ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
2
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
<<C
20
марта в Манеже
Седьмой Международный месяц фотографии
«Фотобиеннале
2008». Расписание открытий выставок «Фотобиеннале 2008» до15 мая 2008 года - не очень удобно, но чрезвычайно подробно> <Андрес Серрано. Ольга Свиблова. Courtesy Paula Cooper Gallery> <Текст Ольги Свибловой> |
21 марта - 21 апреля 2008. 20 марта в 19:00
открытие. ЦВЗ Манеж. |
Ив Желли «Картины из Китая» / Yves Gellie.
Куратор: Катрин Филиппо. Проект представлен
Galerie Baudoin Lebon, Париж |
22 марта - 18 апреля в Цехе Красного Винзавода Спецпрограмма
"Фотобиеннале
- 2008". 22 марта - Фотофильмы и авторские комментарии: Гарри Груйер, Франция – 19.00; Лиз Сарфати, Франция – 20.00; Алекс Уэбб, США – 21.00. 23 марта - Георгий Пинхасов (агентство Magnum Photos), Франция-Россия – 19.00; Хана Якрлова, Чехия – 18.00. Показ видеофильмов Мартина Парра – 20.00. «Современная эпоха – размышления об Англии» / «Modern Times – Thinks of England», «Великобритания – зарисовки» / «United Kingdom – Shorts» 29 марта - Авторский фильм Анни Лейбовиц «Анни Лейбовиц: жизнь через объектив фотоаппарата»/ «Annie Leibovitz: Life Through a Lens». Стоимость билета 200 ркблей. 5 апреля - Встреча с Мильтоном Гураном (директор фестиваля «Photo Rio», Бразилия) «Современная фотография Бразилии». Ги Ля Кирек (агентство Magnum Photos), Франция: Фотофильм «Джаз от J до Z» и авторские комментарии - 20.00 12 апреля - Джим Харитас (директор Station Museum, Хьюстон, США). «Искусство видеоарта». Лекция 1. 13 апреля - Джим Харитас (директор Station Museum, Хьюстон, США). «Искусство видеоарта». Лекция 2. 18 апреля - проект MYARTINFO: медиа группа: журналы Modern Painters, Art + Auction, Culture + Travel, Gallery Guide. Louise Blouin MacBain Institute Arts Center http://www.ltbfoundation.org |
25 марта - 27 апреля 2008. Открытие 24 марта в 19:00.
Московский Музей Современного Искусства. Ермолаевский пер.,
д. 17. Ли Фридландер / Джим Дайн «Фотографии и гравюры», 1969 / Lee Friedlander / Jim Dine «Photographs & Etchings», 1969 Собрание Европейского Дома фотографии, Париж Джим Дайн «Фотографии. 1996 – 1998» / Jim Dine « Photographies. 1996 – 1998 »/ Куратор: Паскаль Оэль Собрание Европейского Дома фотографии, Париж |
Несмотря на то, что Фридландер любит ссылаться на Атже, Уолкера Эванса и
Роберта Франка, его творчество безоговорочно вписывается в артистический пейзаж
Нью-Йорка шестидесятых годов, в котором доминировали художники поп-арта: Рой
Лихтенштейн, Клаус Олденбург, Джеймс Розенквист, Энди Уорхол, Том Вессельманн…
Это движение стало настоящим социальным явлением, отразившим образ жизни того
времени. Опираясь на зрелищную составляющую общества потребления, поп-арт
компрометировал не только саму иконографию СМИ, но и те методы, с помощю которых
она создавалась. Изображения Ли Фридландера, для которых характерно наложение
противоречащих друг другу планов с урбанистическими элементами, несомненно
заинтересовали живописца и скульптора Джима Дайна, недавно приехавшего в
Нью-Йорк и активно участвовавшего в авангардных художественных движениях. Они встретились в 1962, быстро стали друзьями, оценив творчество друг друга, и начали обмен рисунками и фотографиями. В 1969 у Джима Дайна возникла идея создать портфолио. Издательство Petersburg Press предоставило им карт-бланш на то, чтобы осуществить «что-нибудь, что еще никогда прежде не осуществлялось». Напротив фотографий, выбранных Ли Фридландером, Джим Дайн помещает свои офорты. Нет никакой тематической или смысловой связи между двумя этими сериями; каждая из них абсолютно открыта и их сопоставление, хоть и кажется странным, является выражением творческой свободы свойственной поп-арту, такой как в «Комбинированной живописи» Раушенберга и Дайна, где в одном произведении сосуществуют предмет и живописная работа. |
Хана Якрлова «Старшая сестра» / Hana Jakrlova « Big
sister » Собрание автора, Чехия Выставка представлена Eric Franck Fine Art, Лондон Владимир Мишуков «Предчувствие» Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» |
20 марта - 20 апреля 2008. Открытие 24 марта в 23:00.
ГУМ. 1-я линия. |
26 марта - 21 апреля 2008. Открытие 25 марта. ЦВЗ Манеж. «Звездное небо» / « Dans les champs des étoiles » Куратор: Аньес де Гувьон Сен-Сир Национальный Фонд современного искусства, FNAC |
Пьер-Паоло Косс «Гибридизация»,
Ирина Дэвис «Детский проект»/
Куратор: Айдан Салахова Проект представлен галереей «Айдан» |
28 марта - 27 апреля 2008. Галерея «Зураб». Открытие состоится 27 марта в
19.00). Тверской бульвар, д. 9. |
2 - 21 апреля 2008. МГВЗ «Новый Манеж» Георгиевский пер., д. 3/3. Открытие
1 апреля. |
3 апреля - 9 мая 2008. Залы RIgroup Мультимедийного комплекса актуальных
искусств на «Винзаводе». 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, к. 4. Открытие
2 апреля. |
4 - 18 апреля 2008. Московская школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко
(открытие состоится 3 апреля в 19.00)/
2-й Красносельский пер., д. 2/
Выставочные проекты студентов Московской школы фотографии и мультимедиа им. А.
Родченко: Илья Коробков «Музей»; Наталья Ульянова «Средняя полоса»; Анастасия Головенченко «Сеанс». «Общее место» - Коллективная выставка/ Художественный руководитель: Ирина Успенская |
5 апреля - 9 мая 2008. Галерея Искусств Зураба Церетели, ул.
Пречистенка, д. 19. Открытие 4 апреля. |
8 апреля - 5 мая 2008. Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
(открытие состоится 7 апреля в 19.00). ул. Воздвиженка, д. 5. Открытие 7 апреля. Марсель Готеро «Строительство г. Бразилиа» (архитектор Оскар Нимейер) / Marcel Gautherot «The construction of Brasília» (architect Oscar Niemeyer) Собрание Moreira Salles Institute / Бразилия/ Куратор: Серджио Бурджи/ Проект представлен при поддержке Посольства Бразилии в России Ариф Ашчи / Arif Aşçi «Панорамы Стамбула»/ Куратор: Энгин Озендеш/ Собрание автора, Турция Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» |
Людмила Зинченко
«Необъективная Москва»/
Куратор: Нина Левитина Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» Георгий Первов 0?.11.01-1.07.07 «Двумирия» (Totalrealism)/ Куратор: Нина Левитина Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» |
9 - 22 апреля 2008. Галерея Фотосоюза (открытие состоится 8 апреля в
18.00), ул. Покровка, д. 5 Ирина Полин «12 комнат» |
|
11 апреля - 15 мая 2008. Фонд культуры «Екатерина», ул. Кузнецкий мост, д. 21/5, подъезд
№8, вход с улицы Большая Лубянка «Андреас Гурский» / « Andreas Gursky » Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» и Фондом культуры «Екатерина» Выставка организована Haus der Kunst, Мюнхен, Германия Художника представляют Gallery Monika Sprüth Philomene Magers / Cologne Munich London and Matthew Marks / New York |
12 апреля 11 мая 2008. Московский Музей современного искусства (открытие
состоится 11 апреля в 19.00), ул. Петровка, д. 25 Наталья Никитина «Кладбище коммунизма» / Видео/ Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» Юлия Мильнер «Universe»/ Видео/ Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» Георгий Острецов «Смотри в оба»/ Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» |
Программа Фотобиеннале – 2008 сформирована вокруг
трех тем: «Свет и цвет», «Изумление, или to be surprise»
, «Магнум - 60 лет!».
«Свет и цвет» - имеют прямое отношение к природе фотографии и её эволюции. В момент возникновения фотографии в 19 веке в русском языке синонимом слова «фотография» была «светопись», цвет появляется позже и сначала это была раскраска или подкраска разными материалами уже существовавших черно-белых отпечатков. В начале 20 века, благодаря братьям Люмьер, изобретателям кинематографа, появляются первая массовая индустрия производства цветной фотографии - автохромы. Кстати, Люмьеры и сами были страстными фотографами. Выставка их собственных фотографий закономерно войдет в программу «Фотобиеннале – 2008» открыв нам не только технику автохромов, но и замечательный образ Франции эпохи Пруста. Современная фотографическая реальность такова, что съемка на цифровые камеры все более и более вытесняет классическую фотографию, снятую на черно-белую пленку и отпечатанную вручную самим автором. Тем не менее, это классическая техника и поныне дает удивительные результаты в руках настоящих художников. Её исчезновение, с точки зрения потерь для искусства фотографии, может привести к ещё более трагическим результатам, чем исчезновение редких животных или растений. Выставки Марио Джакомелли, Эдуарда Буба, Ги Ле Керрека, Ральфа Гибсона, Франциска Гонсалеса, Фернанда Лемуша, Богдана Конопки, Сергея Берменьева, Игоря Аскарова, Екатерины Голицыной, Андрей Гордасевича и др. – наглядное свидетельство неисчерпаемых возможностей светописи и её бесконечных реинкарнаций. Эволюцию цвета в российской фотографии с 1860 гг. можно будет проследить на выставке с романтическим названием «Первоцвет». От первых «крашенок» до уникальных работ Дмитрия Бальтерманца, Якова Халипа, Роберта Диамента, Всеволода Тарасевича, Ивана Шагина и др. Это не только эволюция цвета и история российской фотографии, но и история России в фотографиях, где цвет выражал время, настрой и настроение эпохи. Сюрпризом станут ранее никогда не экспонировавшиеся опыты Александра Родченко с раскраской фотографии. Первый из них датируется концом двадцатых, а в тридцать пятом году его работа «Стадион» демонстрирует прямую раскраску фотографии, структурно подобную его конструктивистским монтажам. Диапазон первоцвета - от наивной раскраски семейных портретов к экспериментам Александра Родченко или ироническому возврату к цветным «люриксам» у Бориса Михайлова; от автохромов Прокудина-Горского, кстати, ученика Менделеева и братьев Люмьер до тончайших опытов с цветом у Штеренберга или Бальтерманца. Современное искусство, обращаясь к фотографии, работает с цветом концептуально. Наталья Павловская, одна из самых молодых участников Фотобиеннале, в своем проекте «Высокая печать» снимает старую типографию в модальности «поисков утраченного времени». Соответственно, и цвет её ближе к Диаменту , Шагину и Бальтерманцу, авторам из «Первоцвета», и в то же время этот цвет приходит «из сегодня» не скрывая своей цифровой природы и современной энергетики взгляда. Нежный и изобретательный проект художников из Краснодара Виктора и Елены Хмель «Золотая осень» симулятивно использует тона русской реалистической пейзажной школы конца IX - начала XX века. В заброшенном поселке под Краснодаром, где когда-то добывалась нефть, а теперь остались только ржавые нефтяные вышки и покинутые дома, они устроили тотальную инсталляцию «золотой субботник». «Изумление, или to be surprise» - здесь интересен момент, как фотограф выбирает сюжет, и почему он нажимает на спуск фотоаппарата именно в эту долю секунды. Речь идет о той магической связи, которая возникает между художником и объектом съемки, тем напряжением времени и пространства, которое изумляет сначала фотографа, а потом и нас, зрителей, заставляя остановиться перед снимком, не пробежать, а запомнить, почувствовать и задуматься … Проект Джима Дайна - классика современного американского искусства, который уже более четверти века не расстается с фотокамерой, посвящен воронам. Сюжет, на первый взгляд, банальный, а результат - невозможно пересказать словами, но и забыть тоже невозможно. А вот Хана Якрлова интересна прежде всего своим сюжетом. Её проект «Big sister» - съемка в элитном публичном доме Праги. В момент возникновения заведения оно задумывалось хозяевами, как и многие другие во всех странах мира. Позже они заметили, что посетителей гораздо больше привлекают камеры скрытого наблюдения, установленные для безопасности девушек, чем сами девушки. С этого момента, вход в Big sister стал бесплатным, зато гости должны были дать согласие на интернет-трансляцию происходящего. Получается reality-шоу, которых сегодня великое множество и на телевидение и в глобальной сети. Что-то происходит с homo sapiens, если вместо искусства и реального участия в жизни интереснее подглядывать жизнь соседа и хочется быть увиденным любой ценой, пусть даже в «Big sister». Конечно, с понятием «изумление» прекрасно рифмуется выставка «Звездное небо» представленная FNAC (куратор Аньес де Гувьон Сен-Сир). Несмотря на то, что виртуальная реальность все больше вытесняет мир реальный из нашей жизни и коммуникаций, мы все равно, хоть бы иногда, любуемся звездным небом и мечтаем… В серии «Jamaica» Петра Ловыгина, девушка с ямайским флагом, вставленным в седло велосипеда, проносится по сельским просторам среднерусского пейзажа. С изумлением на неё взирают коровы, и мы даже не задумываемся о причинно-следственной связи происходящего так мы вместе с автором захвачены изумлением и восхищением. Петр Ловыгин – одно из открытий «Фотобиеннале – 2008», в рамках которого будут представлены три проекта этого молодого автора. Фотографов «Магнума» Московская Фотобиеннале регулярно представляет с 1996 года, собственно с момента рождения самого фестиваля. Интервью с Анри-Картье Брессоном, в Париже в 1994, и главное – его фотографии, были главным катализатором самой идеи создания Международного месяца фотографии в Москве. Почти за двенадцать лет существования Московского Дома фотографии было показано 16 проектов фотографа «Магнума». «Фотобиеннале - 2008» представляет выставки Гарри Груйера, Георгия Пинхасова, Лиз Сарфати, Алекса Уэбба, Ги Ле Керрека и фильмы Мартина Парра. Если Ги Ле Керрек, один из старейших фотографов «Магнума», представлен черно-белым проектом «Джаз - от J до Z», то все остальные демонстрируют уникальный авторский подход к проблеме цвета в современной фотографии. Каждый из этих авторов, в рамках специальной программы фестиваля представляет свою проекцию, участвует в портфолио-ревю или проводит мастер-классы в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко. Специальный гость «Фотобиеннале – 2008» - Андреас Гурский, один из самых звездных мировых фотографов, представитель знаменитой дюссельдорфской фотографической школы, во многом определившей развитие мировой арт-фотографии конца XX начала XXI века. Одна из его работ, «99 центов» была продана на аукционе «Сотбис» за 3.3 миллиона долларов. Традиционно в рамках «Фотобиеннале – 2008» проводятся два конкурса. Билайн – генеральный партнер фестиваля дает возможность каждому с помощью SMS-сообщения, присланного на номер 010, указав код фотографии проголосовать за наиболее понравившуюся работу. По результатам этого голосования, на церемонии закрытия будет вручен приз зрительских симпатий. Награды получат и наиболее активные участники голосования. Кроме того, будет зрительский конкурс фотографий, снятых на камеру мобильного телефона, которые нужно прислать с помощью MMS-сообщения на тот же номер 010. Авторитетное жюри выберет победителей. Они смогут принять участие в кастинге рекламной компании Билайн и получат призы. В этом году Московский дом фотографии продолжает сотрудничество с компанией
Google – мировым лидером в сфере веб-инноваций. Новый интерактивный сайт
Фотобиеннале 2008 создан на платформе таких сервисов Google как Picasa, Карты,
Календарь и YouTube. Это позволило сделать навигацию по сайту максимально
удобной и интуитивной. Теперь посетители сайта смогут не только узнать, где и
когда будут проходить около 100 мероприятий «Фотобиеннале – 2008», но и Безусловно, реализация «Фотобиеннале – 2008» была бы невозможна без поддержки Правительства Москвы и Департамента по культуре г. Москвы, а также помощи международных институтов, организаций и партнеров, благодаря которым в Москве будут показаны выставки, связанные с историей и современным состоянием мировой фотографии. Главное же спасибо хочется сказать авторам, которые дали свое согласие на участие в Московской Фотобиеннале. О. Свиблова |