011 года — ILLUMInations — просвещение и нации. Большинство экспозиций открыты в течение полугода, однако самыми яркими и насыщенными обычно бывают первые недели после открытия биеннале. «Гараж» представляет цикл встреч с очевидцами и участниками событий открытия Венецианской биеннале: зрителей ждут фотоотчеты, аналитические изыскания, субъективные мнения, прогнозы развития современного искусства и многое другое. 7 июля, четверг, 13:30 Искусство Дискуссия Карстен Хёллер, Жан Пигоцци JapanCongo. Фолк-арт как часть современного искусства Дискуссия в рамках открытия выставки JapanCongo. Новая выставка в «Гараже» JapanCongo представляет современное искусство Японии и Республики Конго из коллекции Жана Пигоцци. Работы для выставки в Москве отбирал художник Карстен Хёллер. Накануне открытия у зрителя есть шанс узнать из первых уст, почему Пигоцци предпочитает странности мейнстриму, каково художнику быть куратором и зачем современному искусству экзотика. Участники: Жан Пигоцци (р. 1952) — коллекционер, фотограф и бизнесмен, за последние 20 лет создавший самую большую в мире коллекцию африканского искусства. Шери Шерен (р. 1955) — художник, живет и работает в Республике Конго. Эрина Мацуи (р. 1984) — молодая японская художница, чьи работы успешно выставляются во многих музеях и галереях мира. Пафи Шинделе (р. 1976) — молодой художник, живет и работает в Киншасе, Республика Конго. Пафи принадлежит к молодому поколению художников Конго, чьи работы стали известны в последние несколько лет. Хироки Цукуда (р. 1978) — японский художник, живет и работает в Токио. Известен своими необычными коллажами в стилистике современной научной фантастики. Модератор: Карстен Хёллер (р. 1961) — художник, куратор. Его работы уже более двадцати лет показываются по всему миру, включая персональные выставки в Fondazione Prada в Милане (2000), Институте современного искусства в Бостоне (ICA) (2003), Музее современного искусства в Марселе (2004), Музее современного искусства в Массачусетсе (MASS MoCA) (2006) и Кунстхаусе в Брегенце, Австрия (2008). 9 июля, суббота, 17:00 Искусство Обзор новостей Анастасия Митюшина Art Basel-2011 42-я международная ярмарка искусства Art Basel в 2011 году, как всегда, стала одним из важнейших событий в мире искусства. Возможность выступить на Art Basel получают около 300 галерей, а участие в ярмарке является и подтверждением успешности для именитых художников, и открытием дороги в мир большого искусства для начинающих авторов. Своими впечатлениями от новинок, слухов, новостей Art Basel-2011 делится историк искусства и арт-критик Анастасия Митюшина. Анастасия Митюшина (р. 1982) — историк искусства, арт-критик, руководитель образовательного отдела Центра «Гараж». 9 июля, суббота, 21:00 Танец Интерактивный мастер-класс MOMIX — за сценой MOMIX — группа танцоров-иллюзионистов под руководством Моисея Пендлтона, постановки которой известны исключительной изобретательностью, а солисты — физической красотой. На протяжении 30 лет MOMIX создает сюрреалистические образы, используя свет, тень, настроение и человеческое тело. MOMIX гастролировали в США, Канаде, Португалии, Испании, Греции, Италии, Франции, Германии, России и т. д. «Гараж» представляет уникальную возможность увидеть выступление группы и услышать комментарии участников коллектива. Спектакли коллектива MOMIX пройдут в рамках программы Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова с 10 по 14 июля 2011 на сцене Театриума на Серпуховке п/р Терезы Дуровой. При поддержке посольства США в Москве, в рамках мероприятий двусторонней президентской комиссии Медведева — Обамы. В рамках программы Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова. При содействии международной юридической фирмы White & Case. Внимание! Вход свободный, по предварительной записи. Для регистрации необходимо прислать письмо с пометкой MOMIX на e-mail: rsvp@garageccc.com 16 июля, суббота,17:00 Искусство Лекция Мария Кравцова Париж / Нью-Йорк В эпоху модернизма Париж был мировым центом современного искусства, куда стремились амбициозные художники, отчаянные коллекционеры и интеллектуалы. Как случилось, что после Второй мировой войны центр искусства переместился из Парижа в Нью-Йорк? Существовали ли для этого идеологические, а не только очевидные политические и экономические предпосылки? Почему именно американский абстрактный экспрессионизм стал символом свободы творчества, а выработанные американскими интеллектуалами теоретические модели — общими для всего артистического мира? И, наконец, почему, даже восстав из руин войны, Париж так и не смог вернуть себе в полной мере прежний статус международного центра искусства? Мария Кравцова (р. 1980) — историк искусства, арт-критик, доцент отделения наук о культуре философского факультета Высшей школы экономики. В прошлом обозреватель журнала «Артхроника», а также автор многочисленных публикаций в журналах artpress (Франция), ArtNews (США), ART+AUCTION (Россия) и на портале OpenSpace.ru. 16 июля, суббота 19:00 Искусство Кинопоказ Нью-йоркские разговоры (А. Видокль. США. 2009. 65 мин.) «Нью-йоркские разговоры» (2009) — фильм, снятый на основе трехдневных дискуссий, организованных художником и куратором Антоном Видоклем. Публичные разговоры между художниками, критиками и кураторами выполнены как самостоятельный арт-проект для журнала A Prior. Темы обсуждений — нематериальный труд в искусстве, возможности для работы, реальность и границы художественной свободы. Фильм демонстрируется на английском языке. Антон Видокль (р. 1965) — художник, куратор. Его кураторские проекты были представлены на Венецианской биеннале современного искусства, в музее Тейт Модерн и во многих других музеях и галереях по всему миру. Инициатор масштабного образовательного проекта Unitednationsplaza в Берлине, участниками которого стали более ста художников, писателей и философов. 17 июля, воскресенье 18:00 Искусство Лекция Ирина Кулик Дематериализация произведения и материализация света В рамках персональной выставки Джеймса Таррелла. Свет — важная категория современного искусства. На протяжении XX века многие художники по-своему его использовали и изучали, экспериментировали со свойствами света. Арт-критик Ирина Кулик расскажет о творчестве Ласло Мохой-Надя, Дэна Флавина, Джеймса Таррелла, Олафура Элиассона и других художников ХХ века, создававших и создающих искусство из света. Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства и Школы-студии МХАТ, обозреватель газеты «Культура», автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке. 8–31 июля, каждую пятницу, субботу и воскресенье Искусство Кинопоказ «Ков Документальный фильм «Ковбой и затмение» был снят в память о последнем солнечном затмении XX века, произошедшем 11 августа 1999 года. Американскому художнику Джеймсу Тарреллу было поручено создать произведение, которое должно было располагаться на склоне холма с видом на гору Святого Михаила в Корнуолле. Джеймс Таррелл всю жизнь работает со светом. Свою корнуоллскую работу художник назвал «Небесное пространство». Она представляет собой специальную комнату, предназначенную для того, чтобы смотреть на небо. Документальный фильм создавался два года в Корнуолле и на ранчо Таррелла в Аризоне. |
◄Лекции,
мастер-классы и кинопоказы в ЦСК Гараж.
Июнь 2011> 4, 5, 12 ИЮНЯ, 12:00 Кино 8 июня, среда, 19:00 9 ИЮНЯ, ЧЕТВЕРГ, 19:00 10 ИЮНЯ, ПЯТНИЦА, 13:00 11 ИЮНЯ, СУББОТА, 18:00 12 ИЮНЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 20:00 16 ИЮНЯ, ЧЕТВЕРГ, 19:00 26 июня, воскресенье, 17:00 26 июня, воскресенье, 17:00 28 ИЮНЯ, ВТОРНИК, 19:00 29 ИЮНЯ, СРЕДА, 19:00 |
◄ЛЕКЦИИ,
МАСТЕР-КЛАССЫ. Май 2011> КИНОПРОГРАММА "New York: Down Town" 3 МАЯ, ВТОРНИК, 19:00 Искусство Цикл лекций Валентин Дьяконов Антипамятники. Зарубежная и российская скульптура после Второй мировой войны. Ричард Серра Авангардные течения начала ХХ века многое сделали для того, чтобы изменить традиционную роль скульптуры, избавив ее от четкой привязки к памятнику — то есть напоминанию о каком-либо событии, будь то само существование человека (портретный бюст, статуя, выполненная при жизни), могильный памятник или древний миф (греческий или христианский). Появились «объекты», «редимейды» и абстракции, на первый взгляд, мало напоминающие мемориальные комплексы прошлого. Авангардная форма стала крупной, монументальной уже после Второй Мировой войны, на волне отталкивания от тоталитарного искусства двух противоборствующих стран — Германии и СССР. В этом курсе критик Валентин Дьяконов расскажет о двенадцати наиболее заметных скульпторах с 1950-х годов по наши дни. А также о том, чем стала скульптура сегодня, как на нее повлияли новые задачи, ставящиеся индустриальным и постиндустриальным мегаполисом. Может быть, даже самая абстрактная скульптура все равно памятник? Но чему? Шестой герой цикла — один из крупнейших современных американских скульпторов Ричард Серра (род. 1939). Серра знаменит своими огромными металлическими скульптурами – многотонными, метражными и очень выразительными. Его заслуги признаются не только из-за размеров и общей необычности материала, но и из-за того, что ему удается переносить акцент с самих работ на среду, в которой они стоят. Каждая его выставка, и даже отдельная работа – настоящее событие в мире современного искусства. Валентин Дьяконов (р. 1980) — кандидат культурологии, арт-критик, обозреватель газеты «КоммерсантЪ», автор журнала «Артхроника». 8 МАЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 17:00 Искусство Цикл лекций Ирина Кулик XXвек – 20 революционеров Джексон Поллок. Живопись действия «После Дюшана «ценность» каждого художника можно измерить, поставив вопрос, как далеко он зашел в своем исследовании самой природы того, что такое искусство, иначе говоря, «что он добавил к концепции искусства», или же «чего не было до него?» - писал основоположник концептуализма Джозеф Кошут в своем программном тексте «Искусство после философии. Герой пятый - американский художник Джексон Поллок (1912 - 1956), один из основоположников абстрактного экспрессионизма, создатель так называемой "живописи действия", сыгравший значительную роль в развитии искусства второй половины ХХ века. Поллок стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов. Его работы считаются возможно лучшей живописью того времени, кульминацией художественной традиции. Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства и Школы-студии МХАТ, обозреватель газеты «Культура», автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке. 10 МАЯ, ВТОРНИК, 19:00 Искусство Мастер-класс Фаина Балаховская Тексты об искусстве: секретные опыты Об искусстве можно не только говорить, но и писать. Рецензия в газете, эссе в журнале, пресс-релиз, анонс в новостной ленте, монография о художнике, арт-детектив, диплом и диссертация, пост в LJ или статус в Facebook — все это разновидности одного и того же, текста. Фаина Балаховская — специалист по двум полярным жанрам: краткий анонс выставки и большая аналитическая статья для каталога. Тема занятия — тексты для каталогов. Польза от каталогов очевидна, описанное в них - зачастую сомнительно. Типы, виды, назначение, история каталогов. Фаина Балаховская (р. 1960) — искусствовед, художественный критик, редактор рубрики «Искусство» журнала TimeOut, Москва. 11 МАЯ, СРЕДА, 19:00 Дизайн Лекция Артем Куренков Дизайн-среда Моушн-дизайн: как они это делают? Моушн-дизайн — явление сравнительно молодое. Приёмы, которые в графическом дизайне известны десятки лет, только начинают приходить в движение. Каждый день в сети появляются работы, которые берут очередную вершину в этом этом жанре. Однако, несмотря на потрясающее разнообразие работ и на безграничные возможности дизайна в движении, у большинства работ есть что-то неуловимо общее. Эти общие принципы объединяют не только работы в данном жанре. Это приёмы, которые также являются общими для всех видов дизайна: графического дизайна, дизайна интерьеров, предметного дизайна. Они причудливо, до неузнаваемости, мутируют в этой медиа-среде, оставаясь по сути теми же. Задача лекции — увидеть эти общие ходы в самых интересных и свежих работах и показать области их применения. Как рождается идея в моушн-дизайне? Как выстраивается коммуникация? Какие средства выражения есть у дизайна в движении? Какие приёмы становятся популярными и почему именно они? Данная лекция является попыткой системного ответа на эти вопросы. Артём Куренков, моушн-дизайнер, арт-директор. В настоящий момент сотрудничает в рамках проектов с ведущими дизайн-студиями, digital-агентствами и телеканалами, участвуя в создании графики для локальных и международных брендов. Автор и куратор двухлетнего курса «Моушн-дизайн» в Scream School. 12 МАЯ, ЧЕТВЕРГ, 19:00 Мода Лекция Встреча с Андреем Бартеневым В рамках выставки «Альтернативная мода до прихода глянца. 1985-1995». Своим опытом в мире моды делится участник выставки, знаменитый художник, модельер и автор ярких перформансов Андрей Бартенев. Андрей Бартенев (р. 1969) – художник, график, модельер, актер, автор ряда известных перформансов. Выступал в соавторстве со многими выдающимися художниками и режиссерами современности. Его работы выставляются в крупнейших российских и зарубежных музеях и входят в лучшие собрания современного искусства. 13 МАЯ, ПЯТНИЦА, 19:00 Архитектура Лекция Вячеслав Глазычев Мельников БАР. Модернистский город: утопии и будущее. Мельников BAR продолжает встречи, посвященные русскому авангарду и его месту в современной культуре. Актуальность концепций авангардного города обсуждает крупнейший российский урбанист, профессор МАРХИ Вячеслав Глазычев. Вечер ведет Сергей Никитин — основатель Москультпрога и Римской архитектурной велоночи (Velonotte Roma), доцент Российского университета дружбы народов. www.melnikovbar.blogspot.com Вячеслав Глазычев (р. 1940) - доктор искусствоведения, профессор Московского архитектурного института, действительный член Международной Академии Архитектуры и Зальцбургского семинара планировщиков городов, президент Национальной академии дизайна. 15 МАЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 15:00-18:00 Кино Дискуссия Документальное кино: правда и правдоподобие, искусство и индустрия Новая дискуссия в формате Куча-Мала будет посвящена документалистике. Есть ощущение, что внимание к документальному кино растет. Разговор о границах жанра, методологии съёмки и востребованности правды в документально кино. Модератор – Мария Привалова. Мария Привалова (р.1981) - дизайн-продюсер, со-основатель агентства LimitedUnlimited, куратор фестиваля Design Act. 22 МАЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 16:00 Искусство Цикл лекций Ирина Кулик XXвек – 20 революционеров Ив Кляйн. Прыжок в пустоту «После Дюшана «ценность» каждого художника можно измерить, поставив вопрос, как далеко он зашел в своем исследовании самой природы того, что такое искусство, иначе говоря, «что он добавил к концепции искусства», или же «чего не было до него?» - писал основоположник концептуализма Джозеф Кошут в своем программном тексте «Искусство после философии. Герой шестой - француз Ив Кляйн (1928 - 1962), один из наиболее значимых художников послевоенного времени. Наибольшую известность Кляйну принесли его монохромные работы, а также создание "международного синего цвета Кляйна", ставшего его отличительной чертой. Кляйн считается родоначальником художественного перформанса, представившим новую тенденцию в искусстве, когда личность художника становится иногда важнее его творчества. Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства и Школы-студии МХАТ, обозреватель газеты «Культура», автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке. 22 МАЯ, 21:00 Curatorial Grant - presentation.17 23 МАЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК, 19:00 Архитектура Лекция Елена Гонсалес Мельников БАР. Имперский модернизм? Мельников BAR продолжает встречи, посвященные русскому авангарду и его месту в современной культуре. Архитектурный критик и куратор Елена Гонсалес полемизирует о идеологии модернизма и ее фактической реализации в русской и зарубежной практике от Парижа до Чандигарха. Вечер ведет Сергей Никитин — основатель Москультпрога и Римской архитектурной велоночи (Velonotte Roma), доцент Российского университета дружбы народов. www.melnikovbar.blogspot.com Елене Гонсалес - архитектурный критик, куратор, директор специальных проектов журнала «Проект Россия», координатор второй московской международной биеннале, главный редактор журнала «Проект International». 25 МАЯ, СРЕДА, 19:00 Дизайн Цикл лекций Виктор Меламед Дизайн-среда Территория иллюстрации Что такое иллюстрация? Обязана ли иллюстрация иллюстрировать? Графический дизайн, станковая графика, игры – настольные и компьютерные, "современное искусство", анимация, комикс, карикатура, литература, журналистика, наконец - где граница между всеми этими направлениями и иллюстрацией? И в чем разница? Виктор Меламед (р. 1977) - в иллюстрации с 1997 года, рисовал для нескольких десятков изданий, включая New Yorker. Секретарь товарищества иллюстраторов «Цех»(tzeh.ru), которое на данный момент объединяет 50 русскоязычных художников из разных стран. Ведет колонку об иллюстрации: http://mlmd.ru/clmn. С 2006 года преподает в Британской Высшей Школе Дизайна, с 2009 – курирует интенсивы по иллюстрации, с сентября 2011 – годичный курс иллюстрации. 26 МАЯ, ЧЕТВЕРГ, 19:00 Искусство Цикл лекций Валентин Дьяконов Антипамятники. Зарубежная и российская скульптура после Второй мировой войны. Кики Смит Авангардные течения начала ХХ века многое сделали для того, чтобы изменить традиционную роль скульптуры, избавив ее от четкой привязки к памятнику — то есть напоминанию о каком-либо событии, будь то само существование человека (портретный бюст, статуя, выполненная при жизни), могильный памятник или древний миф (греческий или христианский). Появились «объекты», «редимейды» и абстракции, на первый взгляд, мало напоминающие мемориальные комплексы прошлого. Авангардная форма стала крупной, монументальной уже после Второй Мировой войны, на волне отталкивания от тоталитарного искусства двух противоборствующих стран — Германии и СССР. В этом курсе критик Валентин Дьяконов расскажет о двенадцати наиболее заметных скульпторах с 1950-х годов по наши дни. А также о том, чем стала скульптура сегодня, как на нее повлияли новые задачи, ставящиеся индустриальным и постиндустриальным мегаполисом. Может быть, даже самая абстрактная скульптура все равно памятник? Но чему? Седьмая героиня цикла - американская художница Кики Смит (р. 1954) - одна из заметных фигур феминистического искусства, скульптор, график, рисовальщица, фотограф. Ее творчество неразрывно связано со столь много обговариваемой сегодня гендерной тематикой. В своих работах она старается разрушить тот эротический женский образ, который создается художниками-мужчинами. Также она часто затрагивает темы рождения и регенерации, религии и веры Валентин Дьяконов (р. 1980) — кандидат культурологии, арт-критик, обозреватель газеты «КоммерсантЪ», автор журнала «Артхроника». 28 МАЯ, СУББОТА, 17:00 Мода Лекция ВСТРЕЧА С БРУНО БИРМАНИСОМ В рамках выставки «Альтернативная мода до прихода глянца. 1985-1995». Известный модельер и художник Бруно Бирманис расскажет о мире подиумов и создании Рижской ассамблеи альтернативной моды. Бруно Бирманис – художник, фотограф и модельер, автор костюмов Латвийской Олимпийской сборной, один из продюсеров и режиссеров Российской недели моды в Москве, автор идеи и организатор Ассамблеи неукрощенной моды. 30 МАЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК, 19:00 Лекция Мода Миша Бастер Альтернативная мода до прихода глянца. 1985-1995 Разговор с куратором одноименной выставки. Миша Бастер - куратор уникального проекта www.kompost.ru и автор-составитель альбома «Хулиганы-80». КИНОПРОГРАММА "New York: Down Town". 15 мая, 15:00 |
Апрель 2011
◄Некоторые
мероприятия из расписания
ЦСК
"Гараж": <3 АПРЕЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19:00 Фотография/ Цикл лекций/ Владимир Левашов. Документальная фотография и документальность в фотографии. Фотограф-документалист и фотохудожник. Специализация и зоны неразличения> <5 АПРЕЛЯ, ВТОРНИК, 19:00 Искусство/ Мастер-класс/ Екатерина Иноземцева. Тексты об искусстве: секретные опыты. Каталог как чтиво. Об искусстве можно не только говорить, но и писать. Рецензия в газете, эссе в журнале, пресс-релиз, анонс в новостной ленте, монография о художнике, арт-детектив, диплом и диссертация, пост в LJ или статус в Facebook — все это разновидности одного и того же, текста. Статьи в каталогах галереи ПРОУН — всегда и увлекательное чтиво, и открытие для исследователей. Как добиться подобного баланса формы и содержания, каким правилам следовать, расскажет Екатерина Иноземцева, филолог по образованию, давно продвигающий в искусстве ценности академически выверенного, но не высушенного текста. Екатерина Иноземцева (р. 1983) — заместитель арт-директора галереи ПРОУН, кандидат филологических наук, арт-критик, куратор. <9 АПРЕЛЯ, СУББОТА, 15:00 Искусство/ Лекция/ Дмитрий Вихорнов, Евгений Афонин, Ян Калнберзин. Видеомеппинг, интерактивные технологии и коммерческое искусство. Информационные технологии давно уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни, но лишь сравнительно недавно интерактивность проникла в мир искусства. Многие художники избрали для себя именно интерактивные, медийные формы творческого выражения. Эти зачастую полностью «нереальные» объекты искусства, интерактивные инсталляции, ролики на Youtube показывают примеры видеомеппинга и прочие «чудеса» интерактивности. Участники лекции помогут разобраться на конкретных примерах, какие технологии используются для реализации тех или иных проектов. В процессе беседы будут обсуждаться вопросы коммерческого применения интерактивных объектов. Евгений Афонин (р. 1983) — видеохудожник, программист. Занимается видеоискусством около восьми лет, выступал как виджей на многих клубных и фестивальных площадках. Последние годы работает с алгоритмическими и генеративными видами графики, интерактивными инсталляциями и творческим программированием. Дмитрий Вихорнов (р. 1977) — арт-деятель, композитор. Один из основателей творческих компаний и коллективов: Lebrand, Cyberbrothers, Russian Visual Artists. Участник международных арт-фестивалей. Ян Калнберзин (р. 1975) — медиахудожник, виджей, перформер, музыкант. <9 АПРЕЛЯ, СУББОТА, 19:00 Искусство/ Лекция/ Мартин фон Ньювенхайзен. Временный Стеделейк. Куратор амстердамского музея Стеделейк Мартин фон Ньювенхайзен расскажет о проекте «Временный Стеделейк», а также о других программах, которые развивает знаменитый музей, пока закрыто его основное здание (с 2003 года). Стеделейк (Городской музей, основан в 1874 году) — это музей классического модерна и современного искусства в Амстердаме. В течение прошлого столетия Стеделейк стал известен как один из самых влиятельных мировых музеев, представляющих искусство ХХ века. В конце 2003 года здание исторического музея на Paulus Potterstraat, где ранее находился Стеделейк, было закрыто для реконструкции и расширения. Музей перенесли в здание бывшего почтового отделения рядом с амстердамским центральным вокзалом и назвали Stedelijk Museum CS. Там он находился четыре с половиной года, все это время там проводились выставки. С конца 2008 года Стеделейк превращается в «музей без стен». В рамках этой концепции был создан инновационный и динамичный проект «Стеделейк идет в город». Проект работал до конца 2009 года и представлял собой серию мастер-классов, лекций и презентаций в самых разных местах Амстердама. С августа 2010 года до января 2011-го Стеделейк вновь открыл двери уникальной программой «Временный Стеделейк» в обновленном, но еще не полностью отделанном здании исторического музея. Программа «Временный Стеделейк-2» открылась 3 марта 2011 года, демонстрируя богатство музейного собрания, включающего произведения Пита Мондриана, Казимира Малевича, Чарли Тороп, Анри Матисса, Дональда Джадда, Виллема де Кунинга, Ива Кляйна, Брюса Наумана и других. Официальная дата открытия музея после реконструкции пока не известна, но временные выставки дают посетителям возможность насладиться искусством в исторической обстановке Стеделейка. Мартин фон Ньювенхайзен (р. 1958) является куратором музея Стеделейк с 1995 года. За время своей работы он организовал множество групповых и персональных выставок в самом музее, во временном здании, в project space Stedelijk Museum Bureau Amsterdam (выставочное пространство в центре Амстердама) и в Институте современного искусства в Лондоне. Он представлял дуэт художников Йерона де Рейке и Виллема де Роя на Венецианской биеннале 2005 года. <10 АПРЕЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 17:00 Искусство/ Цикл лекций Ирина Кулик. XX век — 20 революционеров. Эдвард Хоппер. Кинореализм. «После Дюшана “ценность” каждого художника можно измерить, поставив вопрос, как далеко он зашел в своем исследовании самой природы того, что такое искусство, иначе говоря, “что он добавил к концепции искусства”, или же “чего не было до него?”» — писал основоположник концептуализма Джозеф Кошут в своем программном тексте «Искусство после философии». Так что именно с Дюшана начинался новый цикл лекций, посвященный 20 художникам ХХ века. Творчество каждого из них было одной из тех революций или контрреволюций, из которых и складывается история современного искусства. Герой третий — американец Эдвард Хоппер (1882–1967), художник, на котором заканчивается традиция живописного реализма как достоверного и прямого отображения реальности и начинается гиперреализм как отображение образа, уже запечатленного фото- или кинокамерой. Хоппер — своего рода «кинореалист», каждое полотно которого — только один кадр из не увиденного зрителем фильма, представляющий не столько кульминацию, сколько ее ожидание. Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства и Школы-студии МХАТ, обозреватель газеты «Культура», автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке. <12 АПРЕЛЯ, ВТОРНИК, 19:00 Искусство/ Мастер-класс/ Фаина Балаховская. Тексты об искусстве: секретные опыты. Об искусстве можно не только говорить, но и писать. Рецензия в газете, эссе в журнале, пресс-релиз, анонс в новостной ленте, монография о художнике, арт-детектив, диплом и диссертация, пост в LJ или статус в Facebook — все это разновидности одного и того же, текста. Фаина Балаховская — специалист по двум полярным жанрам: краткий анонс выставки и большая аналитическая статья для каталога. Тема первого занятия — написание анонсов. Где взять, как препарировать и подать с минимальным числом ошибок предварительную информацию о выставке? Фаина Балаховская (р. 1960) — искусствовед, художественный критик, редактор рубрики «Искусство» журнала TimeOut, Москва. <14 АПРЕЛЯ, ЧЕТВЕРГ, 19:00 Искусство Цикл лекций Валентин Дьяконов Антипамятники. Зарубежная и российская скульптура после Второй мировой войны. Джордж Сигал. Авангардные течения начала ХХ века многое сделали для того, чтобы изменить традиционную роль скульптуры, избавив ее от четкой привязки к памятнику — то есть напоминанию о каком-либо событии, будь то само существование человека (портретный бюст, статуя, выполненная при жизни), могильный памятник или древний миф (греческий или христианский). Появились «объекты», «редимейды» и абстракции, на первый взгляд, мало напоминающие мемориальные комплексы прошлого. Авангардная форма стала крупной, монументальной уже после Второй Мировой войны, на волне отталкивания от тоталитарного искусства двух противоборствующих стран — Германии и СССР. В этом курсе критик Валентин Дьяконов расскажет о двенадцати наиболее заметных скульпторах с 1950-х годов по наши дни. А также о том, чем стала скульптура сегодня, как на нее повлияли новые задачи, ставящиеся индустриальным и постиндустриальным мегаполисом. Может быть, даже самая абстрактная скульптура все равно памятник? Но чему? Четвертый герой цикла — Джордж Сигал (1925–2000). Американский скульптор, известный своими работами из гипса, которые он максимально приближал к зрителю, — буквально «внедрял» скульптуру в обыденный мир, дополняя композиции предметами быта. Его главным методом был отказ от художественной идеализации, для чего Сигал снимал гипсовые слепки с живых людей и представлял их на суд публики такими, какие они есть. Валентин Дьяконов (р. 1980) — кандидат культурологии, арт-критик, обозреватель газеты «КоммерсантЪ», автор журнала «Артхроника». <16 АПРЕЛЯ, СУББОТА, 19:00 Искусство/ Лекция. Алексей Шульгин. Медиа-арт и его место в системе искусства. Что такое медиа-арт сегодня в России и в глобальном контексте? Каким образом авангардный медиа-арт влияет на музейно-галерейное искусство? Почему нельзя понять современное искусство без знания медиа-арта? Цифровое искусство и цифровой дизайн — где пролегает граница и нужна ли она вообще? На эти и другие вопросы Алексей Шульгин попробует ответить в своей лекции, сопровождаемой захватывающими дух примерами. Алексей Шульгин (р. 1963) — художник, музыкант, бизнесмен. Один из основоположников сетевого искусства, почетный доктор Гетеборгского университета. Совладелец компании по производству искусства Electroboutique (совместно с Аристархом Чернышевым), преподаватель Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Живет и работает в Москве и Лондоне. <18 АПРЕЛЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК, 19:00 Беседа/ Искусство Дэвид Тремлет. Вставки Тремлетта прошли в ведущих музеях мира (MoMa, Tate, Pompidou) всего около 165 выставок с 1970 года. Было выпущено 10 каталогов и несколько альбомов-монографий с репродукциями его произведений.В 1992 году Тремлетт был включен в шортлист самой престижной премии в области искусства – премии Тернера. На лекции в «Гараже» Дэвид расскажет о своих взглядах на современное искусство, любви к русскому авангарду и будущем масштабном проекте, выставке-перформансе, намеченной на сентябрь, когда Тремлетт приедет в Москву чтобы расписать стены одного из зданий эпохи конструктивизма в уникальном, свойственной только ему стиле. Целью этой уникальной выставки станет привлечение внимания к проблеме архитектуры русского конструктивизма, периода, который стал поворотным моментом в истории современного искусства. На сегодняшний день наследие этого революционного для искусства времени находится в удручающем состоянии. Многие здания даже не имеют статуса памятников архитектуры. Идею кураторов Татьяны Бродач и Оксаны Куприяновой показать искусство Дэвида Тремлетта в России поддержали общественное движения Архнадзор и Британский Совет, и общими усилиями она превратилась в уникальный интернациональный арт-проект. Дэвид Тремлет (р. 1945) - один из немногих современных художников, чья основная форма изобразительного искусства - настенная роспись. По образованию скульптор, с конца 1970-х годов он работает с чистой материей - пространством и материалом стен. Он расписал стены Палладианской виллы, часовен и соборов Европы, африканские руины, а также интерьеры лучших архитекторов современности Нормана Фостера и Тодао Андо. Летом 2011 года его масштабная роспись появится в стенах галереи Tate Britain. Татьяна Бродач (р. 1977) — архитектор, куратор Оксана Куприянова (р. 1977) – архитектор, куратор, преподаватель МАрхИ <19 АПРЕЛЯ, ВТОРНИК, 19:00 Искусство/ Мастер-класс Игорь Гребельников. Тексты об искусстве: секретные опыты. Об искусстве можно не только говорить, но и писать. Рецензия в газете, эссе в журнале, пресс-релиз, анонс в новостной ленте, монография о художнике, арт-детектив, диплом и диссертация, пост в LJ или статус в Facebook — все это разновидности одного и того же, текста. Игорь Гребельников пишет об искусстве для глянцевых журналов и много путешествует. Не потеряться в калейдоскопе событий ему помогают тексты: ведь надо же в Москву вести с артистических полей передавать. Игорь Гребельников — журналист, куратор, культуртрегер. <21 АПРЕЛЯ, ЧЕТВЕРГ, 19:00 Искусство/ Цикл лекций Валентин Дьяконов. Антипамятники. Зарубежная и российская скульптура после Второй мировой войны. Чарльз Рэй Авангардные течения начала ХХ века многое сделали для того, чтобы изменить традиционную роль скульптуры, избавив ее от четкой привязки к памятнику – то есть, напоминанию о каком-либо событии, будь то само существование человека (портретный бюст, статуя, выполненная при жизни), могильный памятник или древний миф (греческий или христианский). Появились «объекты», «редимейды» и абстракции, на первый взгляд, мало напоминающие мемориальные комплексы прошлого. Авангардная форма стала крупной, монументальной уже после Второй мировой войны, на волне отталкивания от тоталитарного искусства двух противоборствующих стран — Германии и СССР. В этом курсе критик Валентин Дьяконов расскажет о двенадцати наиболее заметных скульпторах с 1950-х по наши дни. А так же о том, чем стала скульптура сегодня, как на нее повлияли новые задачи, ставящиеся индустриальным и постиндустриальным мегаполисом. Может быть, даже самая абстрактная скульптура все равно памятник? Но чему? Пятый герой цикла — Чарльз Рэй (р. 1953), американский скульптор, живущий и работающий в Лос-Анджелесе. Известен своими загадочными и неоднозначными скульптурами. Валентин Дьяконов (р. 1980) — кандидат культурологии, арт-критик, обозреватель газеты «КоммерсантЪ», автор журнала «Артхроника» и лектор Российского государственного гуманитарного университета. <23 АПРЕЛЯ, СУББОТА, 17:00 Архитектура/ Лекция Мельников БАР. Наталья Душкина. Архитектурный авангард: жизнь после жизни? Архитектурный авангард находится в зоне риска. Постройки авангарда в России и за рубежом еще не стали памятниками в традиционном смысле этого слова, и, возможно, не станут ими. О зданиях, их судьбах и стратегиях сохранения будет говорить Наталия Душкина. Сайт «Мельников BAR»: http://melnikovbar.blogspot.com Наталия Душкина (р. 1954) занимается историей архитектуры и градостроительства, сохранением наследия, теорией и философией консервации. Профессор МАРХИ. Член DOCOMOMO, Международного научного комитета ICOMOS по наследию ХХ века. <24 АПРЕЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 17:00 Искусство/ Цикл лекций Ирина Кулик. XXвек – 20 революционеров. Фрэнсис Бэкон. Тело как субъект. «После Дюшана «ценность» каждого художника можно измерить, поставив вопрос, как далеко он зашел в своем исследовании самой природы того, что такое искусство, иначе говоря, «что он добавил к концепции искусства», или же «чего не было до него?» - писал основоположник концептуализма Джозеф Кошут в своем программном тексте «Искусство после философии. Четвертый герой цикла — Фрэнсис Бэкон (1909–1992). Один из самых прославленных, узнаваемых и мучительных художников ХХ века, вдохновлявший как философов (например, Жиля Делеза), так и создателей фильмов ужасов. Сделавший своим главным сюжетом изображение человека, он в своих полотнах, будь то автопортреты, портреты любовников и друзей, штудии фигур в движении или реплики хрестоматийных шедевров, стремится выразить нечто противоположное пафосу классической живописи. А именно ощущение того, как мучительны для тел и предметов попытки сохранить свою видимую форму. Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства и Школы-студии МХАТ, обозреватель газеты «Культура», автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке. <26 АПРЕЛЯ, ВТОРНИК, 19:00 Искусство/ Мастер-класс Александр Евангели Тесты об искусстве: секретные опыты. Об искусстве можно не только говорить, но и писать. Рецензия в газете, эссе в журнале, пресс-релиз, анонс в новостной ленте, монография о художнике, арт-детектив, диплом и диссертация, пост в LJ или статус в Facebook — все это разновидности одного и того же, текста. Что отличает текст в интернете от остальных текстов в иных медиа? Каким образом другой режим потребления информации влияет на основные параметры текста? Александр Евангели когда-то возглавлял gif.ru — ключевой веб-ресурс по современному искусству в России нулевых, а сейчас он является главным редактором сайта Photographer.ru. Александр расскажет, как превратить искусство в текст, а несколько текстов — в насыщенный и полезный ресурс, как должен быть устроен хороший сайт о современном искусстве и как должны выглядеть тексты, предназначенные для чтения с экрана. Александр Евангели (р. 1961) — арт-критик и куратор, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, главный редактор портала Photographer.ru. 30 АПРЕЛЯ, СУББОТА, 19:00 Искусство/ Лекция Мария Кравцова Париж/Нью-Йорк. В эпоху модернизма Париж был мировым центом современного искусства, куда стремились амбициозные художники, отчаянные коллекционеры и интеллектуалы. Как случилось, что после Второй Мировой войны центр искусства переместился из Парижа в Нью-Йорк? Существовали ли для этого идеологические, а не только очевидные политические и экономические предпосылки? Почему именно американский абстрактный экспрессионизм стал символом свободы творчества, а выработанные американскими интеллектуалами теоретические модели — общими для всего артистического мира? И, наконец, почему, даже восстав из руин войны, Париж так и не смог вернуть себе в полной мере прежний статус международного центра искусства? Мария Кравцова (р. 1980) — историк искусства, арт-критик, доцент отделения наук о культуре философского факультета Высшей школы экономики. В прошлом обозреватель журнала «Артхроника», а также автор многочисленных публикаций в журналах artpress (Франция), ArtNews (США), ART+AUCTION (Россия) и на портале OpenSpace.ru. |