ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
АРХ-СТОЯНИЕ 2008. Зима. Граница. Фестиваль
ландшафтных объектов в деревне Никола-Ленивец.
Анастасия Петрова.
|
<<Поиск границы дозволенного
– один из главных лейтмотивов современного искусства. Эксперименты с сознанием
зрителя и собственными возможностями – вполне естественный процесс, реже - цель.
Исследование образа границы стало главной темой зимнего фестиваля лэнд-арта «Арх-стояние.
2008» на калужской земле, в деревне Никола-Ленивец, заповеднике культурного
ландшафта. |
Кураторы фестиваля Антон Кочуркин и Юлия Бычкова определили вектор
художественной дискуссии ещё летом, когда традиционный фестиваль получил
статус международного. В этом году на арт-поле в полку объектов-«пограничников»
прибыло. |
|
Проект-победитель конкурса «Масленица на Угре» (АБ «Рождественка») представляет
собой 500-метровый стол из снега, контуры которого повторяют абрис реки.
Создавая естественную границу между людьми, одновременно стол служит
объединяющим началом некого сообщества в совместной трапезе – почти магическом
ритуале любой культурной парадигмы. |
Пограничное состояние природы как нельзя лучше актуализировало выбранную тему.
Пожалуй, лишь для России характерно столь острое, сакральное переживание
природных циклов. Ожидание и встреча весны, проводы зимы в транскрипции
народных примет – суть работы местных деревенских умельцев. |
Хрестоматийное полотно Алексея Саврасова обрело очередную жизнь в инсталляции
воспитанников Николая Полисского - артели «Никола-Ленивицкие промыслы» (В.
Симонов, А.Белов, А.Гусев, М. Гусева, Е. Зеленский, А.Буковский). |
Гигантские черные птицы плотно заняли пространство на спуске к реке и деревьях у
местного кладбища – зрелище, больше похожее на набег саранчи. |
Созданная Полисским артель оказалась самым жизнеспособным проектом в области
российского социального искусства, главным апологетом которого является сам
художник, для местных – просто «дядя Коля». |
|
Основные принципы работы Полисского - сознательное дистанцирование в
авторстве и почти отеческая забота. |
|
Используя тот же образ птицы, на зимнем «Арх-Стоянии» Полисский взялся раскрыть
более тонкие аспекты понимания границы. Он демонстративно отказывается от
раннего принципа использования исключительно экологических материалов.
10-метровая чугунная «Жар-птица» (сложная конструкция, инженер - Владимир
Стребень) повторяет очертания двуглавого орла. Хорошо считываемое изображение
без атрибутов власти более всего соответствует геральдическому госзнаку,
принятому в 1917 (!) году, недолго «украшавшему» печать Временного правительства.
|
Примечательно, что его автор - Иван Билибин - иллюстратор русских сказок и революционер, автор знаменитых антимонархических карикатур начала 20 века. Из-под руки Билибина одинаково хорошо выходили жар-птицы и государственная символика.
Через столетие Николай Полисский почти дословно повторил
феномен амбивалентности - «Я впервые создал объект, которого боюсь сам». |
|
На гране жанров лэнд-арта и политического перформанса, на стыке времен года и
двух исторических эпох вместо чучела Масленицы под музыку Сергея Загния пылает
символ Империи. Огнеупорность материала обрекает попытку избавиться от
навязываемых границ на неудачу. |
|
|
С элементами файер-шоу прошла презентация еще одного лэнд-объекта «Арх-Стояния
2008» - «Базилика. Изба.» Александра Константинова. Художник использует
символику вертикали и горизонтали для определения границ бытового религиозного
мировосприятия. Традиционный для Константинова матричный мотив повторен в двух
легких дощатых каркасах, которые по своему объему одновременно напоминают нефы и
клети. |
|
Сооружение с преобладанием вертикали – «базилика», горизонтали – «изба». В прочем, разница не особо визуализирована. |
|
|
Пространство «базилики» затянуто матовой пленкой, внутри на досках установлены свечи. Спектакль театра теней начинается с сумерками, за счет игры света контуры размываются, оставляя лишь ощущение легкости и парения. Не без рукоприкладства автора огонь разбушевался в соседнем строении – «Избе», в прочем, мега-очаг стен не погубил. |
|
Право выбора остается за зрителем: горящая русская изба или теплящаяся западная базилика. Зритель отдал предпочтение последней. Стихия в рамках границы – метафизично и декоративно. Похоже, «ваять нетленку» опять входит в моду. |
Попытку определить и раздвинуть границы предприняла в своем проекте архитектор Александра Щетинина. |
Щетинина повторяет концепцию избы как личного жилого пространства, освоенной человеком территории. На высоте 6 метров художница возводит арх-объект «Дом над лесом». Правильный четверик на сваях - своеобразная дозорная вышка с панорамным обзором владений по всем сторонам света. Гостеприимно накрытый в доме стол помимо репрезентативных функций служит некой ловушкой, ибо дозор требует ясного сознания. После такого застолья границы и беззащитность собственного тела хорошо ощущаются при спуске с крутой лестницы без перил. По словам автора, на арт-поле Никола-Ленивца появится ряд объектов с аналогичной опорной конструкцией. |
Какие-то из них, возможно, уже будут возведены к повторной презентации проектов в рамках широких масленичных гуляний 8 марта. Погода в эту пору очерчивает свои границы, которые без резиновых сапог в деревне не преодолеть. |