ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Коллоквиум "Как экспонировать искусство ХХ века сегодня?"  
Третьяковская галерея на Крымском Валу 

10-11 ноября 2005  
конференц-зал Третьяковской галереи  
Крымский вал, 10

10
-11 ноября в Третьяковской галерее на Крымском валу при поддержке и участии: Посольства США в Москве, Британского Совета, Московского музея современного искусства, Американского культурного центра пройдет коллоквиум "Как экспонировать искусство ХХ века сегодня?". В коллоквиуме примут участие крупные зарубежные специалисты: Дона Де Салво, ассоциированный директор и куратор постоянной экспозиции музея Уитни в Нью-Йорке, Джон Ханхардт, главный куратор видео и медиаискусств музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и Мэтью Гейл, куратор Тейт Модерн в Лондоне.
Заявки на участие и темы докладов направляйте координаторам: Елене Зайцевой, elenazai@yandex.ru и Татьяне Волковой tvolkova@mail.ru - отдел новейших течений Третьяковской галереи т. 230 79 44. 
ПРОГРАММА>
Первый коллоквиум состоялся весной 2005 года. В нем приняли участие как ведущие отечественные специалисты, так и зарубежные кураторы – Катрин Давид, Катрин Пере и Сара Уилсон. Коллоквиум был посвящен теоретическим проблемам создания моделей развития искусства ХХ века. Второй коллоквиум посвящен практическим вопросам построения экспозиции. 
Первый коллоквиум показал, что меняется сам тип музея, выставляющего искусство прошлого века. "Музеи современного искусства», строго следующие авангардисткой модели, выводят за рамки истории все направления, не связанные с модернизмом и постмодернизмом. В результате получается необъективная и неполная картина развития искусства в ХХ веке, исключающая значительный блок реализмов ХХ века, как связанных с тоталитарными идеологиями, так и продолжающих традицию прошлого. Характерной чертой такого музея является отсутствие зрителя, феномен "пустых залов".
Что должно прийти ему на смену?
Каким образом музей может создать объективную панораму истории искусства? Насколько важен в этой панораме элемент шоу, "парад аттракционов"? Хочет ли музей вступать в борьбу за зрителя с институтами массовой культуры, или же у него есть «собственный» зритель? Что ожидает от музея зритель, и как может музей ХХ века не обмануть его ожидания?
Особенностью нашей коллекции, как и многих музеев,   является ее историческая прерывистость, конфликтность материала. Коллекция Третьяковской галереи распадается на блоки, каждый из которых имеет свою логику развития и отдельную историю: авангард, реализмы 20-х – 30-х, соцреализм, нон-конформизм и современное искусство. Как показывать эти трудно совместимые части в едином нарративе? Можно ли экспонировать их вместе, или нужно создать отдельные экспозиции? Если эти части показывать вместе, то каким образом их можно объединить? И как соотнести с этими блоками маргинальные направления – искусство внутреннего сопротивления мейнстриму?
Помимо этой проблемы, необходимо решить, как проявить специфику каждого из разделов,  рубрицировать эти блоки так, чтобы их структура была ясна зрителю. Нужно ли добавлять сюда другие виды искусства: кино, фотографию? Если да, то как? Надо ли привлекать реконструкции, и в какой мере? Какое место может занять с этой экспозиции продукция масс медиа: газеты, плакаты, пропагандистское кино? 
Насколько актуальным остается сегодня разделение на «высокую» и «массовую» культуру, и должен ли музей оставаться на позициях «высокой»? Все больше теоретиков и кураторов склоняется к тому, что невозможно сейчас выставлять только «высокое» искусство, шедевры. Если в западном искусстве проблема «текста и «контекста» решена, что позволяет выставлять все больше и контекстуальных произведений, не теряя основной нити повествования, то в случае с советским искусством пока «текст» не отделен от «контекста», взаимодействие «высокого» и «низкого» не прояснено, и эту проблему придется решить в процессе создания экспозиции.
Учитывая сложность и многообразие материала искусства ХХ века, необходимо понять, должен ли музей руководствоваться этическими критериями в отборе произведений для экспонирования, и каковы должны быть эти критерии?
Необходимо также решить, с какого художника начинать историю века? А также, кем и как надо завершать ХХ век, чтобы он не казался упадком своего начала? 
Очевидно, на все эти вопросы невозможно подобрать однозначные ответы. Однако открытое их обсуждение с отечественными и зарубежными коллегами поможет музейному сообществу приблизиться к  созданию современной, объективной и ясно артикулированной экспозиции. 
В коллоквиуме примут участие крупные зарубежные специалисты: Дона Де Салво, ассоциированный директор и куратор постоянной экспозиции музея Уитни в Нью-Йорке, Джон Ханхардт, главный куратор видео и медиаискусств музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и Мэтью Гейл, куратор Тейт Модерн в Лондоне, а также отечественные специалисты в области теории и истории искусства, философии, социологии. 

ПРОГРАММА

10 ноября, четверг

Утреннее заседание:
11.00 – 11.10 Лидия Ивановна Иовлева, зам.генерального директора ГТГ по научной работе. Приветственное слово
11.10 – 11.30 Ирина Лебедева, зам.генерального директора ГТГ по научной работе. Вступительное слово
11.30 – 12.30 Дона Де Салво, ассоциированный директор и главный куратор постоянной экспозиции музей Уитни в Нью-Йорке.  «Subjective Models: Possibilities for Ways of Seeing Art». «Субъективные модели: различные способы видения искусства».
12.30 – 12.50 Андрей Ерофеев, зав.отделом новейших течений ГТГ. «О новой периодизации русского искусства ХХ половины ХХ века»
12.50 – 13.10 Иосиф Бакштейн, к.ф.н., комиссар Московской Биеннале, зав. сектором современной художественной культуры Российского института культурологии.  «Историзировать русское искусство»
13.10 – 13.30 Елена Петровская, с.н.с. Института философии РАН, к.ф.н.  «Музей: фигуры исключения»
13.10 – 14.00 дискуссия
14.00 – 15.00 перерыв на обед
Вечернее заседание:
15.00 – 15.20 Виктор Мизиано, к.и.н., крутор, критик современного искусства, главный редактор «Художественного журнала», главный редактор «Manifesta Journal of Contemporary Curatorship». «Музейная экспозиция – производство антагонизма?»
15.20 – 16.20 Мэтью Гейл, куратор Тейт Модерн в Лондоне. «Постоянная экспозиция искусства ХХ века в галерее Тейт в Лондоне»
16.20 – 16.40 Борис Дубин, социолог культуры, ведущий н.с. Аналитического центра Юрия Левады. «Экспозиция-архив и экспозиция-высказывание:  к социологии современной выставки»
16.40 – 17.00 Дискуссия

11 ноября, пятница

Утреннее заседание:
11.00 – 12.00 Джон Ханхардт, главный куратор видео и медиаискусств музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. «Видео и новые медиа в экспозиции музея»
12.00 - 12.20  Екатерина Андреева, к.и.н., д.ф.н., ведущий научный сотрудник отдела новейших течений ГРМ. «Искусство ХХ века в экспозициях музеев Петербурга"
12.20 – 12.40 Надежда Юрасовская, с.н.с. отдела живописи 2-ой половины ХХ века ГТГ. «О соцреалистической доктрине»
12.40 – 13.00 Светлана Капырина, с.н.с. отдела живописи 2-ой половины ХХ века ГТГ. «Заметки музейного хранителя живописи 2-й половины ХХ века»
13.00 – 14.00 Дискуссия
14.00 – 15.00 перерыв на обед
Вечернее заседание:
15.00 – 15.20 Екатерина Деготь. Тема уточняется
16.00 -  16.20 Фаина Балаховская, критик, историк искусства. «Новое осмысление социалистического реализма»
15.20 – 15.40 Андрей Ковалев. Тема уточняется
16.20 – 17.00 Подведение итогов, дискуссия


TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO