ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
ФОТОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
"Москва-Берлин/ Берлин-Москва. 1950-2000. Современный взгляд". Безобразный официальный сайт. 3 апреля ничего не работает. Уж лучше бы не писали ничего о нем на папках, блокнотах etc... Пороть надо публично за такое позорище. Чтоб было соответствие российского разгильдяйства и российского наказания... Ю П>
<<В
Государственном Историческом музее с 3 апреля по 14 июня
работает выставка "Москва-Берлин/Берлин-Москва.
1950-2000. Современный взгляд".
Масштабная выставка "Москва-Берлин.
1950-2000" является продолжением экспозиции
"Москва-Берлин. 1900-1950", прошедшей с
огромным успехом восемь лет назад. Однако
это не только показ искусства главных
мегаполисов России и Германии, но и широко
открытый ретроспективный взгляд на
европейскую историко-культурную ситуацию
второй половины XX века. Большую часть этого
времени Москва и Берлин (так же, как Берлин
Восточный и Западный) были разделены стеной
идеологической нетерпимости, объединяла же
их атмосфера духовных поисков и надежд, в
которой жило тогда европейское сообщество.
Выставка "Москва-Берлин. 1950-2000" не
разделена перегородками национальных школ
и стилистических направлений, не следует в
фарватере строгой хронологии. И в целом
сознательно избегает жестких схем,
поскольку ставит перед собой иную цель -
попытаться осмыслить историю Западной и
Восточной Европы как органичное целое, как
общий социальный опыт, пережитый и
отраженный в ярких образах художниками
разных стран и поколений. Не случаен
подзаголовок выставки - "Современный
взгляд", и принципиален ее
интернациональный состав - художники не
только из России и Германии, но и из Швеции,
Бельгии, Италии, США и Балканского региона.
Среди них такие мастера искусства XX века,
как Йозеф Бойс, Герхард Рихтер, Ансельм
Кифер, Георг Базелиц, Йорг Иммендорф, Зигмар
Польке, Марсель Бротарс, Ханс Хааке, Ребекка
Хорн, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виталий
Комар и Александр Меламид, Марина Абрамович
и др.
Работа команды российских и немецких
кураторов над концепцией проекта и
подбором произведений заняла два с
половиной года. С сентября по декабрь 2003
года выставка демонстрировалась в Берлине.
Специально для Москвы по предложению
российских кураторов был отредактирован
сценарий выставки. Часть произведений была
заменена на ранее не экспонировавшиеся, но
представляющие значительный интерес для
отечественной аудитории.
Экспозиция включает в себя около 300
произведений (живопись, графика, скульптура,
объект, инсталляция, фотография, видео)
более 130 художников из России, Германии и
других стран. Работы предоставлены такими
ведущими мировыми собраниями, как Центр им.
Жоржа Помпиду, Новая Национальная галерея
Берлина, коллекция Нэнси и Нортона Доджа и
др.
<<Лекция Ханса
Хааке в лекционном зале Государственного
Исторического музея. За 3 дня до
официального открытия (2 апреля в 17.00)
выставки "Москва-Берлин/
Берлин-Москва.
1950-2000. Современный взгляд" (с 3 апреля по 14 июня,
22-39. 40 залы). В файлах MP3> <<В понедельник, 29 марта, состоялись две встречи со всемирно известным немецким и американским художником Хансом Хааке, участником выставки "Берлин-Москва/ Москва-Берлин 1950 - 2000". В лектории Государственного Исторического музея Екатерина Деготь представила Хааке собравшимся художникам, искусствоведам, арт критикам, а он, в свою очередь, педантично и подробно рассказал о своих хитах. В 20:00 в Институте проблем современного искусства состоялась дискуссия...> |
Пресс-конференция 1 апреля. ГИМ.
1. Михаил Боде
4. Юрген Хартен (по немецки)
5. Иоахим Сарториус (по немецки)
6. Какая выставка лучше? - Шумов, вопрос г-ну Хартену
7. Кто из кураторов работал над московской версией? - Ковалев
8. Е. Деготь - относительно подробно об особенностях московской версии.
9. Хорошилов - о том, сколько что стоило
10. Директор ГИМ
11. О провокативности выставки и целях кураторов - на вопрос М.Орловой ответили все кураторы
12. О
расхождениях во взглядах, о разногласиях -
тоже ответили все>
Фонограммы лекции Ханса Хааке и дискуссии в ин-те культурологии>
Коржев Гелий. Солдат. 1957-1960
Бойс Йозеф. La rivoluzione siamo noi. 1972
Марсель Бротарс. Белая комната. 1975
Куприянов Владимир. Не отвержи меня от лица твоего. 1989-1990
Левандовски Виа. Берлинская комната. 2002
Фотографии предоставлены организаторами выставки.
*** Порадовали
депрессией - десять хитов выставки "Москва-Берлин",
версия Николая Молока:
1. Марина Абрамович. "Герой". 2000. Огромная видеопроекция в парадных сенях музея. Девушка с огромным белым флагом сидит на великолепном белом коне. Проект, посвященный памяти ее отца, югославского партизана, - про размышления о войне, об истории вообще, о героизме и трагическом в нем разочаровании. Потому именно эта вещь находится в самом начале выставки и задает ее интонацию. Для справки: Марина Абрамович - сербка, живущая в Амстердаме и Берлине, - суперзнаменитая художница, прославившаяся перформансом "Балканское барокко", посвященным войне в Югославии.
2. Гелий Коржев. "Мать", "Старые раны", "Проводы", "Следы войны" - из серии "Опаленные огнем войны". 60-е годы. Гелий Коржев - некогда признанный советский художник, стал главным открытием немецкой версии "Москвы-Берлина": оказалось, что его соцреалистические картины абсолютно соответствуют вещам его немецких коллег, также мучительно переживавших ужасы и последствия войны. Теперь хочется по-новому открыть Коржева и для нас.
3. Ханс Хааке. "Живописное полотно. Дань Марселю Бротарсу". 1982. Многочастная инсталляция: пафосный портрет Рейгана в золоченой раме, ковровая дорожка, черно-белая фотография каких-то забитых людей, как бы Рейгану и аплодирующих. На самом деле - очень тонкая и одновременно очень жесткая антивоенная (и антиамериканская) инсталляция. Хааке - один из самых знаменитых современных художников в мире (он живет в Нью-Йорке). Практически все его творчество посвящено проблемам государственной репрезентации и немецкой идентичности. Самая знаменитая его работа - превращенный в руины павильон Германии на Венецианской биеннале-1993.
4. Комар и Меламид. "Происхождение социалистического реализма". 1983. Вероятно, самая знаменитая картина самых знаменитых наших соц-артистов. Она хранится в Нью-Джерси, а потому посмотреть ее в натуре - редкая возможность. На картине изображен товарищ Сталин и пристающая к нему муза, очерчивающая контур его тени (парафраз знаменитого античного мифа). Картина очень красивая и, пожалуй, самая веселая на выставке.
5. Йозеф Бойс. "Уборка. Материалы акции 1 мая 1972 года на площади Карла Маркса в Западном Берлине". 1985. Огромный стеклянный ящик, в который навален всякий уличный мусор - обрывки газет, пыль, грязь и проч. Этой работой Бойс - левак, которого за убеждения отовсюду прогоняли, а потом причислили к арт-классикам (его именем в Германии сейчас называют улицы), - выразил идею "чистоты революции". Мало пока понятное для нас настоящее левое искусство.
6. Виа Левандовски. "Берлинская комната (Разделенное страдание - это уже не беда, а полбеды)". 2002. Самая впечатляющая работа на выставке - комната, будто распиленная пополам. Распилено все - стены, диван, стол, рюмочка и даже кошка. Простая, но очень зрелищная инсталляция, посвященная, понятное дело, берлинской стене.
7. Илья Кабаков. "Человек, улетевший в космос из своей квартиры". 1981-1988. Про Кабакова у нас, кажется, знают уже все. Но никто никогда не видел в Москве его настоящую инсталляцию, какими он, собственно, и прославился. Эта хранится, между прочим, в Центре Помпиду. Она, как всегда у Кабакова, про маленького человека, про его одиночество и про его мечты.
8. Ребекка Хорн. "Высокая луна". 1991. Потрясающая, практически интерактивная инсталляция: винтовки крутятся вокруг своей оси и стреляют красной краской. Попадают, естественно, в зрителей - потому и интерактивная. Проект про агрессию, про израненность современного мира, про феминизм (красная краска льется из определенной формы сосудов) и про ксенофобию. Словом, про все то, что вокруг нас.
9. Вадим Захаров. "История русского искусства - от русского авангарда до московской школы концептуализма". 2003. Огромная конструкция, разбитая на несколько частей, соответствующих периодам в русском искусстве XX века: авангард, соцреализм, соц-арт, концептуализм. В каждом отсеке-комнатке (в них надо входить, поднявшись по лесенке) - копии самых репрезентативных произведений эпохи. В комнате соцреализма - "Два вождя после дождя" Герасимова, "Ленин в Смольном" Бродского и физкультурницы Дейнеки. Так, в общем, не затейливо и очень эффектно Захаров подводит итог развитию русского искусства в прошлом веке. Его инсталляция - вполне логично - практически завершает выставку.
10. Дмитрий Врубель. "Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви". 1993. Поцелуй Брежнева и Хонеккера, изображенный на берлинской стене, - самая знаменитая картина перестроечного времени. Ее автор - Дмитрий Врубель. Сейчас на выставке такой же поцелуй, только на холсте (тот был выполнен в технике граффити). Картина висит на лестнице, на обратном пути с выставки. Не пропустите.
** Интервью с сокуратором «Москва-Берлин» Виктором Мизиано
* "Очная ставка без обвиняемых. Сегодня открывается выставка «Москва--Берлин»"
* Что немцу хорошо, то русскому лучше
"Москва
- Берлин. Стадия зеркала" - Андрей
Ковалев, РЖ>
Открывшуюся в ГИМе вторую
серию выставки "Москва-Берлин"
принято сравнивать с имевшей оглушительный
успех первой частью, где речь шла о
спокойной и тихой истории. Попытка выйти в
актуальность провалилась с треском - в
Берлине выставку посетило
только 50 тыс. человек, что ничтожно мало для
такого суперпроекта. Если признать, что
искусство и в самом деле отражает
реальность, то немцы, как оказалось, ничего
не пожелали иметь с ней ничего общего.
Сообщаю свой прогноз по Москве: наших с вами
соотечественников придет на выставку раз в
десять меньше, чем в Берлине. То есть не
более 5 тыс. москвичей и гостей столицы
сочтут возможным погрузиться в океан
посткапиталистичекой рефлексии по поводу
реальности. Я держусь той точки зрения, что
современное искусство есть единственная
реальность, данная нам в наших ощущениях.
Путин, если встретится со Шредером, то опять
будет обсуждать какую-то мелочевку, вроде трофейной
картины Рубенса, а не ключевые для
современности вопросы символического
обмена между Хансом
Хааке и Ильей Кабаковым.
...
Конечно, можно сказать, что вся проблема в
том, что на протяжении девяностых никаких
денег для репрезентаций русского искусства
на мировых сценах не выделялось. И так
называемые кураторы с международным опытом
привыкли подкладываться под заказчика. Но
как раз в случае с проектом "Москва-Берлин"
ситуацию можно было бы переломить,
поскольку он финансировался пополам,
вернее в соотношении 5:3 (млн.евро.) Но
привычка наших западников в законе сразу же
становиться в предложенную клиентом позу
пока что неискоренима. Поэтому можно
говорить о нецелевом расходовании средств -
идея встроить русское искусство в мировой
контекст провалилась с громким треском.
Другое дело, что сам проект русской
пристройки, кажется, утрачивает свою
актуальность. Похоже, что впредь на
фасадную часть нашей Новороссии будут
выставляться только осколки великого
имперского прошлого, в целях дезориентации
и запугивания окружающих варваров.
...
Ситуация катастрофичная - интеллектуалы у
нас прочно отделены от музейных и
академических институций, зато мастерски
выучились строить красивые замки из песка.
А когда наступает пора возводить постройки
из реальных материалов, то они оказываются
в положении малых детей. Более того, Мизиано
и Деготь подвела как раз интеллектуальная
честность, признание того факта, что у нас
так и нет никакой связной истории искусства
Новейшего времени. Как ни парадоксально, но
и у немцев ситуация даже более серьезная. Но
Хартен, ничтоже сумняшеся, затолкал все
немецкие скелеты подальше в шкаф, отчего об
искусстве Восточного Берлина речи уже не
идет.
...
настоятельно рекомендую всем людям доброй
воли сходить в Исторический музей, чтобы
полюбоваться последним реликтом высоких
заблуждений и прекрасных амбиций.
Продолжения не последует - организационно
все было исполнено в духе старых добрых
девяностых. На что растрачена немыслимая
сумма в 3 млн. уж никто не ответит -
единственного высокопоставленного адепта
современного искусства, замминистра Павла
Хорошилова, Михаил Швыдкой взял в число
федеральных агентов в новом Министерстве
Правды. Так что никаких эскапад с этими
подозрительными художниками не будет.