ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
◄Фотография
как предмет инвестирования.
Лариса Гринберг,
директор галереи Photographer.ru
Первое столетие своего существования фотография была в основном предметом
собирательства, но не инвестирования. Ранние галереи, которые появились еще в начале XX века, служили чаще пространством для демонстрации достижений тех или иных фотографов, или уже существующих коллекций. Ситуация изменилась относительно недавно - в семидесятых годах ХХ века - когда современные работы стали приобретаться музеями, и вырос спрос на отпечатки. Появились коммерческие галереи, чтобы обслуживать растущий спрос. Примерно тогда же (на рубеже 60-х и 70-х) авторы, видевшие свой приоритет в продажах отпечатков коллекционерам, стали объявлять на свои работы тиражи. Существует множество примеров страстного собирательства, когда значительные коллекции, дающие внятный срез фотографической эпохи - перепродаются на аукционах или продаются целиком в музеи за неизмеримые с изначально вложенными деньги. Целью создания таких коллекций не обязательно была прибыль. Примерами могут послужить частная коллекция Маргарет Уэстон; коллекция гламурной фотографии, собранная Леоном и Микаэлой Константинер; многие другие. Что до осознанного инвестирования в фотографию, то само по себе оно не является коллекционированием; это вложение денег с целью извлечения прибыли. Но возможно рассматривать инвестирование как одну из стратегий коллекционирования. Например, такова была “Коллекция Квиллан” (фотографии XIX — XX веков, собранные арт-дилером Джилл Кваша для “Квиллан-компани”). Как же понять, ценно произведение или нет? Безотносительно нашего персонального вкуса или мнения о том или ином произведении искусства, его стоимость определяется его "желанностью" для покупателя и редкостью на рынке. Желанность - это следствие известности автора (во всех возможных смыслах - обласканность критиками, представленность в музеях, участие в фестивалях, ярмарках, каталоги и проч.). Редкость - результат плодовитости автора. В фотографии на сей день все обстоит так же, как и в любом другом тиражном медиуме. Обычно автор объявляет ограниченный тираж. Тираж распродается, и произведение уходит с первичного рынка. В дальнейшем произведение отслеживается на вторичном рынке, - к примеру, на аукционных торгах. Чем меньше доступность, тем больше цена - естественно ожидать более высокие цены для маленьких тиражей, чем для больших. Сегодня авторы, всерьез озабоченные ростом цен на свои работы, редко объявляют тиражи больше 5-10. И несмотря на недоверие отечественных собирателей искусства к тиражным медиумам, в мировом масштабе коллекционирование фотографии (в частности, в инвестиционных целях) - вполне масштабный процесс; в России он тоже будет только разрастаться. Одной из немаловажных причин для его популяризации является невысокая изначальная стоимость входа - коллекцию фотографии можно начать и с очень незначительными средствами. Какова же возможная психология покупателя, заинтересованного в приобретении не украшения на стену, а работы, за которую можно в будущем выручить двое-втрое-вдесятеро больше? Надо понимать, что не бывает безопасных инвестиций, иначе все бы это делали, и деньги зарабатывались сами собой. Дутые репутации закономерно рушатся. Герои аукционов прошлого десятилетия часто никому не нужны сегодня. Как обезопасить себя, как понять, кого возьмут в будущее? Есть два пути. Первый - это покупать лучшее. Нечто такое, что висит в постоянной экспозиции ведущих музеев. Покупать то, что давно и прочно вписано критиками и кураторами в историю искусства. Это самые дорогие фотографии, цены на них могут доходить до десятков тысяч долларов за современных авторов (в отдельных случаях - до сотен тысяч), и до сотен же тысяч за редчайшие винтажные отпечатки. Опасность потерять деньги при такой покупке невелика - редкость и важность работы обеспечат безопасную перепродажу через некоторое время. Но следует понимать и то, что максимальную потенциальную прибыль любому инвестору обеспечивает покупка более рискованных активов. Приобрести недорого несколько работ малоизвестного, но активно развивающегося автора, и продать, когда тот станет классиком - это возможность заработать несколько сот процентов прибыли! Такая операция маловероятна в отношении изначально дорогого актива. Главные советчики при высокорискованном инвестировании в фотографию - художественное чутье, убежденность, искренняя любовь коллекционера к искусству. В заключение надо сказать, что все руководства по составлению коллекций рекомендуют изначально изучать предмет собирательства, и - желательно - его любить. В этом случае, даже если инвестор и не заработает много денег, у него на стене останется работа, которая будет его долго радовать. Лариса Гринберг Искусствовед, член Ассоциации искусствоведов(АИС); куратор; директор галереи Gallery.Photographer.ru. Живет и работает в Москве. |