17 февраля они прислали в artinfo
Манифест, представляющий
Electoboutique
как метапроект, как отдельное
произведение медиаискусства, содержание которого находится в постоянном
обновлении. Electroboutique: Медиа арт 2.0.
Давно прошли те времена, когда художник мог творить в башне из слоновой кости,
презрительно поглядывая вниз, на мир коммерческого искусства или дизайна,
управляющиеся исключительно законами рынка. Рынок,
то есть капитализм, постоянно облагораживаясь и
утончаясь, проник в самые укромные, самые
автономные, самые революционные сферы деятельности.
Нельзя сказать, чтобы искусство всегда негативно
реагировало на этот процесс. Модернизм, в том числе
создавший дизайн, отправлял художников на фабрики, придумывать
мебель и ткани, нести искусство «обыкновенным людям».
По крайней мере с 50-х годов прошлого века практика и теория
искусства, философия, исследования культуры радикально
пересматривали вопросы отношений капитализма и искусства,
уникального и массового, высокого и низкого, профессионального
и любительского, утилитарного и неработающего.
XXI век несет в себе новые социальные и технологические вызовы и ставит
перед нами, наряду со старыми и новые вопросы.
Отвечая на них, мы создаем собственные решения.
Медиа арт 2.0 – это работы на основе всем известных
электронных устройств – телевизоров, LCD экранов, диодных бегущих
строк, видеокамер. Мы дополняем их собственными разработками,
эстетическими и техническими, тем самым меняя их
прагматическую функциональность. Преображая бытовые
устройства, производя художественные парадоксы на основе
ежедневного опыта, мы создаем искусство.
Медиа арт 2.0 – это продолжение экспериментального медиа арта.
Медиа арт – штучная, эксклюзивная продукция, в основном
предназначенная для показа самими авторами на фестивалях
и выставках. Как правило, такие произведения пугающе
сложны в установке и обслуживании и поэтому не находят
своего места на рынке, ограничиваясь рамками музея.
Мы предлагаем решения все-в-одном, простые в установке
и использовании – как в бытовой электронике.
Медиа арт 2.0 – это коммерческое искусство. Мы производим
ограниченный тираж произведения (как Ferrari) и продаем его
за доступную цену (как Sony). Такое становится возможным
благодаря отказу от использования компьютеров (и других
сложных многофункциональных устройств) и использования
специализированных устройств собственной разработки.
Компании, производящие электронику, не в состоянии преодолеть прагматичность
своих продуктов, и, вместо того, чтобы создавать
художественные девайсы, идут по пути украшательства:
инкрустируют существующие модели золотом, стразами
и бриллиантами. Такая стратегия повышает цену товаров
и делает их «эксклюзивными», но сам подход противоречит
скорости морального и технологического устаревания
электроники.
Медиа арт 2.0 представляет художественный объект как технологический
продукт с ограниченным сроком жизни (как автомобиль
или стиральная машина). Такой продукт приобретается
на время, а затем утилизируется и заменяется новой
моделью. Цена – сопоставима с ценой бытовой техники, электроники
hi-end. Соответственно мотив приобретения такого
произведения – не вложение средств, а удовольствие, что
возвращает в искусство утраченную легкость и радость.
Медиа арт 2.0 – это сочетание современной техно-культуры, культуры
гэджетов и медиа арта, экспериментального современного
искусства. В начале 20 века художники разрабатывали
промышленные объекты: институт дизайна был неразвит,
и искусство помогало ему в становлении. Сейчас дизайн
является хорошо развитой отраслью экономики, привлекающей
талантливых людей. Продукт деятельности дизайнеров
обусловлен капиталистической промышленной конъюнктурой
и практически всегда прагматичен. Основными функциями
промышленного дизайна является увеличение роста продаж
и создание новых потребностей. Мы возвращаемся к истокам
авангарда и занимаем свою нишу в системе
капиталистического производства и потребления, ориентируясь
на продвинутых потребителей, которых не удовлетворяет
массовый продукт. Черпая из дизайна и из экспериментального
искусства, мы возвращаем в искусство то, что дизайн
позаимствовал в начале 20 века: движение навстречу
жизни, легкость использования и новизну, художественный
эксперимент как часть игры, современность, радость
каждый день. |