В последнее время Катя Деготь стала усиленно осваивать т.н.
"левую критическую теорию". Освоение это произошло
так стремительно, что в непросвещенных кругах, типа
архитектурного критика Ревзина, мгновенно завоевала
себе репутацию левого критика. Карьера "головокружительная": пару
раз пройтись на вернисаже в красной юбке и задать несколько "острых"
вопросов молодым художникам, и вот ты адепт
критической теории. Нет, еще была Екатеринбургская
биеннале с каким-то смешным названием, что-то типа
"Мобильники ударных образов".
Трескотни по поводу левой теории с избытком. Только стиль выдает. От языка
не скроешься и следы не заметешь.
Вот Деготь
приезжает в Болгарию к Мавромати. Мавромати сидит на
электрическом стуле. Акция, конечно, сомнительная. В ней,
как всегда у Мавромати,
трагизм смешан с комизмом в вызывающих пропорциях. И что же пишет
Деготь? Она усердно ищет "интересы". Каким компаниям
дает интервью
Мавроматти, как одеты корреспонденты, зачем им это нужно. Отмечает комичные
жалобы Мавромати на то, что его в России "на выставки не брали". И
завершает все "философской" сентенцией о художниках
90-х, которые "желали урвать кусок в виде славы на
телевидении". Интересно в этой логике, каким
словом могла бы сама Деготь охарактеризовать свою
деятельность: как тогда в 90-е, так и
сейчас? Ибо если анализировать искусство на таком, в высшей степени
презрительном уровне, то презрения заслуживает и сам аналитик. Более
того, именно это презрительное отношение формирует и
искусство под стать себе . Что
мы и наблюдаем в подавляющем большинстве случаев. Акция Мавромати, по факту
внимания подобных критиков, попадает в их число.
Вот Деготь цитирует глупые полуистеричные выкрики Мавроматти, видимо для
того, чтобы показать меру его мизантропии,
которая явно, по ее мнению, не
заслуживает сострадания.
Ну а сама то она разве не так же относится к Мавромати, не с той же
мизантропией? Разница только в одном: с одной
сторону загнанный самим собой
в угол амбициозный, страдающий от невнимания художник, реально фантазирующий,
что рискует своей жизнью, а с другой -
благополучный критик-сноб работающий в "буржуазном"
издании и приехавший попить болгарского вина и поболтать с
подружкой Бубновой. Сравнение, честно говоря, не в пользу "левой
критической теории".
Выявление "интересов", видимо,
фирменный стиль этой новой "левой" теории. Так
сказать, русская модель.
Позвольте усомниться.
Во-первых, вычитывание из любой деятельности
денежного или медийного интереса (что одно и тоже)-
это главное свойство популярной российской политологии
откровенной право-либеральной ориентации. Мы эту жвачку жуем уже
двадцать лет кряду. Действительно, если у тебя лично
нет никаких ценностей кроме денежных, то логично
везде и во всем видеть проявление именно этих
ценностей. К левой критической теории такой "анализ" не имеет ровным счетом
никакого отношения.
Во-вторых, весь, так сказать,
"потребительско-туристический" антураж, который
создала в репортаже Деготь, разоблачает именно ее, а
не довольно аскетичного в потреблении
Мавроматти. Если у критика, описывающего искусство
(какое бы оно ни было),
хватает печатного места для "интриги" с вином да еще
с многозначительным умолчанием о его цене, то здесь мы имеем дело скорее с
каким-то маньяком потребления красивой (но дешевой) жизни, а не с
представителем "левой критической теории". Последние три слова даже
тяжело писать в таком контексте. "Теория" слово
громкое. Эту левую теорию делать на страницах
популярного издания типа Опенспейс коммерчески не выгодно. Просто
читать никто не будет. Остается правая журналистика с желтым оттенком.
Левая теория не выявляет личные интересы. По совершенно понятной для
настоящего левого аналитика причине: интересы есть у всех (уверяю
читателей, есть и у Кати Деготь),
и они могут быть абсолютно любые (вплоть до самых
низменных), главное - какое выражение, какой объективный смысл они имеют в
широком социально-политическом и историческом контекстах.
В 90-е годы я очень плотно общался с немецкими левыми. Самой,
так сказать, "высшей пробы". Кате Деготь ничего не
скажут названия "Spex" и "die Beute". Журналисты этих
изданий, с некоторыми из которых я дружу и по ныне,
подробно мне рассказывали принципы левой журналистики.
Вряд ли эти принципы сенсационно новы, но озвучить их
имеет смысл. А так же сравнить с ними текст Деготь о
Мавроматти.
1. Точность.
Необходимо точно указать все формальные стороны излагаемого
дела. Считается, что точность свойство любой журналистики. Это в
теории. На практике стремится быть точной именно
левая журналистика. Так как, если она
не будет точна, журналиста просто по судам
затаскают, а прикрытия в виде газеты или журнала с
широким карманом нет. Из репортажа Деготь совсем не
ясно дело Мавроматти. Ключевой вопрос: была подписка о невыезде или не была?
Если была, то с юридической точки зрения вся ситуация не будет такой
фэйковой, как она представлена в репортаже.
2. Контекст.
Необходимо ввести читателя в исторический контекст проблемы.
Для искусства это значит обрисовать хотя бы вкратце биографию автора.
Деготь подробно описывает московский перформанс
Мавромати. Но Мавроматти прожил десять лет в
Нью-Йорке, делал там перформансы и снимал фильмы. Без
знания этого контекста акция с электрическим стулом
просто зависает в воздухе. Возникает такое
впечатление, что из Москвы приехал корреспондент Московского
комсомольца, который с недоумением и вполне явной брезгливостью
взирает на какого-то придурковатого дядьку, который
зачем-то хочет себя треснуть током.
Мавроматти всегда был помешан на технологиях. И если уж вести его левую
критику, то можно из этого пункта. (Для Деготь определение своего
отношения к технологиям видимо еще впереди - не
успела, но время еще есть, к биеннале Вайбеля поспеет).
3. Место и значение.
Какое место занимают и какое значение имеют те или иные
явления? Место (для всех видов явлений) - политическое. Значение (для
искусства) - эстетическое. Да, да именно эстетическое (в широком,
конечно, понимании этого термина, не в узком). Если
издание занимается анализом искусства, то ни один
левый журналист не обойдет это значение молчанием.
Зачем вообще тогда писать о художественном явлении, если его значение не
установлено? Деготь что-то пишет о "беспомощном мимесисе насилия
акционизма 90-х" и взывает к какой-то смутной "гегелевской
логике, на которую не было сил". Интересно,
как эта "гегелевская логика" проявляет себя в искусстве?
Наверное в "некоммерческом" искусстве Пеперштейна "без интересов".
Помнится, этот анекдотический "Моцарт" концептуализма
в своем галлюцинаторном стиле сравнивал Ельцина с
Буддой. Чистый Гегель!
Ну а если серьезно, то уж что-что, а отразить 90-е акционизму удалось. И
довольно точно (за исключением некоторых эксцессов,
не переходя известные пределы реальности). Из 90-х
акционизм только и вспоминается. Ничего больше.
Возможно - даже не буду спорить - это убогость российской оптики и памяти,
но какая оптика и память, такое и искусство.
Диагноз тексту Деготь: ее текст имеет прямое отношение к садизму
правого-либерального толка, а не к левой журналистике.
Садизму, который Мавроматти как активист 90-х
явно не заслуживает. Но садизм - это палка о двух
концах. Часто она начинает бить самого "палача". Видимо 90-е для Деготь
прошли даром. И это глубинный политический не успех акционизма. (С другой
стороны, абсолютно оправданно констатировать амальгаму кругового
садизма. Садо-мазохистская акция художника вызывает к
себе точно такое же садистское отношение критика. И
из этого порочного круга выхода нет, если, конечно,
действительно не заняться подлинной левой критической теорией).
Теперь пару слов об акции Мавроматти. Суть моей критики сводится к тому
выбору, что художник сам перед собой поставил: либо смерть, либо
розыгрыш. Ибо без удара током вся история неминуемо
превращается в фарс. Какими бы предельными
высказываниями не занимался художник, он не может так не
осмотрительно самого себя загонять в "угол". Думаю, что все
закончится именно фарсом. Трагедию можно было бы с
большим размахом разыграть в Москве. Это с
прагматической точки зрения. Хотя не только. В акции
нарушается одно из конститутивных условий искусства.
По Гринбергу: "Искусство, смакующее жестокость,
перестает быть искусством, поскольку ломает
эстетическую дистанцию". Будет смерть - не будет искусства,
не будет смерти - будет фэйк т.е. плохое искусство. А вот если сидеть
на этом стуле до прихода естественной смерти,
собирая при этом голоса за/ против,
то в этом может будет подлинный комический эффект в стиле Опалки.
Собирать голоса, вывешивать графики, отслеживать
динамику, сопоставлять ее с текущими политическими
событиями - есть где развернутся настоящему современному
художнику. А током бить уже труп, до полной аннигиляции.
С "теоретической" точки зрения ("левой критической теории", если угодно)
ставить самого себя и понукать других перед невозможным выбором - это
именно то, что пытается не без успеха делать нынешняя
российская власть (впрочем, это ей было присуще во
все времена). В этом аспекте Мавроматти из Болгарии
выражает российскую действительность, но одновременно структурно, или, иначе
говоря, "пластически" ей уподобляется. В этой точке формулируется
одна из важнейших (и видимо не разрешимых) дилемм
подлинной "левой критической теории": что важнее,
выражать наличную действительность или демонстрировать
действительность иного рода? Мои предпочтения склоняются к
демонстрации действительности иного рода.
Но кое-что есть и в позитиве. Подобные резкие поступки,
какими бы комичными они ни
были, ставят диагноз российской критике. И из
последних сил, доходя до вершин глупости и абсурда,
выявляют скрытую ее право-либеральную суть. За это
Мавроматти спасибо.
А.О.
P.S.
А с претензиями Деготь мы еще разберемся более подробно.
Материала
на Опенспейс более чем достаточно. Там такие
перлы, что с точки зрения "левой критической теории",
грех было бы не полакомится. |