◄Официальная
информация ГЦСИ о ситуации, сложившейся в связи с организацией выставки
российского современного искусства « Контрапункт» в музее Лувр в Париже
(Франция) в рамках Года Россия - Франция.
Вечер 29 сентября.
В последние дни в СМИ появилась информация о том, что четыре работы Авдея
Тер-Оганьяна из серии «Радикальный абстракционизм», предназначенные для
экспонирования на выставке, были запрещены к вывозу за пределы Российской
Федерации из-за государственной цензуры.
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) и Stella
Art Foundation являются соорганизаторами выставки «Контрапункт» наряду с
музеем Лувр. Куратором выставки является Мари-Лор Бернадак – главный хранитель и
директор департамента современного искусства Лувра.
С нашими организациями обсуждался состав участников выставки «Контрапункт», но
непосредственный отбор экспонатов был произведен куратором проекта Мари-Лор
Бернадак (отдельные произведения создавались авторами специально для этой
выставки). Если бы мы принимали участие в выборе произведений, наверное, состав
работ был бы отчасти несколько иной. Однако, мы с уважением относимся к выбору
куратора и его авторским правам, поэтому подали весь список произведений,
отобранных Мари-Лор Бернадак в Росохранкультуру для оформления работ на вывоз
из России.
Представители Росохранкультуры обратили внимание Минкультуры России и ГЦСИ, как
федеральной государственной организации, на тексты работ Авдея Тер-Оганьяна,
высказав свою озабоченность по поводу непредсказуемых последствий экспонирования
этих работ на выставке в Лувре. Мы объяснили представителям Росохранкультуры,
что эти работы не правильно воспринимать как призывы к свержению
конституционного строя, руководства России и разжиганию национальной и
религиозной розни, поскольку они являются художественной симуляцией, рефлексией
и иронией, связанной с непониманием языка современного искусства, они
принципиально изменяют смысл, заключенных в них деклараций. Тем не менее, нам
были высказаны сомнения по поводу того, что эти тексты будут адекватно
восприняты широким неподготовленным зрителем, который составляет подавляющую
зрительскую аудиторию Лувра и отдельными непрофессиональными или ангажированными
представителями СМИ.
Запрет на вывоз работ Авдея Тер-Оганьяна никто не наложил, но к нам обратились с
просьбой задержать оправку произведений на выставку «Контрапункт» до проведения
консультаций с французской стороной. Такие консультации были проведены с
участием президента музея Лувр Анри Луарета, и нам было сообщено, что принято
решение исключить вышеуказанные работы из состава выставки, (но это решение не
препятствует экспонированию в Лувре других произведений Авдея Тер-Оганьяна).
После чего представители ГЦСИ и Россохранкультуры, исключив из списков на вывоз
работы Авдея Тер-Оганьяна, в течении нескольких часов оформили надлежащие
документы и автофургон этой же ночью был отправлен во Францию, потому что груз и
так уже был задержан на несколько дней, и монтаж выставки в Лувре находился под
угрозой срыва. В связи с этим у нас не осталась времени на замену исключенных
работ.
Кроме того, в Россохранкультуре нам сообщили, что они не будут препятствовать
вывозу именно этих или любых других произведений в любое время, если
произведения будут вывозиться не государственной федеральной организацией, а
владельцами, автором или любыми лицами, при наличии соответствующей
доверенности, так как тогда ответственность за экспонирование произведений, в
этом случае, полностью лежит на принимающей стороне.
Мы предложили куратору для упрощения ситуации запросить у автора или владельца
файлы этих работ по электронной почте и распечатать в Париже (это было бы
значительно быстрее и дешевле, чем везти работы из России) так как эти работы
не являются уникальными и могут воспроизводиться и экспонироваться с согласия
автора. Но Тер-Оганьян в своем открытом письме отказался воспользоваться этим
вариантом и выдвинул дополнительные условия.
На следующий день Мари-Лор Бернадак обратилась к нам с просьбой предоставить
файлы других работ Тер-Оганьяна, чтобы напечатать их в Париже. У нас в
коллекции ГЦСИ есть работы этого автора, но к сожалению нет файлов его работ, -
их могут предоставить только автор или владельцы.
В свою очередь по информации полученной от директора по развитию
Stella art Foundation Николая Молока, который
встречался и обсуждал
возникшую проблему с Мари-Лор Бернадак, работы Авдея Тер-Оганьяна,
предложенные Гельманом Мари-Лор, первоначально не были снабжены переводами
(она не владеет русским языком ), таким образом куратор был введен Гельманом в
заблуждение – её интересовал феномен творческой концепции Авдея Тер- Оганьяна, а
не конкретно эти, принадлежащие Гельману работу.
Кроме того, большинство художников из тех, кто по словам Гельмана, отказались из
солидарности с Тер-Оганьяном от участия в выставке «Контрапункт» в Лувре,
опровергли эту информацию, сообщив нам, что не давали полномочия Гельману
делать подобные заявления.
Ни Гельман, ни возглавленный им Пермский музей современного искусства, ни кто
другой, кроме вышеуказанных, не являются соорганизаторами выставки российского
современного искусства «Контрапункт» в Лувре – они лишь предоставляют отдельные
работы для экспонирования и не владеют достоверной информацией об организации
этого проекта.
Любая информация о том, что ГЦСИ каким-то образом препятствует вывозу из России
вышеуказанных работ Авдея Тер-Оганьяна, является ложной и не соответствует
действительности.
Конечно, проблема недопонимания языка современного искусства широкой зрительской
аудиторией весьма остра, и мы постоянно с этим работаем. Однако, в раздувании
нездорового ажиотажа вокруг одной выставки «Контрапункт» заинтересованы те, кто
преследует цели, направленные на развитие собственного персонального имиджа и
коммерческие интересы, зависящие от возгонки цен на работы, заявленные в
проекте.
На наш взгляд, любые попытки противодействия организации по проведению
выставки российского современного искусства в Лувре противоречат идее
продвижения нового искусства России на международной арт-сцене, его широкой
популяризации за рубежом и полноценной интеграции российского актуального
искусства в интернациональный культурный контекст.
С нашей стороны, мы прилагаем все необходимые усилия для реализации выставки
«Контрапункт» в заявленные сроки.
Генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин> |