ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Пишет недобрый и требовательный Андрей ВЕЛИКАНОВ
.17 Сурков и банальности.
Владислав Сурков, влиятельный зам главы Администрации
Президента, коим привыкли пугать друг друга представители творческой
интеллигенции, дебютировал в роли арт критика журнала "Артхроника"
(
№ 6, 2008) статьёй "Полисский въезжает". Есть так же статья "Война и мир Хоана Миро" в колонке Владислава Суркова в третьем номере журнала "Русский пионер". |
Сначала я долго пытался представить себе, что такое "силикон в хорошем
смысле". В плохом, вероятно, имеется в виду, - в грудях куклы Барби. А в
хорошем? Когда из этого материала сделаны какие-то полезные вещи в
американском народном хозяйстве? Чтобы американские художники могли делать
из них свои мегаинсталляции? Так и не нашел ответ на этот вопрос... Потом вдруг вспомнил Набокова. Да, вот прямо так и сравнил Суркова с Набоковым. Потому что только Владимир Владимирович мог сделать невозможное - превратить несколько банальностей в неожиданную метафору и тонкую загадку. Вот эпиграф к "Дару": "Дуб - дерево. Роза - цветок. Олень - животное. Воробей - птица. Россия - наше отечество. Смерть неизбежна." У П.Смирновского в "Учебнике русской грамматики" банальности продолжаются и дальше, - стены белят белилами, гвозди вытаскиваются клещами, для уборки сена нужны грабли. Но для тонкой метафоры это уже лишнее. А еще Набоков иногда интерпретировал изобразительное искусство. "Подсолнухи" Ван-Гога были для него символом пошлости. А когда ему потребовалось описать состояние полного отвращения одного из своих героев к увиденному, то рядом с клистирной кишкой, натягиваемой на ванный кран, и всяким мексиканским (у нас было бы китайским) вздором появляется "Арлезианка" Ван-Гога, "банального баловня изысканной части буржуазного класса". Когда это читаешь, возникает ощущение, что это не тот Ван-Гог, которого можно лицезреть, например, в Пушкинском музее, а придуманный автором литературный персонаж. Кстати, клистирная кишка - не один ли из тех хороших силиконовых предметов? Сурков тоже что-то такое выложил из трюизмов. В Америке - силикон, в Испании - Бог, в России - дерево. И все вместе получилось вполне себе складно. Так же, как и суверенная демократия, - вроде бы ясно, что это нелепость и терминологический нонсенс, но в пропагандистском смысле - отличная метафора! Целые конгрессы и круглые столы из ученых мужей заседают и вполне находят повод для содержательного разговора. Тот факт, что мои впечатления связаны исключительно с языком автора, а не с интерпретацией творчества двух художников, имеет конкретное объяснение. Как суверенная демократия имеет прямой (но скрытой) задачей удаление демоса из "кратии" (уже было сказано - выдавливание граждан из политики), так и искусствоведческие упражнения Суркова содержат в себе нечто похожее по отношению к художникам. Конечно, их так просто не удалишь, особенно Миро, но можно свести их к природе, естественному бытию, неосознанной интуитивной деятельности. Тогда процесс идеологической интерпретации становится гораздо важнее, чем само интуитивное творчество. Ведь сказал же Ролан Барт, что автор умер для того, чтобы возродиться в голове читателя. И вот, наконец, мы имеем ту голову, в которой существует ясная картина мира. Андрей Великанов отредактировано 17.07.2008 |