ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

 Рисуем суд.
Открытый конкурс работ художников, иллюстраторов и комиксистов из зала суда над Михаилом Ходорковским.

<<Жанр зарисовок с судебных процессов, появился на свет в середине XIX века во Франции и быстро привился во многих странах, включая Россию. История российской юриспруденции была бы неполна без рисунков П. Пясецкого и В. Маковского с процесса по делу первомартовцев, без скетчей с процесса по «делу Бейлиса», без графической серии «Обвинение», созданной Кукрыниксами, по мотивам Нюрнбергского процесса. Зачастую один рисунок из зала суда может больше рассказать нам о прокурорах, адвокатах, судьях и фигурантах процесса, чем множество фотографий.
Судебный процесс по делу Михаила Ходорковского уже стал частью новейшей истории России и продолжает привлекать внимание общества и средств массовой информации. Процесс вышел за рамки социального явления и оказался явлением культурным, с ним уже успели поработать не только журналисты, но и художники, поэты, писатели. Сам Михаил Ходорковский, находясь в заключении, продолжает поддерживать различные культурные организации и нередко выступает в качестве журналиста.
В последнее время участники культурного процесса также становятся ответчиками в суде. Громкие судебные разбирательства все чаще вынуждают творческих людей к деятельности в формате, который для них не органичен, — выступлениям в бумажных СМИ и Интернете, написанию открытых писем. Конкурс и последующая за ним выставка — это цивилизованный и понятный способ разобраться с гетеротопией сегодняшнего российского суда и представить эти размышления зрителю, обратившись к суду над Ходорковским как к одному из важных событий современной российской действительности и как к очередному явлению в вечном взаимодействии человека и закона.
Устроители конкурса «Рисуем суд» рассчитывают, что работы художников, принявших участие в конкурсе, станут не просто очередным доказательством того, что общество по-прежнему заинтересовано исходом процесса над Михаилом Ходорковским, но создадут убедительный и достоверный образ российского суда конца нулевых.
Конкурс ставит целью дать художникам возможность выразить любую политическую, эстетическую и этическую позицию, но прежде всего, соприкоснуться в зале суда с живой реальностью судопроизводства.
Задачи проекта «Рисуем суд»:

- передать атмосферу судебных заседаний и образы ключевых участников суда (судей, обвиняемых, охраны, адвокатов и т.д.);
- создать условия для творческой реализации художников.

Условия проекта.

Участники должны посетить открытый процесс и представить на конкурс работу (работы), выполненную в одном из нижеперечисленных жанров.
Работа должна быть размещена на сайте конкурса или на других конкурсных площадках в Интернете.

Авторитетное жюри, в состав которого войдут деятели искусства, а также представители СМИ и бизнеса, изберет победителей в четырех номинациях:
- картина
- карикатура
- журнальная иллюстрация или комикс
- скетчи из зала суда.

Победители конкурса, по давней российской традиции заграничных поездок на обучение художественному мастерству, на неделю отправятся в Нью-Йорк.
Еще один приз будет присужден работе, лидирующей по итогам пользовательского голосования.

Работы принимаются по адресу www.risuemsud.ru  или www.risuem-sud.ru  с 10 июля по 8 сентября.
Координатор конкурса – Злата Понировская - zlata.ponirovskaya@gmail.com

Открытие выставки по итогам конкурса «Рисуем суд» состоится в пятницу, 11 сентября 2009 г. О месте проведения выставки будет сообщено дополнительно.

Устроители рекомендуют конкурсантам посетить открытые слушания по делу Михаила Ходорковского, которые проводятся по будням в Хамовническом суде по адресу: г. Москва, 7-й Ростовский пер., д. 21 с 11:00 до 17:00 (перерыв с 14:00 до 15:00). Проход свободный с паспортом. Контакт – Сергей Лукашевич - sergey.lukashevsky@gmail.com - директор Сахаровского центра.

История жанра.

У судебных художников всегда было много работы: сначала за отсутствием фотографии, потом за недозволенностью ее в залах судебных заседаний, а потом — просто потому, что рисунки из зала суда нередко говорят больше, чем фотографии. Сейчас расцвет жанра миновал — спад начался после того, как в конце 1970-х суд во Флориде постановил, что в американских залах суда допустима фотосъемка. Однако и по сей день суд часто не готов рискнуть превращением процесса в реалити-шоу и фоторепортеры допускаются в залы заседаний не всегда. Порой судебный художник работает в паре с судебным репортером, который выбирает, какую сцену художнику надлежит изобразить, но «желтого» репортерства в судебном рисунке практически не бывает — профессия не та. Очень деликатная работа. Легко понять, почему она предпочтительнее судебной фотографии.
Судебные художники пользуются разной техникой — от карандашных набросков до акварели. И с точки зрения жанров судебный рисунок тоже разнообразен — от портретов до бытовых сцен. Судебную живопись и судебное рисование объединяют не техники и жанровые нюансы, а обстоятельства рисования и определенным образом устроенный глаз, способный уловить и запечатлеть мимолетное.
Историю судебного рисунка можно, пожалуй, отсчитывать с Оноре Домье и его серии литографий «Служители правосудия» (1835—1848). В России (потом в СССР, потом опять в России) художников начали допускать к работе в судах в середине XIX века. На процессе по делу первомартовцев в 1881 году рисовали врач и путешественник Павел Пясецкий, художник-передвижник Владимир Маковский и полицейский художник А. Насветевич. Сохранились зарисовки с судебного процесса по делу Бейлиса.
Знаменитая картина маслом «Конец. Последние часы в ставке Гитлера» Кукрыниксов и их графическая серия «Обвинение» (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе) создавались по мотивам того, что художники увидели и услышали на суде над нацистскими преступниками. Рисовал нюрнбергских фигурантов и карикатурист Борис Ефимов («Нюрнбергская серия»).
В США своими судебными рисунками известны десятки крупных художников.
Американский художник-иллюстратор Лео Хершфилд (1904—1979) работал на процессах «Чикагской семерки», обвиненной в заговоре с целью мятежа; «Хэррисбёргской семерки» и «Гейнсвиллской восьмерки», выступавших против войны во Вьетнаме, а также на судебных заседаниях по делам педиатра и правозащитника Бенджамина Спока; Уильяма Кэлли, приговоренного к каторге за бойню во вьетнамской деревне Милай; Клея Шоу — единственного обвиняемого по делу об убийстве президента Джона Ф. Кеннеди; Джека Руби, обвиненного в убийстве Ли Харви Освальда; Артура Бремера, которого судили за покушение на убийство кандидата в президенты Джорджа Уоллеса; Джеймса Эрла Рея, убийцы Мартина Лютера Кинга-мл. и др.
Известный художник комиксов Дик Рокуэлл (1920—2006) рисовал на процессах по делам леворадикальной партизанской организации Weather Underground и Black Liberation Army.
Журналистка и художница Розали Риц (1923—2008) рисовала на процессах Патти Хёрст, примкнувшей к леворадикальной организации «Симбионистская армия освобождения»; на процессах убийцы сенатора Роберта Ф. Кеннеди, Сирхана Сирхана; на суде по делу Чарли Мэнсона и на процессе «черных пантер» — Анджелы Дэвис и Хьюи П. Ньютона. Вместе с ней Чарли Мэнсона, Патти Хёрст и Сирхана Сирхана рисовал Билл Линьянте.
Полетт Фрэнкл работает в суде по сей день; среди тех, чьи процессы она изображала, — Дж. Тони Серра, Элли Неслер и Тед Бинион.
В 2005 году, в Москве, состоялась выставка художника Павла Шевелева «Рисунки по делу» — зарисовки из Мещанского суда, где рассматривалось дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Когда в интервью «Новой газеты» художника спросили, что показалось ему наиболее интересным, Шевелев ответил: «Наиболее интересным было то, что в Москве 50 тысяч художников, но ни одному не пришло в голову рисовать этот процесс. И пять миллионов людей, которые сюда не заходят».


Конкурс проводится компанией Sergey Kuznetsov Content Group.
Компания Sergey Kuznetsov Content Group с 2004 года занимается разработкой контента и поддержкой интернет-сайтов, в том числе ряда благотворительных, а также продвижением в социальных средах. Проекты компании отмечены профессиональными наградами и занимали первые места в рейтингах популярности интернет-сайтов. Компания сотрудничала и продолжает сотрудничать со множеством некоммерческих организаций, в том числе с фондом AVI CHAI, British Council, «Трансатлантические партнеры против СПИДа», «Российское медиа-партнерство против СПИДа» и др.

 TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO