ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

органайзер ковалева андрея  #37/  24 cентября


#37 24 cентября. Розанова выиграла в карты; Шоу маст фак офф; Алик и Виталик и последний концептуалист; Куда пропал Саша Б.; "Гелос" взялся за современность и большое скольжение.

Милые Друзья! На меня тут навалилась чертова туча всяческой работы, так что органайзер получился двойной - за две недели. Так даже веселее. Следущий тоже будет дней через десять - отъезджаю в Берлин на Артфорум. Синсирельно Ваш.

Авангард теоретически и авангард практически. Ольга Розанова и Владимир Марков 
Нонспектакуляры. Шоу маст фак офф
Комар и Меламид. Последний концептуалист.
Бренеру, пароходу и человеку
Новая история. Анатолий Слепышев и Евгений Додонов
Живопись Прошлого. Архивация современности Вадика Фишкина
Садитесь, друзья. Живопись придет на Артманеж
Пирогово скоро замерзнет. Пожары - результат мелиорации.
Хорошие и разные. Вадим Овчинников, Алена Кирцова.
Умственное. Памяти несбывшегося - питерский анде(р)граунд
О хорошем. Возвращение сетевых обзоров Анны Матвеевой.
Мы ломим. Современность в Эрмитаже и на Гелосе.
Постантинеогиперглобализм. Последний раз за Документу-11
Профсоюз. Джерри Сальц сказал всб правду о наглых дилерах, взбалмошных художниках и назойливых галеристах.
Писатель должен сидеть.  Игорь Шелковский о деле Лимонова. 
Братушки в окошечках. Фонд худпроекты и FEZA (Цапля, Виленский).

Авангард теоретически и авангард практически. Ольга Розанова и Владимир Марков.  Обе выставки являются прямым упреком Третьяковке, которая мышей не ловит, занимается всяческой дребеденью. И Маркова нужно было там делать. Ведь выставка привезена из госсобрания, я так называемый "Союз молодежи" притянут за уши. Этим частным собирателям, увы, нет особой веры. Что же касается МЦИ, то у этой организации есть только один недостаток - слишком тесная связь с галереей Гмуржинска. В остальном Мария Лошак - лучший музейный менеджер. Кстати, ходили слухи о том, что на место одной строй дамы пытались продвинуть именно ее. Но, вследствие общего козлизма, так и не решились. А жаль.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Роковые страсти Червонной дамы. Открылась выставка Ольги Розановой
http://www.vremya.ru/2002/171/6/41774.html
Предположение о портретной основе серии, основанное на догадках, психологических ребусах и очевидной схожести многих персонажей с современниками Розановой, появилось совсем недавно, но и оно только немного приоткрывает загадку карточного расклада, созданного художницей в самом начале своего творческого пути, в предвоенные годы.
Андрей Ковалев. Карточный долг. В Московском центре искусств открылась выставка великой русской авангардистки Ольги Розановой "Червовая дама русского авангарда"
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/1017/8/2.html
В этой невротической и почти параноидальной игре, находящейся в пространстве "зауми" (то есть за умом), и родилась великая Абстракция. Окончательная и бесповоротная беспредметность родилась в розановских коллажах — очень женском процессе вырезания и наклеивания красивых цветных бумажек. 
Таким образом, не очень большая по размерам экспозиция, открывающая сезон в МЦИ, представляет собой просто идеальный образ Настоящей выставки. Собственно говоря, такие выставки, результат тонкой и последовательной исследовательской работы, при этом нацеленной на "широкого зрителя", и должны делать большие музеи. Но они, кажется, заняты чем-то гораздо более возвышенным, чем просто хорошие и профессиональные выставки.
Велимир Мойст. Люди и пасьянсы. Две выставки, впрямую относящиеся к теме первого русского авангарда, открылись в Москве почти одновременно.
http://www.gazeta.ru/2002/09/18/ludiipasjans.shtml
Это имя, равно как и псевдоним – Владимир Марков, мало что говорят современному зрителю, между тем авторитет Матвейса и его влияние на адептов «левого» искусства были огромны. Нынешний юбиляр (выставка приурочена к 125-летию художника) не создал собственных знаковых произведений вроде «Черного квадрата» или «Башни III Интернационала».
На примере 16 холстов, привезенных из Риги, можно судить о деликатности и неагрессивности его творчества. Да и теории его следует признать скорее культурологическими, чем авангардными, хотя он и был автором первого в наших краях зажигательного манифеста «Русский Сецессион».
(Розанова) Многим зрителям того и надо: всегда ведь хочется разобраться, кто чья соперница, у кого какие психологические наклонности, кто кого в чем подозревает и чем сердце успокоится. Занятие увлекательное, но не стоит терять за ним интереса к эстетическим качествам розановских произведений. Что бы и кто бы ни имелся в виду, эти работы остаются самоценными прежде всего с точки зрения живописной формы или новаторской книжной эстетики.
Открылась выставка "амазонки русского авангарда"
http://ntvru.com/cinema/18Sep2002/rozanova.html
И все же странно было бы искать в картах Розановой точные портреты конкретных людей, чаще мы находим в них "символическое сходство". Так, Фаина Балаховская предлагает углядеть в Червонном валете черты Алексея Крученых, а под маской Червонной дамы вполне может скрываться сама Ольга Розанова. Причем, если следовать логике карточного гадания, "червонный валет" это "тот, кто рядом с героиней, ее мучащая проблема". Известно, что такой "головной болью" для Розановой был именно поэт Крученых.
Константин Агунович. Ольга Розанова
http://afisha.ru/art-review?id=990968
Одно ее присутствие превращает курултай "амазонок русского авангарда" в хоровод граций, где она - самая загадочная (многообещающее начало) и самая нежная (ранняя смерть).
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Из Риги с любовью. В ГМИИ демонстрируются работы Вольдемара Матвейса
http://www.vremya.ru/2002/173/6/41903.html
Плодотворная работа латвийского музея и полное отсутствие сложного национально-интернационального контекста (не существовавшего и для Матвейса) радует, вселяет надежду и оптимизм. Возможно, нам удастся увидеть и другие части русского авангарда, разбросанного -- сознательно или случайно -- по городам и весям, когда-то “нашим”, а теперь иностранным.
Смешно слышать об “украинском авангарде”, но десятилетиями закрытые в запасниках музеев Баку и Ташкента картины, разговоры о “ненужных” в молодых государствах шедеврах Кандинского, Лисицкого, Розановой совсем не смешны, а даже опасны -- возможностью утраты, исчезновения, уничтожения.
Ольга КАБАНОВА. ГАДАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. Выставка карточного цикла Ольги Розановой
http://www.izvestia.ru/culture/article24151
Выставка Ольги Розановой "Червовая дама русского авангарда", открывшаяся в Московском центре искусств, - иллюстрация к гипотезе искусствоведа Фаины Балаховской, решившейся отгадать, кто скрывается за дамами, королями и валетами карточной серии художницы, вместе с Казимиром Малевичем открывшей супрематизм.
Все они были когда-то молоды, амбициозны и дерзки, выяснение отношений было их любимым, громким и публичным занятием, где злость смешивалась с игрой, артистичный эпатаж - с глубокой личной уязвленностью, влюбленность и ревность - с теоретическими спорами о новом искусстве.

Михаил Сидлин. КАРТЫ, НЕГРЫ, АВАНГАРД. Выставки Владимира Маркова и Ольги Розановой
http://www.ng.ru/culture/2002-09-19/6_exhibitions.html
Матвейс - несомненный апологет "бедного искусства". Самая яркая его черта - это его серость. В буквальном смысле слова: серой краской на сером фоне он писал свою "Мадонну" (1910).
Будучи эпигоном эпигонов, он нашел нечто свое в постепенном освобождении от ярких красок и многочисленных линий. И в этом его совершенно не понимали современники и не оценили потомки. Хотя выйди Матвейс на свет божий из могилы где-нибудь в Москве тридцатых, его носили бы на руках.
Сложно даже и сравнивать Матвейса с Розановой. Одна - великая художница русского авангарда. Другой - полузабытый его теоретик. Но можно сравнивать выставки. На одной - странная идея нашла неадекватное воплощение. На другой - прекрасная идея нашла элегантное воплощение.
Ныне Пушкинский музей не рискует замахиваться на этапные выставки. И даже короткие проекты выходят в его стенах комкаными и невнятными. И Московский центр искусств постепенно взял на себя функции большого музея.

Нонспектакуляры. Шоу маст фак офф.
Александр Панов. Видимо-невидимо. 100% зрение. Выставка «нонспектакулярного искусства»
http://ej.ru/036/na_dniah/exhibition/zrenie/index.html
Но не то идея, не успев родиться, начала затухать, не то сухую теорию подкорректировала живая практика, не то просто во всем виновата респектабельная «Риджина» – в любом случае экспозицию никак не назовешь «незрелищной». Другое дело, что это «зрелище» – с двойным дном. Для полного эстетического удовлетворения от зрителя требуются повышенное внимание и углубленное созерцание.
Впрочем, у проекта «100% зрение» есть важный терапевтический смысл. Народ наш современного искусства все еще побаивается. А разыскивая среди птичек голого Кулика или складывая в поцелуй точки Каракулова, то есть занимаясь объяснимым и по-своему увлекательным делом, посетитель выставки имеет шанс избавиться от своей робости.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Не расстраивайтесь, не заметив шедевра. Художественные галереи открыли сезон
http://www.vremya.ru/2002/168/6/41545.html
Галерея “Риджина” открыла сезон выставкой модного нонспектакулярного искусства “100% зрение”.
Зрителю предложена своеобразная “игра в прятки”. Тросточка, терпеливо ожидающая своего старичка в дальнем углу галереи, (Стивен Шенбрук “Спящая нога”) или малозаметная полоска с невнятным текстом (Александр Соколов “Океан притч...”) по незрелищности сильно уступают произведению Олега Мавромати “Я верю в знак”, которое найти просто невозможно.
Шевелите мозгами. 100% зрения. Очередной проект Анатолия Осмоловского, пропагандирующего "нон-спектакулярное" искусство
http://afisha.weekend.ru/?action=pv&id=206519
Главная фишка новой визуальности - скрытый подтекст во внешне эффектном произведении искусства. Приведу простой пример. Работа Олега Кулика «Колибри» представляет огромный фотоколлаж с множеством пестрых птиц – с виду все выглядит буржуазно-красиво – такую вещь можно смело вешать в спальню или прихожую роскошного особняка, где-нибудь в Горках-10. Однако, внимательно приглядевшись к картине, вверху замечаешь голую фигуру Кулика, размером с колибри, оседлавшего одну из птиц. 
Главный посыл к зрителю, заключается в том, что для понимания произведения искусства надо пошевелить мозгами. Не всегда работы художника оказываются тем, чем кажутся с первого взгляда. Новая визуальность рассчитана на вдумчивого зрителя с тонким чувством юмора.
Полина Печерская. Непрозрачные намеки современного искусства
http://www.gazeta.ru/2002/09/11/neprozra4nye.shtml
В устах офтальмолога звучит нормально, в устах художников – несколько нескромно. Под “100% зрением” имеется в виду то, что художники, участвующих в выставке, способны увидеть то, чего другие по тем или другим причинам увидеть неспособны. Понятие “незрелищность”, будучи буквальным переводом, уводит все-таки в сторону, подразумевая в то же время неэффектность. Но отказаться от зрелищности и от эффектности в той или иной форме современное искусство не может.
Prove your eyesight in Ridgina
http://eng.moscowout.ru/news/2002/09/06/ridjina/
The refusal to create for the public was greeted with enthusiasm among young radicals who themselves are not able to paint and to model but are greedy for all eccentric. And now Anatoly Osmolovsky & company present their "non-spectacular" achievments in "Ridgina" famous for its risky projects and scandalous PR.

Представляется мне все же, что истоки нонспектакулярности - в том, что Толик попользовали гадские политтехнологи. Теперь у него ломка, отчего и нонспектакулярность всяческая. То есть самое прямое отражение общего кризиса капитализма. Некоторые намеки на истоки н-ности можно обнаружить в:
Григорий Нехорошев. Гельман из галереи. На подступах к переустройству России
http://www.compromat.ru/main/gelman/gelman.htm

Кстати, обнаружил полный текст призывов, розданных на "Информационном банкете-перформансе". Крайне забавно. Теперь, наконец, стал ясным смысл этого чудного мероприятия.
А. Осмоловский, группа Escape
http://www.escapeprogram.ru/russian/gallery/g13/index.html

Комар и Меламид. Последний концептуалист. Я так считаю, что дедушек публично хаять нельзя. Не плюй, типа в колодец, и все такое. Кстати, рассказал ли кто-нибудь Алику и Виталику, что в Москве теперь в моде нонспектакулярность, то есть чистая живопись?
Константин Агунович. Виталий Комар и Александр Меламид
http://afisha.ru/art-review?id=991289
И при этом - ни единого упоминания о похожей находке, которую те же Комар и Меламид совершили тогда же, в 70-х, только опубликовали немедленно, - о картине художника Апеллеса Зяблова, изобразившего пустоту и считавшегося первым концептуалистом до недавнего времени. Зяблов тоже жил в XVIII веке, но позже, и, значит, должен уступить первенство. Рушатся, можно сказать, устои - но патриархи, похоже, рассчитывают, что мы их забыли, либо сами забылись.
Андрей КОВАЛЕВ. Комар и Меламид опять выкомаривают

http://www.fr.ru/Arhiv/2002/34/27.html
Мировыми знаменитостями Комар и Меламид стали в результате того, что на протяжении десятилетий неутомимо и весело компостировали мозги приличным людям. А для хорошего художника поддержание благоприобретенного имиджа - превыше всего. И даже если они захотят на старости лет высказаться всерьез, то им все равно уже никто не поверит.
Андрей Ковалев. Отцы и дети.

http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/1015/8/2
Складывается своя история искусства в духе досточтимого академика Фоменко — Тверитинов, Зяблов, Бучумов. Заканчивается история блестяще — рисующими слонами и фотографом Микки, шимпанзе, который снимал Москву. В средостении этого генеалогического древа располагаются сами К&M, которые как-то написали на двери своей московской мастерской "Известные художники 70-х годов XX века". Собственно говоря, изобретенный ими соц-арт также был чистой симуляцией "настоящего" художника-соцреалиста, который вследствие абсолютного идиотизма просто довел до логического предела все идеологические установки. 
Юлия ЛЕБЕДЕВА. Хулиганы, мистификаторы, иконоборцы. Комар и Меламид в галерее Марата Гельмана
http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=394&rubric_id=205&crubric_id=100421&pub_id=319957
И все-таки остается тайная, внутренняя мысль о том, что все это игра концептуалистского воображения, хотя цветные фотографии листов протоколов допросов выглядят вполне правдоподобно... Остается гадать: где правда, а где вымысел? Ведь все это сделано руками великих хулиганов и мистификаторов Комара и Меламида.

Бренеру, пароходу и человеку. Я Сашу очень люблю. Но Истина - дороже. Нам всем стало невыносимо скучно. Не правда ли? Мир ловил нас - и поймал. Ужасссс... 
Андрей Ковалев. Отцы и дети.
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/1015/8/2
Бренер, человек тонкий и чувствительный к микроскопическим изменениям в окружающей среде, подобно старшим товарищам, Комару и Меламиду, почувствовал, что личина "персонажа" стала прилипать к лицу. Надеюсь, что это прискорбное физиологическое обстоятельство не приведет к тому, что Бренер угомонится — вот это было бы настоящей культурной трагедией.
Кстати, я на них немного обиделся — в выданной мне очень симпатичной книжке "Фашистская планета", где, помимо теоретических эскапад в духе шестидесятых и сюрреалистических рассказов, содержатся прочувствованные наезды на худобщественность, как-то невнятно упомянуто только про паспорт Ковалева-критика. Паспорт я в самом деле потерял. Идентичность тоже утрачена.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Неуловимый Джо. Александр Бренер не появился на собственной выставке
http://www.vremya.ru/2002/169/6/41607.html
Новый куратор Зверевского центра -- художник Александр Соколов -- тоже в панику не впал, а отсутствие выставки и автора объявил акцией “нонспектакулярного” (незрелищного) искусства, объяснив новыми политическими приоритетами художника, а также артистическим умением Бренера обманывать ожидания и оставлять в недоумении и тех, кто ждал, что он кого-нибудь побьет, и тех, кто, может быть, сам затаил нехорошее и даже дружков с собой привел.

Новая история. Анатолий Слепышев и Евгений Додонов. На выставках увы, не был. Но, по рассказам товарищей могу сказать, что Морозов начал активно перекраивать историю. Только, как оказалось, музейную стратегию он совсем не понимает, и действует по старым мосховским прописям. Для того, чтобы сделать Слепышева музейным, нужно было делать музейную выставку. 
Ольга КАБАНОВА.ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ДЕРЕВЕНЩИК. В Третьяковской галерее открылась выставка Анатолия Слепышева
http://www.izvestia.ru/culture/article24040
В Инженерном корпусе Третьяковки висят картины только последних лет, и выставку эту музей устроил совместно с галереей "У Яра", которая картины Слепышева с успехом продает. И которой морально выгодно вступить в сотрудничество со знаменитым музеем страны. Музею с галереей выгодно сотрудничать материально. Но эти прагматичные соображения как-то не радуют.
Слепышев очень русский художник, и очень хороший художник, традиционный, укорененный в художественной культуре, совсем не старомодный, но и не вызывающе современный. И он заслужил большую юбилейную выставку, собранную умно и кропотливо, чтобы талант его был показан полно и в развитии. Тем более, что Слепышев из тех художников, которых зрители любят.
 
Константин Агунович. Евгений Додонов
http://afisha.ru/art-review?id=991033
Приступил к обработке Дали и Пикассо, громоздя многолюдные апокалиптические композиции ("Бал в сумасшедшем доме" называлась одна из них), и едва ли не наслаждался тем малым, что сумел получить от системы - возможностью жить инкогнито, не в андеграунде и не в официозе, когда время вышло. 

Константин Агунович. Анатолий Слепышев
http://afisha.ru/art-review?id=991404
В 70-е он уже был - величина. В 80-х блеснул на аукционе Sotheby`s. В 90-е держал мастерскую не где-нибудь, а на Монмартре, продавал по полсотни картин в год и целовал на вернисаже ручку Катрин Ден в. Парижанином Слепышев, впрочем, стремился быть всегда - с самого начала, когда делал что-то в духе Шагала, и позже, когда нашел свою собственную живописную манеру, по-французски шикарную, и жанр - тоже интернациональный. Мужики и бабы, как называет своих героев Слепышев, написанные очень обобщенно, клубились густыми облаками на фоне пейзажей - также весьма условных, которые можно было при случае истолковать как среднюю полосу России, а можно - как Булонский лес.
Велимир Мойст. Превратности искусства. Новые выставки в ГТГ достойны того, чтобы проявить к ним интерес с точки зрения системной истории искусства.
http://www.gazeta.ru/2002/09/19/prevratnosti.shtml
Третьяковская галерея разразилась сразу двумя персоналками. В залах Инженерного корпуса (Лаврушинский пер., 12) соседствуют «Превратности» Евгения Додонова и живописные опусы Анатолия Слепышева, не получившие заголовка.
Не Франция виновата, конечно, и не переменчивость настроений публики. Пожалуй, что и никто не виноват в падении качества. Былая виртуозность кисти превращается в небрежную маэстрию, все менее оправданны гигантские форматы: зачем наращивать площадь произведения, если в его фрагментах не происходит ничего художественно интересного?
У Евгения Додонова отношения между графикой и живописью тоже напряженные, но мотивы творческого поведения совершенно иные.
Если вы склонны к разгадыванию ребусов и умозрительным метафизическим построениям, если вас не смущает синтез древнерусской фрески с «формулами» Филонова и провокациями Сальвадора Дали, то Евгений Додонов – художник для вас.

Живопись Прошлого. Архивация современности Вадика Фишкина. Есть все основания полагать, что некоторая двусмысленность последних выставок в Третьяковке вовсе не в утрате Морозовым чувства истории и актуальнсти. С этим все в порядке. Только с самой Историей - какой-то швах. Ничего не складывается. Даже если бы Михаил Крокин назвал бы кучу искусствоведов, то все равно все пропала бы в мареве. С другой стороны, стало ясно, как божий день, что и художниками "без истории" торговать очень трудно. Только причем здесь живопись? См. ниже
Велимир Мойст. Что бог послал
http://www.gazeta.ru/2002/09/09/4tobogposlal.shtml
Исследуется соответствие формы содержанию: внутри одного предмета обнаруживается другой, связанный с первым с подчеркнутой шизоидностью. В недрах перчатки кроется вилка, внутри верблюда – чайник и т.д. Модель построений простенькая, исполнение и того проще, главное – абсурдистский принцип.
Понятно, что Фишкину совершенно неинтересны эстетические категории сами по себе, а вот зачатки интерактивности налицо.
Другие намеченные «жертвы» «Архивации» обитают под боком и способны лично посодействовать дальнейшему успеху выставочного сериала. Возможно, со временем дело как-то раскочегарится, пока же результат мало соответствует грандиозности замаха. В конце концов, речь идет о совсем недавнем прошлом, и отговорки насчет распыленности, малоизученности и периферийности «архивов» не срабатывают. Ничто не мешает собрать, изучить и направить в нужное русло. Обычный случай: похвалить себя за придумку, расписать ее перспективы, а дальше уж как получится. Сюжет с Фишкиным драматургически не выстроен и среднестатистическому зрителю наверняка покажется скучным.

Наталья Филатова. Веселые картинки
"Архивация современности", Михаил Крокин, Вадим Фишкин, TV Галерея
http://www.itogi.ru/paper2002.nsf/Article/Itogi_2002_09_09_12_5414.html
Главный посыл галерейщика Михаила Крокина: современное искусство надо беречь и охранять ничуть не меньше, чем классическое. И даже больше. Потому что с Рембрандтом и Веласкесом человечество уже определилось, а современное искусство пропадает ни за грош - картины рассыхаются по пыльным углам мастерских, теряются при перевозке, их крадут, а Интерпол воров не ищет. Есть, конечно, и еще одна причина, которая заставила Михаила Крокина взяться за этот проект: тотальное презрение к живописи. Все больше художников изменяют живописи с современными технологиями - видео-артом, инсталляциями и прочим хайтеком. Крокин решил собрать ранние, конца 80-х - начала 90-х годов, живописные работы художников, которые давно уже ничего не пишут.

Садитесь, друзья. Живопись придет на Артманеж. Еще раз по поводу Кризиса - нонешная наклонность к живописи - суть еще одно оного кризиса типичное проявление. Просто беда какая-то. 
Сергей Сафонов. ПИДАРАСЫ" В "МАНЕЖЕ"
http://nlo.magazine.ru/artist/jrec/saf47.html
Если команда Каракаша-Овчаренко, удалив некоммерческие проекты как класс, борется за сугубую "рыночность" своего детища, стоило бы побеспокоиться о неизменности установок оргкомитета, дающей галереям возможность планировать участие в этой ярмарке хотя бы на два-три года вперед.
Надо понимать, речь о Гельмане, Айдан и Елене Селиной. Что же касается "Файн Арта", то это образование готово играть в рынок с любым и каждым, и артманежевцы этим участником уже гордятся. Как и залученным "известным куратором Федором Ромером".
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Живопись для диктатуры рынка. Ярмарка современного искусства “Арт-Манеж” сообщила о своих планах
http://www.vremya.ru/2002/167/6/41486.html
Наш художественный рынок все больше ориентируется не на загадочный художественный процесс, а на индивидуального покупателя -- существо непростое, противоречивое и малоизученное.  Потому зимой в Манеж допустят на продажу только живопись -- материал традиционный и дорогой. Понятие живописи трактовать будут достаточно широко, чтобы вместить по возможности все актуальные тенденции, но принципами не поступятся даже ради постоянных участников ярмарки.
Некоммерческая часть ярмарки в этом году вдохновлена воспоминанием о сорокалетней давности визите самого значительного и страшного посетителя Манежа -- Никите Хрущеве. На том же месте (второй этаж) в тот же месяц (декабрь) развесят почти те же работы (соберут по музеям) тех же художников (иных уж нет, а те далече) и торжественно откроют выставку “40 лет спустя”. За программу отвечает новый человек команды “Арт-Манежа” -- известный художественный критик Евгений Барабанов, фигура для актуального российского искусства знаковая, а в “ярмарочном” контексте неожиданная.

Пирогово скоро замерзнет. Пожары - результат мелиорации. Увы, так и не дождался ответа от заинтересованных лиц, которые обиделись на "плохую статью" (См. Консумация мелиораторов в прошлом Органайзере). Продолжаю думать, что было бы очень и очень хорошо, если бы недовольные обращались в письменной форме. Например, в Органайзер.
Ирина КУЛИК, Никита АЛЕКСЕЕВ. Пикник на обочине
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=11930&chapter=12
И. К.: – Не знаю. Я же говорю – там все перетекало. Мне очень понравилась работа Аркаши Насонова. Из окна шестого этажа свисало полудетское пальтишко, в которое тебя одевают, когда ты уже не ребенок, а тебе это максимально в лом. А из рукавов пальтишка на веревочках до первого этажа спускались две варежки. Это было дико, мучительно и трогательно. Нам все снятся сны про возвращение куда-то.
Федор Ромер. Фестиваль заказывали? Наше современное искусство нашло себе место - в подмосковном пансионате времен развитого социализма
http://ej.ru/035/art/04modernart/index.html
Когда-то в роли надежного заказчика всяческого арта выступала коммунистическая власть, теперь же – просвещенные нувориши. Бодрый частный собственник потеснил государство, которое, как прежде, тяготеет к чему-то возвышенному и монументальному. Современное искусство на самом деле – вне сферы его интересов, потому актуальных художников спасают лишь блат и сервильность. Виноградов и Дубосарский, дружа с новым хозяином пансионата, смогли организовать в нем фестиваль. Абсолютно некоммерческий по форме, но с очевидной рекламно-коммерческой подоплекой. Когда игра в заказуху была художественной игрой двух талантливых художников, можно было с восхищением говорить об удачном и остроумном проекте. Когда игра стала правдой жизни – эстетическое удовольствие от хорошего фестиваля смешивается с некоторым этическим недоумением.

Хорошие и разные. Вадим Овчинников, Алена Кирцова.
Елена Невердовская. Партия - шартарапка таралтан нур
http://arteria.ru/18_09_2002_2.htm
В Мраморном дворце проходит выставка Вадима Овчинникова (1951 - 1996), ленинградского и петербургского художника, поэта и писателя, "последнего героя", как сказала о нем петербургский художественный критик Екатерина Андреева. 
Помимо живописи в экспозиции можно увидеть произведения мэйл-арта - несколько десятков писем от неведомого адресата "Коллегия ДП", адресованные таким известным персонажам, как Тимур Новиков, Борис Кошелохов, Андрей Хлобыстин, Михаил Трофименков.
Своим действием выбора и заключения в рамку (помещения в конверт) Овчинников сводил на нет тупость, бездарность и равнодушие реальности, превращая его в артефакт, в абсурдное независимое произведение.

Никита АЛЕКСЕЕВ. Искусство без болтовни
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=11928&chapter=12
В Московском центре искусств  сентября выставка «Ретроспектива» Алены КИРЦОВОЙ. На ней живопись, объекты и графика, сделанные за тридцать лет, с 1972 по 2002 год.
Учитель: вокруг него все время скапливалась молодежь, которую он «с нуля» учил живописи. Все ученики рисовали совершенно одинаково и очень похоже на Ситникова. Он часто чуть-чуть доделывал их картинки, ставил свою подпись и продавал аккредитованным в Москве дипломатам.
В силу определенных причин у нас почти всегда преобладала разговорчивая, концептуалистская или соцартовая тенденция. Художников, занятых живописью как таковой, у нас почти нет. Еще меньше тех, кто последовательно и аскетично на протяжении лет следует выбранной линии, с полной ответственностью развивая ее возможности.

Умственное. Памяти несбывшегося - питерский анде(р)граунд. Вот еще одно доказательство невозможности Истории. Проходит только коллекционирование и систематизация анекдотов.
Дмитрий Голынко-Вольфсон. С ТОСКОЮ ПО МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ В ГЛАЗАХ
Питерский андеграунд: forever
http://exlibris.ng.ru/philology/2002-09-19/4_forever.html
Станислав Савицкий. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы). - М.: Новое литературное обозрение, 2002, 224 с.
В России, разделив судьбу многих других скопированных западных понятий, андеграунд превратился из конкретной социальной программы в героизированную поведенческую маску келейного и маргинального сообщества. Что и позволяет различить в ленинградском андеграунде оригинальный способ ускользания от идеологического контроля посредством автомифологизации, изобличить в нем коллективную социальную фантазию.
Савицкий явно симпатизирует не андеграундным честолюбцам, только по мотивациям политическим примыкавшим к подполью и позднее вынырнувшим в литературно-финансовую элиту, а тем, кто избрал андеграунд добровольно, подобно единственно пристойному "уголку" неподотчетного литбыта. Тем, кто и поныне не желает довольствоваться дозированными порциями разрешенной свободы и для кого андеграунд - спасительное прибежище навсегда, forever. Ведь бытие-в-андеграунде - не только заточение в социальном гетто, но и повышающий адреналин экстремальный опыт, будоражащее измененное состояние сознания, не важно, вызвано ли оно психотропными препаратами или чтением под полой подслеповатой, настрого запрещенной машинописи.

О хорошем. Возвращение сетевых обзоров Анны Матвеевой. Кстати, а почему бы не далать то же самое, но в виде коротких флешев по случаю? А то как-то долго ждать... 
А.Матвеева. Обзор художественной жизни Санкт-Петебурга
http://www.russkialbum.ru/r/enc/90.shtml
Речь идет о выставке “ Estestvo”, открывшейся 14 июня в финском городе Раума, в художественном музее Lonnstrom . 13 участников выставки – сплошь фотографы, видеоартисты и инсталляторы – продемонстрировали нечто абсолютно новое в сравнении с привычным неоакадемическим стереотипом питерского искусства. Обнаружилось нечто не завязанное на городских мифах; успешно конвертируемое в интернациональный, пардон, дискурс; занятое в первую очередь социальной и происходящей из нее персональной тематикой; не требующее дополнительных разъяснений и вполне зрелищное. 
Событие было подано с такой помпой, будто "Черного квадрата" до того никто никогда не видел, будто только сейчас родина обретает один из самых ценных символов своей культуры, и будто бы другая версия "Квадрата" не хранилась испокон веков в Русском музее, где доступна для обозрения ежедневно, кроме выходных дней музея и общегосударственных праздников.
В Эрмитаже же 4 августа открылась выставка классика современного искусства Джорджа Сигала.
Очень большая часть выставки посвящена раннему творчеству Сигала – периоду "до гипсов". Живопись Сигала – это как раз общее место, через которое прошли все крупные художники ХХ века, а художники некрупные застряли в нем навсегда, это стандарт коммерции и общественных ожиданий, это та точка, где актуальное искусство переходит в украшение гостиной. 
Завидуй-завидуй, товарищ Барабанов, осенью в Эрмитаже откроется выставка еще одного выдающегося современного мастера – скульптора Жака Липшица, а в 2003г. обещают ретроспективу Билла Виолы.
Последним в "мертвом сезоне" крупным мероприятием стал IV международный фестиваль современного искусства и перформанса в Манеже.
Перформансов, впрочем, сильных не было вовсе, и это говорит даже не столько о плохом выборе участников, сколько о кризисе репрезентации этого жанра: появившийся как антимузейный, антиэкспозиционный и антикоммерческий жест, как протест против системы потребления искусства, перформанс сегодня не находит для себя зазорным экспонироваться в музее / выставочном зале на равных с картиной или инсталляцией, успешно музеефицируясь, коммерциализируясь и вписываясь в традиционную структуру экспозиции, совершая тем самым самоубийство.
Главным элементом композиции была (Церетели) табличка на передней нижней рейке каркаса, табличка медная и единственная прилично выполненная во всей работе, гласившая: "Автор – З.К. Церетели". Все вместе (за исключением таблички, конечно) выглядело в духе худших образцов альтернативной (то есть "нонконформистской") "мусорной" скульптуры 70-х.

Мы ломим. Современность в Эрмитаже и на Гелосе. C нетерпением жду приглашений на гелосовские аукционы совриск. Может быть, история с Инкомбанком их чему-нибудь научила? Клятвенно обещаю написать обзор. Не обижу.
ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ. Что происходило на рынке российского антиквариата в период отпусков
Дмитрий Буткевич

http://www.ng.ru/antiquare/2002-09-20/22_holyday.html
Еще в начале лета в Гелосе открылся отдел современного искусства. Основываясь на результатах долгосрочной работы на российском рынке, аналитики аукционного дома выявили повышенный интерес к работам современных мастеров. Дополнительный толчок был дан в результате известной распродажи с помощью Гелоса коллекции живописи Инкомбанка, где решающее место было отведено произведениям российских художников последних десятилетий. Новый отдел специализируется на живописных и графических работах, скульптуре, фотографии разных художественных стилей и жанров. Под "современным" условно понимается все искусство, начиная с середины XX века до сегодняшнего дня. Отдел современного искусства является одновременно и галереей, совмещая в себе функции аукционной и музейно-выставочной деятельности.
Дмитрий НОВИК. ЭРМИТАЖ ВСТУПАЕТ В БОЙ С ХХ ВЕКОМ. Здесь открылась выставка из собрания Дойче Банка
http://www.izvestia.ru/culture/article23894
Отвечая на вопрос "Известий" об отделе ХХ века, г-н Пиотровский сообщил, что он появится через несколько лет, после завершения реконструкции здания Главного штаба на Дворцовой площади, которое передано Эрмитажу. Структура и руководители будут определены с учетом западного опыта, в том числе художественного отдела Дойче Банка. По словам Михаила Пиотровского, настоящая выставка является "разминкой" и "тренировкой" перед матчем с ХХ веком.
Григорий Забельшанский. "МОЙ ЭРМИТАЖ" НА ЭКРАНЕ МОЕГО ТЕЛЕВИЗОРА
Михаил Пиотровский в родном интерьере

http://www.ng.ru/culture/2002-09-16/7_piotrovsky.html
При всем подчеркнутом традиционализме и как бы консерватизме Эрмитаж при Пиотровском стал одним из наиболее динамично развивающихся культурных центров, активно включившимся в ряд амбициозных и авангардных международных музейных проектов. Сочетание внешней традиционности и внутреннего тяготения к авангарду характерно и для стилистики авторской программы Пиотровского.

Постантинеогиперглобализм. Последний раз за Документу-11. Мир есть война, постколониализм - уловка неоглобалистов. Да здравствует Субкоманданте Маркос!
Andrey Kovalev. Kassel Documenta
http://www.studio-international.co.uk/museology/kassel.htm
Kassel Documenta is commonly compared to the Olympic games, but, being an inhabitant of former Eastern Empire, I remember great all-Union exhibitions held in the USSR, where regional unions of artists struggled fiercely for the right to ‘represent’. The rhetorical scheme designed to justify these pragmatic actions (‘National diversity of Socialistic realism’) bore a somewhat suspicious resemblance to today’s postcolonial terminology.
It is quite understandable, since contemporary art is product of gladiators, lance-knights, legionaries, mercenaries, soldiers of fortune, pilgrims, conquistadors, double agents.
However, the actual state of international contemporary art is not that pitiable. Yinka Shonibare (Gallantry and Criminal Conversation), a British artist, exhibited a work that inspired some optimism — headless dummies in 18th century costumes making love in every imaginable position. What is really required of modern art is a good sight and positive emotions.

Niklas Maak. Documenta beats its own record. Renaissance of utopia replaced an elegiac Nihilism at the 11th quinquennial art show in Kassel.
Frankfurter Allgemeine Zeitung
http://www.faz.com/IN/INtemplates/eFAZ/docmain.asp?rub=%7BB1311FFE-FBFB-11D2-B228-00105A9CAF88%7D&doc=%7BA61F6809-BB10-4AB3-BCD1-3BE06426A285%7D
The fact that it does not bank on the shock effects one would expect, that it does not celebrate the artistic production of foreign lands as admirable exotica with a fundamental neocolonial gesture, but rather turns around the ethnological viewpoint and directs it playfully against the nonplussed visitor.

Профсоюз. Джерри Сальц сказал всб правду о наглых дилерах, взбалмошных художниках и назойливых галереистах. Подписываюсь под каждым словом. Только у них все еще более запущено.
Jerry Saltz. Learning on the Job.
http://www.artnet.com/Magazine/features/saltz/saltz9-11-02.asp
To me, theory and positions are important, but they often lead to dogmatic thinking, obscure writing and rigid taste. Knowing where you're coming from means knowing what you like before you like it and hating what you hate before you hate it. This takes all the life out of art. Theory is about understanding. Art is about experience. Theory is neat. Art is not.
Everyone knows that dismissive, vicious, or not-so-positive things are said about shows. This is one of the things that make the art world lively, contentious, and fun. Yet when it comes to written criticism, seldom is heard a discouraging word.
(Beavis: "This show sucks." Butt-head: "Yeah, it should change").

I like dealers a lot. They are among the most dynamic people in the art world -- including artists. Not only do they put their money where their taste is in ways that critics don't, they completely create their own esthetic universe, which is daring. Still, I wish dealers would be friendly, give me the information I request, and let me see the show in peace. In an ideal world, we might gossip or talk about other exhibitions, but they wouldn't tell me what the work's about, who collects or admires it, how much it sells for, or that I should write about it. It goes without saying they think every show they do is worthy of attention.

Писатель должен сидеть.  Игорь Шелковский о деле Лимонова. 
ИГОРЬ ШЕЛКОВСКИЙ. Нацболезнь. Открытое письмо в защиту писателя Эдуарда Лимонова
http://www.rusmysl.ru/2002III/4421/4421index.html
Итак, Господин Государство, держа смешного типа в кутузке, ты само рискуешь быть смешным. Сказано уже, что не стоит село без праведника, но ведь и без своего дурака оно редко когда обходится. Или — при дворе обязательно был шут, и иногда ему разрешалось сказать больше, чем остальным придворным, ведь воспринимать его всерьез было необязательно. Да и при демократическом раскладе — чем шире диапазон идей и мнений, тем богаче демократия, во всяком случае, так должно было бы быть.

Братушки в окошечках. Фонд худпроекты и FEZA (Цапля, Виленский).
Много скользил - нашел братушечек. 
Региональный благотворительный общественный Фонд «Художественные проекты»
http://www.art-data.ru/

Ольга Егорова (Цапля), Дмитрий Виленский. FEZA projects 
http://www.fezaprojects.com/rusindex.phtml?mode=1

Большое Скольжение. Басмаджан, Интерпол, Нусберг, Швацман и др. 
Много скользил, нашел массу интересного. Правда, пока так и не разобрал.

A Book About the Interpol Scandal.
http://www.ljudmila.org/interpol/
Today, Interpol is known mostly as the project where Alexander Brener destroyed the work of art of Wenda Gu and where Oleg Kulik performed a dog.
Абсолютно правдивая  и жизненная история о том, как в девяностых делались русские выставки. Много интересного не столько про Бренера и Кулика, сколько про Мизиано.

Гл. редактор "Автономной Культуры" Роман Рудин. Салют, товарищ!
http://poet5.narod.ru/main.htm  
Либерализм убивает искусство, убивает здоровые человеческие отношения. Дерьмократы хотят отнять у нас самое главное - тягу к живому искусству, тягу к творчеству. Безобразные "поделки" современных писателей и музыкантов, кривляние на публике, серость и посредственность - вот только некоторые стороны нашего времени. "Искусство" без идеи, аполитичное творчество - это импотент, бесполая кукла, пустышка, ничтожество!  Наш бунт - это и есть революция поэтов и художников. Наш идеал - мир перманентного творения, а значит - перманентной революции! И для того, чтобы наступила эта революция, чтобы была свергнута эпоха псевдодемократического безвременья, каждому из нас необходимо начать эту борьбу с себя, в своих умах и сердцах!

Возвращение персонажей из детектива. Спецслужбы России и США заявляют о раскрытии самых громких преступлений эпохи перестройки
http://www.vremya.ru/cgi-bin/print/2000/104/3/57.html
К разгадке двух самых громких преступлений конца 80-х -- начала 90-х годов -- похищения известного французского антиквара Гарика Басмаджана приблизились сотрудники российских спецслужб. 
До сих для многих искусствоведов отметка в биографии «работал с коллекцией Г. Басмаджана» служит пропуском почти ко всем мировым собраниям. Его экспозиции еще во времена СССР выставлялись в Эрмитаже, Третьяковке, он помогал советским властям выискивать во всем мире и покупать по довольно сносной цене картины прославленных русских художников. Одновременно Басмаджан экспортировал на Запад работы начинающих отечественных авторов. А десять лет назад он таинственно исчез.
А недавно и российские силовики, по их утверждению, нашли подтверждение участия Магадана в похищении Басмаджана. Как утверждают представители российских спецслужб, Алик и еще несколько влиятельных мафиози решили заставить «антиквара» поделиться частью хранившихся в России и за рубежом ценностей. Однако они переборщили с пытками, и организм Басмаджана просто не выдержал.

Валентин Воробьев. Кинетические игры футуролога Нуссбергаю - Стереоскоп, маленький журнал полезного чтения, (вместо стетоскопа),  N24

Беседы Александра Путова с Михаилом Шварцманом
http://www.taron.ru/people.shtml#talks

Александра Шатских. Театральный феномен Марка Шагала. Витебск, 2001.

Александра Шатских. Гоголевский мир глазами Марка Шагала. Витебск, 1999.

Ольга Егорова. Тайна Филонова. Газета "Спецназ"
http://alphagroup.ru:8100/specnaz/gazeta/01.2001/15.htm

Е. Н. Боклагов Велимир Хлебников и художественно-эстетические принципы русского авангарда
http://www.uni-dubna.ru/science/publications/collect1/boklagov.shtml

Выставка "В круге Малевича" в ГТГ
http://www.tretyakov.ru/russian/exhibit/malevich/malevich_kr.html

На хомпейдже Дмитрия Озеркова. - http://dmitriozerkov.narod.ru/
Дмитрий Озерков. Иконофилия и иконоборчество  

Заступник присутствует в своих образах, и культ их господствует. Холсты Малевича отсняты для нового «подробного каталога с изображениями как лицевой, так и оборотной сторон». Надо думать, на тот случай, если какой-нибудь сумасшедший покусится на «Черный квадрат». Ведь даже «самые прогрессивные искусствоведы» осудили А. Бреннера, напылившего спрэем green dollar на Малевиче в Амстердаме!
Для валоризации необходима демонстрация силы и чудотворности, нужны верные свидетельства «победы» образа над чем-нибудь. Если взглянуть шире, ведь исключительно победоносное русское оружие, «русский Бог» — тоже части этого мифа. Всегда требуется свидетельство того, что противоречие успешно разрешено, поэтому в полемическом вопросе уже содержится ответ: «Кто победит в неравном споре, коварный лях иль верный росс? Славянские ль ручьи сольются в русском море, оно ль иссякнет — вот вопрос!»

concept gallery paula boettcher
http://www.galeriepaulaboettcher.de/concept.htm

Сайт группы "Лето" 
http://dasha.paragraph.ru/leto/default.htm

Алексей Цветков. Художественный авангард и социалистическая программа Часть 3: в России 
http://www.left.ru/2001/29/tsvetkov42.html  
Наиболее политизированным и пустопорожним продуктом  «неофициальной среды» стал «соц-арт» и его лидеры Комар и Меламид, сделавшие бизнес и заработавшие имя  исключительно на «остранении» и  издевке по поводу всех без разбора символов и штампов советской массовой культуры. На западе аналогичные действия поп-арта в отношении американской массовой культуры нередко оправдывались «борьбой с нивелировкой сознания», у нас  повторялись те же  оправдания, но звучали они еще менее убедительно,  учитывая, что «соц-артовских» картин никто, кроме очень узкого богемного круга, видеть не мог. 

Заключение директора Департамента геополитических исследований Института гуманитарного образования кандидата философских наук С.А.Шатохина и адвоката Московской межрегиональной коллегии адвокатов “КАНОН” Д.В.Потоцкого от 30 июля 2000 г. о действиях О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии
http://stolica.narod.ru/vra/019.html
(Конечно, фашисты, но вышла очень полезная вещь для будущих историков - вполне связное изложении истории московского акционизма.)

Andrej Kovalev. Street Fighter and His Limits - About Brener
From the catalogue "Urbanaria", Soros Center for Contemporary Arts, Ljubljana 1994 - 1995


e-mail: Aндрей Ковалев     

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO