ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

органайзер ковалева андрея  #4 /1 ноября


Портрет классика
Михаил Матюшин.

"Органика: Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ века" в Московском центре искусств на Неглинной - пресс-релиз

Сергей ХАЧАТУРОВ. Леонарды авангарда. Центр искусств на Неглинке снова показал Третьяковке кукиш - "Время Новостей"
http://www.vremya.ru/2001/198/7/22874.html
" В текстах и живописи “зорведовцев” много цветных туманов. Чтобы ориентироваться в них, логика бесполезна: провалишься в очередной бездонный афоризм, универсальный и оттого бесформенный. Вроде такого фрагмента из Матюшина: “Художник должен теперь в своем глубинном “Я”, отторгшемся от всех мер и условий, “зачать” от природы, в большом сокрытии, выносить и родить еще невиданное и не копируемое...”
И нарисованные разноцветные ленты Мебиуса, которые ученики Матюшина считали пространственной “упаковкой мира”, вполне могут сгодиться в утилитарных целях. Например, как заставки компьютерных программ."

Ольга КАБАНОВА. БЕЗМЕРНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ - "Известия"
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&id=8439
"Не представляя сути и задач их утопического дела, смотреть выставку тоже можно, но не так интересно
Матюшин один из первых начал устраивать спектакли о свете и форме, по сути - перформансы, и что его преданность природе и изучение цвета аукнулись в мировом послевоенном искусстве."

Велимир Мойст. Охотники за видимостью. "Газета-ру"
http://www.gazeta.ru/2001/10/26/ohotnikizavi.shtml
"Что за авангард такой, если разобраться: аэропланами не восхищаются, черный квадрат за икону не признают, только ковыряются в оттенках цвета, будто символисты, и твердят про природу. С другой стороны – чистой воды авангард: Малевич – лучший друг, академист – первый враг, сетчатку глаза развивают, чтобы видеть на 180 градусов по горизонтали и вертикали. <...> И должен бы у них на выходе получаться продукт герметичный, наукообразный, почти графоманский, а оказалось – настоящее искусство.
Если бы устроителям выставки пришло в голову выложить все схемы и документы, рожденные в недрах группировки, получилось бы сюжетно веселее, но эстетика при этом очевидно пострадала бы."

Андрей Ковалев. На Неглинную завезли “Органику”.(текст)
"Гораздо проще, как то обычно и делают, отказаться от каких-то рассуждений о том, что думали эти замечательные художники — и сконцентрироваться исключительно на чудных картинах и рисунках, которые они производили. Но в ХХ веке невозможно произвести хирургическую операцию отделения художника от его мировоззрения. Придется с этим как-то жить."

Константин Агунович. Органика. Беспредметный мир природы в русском авангарде ХХ века - "Афиша"
http://www.aton-security.ru/vystavki-review.phtml?id=498137
" Нет, оставьте попытки погрузиться в эти теории. Остановитесь на самом простом - на людях. Не приходит ли вам в голову, что вообразить хоть кого-то из них будет труднее, чем Гигеру придумать своего Чужого? Боже, что мне дано понимать в задних долях мозга Бориса Эндера! Как мне воспользоваться ценностью этого "материала"?
Матюшин учил медитативному восприятию - его система носила название "расширенного смотрения", и глаза на затылке не казались ему шуткой, - но у меня только два, спереди, я не умею медитировать, у меня, допустим, нет времени, но Матюшин-художник мне почему-то нравится."

О Матюшине и его школе

Андрей Ковалев - "Шведская выставка" - (Органика: Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ века. Выставка в галерее "Гмуржинска". Кельн. 1999-2000. - М.: Литературно-художественное агентство "Русский авангард"; издательство RA, 2000.
http://www.russ.ru/culture/vystavka/20001205.html#kn2
"И если по-русски слово "органика" ассоциируется в основном с навозом, вывозимым на поля, то на Западе то же самое означает крайнее модное и позитивное направление явление жизни - безумно дорогие экологически чистые продукты. В разряд таких продуктов попали, как это ни странно, художники и теоретики, сотрудничавшие с Отделом органической культуры Государственного института художественной культуры. <...> Благодаря мумифицирующим свойствам петербургского андерграунда "органическая школа" просуществовала аж до восьмидесятых годов. Возможно, и сейчас в Питере еще найдутся добрейшие пожилые леди и джентльмены, считающие себя учениками учеников Мансурова. Но можно особенно не пужаться: эколоджистам не удастся устроить свои пляски мракобесия на руинах беспредметников, обратившихся к теософии."

Игорь Чувилин. Корни, сучки и наплывы. Устрашающая заумь оказывается просто хорошей живописью - "Московские Новости"
http://www.mn.ru/issue.php?2001-43-26
"В идеологию "органики" вплелись пантеизм, теософские и эзотерические учения, восточные религиозные воззрения. <...> Представить себе, чем занимались в отделе Органической культуры, довольно сложно - в воображении встают образы медиумов, алхимиков или героев сериала "Секретные материалы". Но как "органисты" доверяли только своему опыту и интуиции, так и посетителю выставки стоит положиться на собственное чутье. Тогда оно, несомненно, обнаружит ту органичность и светоносность в работах художников, о которой они так много и сложно говорили, ту звучность цвета, которая в теории описана устрашающе заумно, а на деле оказывается просто хорошей живописью."

Людмила СОЛОВЬЕВА ХУДОЖНИКИ ШКОЛЫ М. В. МАТЮШИНА
http://www.karelia.ru/~ppress/ptz/1598/1598_19.html
"Музыкант и профессиональный композитор, живописец и педагог, издатель футуристической литературы и исследователь, он привлекал к себе не только многогранностью таланта, но и новизной взглядов на искусство. С 1918 по 1926 год Михаил Матюшин руководил в Петроградской Академии художеств мастерской пространственного реализма. Учеба в ней велась на основе принципов пространственно-цветовой теории, под художественным девизом "ЗОР-ВЕД" (Зрение и Ведание). Матюшин был убежден, что художнику нужно "ставить глаз" точно так, как пианисту "ставят руку", а певцу - голос. С этой целью им была разработана система "расширенного смотрения", она давала возможность видеть окружающий мир обостренно, широко, во всем его многообразии и цветности."

МАТЮШИН Михаил Васильевич
http://antiques.nm.ru/diksh/art/m-0016.htm
"В 1911 г. Матюшин прочитал книги математика-теософа П. Д. Успенского, передающие целостный метод восприятия и познания мира, Вселенной, человека. <..> Вместе с ними Матюшин, постоянно эксперементируя, добивался создания нового образа натуры на плоскости картины приучая глаз воспринимать каждую видимую деталь как часть огромного целого, взглядом "как руками, охватывать, как бы забегая глазами за предмет". Творчество, по определению Матюшина, есть не что иное, как "собранность интеллектуальных и физических способностей человека в одном усилии воли и толчка, порождающем наибольшую ценность из всего, что существо способно произвести". Такое понимание творческого процесса подвело Матюшина изучению законов физиологии человека. Опыты и наблюдения его "школы" велись в направлении взаимодействия "осязания, слуxa, зрения и мысли".

Organica. The non-objective world of nature in the Russian Avant-garde. November 23 - January 28, 2000

EXPERIMENT NO. 6. ORGANICA. A Symposium on the Non-Objective World of Nature in the Russian Avant-Garde. Papers by John E. Bowlt, Charlotte Douglas, Svetlana Dzhafarova, Zoya Ender, Alexander Kostroma, Nicoletta Misler, Alla Povelikhina, Vasilii Rakitin. Guest Editor: Alla Povelikhina

Елена (Элеонора) Генриховна Гуро (1877-1913) на сайте "Мир Марины Цветаевой" http://

Библиографичеcкая справка о Михаиле Васильевиче Матюшине на ArtLine

Эссе о Мастерской пространственного реализма в петроградской Академии художеств, которую возглавлял Матюшин ("Новый мир искусства")


e-mail: Aндрей Ковалев     

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO