| В последнее время Катя Деготь стала усиленно осваивать т.н. 
    "левую критическую теорию". Освоение это произошло 
    так стремительно, что в непросвещенных кругах, типа 
    архитектурного критика Ревзина, мгновенно завоевала 
    себе репутацию левого критика. Карьера "головокружительная": пару
    раз пройтись на вернисаже в красной юбке и задать несколько "острых"
    вопросов молодым художникам, и вот ты адепт 
    критической теории. Нет, еще была Екатеринбургская 
    биеннале с каким-то смешным названием, что-то типа
    "Мобильники ударных образов".
 Трескотни по поводу левой теории с избытком. Только стиль выдает. От языка
    не скроешься и следы не заметешь.
 
 Вот Деготь 
    приезжает в Болгарию к Мавромати. Мавромати сидит на
    электрическом стуле. Акция, конечно, сомнительная. В ней, 
    как всегда у Мавромати, 
    трагизм смешан с комизмом в вызывающих пропорциях. И что же пишет
    Деготь? Она усердно ищет "интересы". Каким компаниям 
    дает интервью
    Мавроматти, как одеты корреспонденты, зачем им это нужно. Отмечает комичные
    жалобы Мавромати на то, что его в России "на выставки не брали". И 
    завершает все "философской" сентенцией о художниках 
    90-х, которые "желали урвать кусок в виде славы на 
    телевидении". Интересно в этой логике,  каким 
    словом могла бы сама Деготь охарактеризовать свою 
    деятельность: как тогда в 90-е, так и
    сейчас? Ибо если анализировать искусство на таком, в высшей степени
    презрительном уровне, то презрения заслуживает и сам аналитик. Более 
    того, именно это презрительное отношение формирует и 
    искусство под стать себе . Что 
    мы и наблюдаем в подавляющем большинстве случаев. Акция Мавромати, по факту
    внимания подобных критиков, попадает в их число.
 
 Вот Деготь цитирует глупые полуистеричные выкрики Мавроматти, видимо для
    того, чтобы показать меру его мизантропии, 
    которая явно, по ее мнению, не
    заслуживает сострадания.
 Ну а сама то она разве не так же относится к Мавромати, не с той же
    мизантропией? Разница только в одном: с одной 
    сторону загнанный самим собой 
    в угол амбициозный, страдающий от невнимания художник, реально фантазирующий,
    что рискует своей жизнью, а с другой - 
    благополучный критик-сноб работающий в "буржуазном" 
    издании и приехавший попить болгарского вина и поболтать с
    подружкой Бубновой. Сравнение, честно говоря, не в пользу "левой 
    критической теории".
 
 Выявление "интересов", видимо, 
    фирменный стиль этой новой "левой" теории. Так 
    сказать, русская модель.
 Позвольте усомниться.
 
 Во-первых, вычитывание из любой деятельности 
    денежного или медийного интереса (что одно и тоже)-
     это главное свойство популярной российской политологии
    откровенной право-либеральной ориентации. Мы эту жвачку жуем уже 
    двадцать лет кряду. Действительно, если у тебя лично 
    нет никаких ценностей кроме денежных, то логично 
    везде и во всем видеть проявление именно этих 
    ценностей. К левой критической теории такой "анализ" не имеет ровным счетом
    никакого отношения.
 
 Во-вторых, весь, так сказать, 
    "потребительско-туристический" антураж, который 
    создала в репортаже Деготь, разоблачает именно ее, а 
    не довольно аскетичного в потреблении 
    Мавроматти. Если у критика, описывающего искусство
    (какое бы оно ни было), 
    хватает печатного места для "интриги" с вином да еще 
    с многозначительным умолчанием о его цене, то здесь мы имеем дело скорее с
    каким-то маньяком потребления красивой (но дешевой) жизни, а не с
    представителем "левой критической теории". Последние три слова даже 
    тяжело писать в таком контексте. "Теория" слово 
    громкое. Эту левую теорию делать на страницах 
    популярного издания типа Опенспейс коммерчески не выгодно. Просто
    читать никто не будет. Остается правая журналистика с желтым оттенком.
 
 Левая теория не выявляет личные интересы. По совершенно понятной для
    настоящего левого аналитика причине: интересы есть у всех (уверяю 
    читателей, есть и у Кати Деготь), 
    и они могут быть абсолютно любые (вплоть до самых 
    низменных), главное - какое выражение, какой объективный смысл они имеют в
    широком социально-политическом и историческом контекстах.
 В 90-е годы я очень плотно общался с немецкими левыми. Самой, 
    так сказать, "высшей пробы". Кате Деготь ничего не 
    скажут названия "Spex" и "die Beute". Журналисты этих 
    изданий, с некоторыми из которых я дружу и по ныне, 
    подробно мне рассказывали принципы левой журналистики. 
    Вряд ли эти принципы сенсационно новы, но озвучить их 
    имеет смысл. А так же сравнить с ними текст Деготь о 
    Мавроматти.
 
 1. Точность.
 Необходимо точно указать все формальные стороны излагаемого
    дела. Считается, что точность свойство любой журналистики. Это в 
    теории. На практике стремится быть точной именно 
    левая журналистика. Так как, если она
    не будет точна, журналиста просто по судам 
    затаскают, а прикрытия в виде газеты или журнала с 
    широким карманом нет. Из репортажа Деготь совсем не 
    ясно дело Мавроматти. Ключевой вопрос: была подписка о невыезде или не была?
    Если была, то с юридической точки зрения вся ситуация не будет такой
    фэйковой, как она представлена в репортаже.
 
 2. Контекст.
 Необходимо ввести читателя в исторический контекст проблемы.
    Для искусства это значит обрисовать хотя бы вкратце биографию автора. 
    Деготь подробно описывает московский перформанс 
    Мавромати. Но Мавроматти прожил десять лет в 
    Нью-Йорке, делал там перформансы и снимал фильмы. Без 
    знания этого контекста акция с электрическим стулом 
    просто зависает в воздухе. Возникает такое 
    впечатление, что из Москвы приехал корреспондент Московского
    комсомольца, который с недоумением и вполне явной брезгливостью 
    взирает на какого-то придурковатого дядьку, который 
    зачем-то хочет себя треснуть током.
 Мавроматти всегда был помешан на технологиях. И если уж вести его левую
    критику, то можно из этого пункта. (Для Деготь определение своего 
    отношения к технологиям видимо еще впереди - не 
    успела, но время еще есть, к биеннале Вайбеля поспеет).
 
 3. Место и значение.
 Какое место занимают и какое значение имеют те или иные
    явления? Место (для всех видов явлений) - политическое. Значение (для
    искусства) - эстетическое. Да, да именно эстетическое (в широком, 
    конечно, понимании этого термина, не в узком). Если 
    издание занимается анализом искусства, то ни один 
    левый журналист не обойдет это значение молчанием. 
    Зачем вообще тогда писать о художественном явлении, если его значение не
    установлено? Деготь что-то пишет о "беспомощном мимесисе насилия 
    акционизма 90-х" и взывает к какой-то смутной "гегелевской 
    логике, на которую не было сил". Интересно, 
    как эта "гегелевская логика" проявляет себя в искусстве?
    Наверное в "некоммерческом" искусстве Пеперштейна "без интересов". 
    Помнится, этот анекдотический "Моцарт" концептуализма 
    в своем галлюцинаторном стиле сравнивал Ельцина с 
    Буддой. Чистый Гегель!
 Ну а если серьезно, то уж что-что, а отразить 90-е акционизму удалось. И
    довольно точно (за исключением некоторых эксцессов, 
    не переходя известные пределы реальности). Из 90-х 
    акционизм только и вспоминается. Ничего больше. 
    Возможно - даже не буду спорить - это убогость российской оптики и памяти,
    но какая оптика и память, такое и искусство.
 
 Диагноз тексту Деготь: ее текст имеет прямое отношение к садизму
    правого-либерального толка, а не к левой журналистике. 
    Садизму, который Мавроматти как активист 90-х 
    явно не заслуживает. Но садизм - это палка о двух 
    концах. Часто она начинает бить самого "палача". Видимо 90-е для Деготь
 прошли даром. И это глубинный политический не успех акционизма. (С другой
    стороны, абсолютно оправданно констатировать амальгаму кругового 
    садизма. Садо-мазохистская акция художника вызывает к 
    себе точно такое же садистское отношение критика. И 
    из этого порочного круга выхода нет, если, конечно,
    действительно не заняться подлинной левой критической теорией).
 
 Теперь пару слов об акции Мавроматти. Суть моей критики сводится к тому
    выбору, что художник сам перед собой поставил: либо смерть, либо 
    розыгрыш. Ибо без удара током вся история неминуемо 
    превращается в фарс. Какими бы предельными 
    высказываниями не занимался художник, он не может так не
    осмотрительно самого себя загонять в "угол". Думаю, что все 
    закончится именно фарсом. Трагедию можно было бы с 
    большим размахом разыграть в Москве. Это с 
    прагматической точки зрения. Хотя не только. В акции 
    нарушается одно из конститутивных условий искусства. 
    По Гринбергу: "Искусство, смакующее жестокость, 
    перестает быть искусством, поскольку ломает 
    эстетическую дистанцию". Будет смерть - не будет искусства,
    не будет смерти - будет фэйк т.е. плохое искусство. А вот если сидеть 
    на этом стуле до прихода естественной смерти, 
    собирая при этом голоса за/ против,
    то в этом может будет подлинный комический эффект в стиле Опалки. 
    Собирать голоса, вывешивать графики, отслеживать 
    динамику, сопоставлять ее с текущими политическими 
    событиями - есть где развернутся настоящему современному
    художнику. А током бить уже труп, до полной аннигиляции.
 
 С "теоретической" точки зрения ("левой критической теории", если угодно) 
    ставить самого себя и понукать других перед невозможным выбором - это 
    именно то, что пытается не без успеха делать нынешняя 
    российская власть (впрочем, это ей было присуще во 
    все времена). В этом аспекте Мавроматти из Болгарии 
    выражает российскую действительность, но одновременно структурно, или, иначе
    говоря, "пластически" ей уподобляется. В этой точке формулируется 
    одна из важнейших (и видимо не разрешимых) дилемм 
    подлинной "левой критической теории": что важнее, 
    выражать наличную действительность или демонстрировать
    действительность иного рода? Мои предпочтения склоняются к 
    демонстрации действительности иного рода.
 
 Но кое-что есть и в позитиве. Подобные резкие поступки, 
    какими бы комичными они ни 
    были, ставят диагноз российской критике. И из 
    последних сил, доходя до вершин глупости и абсурда, 
    выявляют скрытую ее право-либеральную суть. За это 
    Мавроматти спасибо.
 А.О.
 
 P.S.
 А с претензиями Деготь мы еще разберемся более подробно.
    Материала 
    на Опенспейс более чем достаточно. Там такие 
    перлы, что с точки зрения "левой критической теории", 
    грех было бы не полакомится.
 |