ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

        
 В МИРЕ
 В МОСКВЕ
В РОССИИ 
В ПИТЕРЕ 
В
ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА 
ТЕКСТЫ 
НАВИГАТОР
 АРТ ЛОНДОН
 - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
 С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА  ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР 
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
 КОЛЛЕГИ
АРХИВ
  
        
АРХ-СТОЯНИЕ 2008. Зима. Граница. Фестиваль 
ландшафтных объектов в деревне Никола-Ленивец.
Анастасия Петрова. 
 
  
  
        
        
| 
       |   
<<Поиск границы дозволенного 
– один из главных лейтмотивов современного искусства. Эксперименты с сознанием 
зрителя и собственными возможностями – вполне естественный процесс, реже - цель. 
Исследование образа границы стало главной темой зимнего фестиваля лэнд-арта «Арх-стояние. 
2008» на калужской земле, в деревне Никола-Ленивец, заповеднике культурного 
ландшафта.  | 
|   
Кураторы фестиваля Антон Кочуркин и Юлия Бычкова определили вектор 
художественной дискуссии  ещё летом,  когда традиционный фестиваль получил 
статус международного. В этом году на арт-поле в полку объектов-«пограничников» 
прибыло. | 
| 
       |   
Проект-победитель конкурса «Масленица на Угре» (АБ «Рождественка») представляет 
собой 500-метровый стол из снега, контуры которого повторяют абрис реки. 
Создавая естественную границу между людьми, одновременно стол служит 
объединяющим началом некого сообщества в совместной трапезе – почти магическом 
ритуале  любой культурной парадигмы.  | 
|   
Пограничное состояние природы как нельзя лучше актуализировало выбранную тему. 
Пожалуй, лишь для России характерно столь острое, сакральное  переживание 
природных циклов. Ожидание и встреча весны, проводы зимы в транскрипции  
народных примет – суть работы местных деревенских умельцев.  | 
| 
 |   
Хрестоматийное полотно Алексея Саврасова  обрело очередную жизнь в инсталляции  
воспитанников Николая Полисского - артели «Никола-Ленивицкие промыслы» (В. 
Симонов, А.Белов, А.Гусев, М. Гусева, Е. Зеленский, А.Буковский). |  | 
|   
Гигантские черные птицы плотно заняли пространство на спуске к реке и деревьях у 
местного кладбища – зрелище, больше похожее на набег саранчи.  |  | 
| 
 |   
Созданная Полисским артель оказалась самым жизнеспособным проектом в области 
российского социального искусства, главным апологетом которого является сам 
художник, для местных – просто «дядя Коля». | 
| 
       |   
 Основные принципы работы Полисского - сознательное дистанцирование в 
авторстве и почти отеческая забота. |  | 
| 
       |   
Используя тот же образ птицы, на зимнем «Арх-Стоянии» Полисский взялся раскрыть 
более тонкие аспекты понимания границы. Он демонстративно отказывается от 
раннего принципа использования исключительно экологических материалов. 
10-метровая чугунная «Жар-птица» (сложная конструкция, инженер - Владимир 
Стребень) повторяет очертания двуглавого орла. Хорошо считываемое изображение 
без атрибутов власти более всего соответствует геральдическому госзнаку, 
принятому в 1917 (!) году, недолго «украшавшему» печать Временного правительства. 
  | 
| Примечательно, что его автор - Иван Билибин - иллюстратор русских сказок и революционер, автор знаменитых антимонархических карикатур начала 20 века. Из-под руки Билибина одинаково хорошо выходили жар-птицы и государственная символика.   
Через столетие Николай Полисский почти дословно повторил 
феномен амбивалентности - «Я впервые создал объект, которого боюсь сам».  |  | 
| 
       |   
На гране жанров лэнд-арта и политического перформанса, на стыке времен года  и 
двух исторических эпох вместо чучела Масленицы под музыку Сергея Загния пылает 
символ Империи. Огнеупорность материала обрекает попытку избавиться от 
навязываемых границ на неудачу. | 
| 
 | 
| 
       | 
| 
 | 
| 
       |   
С элементами файер-шоу  прошла презентация еще одного лэнд-объекта «Арх-Стояния 
2008» - «Базилика. Изба.» Александра Константинова. Художник использует 
символику вертикали и горизонтали для определения границ бытового религиозного 
мировосприятия. Традиционный для Константинова матричный мотив повторен в двух 
легких дощатых каркасах, которые по своему объему одновременно напоминают нефы и 
клети. | 
| 
       | Сооружение с преобладанием вертикали – «базилика», горизонтали – «изба». В прочем, разница не особо визуализирована. |  | 
|   
 | 
| 
       | Пространство «базилики» затянуто матовой пленкой, внутри на досках установлены свечи. Спектакль театра теней начинается с сумерками, за счет игры света контуры размываются, оставляя лишь ощущение легкости и парения. Не без рукоприкладства автора огонь разбушевался в соседнем строении – «Избе», в прочем, мега-очаг стен не погубил. |  | 
| 
       | Право выбора остается за зрителем: горящая русская изба или теплящаяся западная базилика. Зритель отдал предпочтение последней. Стихия в рамках границы – метафизично и декоративно. Похоже, «ваять нетленку» опять входит в моду. |  | 
| 
 | Попытку определить и раздвинуть границы предприняла в своем проекте архитектор Александра Щетинина. | 
| 
 | Щетинина повторяет концепцию избы как личного жилого пространства, освоенной человеком территории. На высоте 6 метров художница возводит арх-объект «Дом над лесом». Правильный четверик на сваях - своеобразная дозорная вышка с панорамным обзором владений по всем сторонам света. Гостеприимно накрытый в доме стол помимо репрезентативных функций служит некой ловушкой, ибо дозор требует ясного сознания. После такого застолья границы и беззащитность собственного тела хорошо ощущаются при спуске с крутой лестницы без перил. По словам автора, на арт-поле Никола-Ленивца появится ряд объектов с аналогичной опорной конструкцией. | 
| 
 | Какие-то из них, возможно, уже будут возведены к повторной презентации проектов в рамках широких масленичных гуляний 8 марта. Погода в эту пору очерчивает свои границы, которые без резиновых сапог в деревне не преодолеть. |