ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO В МИРЕ В МОСКВЕ В РОССИИ В ПИТЕРЕ В ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ органайзер ковалева андрея #4 /1 ноября #4 Органайзер 4-2 1 ноября. Три классика в одной упаковке; миллионы Пиотровского; Мировой рассвет - смерть после смерти; Пегги Гуггенхайм - та еще штучка. #4 Органайзер 4-1/ 25 октября. Беспредметный мир Природы в русском авангарде - выставка в Московском центре искусств на Неглинной. #4 Органайзер 4-2 1 ноября. Три классика в одной упаковке; миллионы Пиотровского; Мировой рассвет - смерть после смерти; Пегги Гуггенхайм - та еще штучка. Текучка-1. Главная выставка недели - школа Матюшина на Неглинной. Я тоже отметился во времени мэнэ - Андрей Ковалев. На Неглинную завезли “Органику”. Правда, мне самому текст совершенно не нравится - просто не успел дописать толком. Хотя единственное, что в матюшинской школе и в самом деле принадлежит авангарду - это всяческие таблицы по исправлению зрения, которые они бацали в ГИНХУКЕ. Насчет того, что все остальное - то есть рисуночки всякие - хорошая живопись, я промолчу. Искусством был отказ от искусства. Теория в этом гезампткунстверке - важнее, чем все эти милые почеркушки. Кстати сказать, неожиданно обнаружил, что вся интеллигентная лабуда, которую говорят о школе Стерлигова, которая якобы донесла до нас пламя истинного авангарда - чистая полуправда. Это оказалось очень иногда похоже на послевоенную европейскую абстракцию. Заумь пропала, теософию забыли - получилось симпатично. Вот, кстати, и материалы к Портрету Классика - будут дополнения, когда проснутся еженедельники. 2. А здесь - вся доступная на настоящий момент информация об Иване Чуйкове. Я настоятельно обращаюсь ко всем заинтересованным персонам и институциям присылать мне пропущенные линки. Особо надеюсь на помощь коллег и особо прошу покопаться в своих машинах и присылать мне на aakovalev@yahoo.com найденные тексты про Чуйкова. Очень надеюсь на плодотворное сотрудничество. Самим же полезно. Я тут покопался в своем компьютере - и нашел много нового. 2. Штрихи к Портрету Классика Гриши Брускина. Вот еще одно мое приношение Григорию Давидовичу Брускину (См. Органайзер-2) (даже язык не поворачивается сказать - Гриша. Андрей КОВАЛЕВ. Художник, вернувшийся с холода. "И разбить на счастье в залог того, что столь тщательно каталогизированные ужасы тоталитаризма не возродятся никогда. Увы, со Временем что-то произошло, и Гриша Брускин стал хоть и очень знаменитым, но всего лишь историческим живописцем. Казалось бы, его портрет должен красоваться в Мемориале холодной войны рядом с изображением Генри Киссинджера, но Брускин убедительно показал всему миру, что Пионеры, Пожарники и Милиционеры - всего лишь бездушные автоматы. И бояться их нечего. Так вот и пала Империя Зла." Спасибо, Гриша большое, вспомнил славные времена "килерской критики", как ее назвал Митя Барабанов. Славные времена были, сейчас как-то скучно стало. Коллеги мои полагают, что критик должен заниматься пиаром художников. А Искусство, а Правда Жизни? Так что я не удержался - и написал для и для Финроссии. Только плохо я все же думал о Грише. С тарелок его люди будут есть - только вот бить, кажется не будут. Об этом узнал Михаил Сидлин. СТАЛИНСКАЯ ТАРЕЛКА. С ЗОЛОТОМ. Гриша Брускин поднимает фарфоровое дело в России http://www.ng.ru/culture/2001-10-19/8_plate.html "Гриша Брускин "Когда в декабре я буду делать выставку в Петербурге, я планирую пригласить 34 человека, сервировать эти тарелки и съесть там что-нибудь - например, гречневую кашу." На сем история с живклассиком Брускиным закончена, дело передано в архив Текучка - 2. Интересно, кто и сколько выиграет в Лас-Вегасе Егор Ларичев. Монополисты прекрасного. Открытие галереи "Эрмитаж-Гуггенхайм" должно принести России миллионы http://www.expert.ru/expert/current/data/vegas.shtml Оба пространства сданы Гуггенхайму в аренду, за метр они платят не меньше, чем магазин или ресторан, входящие в комплекс "Венецианца". Из общего дохода Эрмитаж будет получать около миллиона долларов в год. Другой момент существен для российской архитектурной ситуации: Рем Коолхаас снова доказал свою гениальность и виртуозность, на сей раз работая в сложных внутренних пространствах отеля. Генштаб обустраивать тоже ему (вместе с Фрэнком Гери), но его работа в Лас-Вегасе должна рассеять у наших чиновников последние сомнения: этот архитектор может проявлять свою радикальность, оставаясь политкорректным по отношению к историческому окружению. Все так и есть - в Питере живут очень продвинутые ребята. Много интересного про экономику питерских музеев можно узнать здесь: Борислав Михайличенко. Искусство зарабатывать на искусстве На своем первом съезде в Петербурге российские музейщики собираются "осознать себя как самостоятельную творческую единицу". - "МН" http://www.mn.ru/issue.php?2001-43-43 Еще - всякие анекдоты, про Зверева, собранные Леней Лернером. Следует подумать над вопросом - почему наше искусство шестидесятых - сплошной сборник анекдотов? Может быть, его именно так и стоит описывать? ЛЕОНИД ЛЕРНЕР. Зверев против Зверева. 3 ноября исполняется 70 лет со дня рождения художника Анатолия Зверева "Русская мысль", 25 октября 2001 г. http://www.rusmysl.ru/2001IV/4382/438221-Okt25.html ЛАРИСА ДОКТОРОВА. Русский Эль Греко. Выставка работ Павла Филонова. - "Русская мысль", 25 октября 2001 г. http://www.rusmysl.ru/2001IV/4382/438223-Okt25.html "Его видение мира — апокалиптическое, безысходно трагическое, но его палитра — яркая, энергичная, густая, смелая, с широким применением первичных цветов. Поэтому его полотна вибрируют, они дышат, живут." Интересно, что что бы могло бы это значить? Ведь Филонов изображал мертвое и говорил только о мертвом, даже запредельно мертвом. Текучка-3 Art dealer Wildenstein dies (Wildenstein and Co) - умер знаменитый галерейщик http://news.bbc.co.uk/hi/english/entertainment/arts/newsid_1620000/1620296.stm А вот рецензия на книжку про Пегги Гуггехайм. Бой-баба была, оказывается. MIRANDA SEYMOUR. She collected art as she did men - with passion (PEGGY GUGGENHEIM. The Life of an Art Addict. By Anton Gill, HarperCollins) http://www.sunday-times.co.uk/news/pages/sti/2001/10/21/stibooboo01016.html?999 Братушки в окошечках. 1. Большая и довольно разумная статья о перформансах в "Гардиан". Мучит ребят проблема - шестидесятники, учредители теории перформанса полагали, что акционизм должен быть социальным и политическим. Но даже у нас - все в прошлом. Libby Brooks. An exhibition of yourself - The Guardian http://www.guardian.co.uk/saturday_review/story/0,3605,581481,00.html 2. Еще две галереи, которых, кажется, нет ни в одном списке: ГАЛЕРЕЯ "МАНЕЖ" http://www.gallery-manege.ru/ Галерея "Кино" - http://www.gallerykino.ru/ #4 Органайзер 4-1/ 25 октября: Беспредметный мир Природы в русском авангарде - выставка в Московском центре искусств на Неглинной. 1.Сегодня открывается выставка "Органика: Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ века" в Московском центре искусств на Неглинной Вот всяческие линки - Ковалев.org - просто записная книжка, которую я веду публично. Константин Агунович. Органика. Беспредметный мир природы в русском авангарде ХХ века - "Афиша" http://www.aton-security.ru/vystavki-review.phtml?id=498137 " Нет, оставьте попытки погрузиться в эти теории. Остановитесь на самом простом - на людях. Не приходит ли вам в голову, что вообразить хоть кого-то из них будет труднее, чем Гигеру придумать своего Чужого? Боже, что мне дано понимать в задних долях мозга Бориса Эндера! Как мне воспользоваться ценностью этого "материала"? Матюшин учил медитативному восприятию - его система носила название "расширенного смотрения", и глаза на затылке не казались ему шуткой, - но у меня только два, спереди, я не умею медитировать, у меня, допустим, нет времени, но Матюшин-художник мне почему-то нравится." Андрей Ковалев - "Шведская выставка" - (Органика: Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ века. Выставка в галерее "Гмуржинска". Кельн. 1999-2000. - М.: Литературно-художественное агентство "Русский авангард"; издательство RA, 2000. http://www.russ.ru/culture/vystavka/20001205.html#kn2 "И если по-русски слово "органика" ассоциируется в основном с навозом, вывозимым на поля, то на Западе то же самое означает крайнее модное и позитивное направление явление жизни - безумно дорогие экологически чистые продукты. В разряд таких продуктов попали, как это ни странно, художники и теоретики, сотрудничавшие с Отделом органической культуры Государственного института художественной культуры. <...> Благодаря мумифицирующим свойствам петербургского андерграунда "органическая школа" просуществовала аж до восьмидесятых годов. Возможно, и сейчас в Питере еще найдутся добрейшие пожилые леди и джентльмены, считающие себя учениками учеников Мансурова. Но можно особенно не пужаться: эколоджистам не удастся устроить свои пляски мракобесия на руинах беспредметников, обратившихся к теософии." Игорь Чувилин. Корни, сучки и наплывы. Устрашающая заумь оказывается просто хорошей живописью - "Московские Новости" http://www.mn.ru/issue.php?2001-43-26 "В идеологию "органики" вплелись пантеизм, теософские и эзотерические учения, восточные религиозные воззрения. <...> Представить себе, чем занимались в отделе Органической культуры, довольно сложно - в воображении встают образы медиумов, алхимиков или героев сериала "Секретные материалы". Но как "органисты" доверяли только своему опыту и интуиции, так и посетителю выставки стоит положиться на собственное чутье. Тогда оно, несомненно, обнаружит ту органичность и светоносность в работах художников, о которой они так много и сложно говорили, ту звучность цвета, которая в теории описана устрашающе заумно, а на деле оказывается просто хорошей живописью." Людмила СОЛОВЬЕВА ХУДОЖНИКИ ШКОЛЫ М. В. МАТЮШИНА http://www.karelia.ru/~ppress/ptz/1598/1598_19.html "Музыкант и профессиональный композитор, живописец и педагог, издатель футуристической литературы и исследователь, он привлекал к себе не только многогранностью таланта, но и новизной взглядов на искусство. С 1918 по 1926 год Михаил Матюшин руководил в Петроградской Академии художеств мастерской пространственного реализма. Учеба в ней велась на основе принципов пространственно-цветовой теории, под художественным девизом "ЗОР-ВЕД" (Зрение и Ведание). Матюшин был убежден, что художнику нужно "ставить глаз" точно так, как пианисту "ставят руку", а певцу - голос. С этой целью им была разработана система "расширенного смотрения", она давала возможность видеть окружающий мир обостренно, широко, во всем его многообразии и цветности." МАТЮШИН Михаил Васильевич http://antiques.nm.ru/diksh/art/m-0016.htm "В 1911 г. Матюшин прочитал книги математика-теософа П. Д. Успенского, передающие целостный метод восприятия и познания мира, Вселенной, человека. <..> Вместе с ними Матюшин, постоянно эксперементируя, добивался создания нового образа натуры на плоскости картины приучая глаз воспринимать каждую видимую деталь как часть огромного целого, взглядом "как руками, охватывать, как бы забегая глазами за предмет". Творчество, по определению Матюшина, есть не что иное, как "собранность интеллектуальных и физических способностей человека в одном усилии воли и толчка, порождающем наибольшую ценность из всего, что существо способно произвести". Такое понимание творческого процесса подвело Матюшина изучению законов физиологии человека. Опыты и наблюдения его "школы" велись в направлении взаимодействия "осязания, слуxa, зрения и мысли". Organica. The non-objective world of nature in the Russian Avant-garde. November 23 - January 28, 2000 EXPERIMENT NO. 6. ORGANICA. A Symposium on the Non-Objective World of Nature in the Russian Avant-Garde. Papers by John E. Bowlt, Charlotte Douglas, Svetlana Dzhafarova, Zoya Ender, Alexander Kostroma, Nicoletta Misler, Alla Povelikhina, Vasilii Rakitin. Guest Editor: Alla Povelikhina Елена (Элеонора) Генриховна Гуро (1877-1913) на сайте "Мир Марины Цветаевой" Библиографичеcкая справка о Михаиле Васильевиче Матюшине на ArtLine Эссе о Мастерской пространственного реализма в петроградской Академии художеств, которую возглавлял Матюшин ("Новый мир искусства") Художники школы М.В.Матюшина в художественной галерее Петрозаводска ("День за днем", 29.05.98) e-mail: Aндрей Ковалев © 1991-2014 ARTINFO дизайн ARTINFO размещение ARTINFO
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO В МИРЕ В МОСКВЕ В РОССИИ В ПИТЕРЕ В ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ
органайзер ковалева андрея #4 /1 ноября
#4 Органайзер 4-2 1 ноября. Три классика в одной упаковке; миллионы Пиотровского; Мировой рассвет - смерть после смерти; Пегги Гуггенхайм - та еще штучка. #4 Органайзер 4-1/ 25 октября. Беспредметный мир Природы в русском авангарде - выставка в Московском центре искусств на Неглинной.
#4 Органайзер 4-2 1 ноября. Три классика в одной упаковке; миллионы Пиотровского; Мировой рассвет - смерть после смерти; Пегги Гуггенхайм - та еще штучка. Текучка-1. Главная выставка недели - школа Матюшина на Неглинной. Я тоже отметился во времени мэнэ - Андрей Ковалев. На Неглинную завезли “Органику”. Правда, мне самому текст совершенно не нравится - просто не успел дописать толком. Хотя единственное, что в матюшинской школе и в самом деле принадлежит авангарду - это всяческие таблицы по исправлению зрения, которые они бацали в ГИНХУКЕ. Насчет того, что все остальное - то есть рисуночки всякие - хорошая живопись, я промолчу. Искусством был отказ от искусства. Теория в этом гезампткунстверке - важнее, чем все эти милые почеркушки. Кстати сказать, неожиданно обнаружил, что вся интеллигентная лабуда, которую говорят о школе Стерлигова, которая якобы донесла до нас пламя истинного авангарда - чистая полуправда. Это оказалось очень иногда похоже на послевоенную европейскую абстракцию. Заумь пропала, теософию забыли - получилось симпатично. Вот, кстати, и материалы к Портрету Классика - будут дополнения, когда проснутся еженедельники.
2. А здесь - вся доступная на настоящий момент информация об Иване Чуйкове. Я настоятельно обращаюсь ко всем заинтересованным персонам и институциям присылать мне пропущенные линки. Особо надеюсь на помощь коллег и особо прошу покопаться в своих машинах и присылать мне на aakovalev@yahoo.com найденные тексты про Чуйкова. Очень надеюсь на плодотворное сотрудничество. Самим же полезно. Я тут покопался в своем компьютере - и нашел много нового.
2. Штрихи к Портрету Классика Гриши Брускина. Вот еще одно мое приношение Григорию Давидовичу Брускину (См. Органайзер-2) (даже язык не поворачивается сказать - Гриша. Андрей КОВАЛЕВ. Художник, вернувшийся с холода. "И разбить на счастье в залог того, что столь тщательно каталогизированные ужасы тоталитаризма не возродятся никогда. Увы, со Временем что-то произошло, и Гриша Брускин стал хоть и очень знаменитым, но всего лишь историческим живописцем. Казалось бы, его портрет должен красоваться в Мемориале холодной войны рядом с изображением Генри Киссинджера, но Брускин убедительно показал всему миру, что Пионеры, Пожарники и Милиционеры - всего лишь бездушные автоматы. И бояться их нечего. Так вот и пала Империя Зла."
Спасибо, Гриша большое, вспомнил славные времена "килерской критики", как ее назвал Митя Барабанов. Славные времена были, сейчас как-то скучно стало. Коллеги мои полагают, что критик должен заниматься пиаром художников. А Искусство, а Правда Жизни? Так что я не удержался - и написал для и для Финроссии. Только плохо я все же думал о Грише. С тарелок его люди будут есть - только вот бить, кажется не будут. Об этом узнал Михаил Сидлин. СТАЛИНСКАЯ ТАРЕЛКА. С ЗОЛОТОМ. Гриша Брускин поднимает фарфоровое дело в России http://www.ng.ru/culture/2001-10-19/8_plate.html "Гриша Брускин "Когда в декабре я буду делать выставку в Петербурге, я планирую пригласить 34 человека, сервировать эти тарелки и съесть там что-нибудь - например, гречневую кашу."
На сем история с живклассиком Брускиным закончена, дело передано в архив
Текучка - 2. Интересно, кто и сколько выиграет в Лас-Вегасе Егор Ларичев. Монополисты прекрасного. Открытие галереи "Эрмитаж-Гуггенхайм" должно принести России миллионы http://www.expert.ru/expert/current/data/vegas.shtml Оба пространства сданы Гуггенхайму в аренду, за метр они платят не меньше, чем магазин или ресторан, входящие в комплекс "Венецианца". Из общего дохода Эрмитаж будет получать около миллиона долларов в год. Другой момент существен для российской архитектурной ситуации: Рем Коолхаас снова доказал свою гениальность и виртуозность, на сей раз работая в сложных внутренних пространствах отеля. Генштаб обустраивать тоже ему (вместе с Фрэнком Гери), но его работа в Лас-Вегасе должна рассеять у наших чиновников последние сомнения: этот архитектор может проявлять свою радикальность, оставаясь политкорректным по отношению к историческому окружению.
Все так и есть - в Питере живут очень продвинутые ребята. Много интересного про экономику питерских музеев можно узнать здесь: Борислав Михайличенко. Искусство зарабатывать на искусстве На своем первом съезде в Петербурге российские музейщики собираются "осознать себя как самостоятельную творческую единицу". - "МН" http://www.mn.ru/issue.php?2001-43-43
Еще - всякие анекдоты, про Зверева, собранные Леней Лернером. Следует подумать над вопросом - почему наше искусство шестидесятых - сплошной сборник анекдотов? Может быть, его именно так и стоит описывать? ЛЕОНИД ЛЕРНЕР. Зверев против Зверева. 3 ноября исполняется 70 лет со дня рождения художника Анатолия Зверева "Русская мысль", 25 октября 2001 г. http://www.rusmysl.ru/2001IV/4382/438221-Okt25.html
ЛАРИСА ДОКТОРОВА. Русский Эль Греко. Выставка работ Павла Филонова. - "Русская мысль", 25 октября 2001 г. http://www.rusmysl.ru/2001IV/4382/438223-Okt25.html "Его видение мира — апокалиптическое, безысходно трагическое, но его палитра — яркая, энергичная, густая, смелая, с широким применением первичных цветов. Поэтому его полотна вибрируют, они дышат, живут." Интересно, что что бы могло бы это значить? Ведь Филонов изображал мертвое и говорил только о мертвом, даже запредельно мертвом.
Текучка-3
Art dealer Wildenstein dies (Wildenstein and Co) - умер знаменитый галерейщик http://news.bbc.co.uk/hi/english/entertainment/arts/newsid_1620000/1620296.stm
А вот рецензия на книжку про Пегги Гуггехайм. Бой-баба была, оказывается. MIRANDA SEYMOUR. She collected art as she did men - with passion (PEGGY GUGGENHEIM. The Life of an Art Addict. By Anton Gill, HarperCollins) http://www.sunday-times.co.uk/news/pages/sti/2001/10/21/stibooboo01016.html?999
Братушки в окошечках. 1. Большая и довольно разумная статья о перформансах в "Гардиан". Мучит ребят проблема - шестидесятники, учредители теории перформанса полагали, что акционизм должен быть социальным и политическим. Но даже у нас - все в прошлом. Libby Brooks. An exhibition of yourself - The Guardian http://www.guardian.co.uk/saturday_review/story/0,3605,581481,00.html
2. Еще две галереи, которых, кажется, нет ни в одном списке: ГАЛЕРЕЯ "МАНЕЖ" http://www.gallery-manege.ru/ Галерея "Кино" - http://www.gallerykino.ru/
#4 Органайзер 4-1/ 25 октября: Беспредметный мир Природы в русском авангарде - выставка в Московском центре искусств на Неглинной.
1.Сегодня открывается выставка "Органика: Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ века" в Московском центре искусств на Неглинной Вот всяческие линки - Ковалев.org - просто записная книжка, которую я веду публично.
Константин Агунович. Органика. Беспредметный мир природы в русском авангарде ХХ века - "Афиша" http://www.aton-security.ru/vystavki-review.phtml?id=498137 " Нет, оставьте попытки погрузиться в эти теории. Остановитесь на самом простом - на людях. Не приходит ли вам в голову, что вообразить хоть кого-то из них будет труднее, чем Гигеру придумать своего Чужого? Боже, что мне дано понимать в задних долях мозга Бориса Эндера! Как мне воспользоваться ценностью этого "материала"? Матюшин учил медитативному восприятию - его система носила название "расширенного смотрения", и глаза на затылке не казались ему шуткой, - но у меня только два, спереди, я не умею медитировать, у меня, допустим, нет времени, но Матюшин-художник мне почему-то нравится."
Андрей Ковалев - "Шведская выставка" - (Органика: Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ века. Выставка в галерее "Гмуржинска". Кельн. 1999-2000. - М.: Литературно-художественное агентство "Русский авангард"; издательство RA, 2000. http://www.russ.ru/culture/vystavka/20001205.html#kn2 "И если по-русски слово "органика" ассоциируется в основном с навозом, вывозимым на поля, то на Западе то же самое означает крайнее модное и позитивное направление явление жизни - безумно дорогие экологически чистые продукты. В разряд таких продуктов попали, как это ни странно, художники и теоретики, сотрудничавшие с Отделом органической культуры Государственного института художественной культуры. <...> Благодаря мумифицирующим свойствам петербургского андерграунда "органическая школа" просуществовала аж до восьмидесятых годов. Возможно, и сейчас в Питере еще найдутся добрейшие пожилые леди и джентльмены, считающие себя учениками учеников Мансурова. Но можно особенно не пужаться: эколоджистам не удастся устроить свои пляски мракобесия на руинах беспредметников, обратившихся к теософии."
Игорь Чувилин. Корни, сучки и наплывы. Устрашающая заумь оказывается просто хорошей живописью - "Московские Новости" http://www.mn.ru/issue.php?2001-43-26 "В идеологию "органики" вплелись пантеизм, теософские и эзотерические учения, восточные религиозные воззрения. <...> Представить себе, чем занимались в отделе Органической культуры, довольно сложно - в воображении встают образы медиумов, алхимиков или героев сериала "Секретные материалы". Но как "органисты" доверяли только своему опыту и интуиции, так и посетителю выставки стоит положиться на собственное чутье. Тогда оно, несомненно, обнаружит ту органичность и светоносность в работах художников, о которой они так много и сложно говорили, ту звучность цвета, которая в теории описана устрашающе заумно, а на деле оказывается просто хорошей живописью."
Людмила СОЛОВЬЕВА ХУДОЖНИКИ ШКОЛЫ М. В. МАТЮШИНА http://www.karelia.ru/~ppress/ptz/1598/1598_19.html "Музыкант и профессиональный композитор, живописец и педагог, издатель футуристической литературы и исследователь, он привлекал к себе не только многогранностью таланта, но и новизной взглядов на искусство. С 1918 по 1926 год Михаил Матюшин руководил в Петроградской Академии художеств мастерской пространственного реализма. Учеба в ней велась на основе принципов пространственно-цветовой теории, под художественным девизом "ЗОР-ВЕД" (Зрение и Ведание). Матюшин был убежден, что художнику нужно "ставить глаз" точно так, как пианисту "ставят руку", а певцу - голос. С этой целью им была разработана система "расширенного смотрения", она давала возможность видеть окружающий мир обостренно, широко, во всем его многообразии и цветности."
МАТЮШИН Михаил Васильевич http://antiques.nm.ru/diksh/art/m-0016.htm "В 1911 г. Матюшин прочитал книги математика-теософа П. Д. Успенского, передающие целостный метод восприятия и познания мира, Вселенной, человека. <..> Вместе с ними Матюшин, постоянно эксперементируя, добивался создания нового образа натуры на плоскости картины приучая глаз воспринимать каждую видимую деталь как часть огромного целого, взглядом "как руками, охватывать, как бы забегая глазами за предмет". Творчество, по определению Матюшина, есть не что иное, как "собранность интеллектуальных и физических способностей человека в одном усилии воли и толчка, порождающем наибольшую ценность из всего, что существо способно произвести". Такое понимание творческого процесса подвело Матюшина изучению законов физиологии человека. Опыты и наблюдения его "школы" велись в направлении взаимодействия "осязания, слуxa, зрения и мысли".
Organica. The non-objective world of nature in the Russian Avant-garde. November 23 - January 28, 2000
EXPERIMENT NO. 6. ORGANICA. A Symposium on the Non-Objective World of Nature in the Russian Avant-Garde. Papers by John E. Bowlt, Charlotte Douglas, Svetlana Dzhafarova, Zoya Ender, Alexander Kostroma, Nicoletta Misler, Alla Povelikhina, Vasilii Rakitin. Guest Editor: Alla Povelikhina
Елена (Элеонора) Генриховна Гуро (1877-1913) на сайте "Мир Марины Цветаевой"
Библиографичеcкая справка о Михаиле Васильевиче Матюшине на ArtLine
Эссе о Мастерской пространственного реализма в петроградской Академии художеств, которую возглавлял Матюшин ("Новый мир искусства")
Художники школы М.В.Матюшина в художественной галерее Петрозаводска ("День за днем", 29.05.98)
e-mail: Aндрей Ковалев
© 1991-2014 ARTINFO дизайн ARTINFO размещение ARTINFO