ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Пишет недобрый и требовательный Андрей ВЕЛИКАНОВ    

.17 Сурков и банальности.

Владислав Сурков, влиятельный зам главы Администрации Президента, коим привыкли пугать друг друга представители творческой интеллигенции, дебютировал в роли арт критика журнала "Артхроника" ( № 6, 2008) статьёй "Полисский въезжает".
Есть так же статья "Война и мир Хоана Миро" в колонке Владислава Суркова в третьем номере журнала "Русский пионер".
 
Сначала я долго пытался представить себе, что такое "силикон в хорошем смысле". В плохом, вероятно, имеется в виду, - в грудях куклы Барби. А в хорошем? Когда из этого материала сделаны какие-то полезные вещи в американском народном хозяйстве? Чтобы американские художники могли делать из них свои мегаинсталляции? Так и не нашел ответ на этот вопрос...

Потом вдруг вспомнил Набокова. Да, вот прямо так и сравнил Суркова с Набоковым. Потому что только Владимир Владимирович мог сделать невозможное - превратить несколько банальностей в неожиданную метафору и тонкую загадку. Вот эпиграф к "Дару": "Дуб - дерево. Роза - цветок. Олень - животное. Воробей - птица. Россия - наше отечество. Смерть неизбежна." У П.Смирновского в "Учебнике русской грамматики" банальности продолжаются и дальше, - стены белят белилами, гвозди вытаскиваются клещами, для уборки сена нужны грабли. Но для тонкой метафоры это уже лишнее.

А еще Набоков иногда интерпретировал изобразительное искусство. "Подсолнухи" Ван-Гога были для него символом пошлости. А когда ему потребовалось описать состояние полного отвращения одного из своих героев к увиденному, то рядом с клистирной кишкой, натягиваемой на ванный кран, и всяким мексиканским (у нас было бы китайским) вздором появляется "Арлезианка" Ван-Гога, "банального баловня изысканной части буржуазного класса". Когда это читаешь, возникает ощущение, что это не тот Ван-Гог, которого можно лицезреть, например, в Пушкинском музее, а придуманный автором литературный персонаж. Кстати, клистирная кишка - не один ли из тех хороших силиконовых предметов?

Сурков тоже что-то такое выложил из трюизмов. В Америке - силикон, в Испании - Бог, в России - дерево. И все вместе получилось вполне себе складно. Так же, как и суверенная демократия, - вроде бы ясно, что это нелепость и терминологический нонсенс, но в пропагандистском смысле - отличная метафора! Целые конгрессы и круглые столы из ученых мужей заседают и вполне находят повод для содержательного разговора.

Тот факт, что мои впечатления связаны исключительно с языком автора, а не с интерпретацией творчества двух художников, имеет конкретное объяснение. Как суверенная демократия имеет прямой (но скрытой) задачей удаление демоса из "кратии" (уже было сказано - выдавливание граждан из политики), так и искусствоведческие упражнения Суркова содержат в себе нечто похожее по отношению к художникам. Конечно, их так просто не удалишь, особенно Миро, но можно свести их к природе, естественному бытию, неосознанной интуитивной деятельности. Тогда процесс идеологической интерпретации становится гораздо важнее, чем само интуитивное творчество. Ведь сказал же Ролан Барт, что автор умер для того, чтобы возродиться в голове читателя. И вот, наконец, мы имеем ту голову, в которой существует ясная картина мира.

Андрей Великанов
отредактировано 17.07.2008

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO