ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Уставший снег. Цикл программ современного
русского экспериментального кино,
видео и анимации
<<7-30 апреля в киноцентре «РОДИНА» цикл программ современного русского экспериментального кино, видео и анимации «Уставший снег». Куратор - Маша Годованная. Данный цикл программ не ставит своей целью представить основные направления в современном русском экспериментальном кино, видео и анимации. Основным критерием в выборе работ была поэтичность языка художника, с помощью которого он общается с внешним миром, его артистизм и лаконичность. |
ПРОГРАММА ПОКАЗОВ: Уставший снег: часть I 7 апреля, суббота, 17.00 10 апреля, вторник, 21.00 Реставрация сновидений для наших знакомых, Дмитрий Трофимов, 11 мин., 1995 Фильм-сон, фильм-фантазия, фильм-поэзия… Простые действия Даблоидов, Леонид Тишков, 4 мин., 1998 «Даблоид – абсолютно антропоморфное существо, похожее на самостоятельно передвигающуюся ногу с маленькой головой наверху. Он символизирует соитие высокого и низкого: голова в небесах, далеко, потому и маленькая, нога внизу - устойчивая и большая. Знак Дао: инь и ян - это два даблоида, соединенные между собой. Иероглиф Дао (путь) состоит из двух иероглифов: нога и голова. Значит Даблоид это наш путь, его красный цвет - это жизнь, его молчание - наша мудрость.» Л.Т. Ёлка у Ивановых, Леонид Тишков, 2 мин., 1998 Часы, Леонид Тишков, 2 мин., 1998 Пузырёв и Соня, Леонид Тишков, 2 мин., 1998 Три короткометражных фильма по рассказу поэта-обереута Александра Введенского. 4 предмета, Александр Дулерайн и Ян Раух, 9 мин., 1997 Четыре коротких истории о четырёх предметах. Homourban, Платон Инфанте-Арана, 3 мин., 1998 Человек и город: взаимное движение. Черви, Леонид Тишков, 5 мин., 1997 Первая работа из серии общеобразовательных фильмов «Общества по спасению всего живого». Течения смерти, Stepvideo Studio, 4 мин., 1993 Found-footage фильм, исследующий неизвестные течения Jambo, Евгений Кондратьев, 4 мин., 1995 Музыкальный клип для рок-группы «Народное Ополчение». Болеро, Иван Максимов, 6 мин., 1992 Музыкальные повторения «Болеро» Равеля находят новую интерпретацию. Пианино, Платон Инфанте-Арана, 2 мин., 1998 Руки и фортепьяно: музыка. Он, Ольга Лялина, 5 мин., 1995 Мужчина, женщина, футбольный комментатор, любовь на бегу Снежный ангел, Леонид Тишков (совместно с Сергеем Тишковым), 9 мин., 1998 Снежный ангел 2, Леонид Тишков (совместно с Сергеем Тишковым), 4 мин., 1998 Два места – Уральские горы и Гималайи – и один снежный ангел. общая длительность программы: 72 мин. Уставший снег: часть II 14 апреля, суббота, 17.00 17 апреля, вторник, 20.00 Нью-Йорк Андеграунд, Маша Годованная, 7 мин., 1999 Поэт однажды сказал: «Тьма – это всего лишь разновидность света». Они всегда рядом в переплетении друг с другом; неразделимые и невидимые части нашей жизни. Существа воздуха, Леонид Тишков (совместно с Сергеем Тишковым), 6 мин., 2000 Второй видео-перформанс Леонида Тишкова и его коллег, представляющий ветер в роли скульптора. Их первая работа, «Картины ветра», изображала ветер как художника. Похороны Новогодней Ёлки, Леонид Тишков (совместно с Сергеем Тишковым), 2 мин., 2000, Второй фильм «Общества по спасению всего живого». Сократ сказал… , Андрей Мурашов, 4 мин., 1999 Русский Сократ расспрашивает надоедливого прохожего. Quran, Вадим Кузенков, 6 мин., 1999 Танец света. Постиндустриальный сны, Дмитрий Трофимов, 9 мин., 1995 Шаманский танец на руинах индустриального общества. Видео-мусор, Дмитрий Трофимов, 8 мин., 1999 Видео-коллаж из порнофильмов. Межсезонье, Платон Инфанте-Арана, 4 мин., 2001 Захватывающий танец несуществующих существ. 16 mm, Соня Нелюбина, 3 мин., 2000 Раскрашенный вручную фильм о человеческих метаморфозах. Taaroa, Вадим Кузенков, 4 мин., 1995 Возникающий из лавы дух выходит на поверхность Земли. Но его законное место – Подземный Мир, куда он и должен вернутся. Люк, Синий суп, 1:20 мин., 1999 Гроза, Синий суп, 0:40 мин., 1999 Центр, Синий суп, 1 мин., 1998 Три минималистические видео-шутки. Dubus, AV, 5 мин., 2005 Медленный танец классического кино под музыку Zelany Rashoho. Silvagen, Вадим Кузенков, 16 мин., 2000 Медитация на воду. Уставший снег: часть II 14 апреля, суббота, 17.00 17 апреля, вторник, 20.00 Ветер вдоль берега, Иван Максимов, 6 мин., 2003 Лирическая и трогательная история о тяжелой жизни прибрежной деревни, страдающей от сильного ветра. Петра: открытка, Дмитрий Трофимов, Анжела Ашихмина, 2 мин., 2005 В своё время, люди посылали открытки друг другу для того, чтобы поделиться впечатлениями и ощущениями от увиденных мест. Эти послания были краткими и поэтичными, точно передающими моменты радости и счастья. И фильм напоминает нам об этой почти забытой форме общения... Mute, группа Синий суп, 4 мин., 1998 Два человека за стеклом. Кто они? Без названия №1, Маша Годованная, 4 мин., 2005 Прогуливаясь по Невскому проспекту, я увидела девочку, исполняющую этот страстный и соблазнительный танец. Hors-la, Соня Нелюбина, 4 мин., 2001 Раскрашенный вручную фильм, исследующий красоту цвета и движения. Чёрный пахарь, Аристарх Чернышев и Владислав Ефимов, 2 мин., 2002 Данное видео – часть проекта «Монумента Арнольду Шварценеггеру как Терминатору Т-800», который должен был быть возведён в 2003 году в австрийском городе Граац, на родине Арнольда. Алфавит, Борис Казаков, 4 мин., 2004 Художественное видение русского алфавита. Комбинация коллажа и бескамерной анимации. Италия: открытка, Дмитрий Трофимов, Анжела Ашихмина, 3 мин., 2005 Продолжение цикла видео открыток. Aut, Вадим Кузенков, 5 мин. Музыкальное видео, навеянное осенью. Сальери, Платон Инфанте-Арана, 14 мин., 2002 Интерпретация «Моцарта и Сальери» Пушкина. Чашка, Максим Илюхин, 5 мин., 1999 Видео-медитация на объект и движение. Механизмы, Дмитрий Трофимов, 3 мин., 2005 Механические движения, доведённые до абсурда. Никодим, Леонид Тишков, 6 мин., 2001 История путешествия одного человека. Голоса мёртвых, Юра Элик, 10 мин., 2005 Отрывок из совместной работы Шумов России и 2012, посвященной феномену электронных голосов (EVF) - записи на магнитофонную ленту голосов и звуков «ниоткуда» - и памяти его первооткрывателя Фридриха Юргенсона. общая длительность программы: 72 мин. Уставший снег: часть III 14 апреля, суббота, 17.00 17 апреля, вторник, 20.00 Картины ветра, Леонид Тишков (совместно с Сергеем Тишковым), 8 мин., 1998 Видео-перформанс на крыше, где ветер выступает в роле активного участника художественной акции. Facture, Дмитрий Трофимов, 2 мин., 2005 Работа на изучение фактуры в видео. Резня, Кирилл Шувалов, 1 мин., 2003 Непредсказуемое насилие в стаде слонов. Дачный монстр, Татьяна Новикова, 0:40 мин., 2005 Приветствие от женщины в купальнике да ещё с тележкой. Инопланетянин, Кирилл Шувалов, 1 мин., 2003 «Они» могут напасть на нас в самых неожиданных местах… Кротоскобризмус, Владимир Кобрин, 5 мин., 1997 Философский видео-этюд. Дорога жизни, Нодари Фёдоров, 12 мин., 2005 Стоит ли снимать документальный фильм о своих друзьях? Фильм отвечает на этот вопрос. Помещение 3806, Кирилл Шувалов, Владимир Раннев, 5 мин., 2004 Синхронизированное звучание электронной музыки с пульсирующими изображениями статичных фотографий. Between Time, Соня Нелюбина, 5 мин., 2005 Время движется назад, а вместе с ним меняют свое направление люди и всё, что их окружает. В этом же потоке - главная героиня фильма. Сможет ли она изменить вектор своего движения? (а так?). Сон пляшущих человечков, Владимир Кобрин, 14 мин., 1998 Необязательно понимать смысл жизни. Вполне достаточно знать, что он существует... Франция: открытка, Дмитрий Трофимов, Анжела Ашихмина, 4 мин., 2005 Продолжение начатой серии видео-открыток. Between Words, Кирилл Шувалов, 3 мин., 2004 Видео-работа, вдохновлённая стихотворением Мари Силкиберг. Скалозуб, Владимир Лило, 1 мин., 2005 Проживание в коммунальной квартире изменяют человека до неузнаваемости. Большой привет из Минска, Татьяна Новикова, 0:30 мин., 2005 Дровосек, топор и разрубленный пенёк. Pop-corno, Кирилл Шувалов, 5 мин., 2003 Любовная история американца и русской девушки. Огромное расстояние отделяют их друг от друга. Им никогда не преодолеть его. общая длительность программы: 67 мин. |
<<В
программе представлены работы Дмитрия Трофимова, одного из активных участников
Параллельного кино 90-х годов, а сегодня – видео-художника и режиссёра. Его
ранние работы, снятые на киноплёнку, сильно отличались от фильмов других
параллельщиков: простота образов, нелинейность повествования, характерный
монтаж. И, несмотря на то, что более поздние фильмы сняты на видео, его работы
также наполнены поэзией, как и прежде. « В одной двадцатьчетвертой целлулоидной
реальности всегда сохраняется тайна – некая имплицитная субстанция, которая
остается темной, неразгаданной, ускользающей от понимания….. Возможно,
необходима поверхность кожи, чтобы воспринять самостоятельную жизнь архетипов и
визуальных рефлексий, отраженных на периферии вывернутой наизнанку оболочки
взгляда…. Фильм, как транскрипция ощущений и чувств, как ритуальный акт, как
объяснение в любви…» (Д. Трофимов) Также в цикл программ вошли практически все видео-работы Леонида Тишкова, известного московского художника, занявшегося видео в конце 90-х годов. Это и видео-перформансы («Картины ветра», «Существа воздуха»), и перекладная анимация («Ёлка у Ивановых» (фильм созданная по произведениям поэта- обереута А. Введенского), «Простые действия Даблоидов»), и видео-комментарии («Черви», «Похороны Новогодней Елки»), и лирические повествования («Снежный Ангел», «Снежный Ангел-2»). Мир Тишкова населяют разные существа: Стомаки («автономно живущий и движущийся желудочно-кишечный тракт»), Даблоиды («он похож на самостоятельно передвигающуюся ногу с маленькой головой наверху и символизирует соитие высокого и низкого... Даблоид это наш путь, его красный цвет - это жизнь, его молчание - наша мудрость»), Водолазы («черный бархат их кожи, скафандра, напоминает плюшевых медведей, любимую игрушку детей, длинный шланг - это бесконечная пуповина, никогда не отрезанная, она сопровождает нас всю жизнь, связывая с землей и вечностью»), Вязанники («новое существо, созданное двумя главными составляющими моего искусства: феноменами времени и места; примеривая на себя Вязаника, одеваясь в одежду нескольких поколений, ты становишься безымянным, безличным существом, обретаешь бессмертие…»), Никодим (образ самого художника). И зрителю представится уникальная возможность познакомиться с большинством из них. Сразу две программы из цикла «Уставший снег» включают в себя видео-работы группы «Синий Суп». Как говорят о себе непосредственные участники этого творческого союза, Алесей Добров, Даниил Лебедев и Александр Лобанов, «BlueSoup не имеет отношения к политике, морали, государственной идеологии, экономике, власти, насилию, сексу, спорту. BlueSoup имеет некоторое отношение к поэзии. BlueSoup имеет некоторое отношение к мистике. BlueSoup имеет определенное отношение к прекрасному. BlueSoup не имеет отношения к юмору и иронии. BlueSoup имеет отношение к гармонии. BlueSoup не провоцирует. BlueSoup не реагирует. BlueSoup – это, зачастую, видео. BlueSoup Video – это, как правило, очень короткое видео. BlueSoup Video – это когда почти ничего не происходит. BlueSoup Video – это отсутствие персонажей, монтажа, сюжета, завязки, кульминации и развязки. BlueSoup Video не рассказывает историй. При этом BlueSoup Video имеет структуру, ритм, композицию». В показ также вошли работы ещё одной творческой группы, питерского мультимедийного коллектива «2012». Этот коллектив, название которого происходит от года, на котором заканчивается календарь Майя, был создан в 1998 году и дебютировал в конце того же года с инсталляцией ПРА-ОБРАЗЫ в Art-Галерее 103 на Пушкинской 10. С самого начала коллектив работал над созданием аудиовизуальных пространств, в которых и визуальная составляющая, и звук находились бы в постоянной и тонкой взаимосвязи. Для этого использовались шумовая, амбиентная и этническая музыка, живой аудиомикс, квадрофонический звук, многочисленные видео, компьютерные и слайд-проекции, в том числе и на объекты. В программы «Уставший снег: часть 2», «Уставший снег: часть 3» и «Уставший снег: часть 4» вошли работы Вадима Кузенкова, Софьи Нелюбиной и Юрия Элика. Анимационную часть цикла представляют работы Ивана Максимова, хорошо известного московского мультипликатора, создателя странных существ, живущих в странных мирах, и Бориса Казакова, питерского режиссёра, работающего в редких техниках кино-коллажа, scratching и непосредственного рисунка на киноплёнке. Имя Владимира Кобрина хорошо известно не только профессионалам, но и любителям кино. Его называли «концептуалистом, основателем русского авангарда в научном кино». «Я думаю, что наиболее верная ориентация человека во временном пространстве, - говорил Кобрин, – это когда мы движемся в будущее затылком вперед. Не надо пытать будущее. Все-таки человек, - и это мое глубочайшее убеждение – созидатель прошлого. Когда в прошлом у нас есть опоры разного рода, тогда мы прочнее чувствуем себя в настоящем и тогда будущее неизбежно приходит к нам. Если же мы начинаем моделировать будущее и его коверкать, то мы отрываемся от прошлого и настоящее в таком случае – всегда кошмар». В программу включено несколько его видео работ («Кротоскобризмус», «Сон пляшущих человечков»), а в дальнейшем запланирована целая ретроспектива его фильмов, приуроченная к его 65-летию. Помимо перечисленных авторов, в цикле программ «Уставший снег» будут представлены работы самых разных режиссёров и кино-/видео-художников, таких как Платон Инфанте-Арана, Евгений Кондратьев (Дебил), Александр Дулерайн и Ян Раух, Ольга Лялина, Андрей Мурашов, Мария Годованная, группа AV, Аристарх Чернышев и Владислав Ефимов, Нодари Фёдоров, Максим Илюхин, Кирилл Шувалов и Владимир Раннев, Татьяна Новикова, Владимир Лило. Данный цикл программ не ставит своей целью представить основные направления в современном русском экспериментальном кино, видео и анимации. Основным критерием в выборе работ была поэтичность языка художника, с помощью которого он общается с внешним миром, его артистизм и лаконичность. История русского экспериментального кино начиналась в 20-30-ые годы, когда опыты Эйзенштейна, Вертова, Довженко и Кулешова в области киноязыка, потрясли весь мир. Но с укреплением тоталитарной власти в Советской России и усилением контроля над кинопроизводством (не даром Ленин сказал, что «из всех искусств кино – самое главное»), всякие эксперименты в кино были прекращены, а «непослушные» режиссеры – лишены возможности дальнейшей работы. Немногочисленные кино-опыты 60-70-х годов не могли изменить систему тоталитарного контроля. И только с ослаблением режима в середине 80-х и изменениями в системе управления кинопроизводством, в России сложилась ситуация, которая позволила многим кино-художникам и режиссёрам выйти из-под контроля государства и создать свои независимые студии. В начале 80-х возникло новое экспериментальное движение - «Параллельное кино», которое объединяло кино- и видео-художников, работающих вне системы официального кино-эстеблишмента. Его яркими представителями в Петербурге были Евгений Юфит, «отец» питерского Некрореализма, Евгений Кондратьев (Дебил), Андрей Мёртвый; в Москве - братья Алейниковы, организовавшие клуб Сине Фантом, Борис Юхананов и др. В ноябре 2007 года в киноцентре «Родина» была представлена большая программа от Сине Фантома. Но экономическая нестабильность конца 80-х – начала 90-х сильно ударила как по официальному кинопроизводству, так и по режиссёрам, работающим независимо. С приходом в Россию компьютерных технологий, а также их последующим бурным развитием и всевозрастающей доступностью, многие режиссёры смогли использовать видеокамеру и компьютер как ещё одно средство самовыражения. Но если до 90-х годов в арсенале художников были все кино-форматы от 35 мм до супер-8мм, то с разрушением технической базы к середине 90-х (утилизация лабораторий, остановка выпуска отечественной киноплёнки и камер, дороговизна импортной продукции) и системы дистрибуции малоформатной плёнки 16 мм кинопроизводство в России было практически полностью уничтожено *. Поэтому не так много экспериментальных режиссёров работают с этим кино-форматом, а супер-8 полностью «вымер». В большинстве случаев художники были вынуждены перейти на видео, что иногда очень сильно отражалось на стиле и качестве их работ. Нынешняя ситуация в российском экспериментальном кино непростая. Режиссёрам приходится решать много проблем, касающихся не только искусства, но и обычных повседневных реалий. Экономические и политические изменения влекут за собой изменения во всех областях функционирования страны. Но несмотря ни на что, эксперимент продолжается. Новые работы создаются. Новые художники избирают язык образов как средство самовыражения. Новые формы и значения рождаются в процессе творческого поиска и создания. |