ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

органайзер ковалева андрея  #36/  10 cентября


БОЛЬШОЙ ЛЕТНИЙ ОРГАНАЙЗЕР #36. 10 cентября.  Мелиораторы для Великой Суши; ГЦСИ и НАШЕВСЕ; Живописание актуального; Все - прикол и др. 

Вот и лето прошло. Я лично героически ленился на даче. Вот что раскопал, вынув свое бренное тело из объятий дачного диванчика. 

Заливная рыба. Консумация мелиораторов 
Государственики. Честь ГЦСИ
Архивация современности. Актуализация архива 
Похвала Живописи. Алена Кирцова и плоскость
Ретроконцептуализм. Мягкая Мария Константинова
Нечто и взгляд. Чернышев-Ефимов и Новые Технологии Одурачивания Населения. 
Деревянный евробакс. Худо старушке Европе. Да ничем помочь ей не можем
Пацаны. В "Мухе" - искусство по приколу
Официоз. ЦДХ, Церетели, опять Церетели-Ресин
Ваще. Адольф и Лени
Архитекторы перестройки. Венеция
Наши. Пробираемся потихоньку с заднего входа в мировое сообщество
Умственное. Искусствоведы и подорожники
На западном фронте. Без перемен
Класс. Гробман, Макаревич-Елагина, Костаки и пр. подпольщики.

Заливная рыба. Консумация мелиораторов. В моей жизни произошло приятное событие - на меня опять наехали кураторы - косвенно, через одного достойнейшего коллегу. Просили передать, что облажался, сделал 10 (десять) грубых ошибок и совсем ничего не понял в новой ситуации. Ошибки признаю - ленив, хотя и любопытен. Забыл ручку и бумажку, записывать было некуда, поэтому и перепутал Хоровского с Шабельниковым. Виноват. Как в старом брежневском анекдоте - "Тов. Брежнев принял сегодня посла Франции за посла Италии". Впрочем, можно было бы какой буклетик малюсенький на большие деньги сготовить, а не баловать зрителя какими-то нечитаемыми, но красивыми этикеточками. Пресс-релиза мне не дали, поскольку на прессухи ходить - не в моем стиле. Всю информацию почерпнул на ttp://www.prichal95.ru/festival.php3?n=Е. Но все равно, Дубосарскому - большое спасибо. Когда так наезжают и обижаются, значит дело не только в моем пофигизме.  Дело в другом, в разногласиях идеологических. Я понимаю, не следовало бы вспоминать о хоккее в куликовском Пионерлагере? То есть я не уловил новую классовую диспозицию? Наверное, все гораздо более запущено, чем я предполагал. По сей причине и предлагаю дискуссию в публичном месте о публичном искусстве. Можно выбрать не Органайзер, в РЖ. Так что ожидаю первого шага от Жени Кикодзе - Дубосарский, как я знаю, совсем не писатель. Но, может и его разозлило, что изложит свои соображения в письменном виде. А то как-то скучновато стало. (Надеюсь только, что Mr.95 статейки моей дурацкой и ошибочной не прочел, и кураторов в бетонную глыбу нового Пансионата не закатал. Пока что такой силы, надеюсь, четвертая власть не имеет. Синсирельно Ваш.
Андрей Ковалев. Рекреация искусства. На Пироговском водохранилище прошел фестиваль современного искусства "Мелиорация"
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/1004/7/3.html
В начале девяностых Виктор Мизиано устраивал выставку в парке Кусково, Иосиф Бакштейн — в Бутырской тюрьме, а Олег Кулик — в подмосковном пионерлагере. С тех пор довольно утекло воды и сказано слов, к концу прошлого века художественная среда впала в депрессию, общественность охладела к своим неуемным радикалам, а радикалы, в свою очередь, охладели к идее контактов с этой самой общественностью. Но тут мы видим (о, радость!), как все возвращается на круги своя. Так что настали новые времена, новые песни поют. Страна вошла в эпоху Великого Отдыха, отчего становится очень даже понятно, почему художников потянуло в места рекреации и расслабления.
Но, по правде говоря, при виде всей этой всеобщей рекреации почему-то так и тянет заняться чем-то глобальным — например, поворотом рек. Построить БАМ или прокопать подземный ход до Бомбея.
Николай МОЛОК. ЛЕСА В ЛЕСУ. Актуальные художники три дня удобряли Московскую область
http://www.izvestia.ru/culture/article23270
Казалось, что подобные художественные акции с заселением сквотов, разрушенных домов и прочих непригодных для искусства помещений принадлежат эпохе 90-х и что сегодня в искусстве мода на красоту и буржуазность. Ан нет. То ли по причине ностальгии, то ли по еще какой, но все эти модные художники и группы вроде "Речников" с радостью приехали на Клязьму и повеселились три дня. А об успехе фестиваля у публики свидетельствует тот факт, что в первую же ночь из неохраняемого корпуса "Солнечный" исчезла значительная часть работ. Наверное, поперли, а может, ветром сдуло.
Валентин ДЬЯКОНОВ. Путь к сердцу зрителя. Современное искусство на фестивале “Мелиорация” в бухте Радости
http://www.vremya.ru/2002/160/6/40965.html
Главный побочный эффект от такого разнообразия художественных инициатив -- усталость зрителя. Современное искусство -- это контактный спорт, бой без правил. Не только зритель смотрит на произведение, но и само произведение смотрит на него, а в некоторых случаях пытается надавить. Поэтому обилие стилистик и объектов вынудило многих зрителей ближе к вечеру наблюдать выставку со стороны. Это было замечательное зрелище. Огромное здание без стен светилось множеством огней. Было ощущение события, причем масштабного и всепоглощающего. Впервые за всю историю современного русского искусства можно было наблюдать его общую картину.
Михаил Сидлин. РАЙ ДЛЯ ХУДОЖНИКА. Под Москвой можно жить веселей, чем в Париже. Это доказал арт-фестиваль "Мелиорация"
http://www.ng.ru/art/2002-09-03/9_paradise.html
Масштаб - это и есть событие. Трудно говорить об отдельных арт-проектах фестиваля, потому что большинство художников привезли "что было", вовсе не заботясь о сопоставимости места и собственных работ. Лучше говорить о "Мелиорации" как о мегапроекте по поиску нового места для искусства в новой социальной среде. Потому что в таком фестивале суть не в том, чтобы увидеть новые великие достижения искусства. А в том, чтобы приятно провести время с правильными людьми в достойном месте. Поэтому лучшими работами стали те, что обыгрывали тему приятного времяпровождения. 

Государственики. Честь ГЦСИ. У меня закрадывется дурацкая мысль - а вдруг все эти Центры, Музеи, Журналы и Фиаки есть всего лишь результат болезненного развития мифологии девяностых. Например, посмотрите - скоро у нас будут МОМы на каждом шагу, ежедневные биенналле - и что с того? Так ли на самом деле все это экстренно необходимо - или только для того, чтобы Б., М., Б. и др. нашли себе место в этой жизни. Колеса вертятся, а машина никуда не едет. Мы становимся провинцией самого дурацкого сорта - раньше нам хоть удавалось припысывать мелким сварам глобальное значение. А теперь все это куда ушло, остались одни бесмысленные разборки. 
Константин Агунович. Первая выставка коллекции Центра
Сейчас ГЦСИ жаждет сатисфакции. На 2003 год запланирована Московская триеннале. Хазанов подготовил новый проект: двухэтажный сарай с мансардой превращается в малое подобие Центра Помпиду, что даже лестно. Только была получена крыша, стало возможным говорить и о коллекции - ГЦСИ поспел к шапочному разбору, но лучше поздно, чем никогда. Классик концептуальной живописи Чуйков в коллекции представлен фотографиями, классик соцарта скульптор Соков - графикой, а классик сибахрома Инфантэ - в ч/б. Кто-нибудь, увидев на презентации в мансарде среди экспонатов собрания рисунки Татьяны Назаренко или Владимира Башлыкова, может усомниться относительно "современного искусства" - но кому, как не ГЦСИ России, знать, что считать современным российским искусством?
Андрей Ковалев. За наше и ваше здоровье! Алаверды по поводу десятилетия Центра современного искусства.
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/987/8/2.html
Правда жизни такова, что во всем мире именно государство поддерживает своих чудаков и отщепенцев, анархистов и радикалов от искусства. Но правда также и в том, что наши госструктуры — то самое место, где гибнут любые романтические начинания.
Другая история связана, наверное, с моим собственным дурным характером и привычкой писать всякую дрянь. В результате Леонид Александрович обиделся, и о деятельности ГЦСИ я знаю до обидного мало и только из вторичных источников. Наверное, я и в самом деле личность, недостойная узнать заранее о столь важных событиях, но почему же должны страдать мои читатели?
Жизнь налаживается, и осталось только осознать все ошибки, которые мы все наделали в прошлом, и начать заново жить хорошо, кучеряво и дружно. Так хочется зреть отрадные и душеполезные явления и, ликуя сердцем, сообщать о них моим читателям. Прозит!

Никита АЛЕКСЕЕВ. Павлины и небоскреб(N30 от 20.08.2002)

http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=11813&chapter=12
А на празднование юбилея ГЦСИ никто из лиц, близких к РОСИЗО, не явился.
Кто прав, кто виноват? Возможно, ГЦСИ на самом деле грешит рыхлостью и несуразностью администрирования. Понадеемся, что бразильская история послужит ему уроком. Но стоит помнить, что ГЦСИ за годы своего существования сделал немало. Во многом благодаря ему современное искусство обратило на себя внимание со стороны начальствующих лиц и просто граждан. РОСИЗО же пока себя ничем особенно не проявило. А быстрота реагирования, проявленная чиновниками РОСИЗО, как—то не вызывает симпатии. Есть такая штука, как цеховая солидарность, которую, впрочем, можно назвать проще: порядочность.
Может, ребята, будем жить умно и дружно? Тогда, глядишь, у зоопарка построят что—то хорошее и очень нужное, а отечественное искусство достигнет небывалых высот. И видеть мы будем не только привычную голую задницу, но на весь мир с оправданным треском разворачиваемый блаженный хвост.

Марина Малыгина, Юлия Чучалова. НА ЗАДВОРКАХ ЗООПАРКА. Государственному центру современного искусства - 10 лет
http://www.ng.ru/culture/2002-08-13/8_zoo.html
Намерения у ГЦСИ, как выяснилось, действительно маниловские. Во-первых, Хазанов опять придумал проект. Концептуально прикрытый огромным полотном с работой Александра Константинова, еле дышащий завод вскоре станет музеем, над которым будет воздвигнута монументальная в стиле хай-тек "башня инвесторов".
Башня планов не меньше. Леонид Бажанов загорелся созданием русского Центра Помпиду. Тут и разработка теории современного искусства, и формирование библиотечных фондов, научная и лекционная работа, видеотека и фототека, образовательные программы, международные проекты по обмену художниками-критиками и т.д. Пока что организована неплохая передвижная выставка (Франциско Инфанте, Рауф Мамедов, Валерий Кошляков и др.).

Валентин ДЬЯКОНОВ. Дитя свободы и соц-арта. Государственному центру современного искусства исполнилось 10 лет
http://www.vremya.ru/2002/145/6/39864.html
Собственно, сила ГЦСИ -- в крепости старинных дружеских связей, существовавших внутри сообщества андеграундных мастеров. И действует центр все по тем же принятым еще в 70-е законам: связи с Западом, дружеская взаимопомощь. Не может быть здания более подходящего для ГЦСИ, чем бывший завод театральных декораций на Зоологической улице, где пространство организовано так, что центр больше напоминает амстердамский сквот, а не государственное учреждение. Если все пойдет как задумано, в одном из подэстакадных пространств третьего транспортного кольца скоро откроют очередной музей современного искусства под кураторством ГЦСИ. Нас ждет еще одна версия, на этот раз версия людей, которые в начале 90-х казались победителями. 
Но если ГЦСИ и дальше продолжит политику закрытости, то его идеологическое влияние на современную художественную сцену будет совсем минимальным. Ибо сейчас в России наиболее перспективной деятельностью является не продвижение актуального искусства, а цивилизаторская деятельность в области салона. Центру же современного искусства в современном его виде суждено оставаться лабораторией средней мощности, которая обслуживает (и слава богу) художников определенного круга, решающих задачи, которые поставил еще соц-арт.

Юлия Попова. На государевой службе
http://www.expert.ru/expert/current/data/sovrem.shtml
Георгий Никич: Результат один - всеобщая каша. Ведь во всех этих организациях сидят в основном люди искусства - художники, в широком смысле этого слова. Когда кругом все художники, жизнь очаровательна, но системы так не выстроить. А дело государства - выстраивать системные отношения с современным искусством.
Целое десятилетие государство содержит контору, которая, судя по названию и статусу, является проводником государственных интересов в сфере современного искусства. Только вот удивительно: когда начинаешь припоминать ежегодную "Арт-Москву" или передачу Маратом Гельманом коллекции современного искусства Русскому музею, понимаешь, что масштаб у этих событий вполне государственный, а инициатива, затраты и слава сугубо частные.
"Вывозить" - громко сказано. А на деле - придумал проект, собрал художников, нашел спонсоров, увязал в один узел, принес на блюдечке с голубой каемочкой в ГЦСИ, а там тебя благословили, так сказать, от лица государства.
 Василй Бычков: 
Раньше казалось, что надо срочно заняться и тем и этим, пока кто-то другой не занялся. Фигня полная. Всех так мало, а поле для работы такое неоглядное, что чем больше людей 

Никита АЛЕКСЕЕВ и Ирина КУЛИК. Культур-мультур, шашлык-машлык
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=11787&chapter=12
Н. А.При Ельцине наша общественная и культурная жизнь представляла из себя роскошный, нелепый, барочный, бурлящий борщ. И свекла в нем, и свинина, и устрицы, и маслины. Было весело. Теперь все порционное. Нанизанное. У нас что происходит? Какая-то структуризация жизни, нравится это или нет. 
И. К.: – Эпоха «московского постмодерна» была эпохой смешных зданий. Раньше меня от них тошнило, сейчас начинаю воспринимать их с симпатией. Москва выстраивалась как комиксный город или как декорации к «Бэтмену» Тима Бартона либо к «Бразилии» Гиллиама.
И. К.: – Мне—то хотелось бы социальной активности, я хотела бы видеть больше ангажированного искусства. Но у нас оно неизбежно оказывается симуляционным. Наши троцкисты радикальничают во время, свободное от работы во всяких вполне буржуазных конторах. 

Елена Зеленцова, Анатолий Голубовский. Экспозиция мечты. Жителей Иванова попросили принести в музей вещи, связанные с советским бытом.

http://ej.ru/034/life/05women/index.html
Почему же музейщикам пришлось идти на такие ухищрения, чтобы создать образ совсем недавнего прошлого? Наверное, потому, что очень трудно работать с тем, что недостроено. Власть или идеология не довела до конца ни один из своих проектов. Они испугались утопичности своей утопии. Потому-то «Строгого юношу» положили на самую дальнюю полку, а его создателей едва не посадили, запретили выпускать и ивановские тематические ситцы. Так что нельзя не признать – Ивановский художественный музей работает с утопией гораздо профессиональнее, чем в свое время это делала советская власть.

Сергей ХАЧАТУРОВ. Искусство среднего рода. Своя биеннале открылась и в Москве
http://www.vremya.ru/2002/148/6/40098.html
В чем заключается “комплекс шестидесятника”? -- в нежелании называть вещи своими именами, в желании выдавать кажимое за кажущееся. Раньше “эзопов язык” был следствием советской цензуры. Теперь он следствие постсоветской любви к пустотелой риторике. Вот открывает Церетели частный музей своего собрания русского искусства XX века, но статус “частной коллекции” ему противен. Он требует признания особняка на Петровке в качестве Главного (!) музея современного русского искусства. Вот захотел Глезер продать собранные им, в большинстве безнадежно посредственные, картины. Но честно сказать об этом не смеет. Рискуя крохами последнего доверия к собственной персоне, называет сей “проект” “Первым Биеннале”. Занятно, что московские власти на эту помпезную ложь охотно западают.  

Радикальная скука. Раньше я никак не мог понять - как же так все получилось на рубеже двадцатых и тридцатых, что потом стали говорить об авангарде, остановленном на скаку и прочих либеральных премудростях. Теперь, когда мы сами попали точно в такую-же ситуацию, стало ясно, что и тогда ребятам стало просто невыносимо скучно. Вот добрый Тимур понял это давно и канализировал скуку. Только вот одна незадача - Толик Осмоловский, а теперь и Бренер, которые скуку монументализируют, и увлекают тем самым молодежь зеленую, оказываются в роли каких-то попов Гапонов.
Елена Невердовская. Александр Бренер, Барбара Шурц: "Все суки вон!" 
http://arteria.ru/29_08_2002_2.htm
Свою позицию авторы выставки излагают в следующих терминах: "Фокус проекта: актуальный левый политический самоорганизованный активизм (антикапиталистические движения, анархизм, марксистские, коммунитаристские, радикально-экологические инициативы и т.п.)
" Мы хотим на время выставки подчинить это пространство логике радикально-демократической культуры. Не говорить от имени других, но обосновывать и защищать свою собственную контркультурную политическую позицию - вот наша цель и задача.
Проект выдвигает рабочие лозунги и визуальный материал, подчиненный материалистической методологии и революционному праксису. Да здравствует эмансипаторская политизированная культура!"
Григорий НЕХОРОШЕВ. Возвращение скандалиста. Знаменитый художник продает свои работы на 600 долларов в год - text
http://www.chronica.ru/2002/30/soc/02/index.html
У Кулика или Осмоловского вообще нет лица и не было. Как только я узнал Осмоловского, я понял, что это тип комсомольского вожака, то есть ничтожество. Мавромати - это мелкий буржуа плюс люмпен, абсолютно циничный, расчетливый, но не умный. Другое дело Авдей. Это художник, который имеет свои представления об искусстве. Они очень романтические, старомодные и вздорные. Но абсолютно честные. Поэтому он сейчас в Праге, ему очень тяжело, он в депрессии, и ему никто не помогает.
В России формируется новая идеология, абсолютно чудовищная, отвратительная. Любой нормальный человек должен протестовать и бороться. Я хочу превратиться в политического активиста. 
Алексей ПЕНЗИН. ШАПКА-НЕВИДИМКА. Радикализм в искусстве скрывается в деталях
http://www.izvestia.ru/hit/article23555
В отличие от игр "отгадай-ка!" работы первых выставок нонспектакулярной программы достаточно остроумны сами по себе, хотя стилистика милых розыгрышей на первый взгляд может показаться инфантильной. Как ни странно, нонспектакулярные объекты и события все же напоминают - или пародируют - некоторые вполне зрелищные формы массового искусства и современных технологий телевизионного интерактива. Можно вспомнить, например, вполне мейнстримовые голливудские фильмы вроде "Шоу Трумана", где герой, идя по следу странных деталей и мелких несуразностей, вдруг обнаруживает, что все, что его окружает, - fake, тщательно организованная постановка. Таков и эффект от последних произведений Осмоловского и его единомышленников: восприятие какой-то ситуации обыденной жизни оказывается измененным, как будто нажатием кнопки пульта ты мгновенно переключился на другой канал.

Charlie Finch. Prelude to 9/11

http://www.artnet.com/Magazine/features/finch/finch8-2-02.asp
We interviewed I-20 Gallery owner Paul Judelson last week, a few hours after he stepped off a return flight from St. Petersburg, Russia, where he had been in deep negotiations with his star artist Sergei Bugaev, a.k.a. "Afrika," for a show in November.
"Afrika has obtained an exclusive video from Russian intelligence," Judelson told us, "of a surprise 1996 Al-Qaeda assault, in Chechnya, on a column of Russian soldiers.
The tape, difficult to classify solely as "art," includes the unexpurgated Al-Qaeda description of the brutal attack, plus a coda in which Russian intelligence depicts the dead bodies of Osama's ringleaders.
One can only speculate what price an artist even as prominent as Afrika had to pay to acquire such a video.
Sergei Bugaev's show, should it be allowed to open, will be the major exhibition of the fall season, after the first anniversary of 9/11.
To obtain an Al-Qaeda narrated tape of the obliteration of Russian soldiers, recovered at the scene by Russian intelligence officers bent on revenge, is an art act of the highest order.

Александр Панов. Держаться огурцов
http://ej.ru/034/art/01column/index.html
Словосочетание «левые интеллектуалы», ходовое для историков западной общественной мысли XX столетия, становится тавтологичным. Всяким «правым» – вальяжным апологетам непоколебимости буржуазных устоев – на Западе уже давно отказано в интеллектуализме. Если хочешь сделать успешную гуманитарную карьеру – изволь быть левым. То есть сочувствовать революционным переменам и выступать против этики и эстетики капитализма. А еще сражаться с Америкой как носителем реальной угрозы нового – пошлого, стандартизованного – порядка.
Но вот еще свежий пример перверсивной страсти.В каталоге недавней выставки московских художников во французском Кемпере опубликована статья главного российского арткритика Екатерины Деготь. Оттуда можно узнать, что советский общественный строй был основан на «безудержном творчестве». 
Так что желание быть прогрессивным вдруг оборачивается мещанской розановщиной. Или мазохистским смакованием голливудских поделок. Короче, нашим «новым левым» отказывает то логика, то вкус. Иногда – и то, и другое.

Архивация современности. Актуализация архива. Архивация - дело хорошее, я его всячески приветсвую. Да только, кажется, дело все в каких-то новых идеологических заморочках. На сей предмет написал статейку для Артхроники - да еще не уверен, что прав.
Константин Агунович. "Архивация современности" - редкие вещи и громкие имена
Суть же проекта галериста Михаила Крокина в следующем: участвуют только картины и только известных современных художников - но обязательно старые картины, не позднее начала 90-х. Такие, что были сделаны, когда известный художник еще не был так известен.
Галерист Крокин эти картины нашел. Чуть подреставрировал провалявшиеся бог знает где холсты - не сильно, так чтобы сохранилась архивность. Подготовил экспозицию, где сохранившиеся работы соседствовали бы со слайд-проекцией работ исчезнувших - украденных, погибших при перевозке, пропавших без вести etc.
Но Крокин ведь не куратор, он галерист. А как галерист никакой ошибки он не сделал. Когда возвращается мода на живопись - искусство, как казалось, несовременное, отжившее, - и живописью снова начинают торговать крупнейшие ярмарки современного искусства, у Крокина оказывается целая галерея из редких вещей и громких имен. Все очень правильно.
Велимир Мойст. Что бог послал.  Вадим Фишкин. "Крокин-галерея» вместе с «TV-галереей» занялась «Архивацией современности».
http://www.gazeta.ru/2002/09/09/4tobogposlal.shtml
Не у каждого из ветеранов contemporary art заподозришь традиционные художественные корни, а ведь было такое дело, мазали красками по холсту. Одни на полном профессиональном серьезе, другие в рамках глумления, третьи еще почему-либо. Теперь все это признается историческим этапом и преподносится в качестве источника последующих достижений.
Взять хотя бы серию «Разрезы». Исследуется соответствие формы содержанию: внутри одного предмета обнаруживается другой, связанный с первым с подчеркнутой шизоидностью. В недрах перчатки кроется вилка, внутри верблюда – чайник и т.д. Модель построений простенькая, исполнение и того проще, главное – абсурдистский принцип.

Похвала Живописи. Алена Кирцова и плоскость
Велимир Мойст. Краски чтобы красить. Новый выставочный сезон в Центре искусств на Неглинной открылся «Ретроспективой» Алены Кирцовой.
Можно подумать, что выставка групповая, а не персональная, настолько контрастируют между собой произведения разного времени.
Кардинальная смена манеры и почерка примерно раз в десятилетие – привычная практика для авангардиста, но Кирцова вроде бы не авангардист. Даже скорее арьергардист: все ее «новые» этапы номинально повторяют ходы европейского искусства середины прошлого века.
Это не бездумное попугайство, в наших краях довольно распространенное, а полная его противоположность.
Владимир Сальников. Легенда андеграунда. Алена Кирцова. "Ретроспектива"
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/1006/7/5.html
Неофициальное искусство было тем миром, уютным сквотом, где при советской власти можно было жить относительно свободно, а часто и благополучно.
Обратилась к этому наследию и Кирцова — к московской школе, но не к так называемой реалистической традиции, а к линии современного искусства.
Отчего знаток может прочесть не слишком скрытые от глаза цитаты, что, впрочем, совсем не предосудительно, потому что произведения искусства на пустом месте не появляются. 
В результате расчленения реальности на элементы и элементарного же живописания, избегающего подозрения в том, что оно — не более чем техника фиксации зримого, художница выстраивает платонически чистый мир. Мир, обреченный на успех у натур, склонных к возвышенному

Ретроконцептуализм. Мягкая Мария Константинова
Никита АЛЕКСЕЕВ. Богородица и кот Осип
Выставка Марии КОНСТАНТИНОВОЙ, «Раздвоения».
У Марии Константиновой есть еще одна, очень редкая среди современных художников, особенность. Это – сочетание эстетического перфекционизма и обнаженной эмоциональности. Женской? Не знаю. Это просто открытое, незамутненное человеческое чувство. Очень важная часть выставки – вещи, посвященные умершему не так давно в возрасте шестнадцати лет коту Осипу. Его портреты, его шинель, мундир, его игрушки и ордена, изготовленные заботливой хозяйкой. Блажь барыньки? Нет, это удивительный синтез трогательной любви к животному и искусства высочайшего уровня.
Александр Панов. Девичьи неигрушки. Раздвоения. Работы Марии Константиновой
http://ej.ru/034/na_dniah/exhibition/konst/index.html
Искусство Константиновой оказывается не таким уж дамски беззаботным. Окидываешь взглядом всю относительно большую выставку. И чувствуешь, что в объектах, картинах, листах графики есть какая-то нездоровая выморочность, изломанный декаданс. Гермафродиты, раздвоенные тела, мистические знаки и эмблемы. Это образы из подсознания женщины. Подсознания, которое она пытается приручить и окультурить. Ужасы и травмы превратить в галантные произведения пластического искусства. Так же она приручала знаки ненавистной советской власти, так же пыталась изжить боль от страданий кота.

Нечто и взгляд. Чернышев-Ефимов и Новые Технологии Одурачивания Населения. Зато красиво получается. Очень выигрышно.
Константин Агунович. Ироничные франкенштейны Ефимов и Чернышев
Но все же на параноиков-мэнээсов, которые скачут с пилами в руках, в отпиленные кисти вживляют электроды или превращаются в четырехногих и безголовых монстров, Ефимов и Чернышев не похожи. Некоторое внешнее сходство между первыми и вторыми объясняется тем, что роль натуры в своих видеоинсталляциях авторы исполняют сами (на фото - Владислав Ефимов), но и только. Это называется иронией - иронией по поводу ситуации, когда наука знает, как скрестить человека и стиральную машинку, но не знает, зачем ее умение нужно, - и это удобно: когда собираются вместе Чернышев и Ефимов, то бесконтактную педерастию или женский скафандр (со специфически женскими системами жизнеобеспечения) обсуждают персонажи, а лавры остроумных социальных критиков достаются авторам.
Марина Малыгина. "Нирвана" Ефимова и Чернышева
http://www.ng.ru/culture/2002-08-27/8_nirvana.html
Авторы заявляют, что действительно впадали в нирвану, работая над проектом. Хотя и признают, что ничего радикально нового не предложили. Еще кубисты любили обозревать объект в линейном отображении и со всех сторон. Чернышеву с Ефимовым просто дали в руки компьютер. Кайф со всех сторон: и девушку раздели, и череп отполировали.
Федор Ромер. Заложники виртуальности
http://ej.ru/033/na_dniah/exhibition/nirvana/index.html
Нирвана. Инсталляция Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева
Но Ефимов и Чернышев предлагают игру в буддизм. Квазифилософствование, что сподручно эпохе, не нуждающейся в медитациях и просветлениях. Эпохе, где лишь клавиша компьютера открывает дверь в иные миры. Виртуальная реальность — удачная замена нирваны. Ефимов и Чернышев вроде бы издеваются над новыми технологиями и в то же время остаются их заложниками без надежды на освобождение. Кажется — ты овладел компьютером и давно с ним на дружеской ноге. А на деле это он владеет тобой. Проходится катком, распинает, превращает в шкурку и червяка.
 
Василий Гусеницын. Повод для выставки
http://ncca.ru/news.jsp
Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев, "Нирвана". Если верить художникам, их идея заключалась в следующем. Модернисты деформировали натуру, заявляя, что "так видят", Ефимов и Чернышев же совершают последовательность технологических операций, в результате которых возникает предъявляемая зрителям деформация. Ничего личного. Ну и ничего художественного. Дело - даже не науки – техники. И производства.
Но вот, что самое поразительное. До этого момента Чернышева с Ефимовым русские кураторы и критики особенно не жаловали. Считали, что те делают не современное искусство, а так, какой-то салонный дизайн. После Граца все стало магическим образом меняться.
Полина Печерская. Девушка и смерть
Эта штука посильнее «Фауста» Гете. К тому же Фауста никогда не показывали в ресторане, да еще спереди и сзади одновременно.
http://www.gazeta.ru/2002/08/19/devuskaismer.shtml
Ефимов и Чернышев расстарались и выдали нечто совершенно несусветное, оставшись, впрочем, верными собственному стилю. Два экземпляра этого «нечто», изображенного на черном шелке, носят явные признаки женского тела. Признаки эти, вопреки обыкновению, не радуют, но не о радости творцы и радели. 

Деревянный евробакс. Худо старушке Европе. Да ничем помочь не можем. 
Василий Гусеницын. Повод для выставки
http://ncca.ru/news.jsp
Ну вот, к примеру, какой смысл был в выставке "Евро" (кураторы И.Данильцев и А.Звероловлев)? Ведь вообще-то знать, что думает художник N.N. на какую-то тему не очень интересно. Так же как не интересно посетителю зубоврачебного кабинета знать, что думает дантист об инопланетянах. Тематические проекты сегодня – чистая отмазка, бюрократический формализм, повторяющий формализм тематических выставок эпохи позднего коммунизма. Но тогда, в устоявшемся советском обществе, у искусства было и очевидное преимущество, напрочь отсутствующее сегодня.
Cамое перспективное высказывание на тему принадлежит Петру Караченцеву: "Запретить всем художникам писать высказывания по поводу Европы, а также по любому другому поводу" (Проект директивы Всероссийского объединения нормальных художников и искусствоведов).
Богдан Мамонов. Европа - наша Родина
http://www.polit.ru/documents/495833.html
Одна называется «ЕВРО», но посвящена она не деньгам, как можно подумать, а Европе, проходит в Сахаровском центре (кураторы - Игнат Данильцев и Алексей Звероловлев). Другая получила название «Родина - Отечество», проходит в рамках ставшего уже традиционным Форума художественных инициатив, открылась в Малом манеже (куратор - Юрий Никич).
Между тем на подобных выставках художник, вместо того чтобы творить, стремится использовать контекст, пытаясь, образно говоря, перекричать окружающих.
Давно замечено, что российские художники по-разному работают для России и для заграницы. Дело здесь в разности контекстов.
Вот и на выставке в Сахаровском центре большинство работ - это своего рода визуальные анекдоты на заданную тему. 
Между тем утрата Родины как важного понятия, конституирующего внутреннюю личность, чревата тяжелыми кризисами как общественного, так и приватного характера. К сожалению, все участники выставки прошли мимо этой важнейшей темы.
И здесь становится ясна ловушка, в которую уже не первый год загоняет себя Никич. Его темы глубокомысленны и возвышенны, но это не темы искусства: их можно только проиллюстрировать. Такая практика - типичный пример современного экспозиционирования, где художник все больше становится оформителем идей куратора.

Выставка "Евро" в Музее и общественном центре имени Сахарова
www.curators.narod.ru/euro

Пацаны. В "Мухе" - искусство по приколу. Мушиные художнгики - одна наша надега - просто так прикалываются, и не думают, как соответстовать мировому стандарту. А получается как раз мировой стандарт.
Вася Баг. Художники круга «Мухи». «Цветомузыка» – «выставка» музыкально-световых объектов в клубе «Муха».
http://www.gazeta.ru/2002/08/12/hudoznikikru.shtml
Московской богемой быть – это вам не в Сухую Щель на курорт ездить. Отвага нужна и настойчивость.
Сергей ВАЛЕРЬЕВ. Паша Цветомузыка продолжил дело Скрябина. В галерее «МуХА» экспериментируют со звуком и светом

http://www.vremya.ru/2002/145/6/39860.html
Фишка в том, что две выставки о музыке в искусстве, официальную и альтернативную, всегда будет освящать одно имя. Имею в виду теоретика цветозвука, разрабатывавшего проекты цветовых сопровождений к собственной музыке, композитора fin de siecle Александра Скрябина. Художники-«мухинцы» отнюдь не бесчестят великое имя. Просто напоминают, что открытия Скрябина живут и в классике, и в поп-арте, и в масскульте. И очень актуальны на дискотеках ночных клубов.

Официоз. ЦДХ, Церетели, опять Церетели-Ресин.
Ольга КАБАНОВА. КТО В ДОМЕ ХУДОЖНИК. В ЦДХ открылась меховая выставка
http://www.izvestia.ru/culture/article22856
ЦДХ кормит себя сам. Он мог бы питаться гораздо лучше, если бы не выставлял художников.
Художникам, устраивающим свои выставке в ЦДХ, надо заплатить приблизительно 35 центов в день за квадратный метр экспозиционной площади. Никакого худсовета, отбирающего достойных, нет. Когда заявка приходит к заместителю директора ЦДХ по выставочной работе Василию Бычкову, то он, просматривая документы, или дает добро, или пишет: "н.ж." (нежелательно) или "к.н.ж." (крайне нежелательно), а бывает - и "т.ч.м.т." (только через мой труп). Зная это и рассматривая все приютившиеся сегодня в ЦДХ выставки, можно подумать, что тело Бычкова уже предано земле.
Михаил Сидлин. КАПЕРАНГ КЕРБЕЛЬ Экскурсия по мастерской, где делали памятник "Курску"
http://www.ng.ru/culture/2002-08-16/8_kursk.html
Советский стиль пережил Советский Союз. А знаменитый ваятель Лев Кербель бодр и полон энергии, несмотря на то что памятник Афанасию Никитину в Бидаре, который должны были открыть 20 августа, до сих пор только в модели. На элегантном пиджаке Кербеля по-прежнему красуется звезда Героя Соцтруда. Не так давно он построил новую двухзальную галерею, где выставлены его работы, сделанные за долгие годы. Обозреватель "НГ" прошел вместе со Львом Кербелем по залам его мастерской, его галереи и его подсобки.
Мне заказали его мраморный бюст - он стоит в главном зале КГБ (Феликс Эдмундович наблюдает за нашим разговором - его голова размером в полчеловека стоит в галерее. - М.С.).
ЗВАНИЕ МЭРА В ОБМЕН НА ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ
http://www.utro.ru/articles/2002090618254499719.shtml
Чем Москва отличается от любого другого города России с богатой историей, так это сияющими, отремонтированными и подсвеченными памятниками архитектуры. В центре столицы практически не осталось старых зданий и архитектурных ансамблей, не тронутых хотя бы кистью маляра.
Министерство культуры спохватилось не сразу, обнаружив, что 943 памятника федерального значения уже отнесены к московской собственности, отремонтированы и благополучно используются, как непосредственно правительством Москвы, так и для сдачи в аренду различным организациям.
По данным источников в правительстве Москвы, 31 августа на встрече с президентом мэр столицы поднял вопрос о судьбе памятников. Но Путин, насколько можно судить, дал ему понять, что юридически проигрышная позиция Лужкова поддержана не будет.

Анна ФИЛИМОНОВА. ЦЕРЕТЕЛИ ОДАРИЛ КОЛЛЕГ НОВЫМ ИЗВАЯНИЕМ

http://www.izvestia.ru/culture/article23350
Скульптурный подарок Зураба Церетели Союзу художников символизирует новый этап в истории отношений Союза и Академии художеств. В советские времена эти отношения напоминали командира и комиссара. Союз объединял все художественные силы страны и распределял между ними государственные заказы. При союзе активно функционировал Художественный фонд, который и одаривал художников благами: дома отдыха, кооперативы, пионерские лагеря и детские сады и, конечно, мастерские - самая важная привилегия художников. Академия же занималась другим: воспитывала кадры (академические вузы) и осуществляла цензуру. В 90-е годы все изменилось - не стало цензуры, но не стало и госзаказов. Соответственно союз лишился возможности их распределять. Когда заказы появились вновь, их раздавали уже по-другому. Большую часть (в первую очередь муниципальных заказов, например, на роспись храма Христа Спасителя) получала именно академия - с приходом в нее нового президента и прекрасного менеджера Зураба Церетели.
Роза Мандель. Церетели стал минималистом
http://www.gazeta.ru/2002/09/03/ceretelistal.shtml
По сравнению с Петром «Добро побеждает зло» - это вообще пресс-папье для письменного стола.  Не приехал на открытие даже такой почитатель творчества Церетели, как мэр Москвы Юрий Лужков. Толпу присутствующий составляли лишь журналисты, которые суетливо бегали по скверу в поисках VIP и художники, вышедшие из своего дома перекурить в скверик. Такое невнимание к событию напрасно. Зураб Константинович, между прочим, открыл новый способ хранения эскизов - все то, что не умещается в мастерской, надо дарить коллегам и городу. Надо заполнять им скверы, парки, проулки, пустыри, чтобы в мастерской высвобождалось место для новых начинаний.

Александра ТОЛСТИХИНА. Атака идолов. Переданные в дар Москве памятники обходятся городу в миллионы долларов
Как рассказывает скульптор Георгий Франгулян, автор памятника Булату Окуджаве на Арбате, только сама скульптура (если это не композиция, а одиночная скульптура) обходится минимально в 10 млн руб. Это стандартная сумма, которая выделяется на памятники, возводимые за счет бюджетных средств. А архитектурная часть - проектирование, благоустройство территории вокруг монумента, малые формы - стоит не меньше этой основной суммы. А бывает, что во много раз превышает ее.

Ваще. Адольф и Лени. Одно забавно - не только нас одних перестало тошнить от ужасов тоталитаризма. 
Никита АЛЕКСЕЕВ. Если бы не Гитлер...
(N32 от 03.09.2002)
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=11887&chapter=12
Да, гений и злодейство вполне совместны. Этика и эстетика не находятся в прямой связи. Можно быть гением и не быть мерзавцем. Можно быть мерзавцем и гением. Иногда очень полезно не стать гением, чтобы не превратиться в мерзавца. Это личный выбор каждого. Что касается вышеперечисленных гениев-мерзавцев, меня спасает следующее: никого из них я, кроме Эзры Паунда, не отношу к числу любимых авторов. Но это, впрочем, вопрос вкуса.
LEE ROSENBAUM. The Fine Art of Genocide? Critics uncritically buy addled view of Adolf the aesthete.
http://www.opinionjournal.com/la/?id=110002135
 "Prelude to a Nightmare: Art, Politics, and Hitler's Early Years in Vienna, 1906-1913" (through Oct. 27), art criticism has lost the penetrating punch that once made it dangerous to demagogues.
Could it be that critics and curators who spend their lives looking at pictures begin to lose sight of the big picture? Hitler's war against Jews had little to do with their looks, everything to do with his ferocious hatred and a need for scapegoats.

Архитекторы перестройки. Венеция. Нарисуем - будем жить. 
Сергей ХАЧАТУРОВ. С пятым пунктом проблем нет
http://www.vremya.ru/2002/143/6/39723.html
Давид САРКИСЯН:
У нашей страны в сущности ничего подходящего нет -- кроме проектов обновления двух главных театров страны, Большого в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге. Я предложил выставить в Венеции эти проекты. Их сравнение интересно потому, что предлагаются два совершенно различных подхода к теме.
Мы не напираем на вопрос «разрешат или не разрешат» осуществить этот серьезный и тщательно разработанный проект. Мы хотим показать, что проект Мосса уже сыграл роль сильного катализатора нашего архитектурного процесса. Он стал вехой в истории нашей архитектуры. Из-за жарких споров по поводу моссовского проекта с Мариинским театром не случится того, что случилось с Большим.
В первый раз Россия показывает работу знаменитого архитектора, сделанную специально для Петербурга. Во всех странах мира у архитекторов нет проблем с пятым пунктом. На прошлой биеннале Австрия демонстративно не показала ни одной работы австрийских архитекторов. Это никак не отразилось на качестве экспозиции.

Ольга КАБАНОВА. АРСЕНАЛ ШЕДЕВРОВ. Открылась выставка будущих побед современной архитектуры
http://www.izvestia.ru/culture/article23540
Но стиль высоких технологий - это тотальный, большой стиль нашего времени. И хотя проходя по выставке NEXT вдруг начинает казаться, что все эти домики сделал из льда архитектор Кай по заказу Снежной королевы, все равно зрителя не покидает восхищение от увиденного и гордость за человечество. Да простит мне читатель столь высокопарное заявление.
Ольга КАБАНОВА. РЕВИЗИЯ БУДУЩЕГО. Венецианская биеннале готова показать миру, как он будет жить
http://www.izvestia.ru/culture/article23368
Шансы российского павильона, где будут представлены проект реконструкции Большого театра Михаила Хазанова и Михаила Белова и сначала принятый (после конкурса), а потом отвергнутый проект реконструкции Мариинки американца Эрика Мосса, в международном соревновании не велики. Призы, судя по программе и объявленным задачам выставки, должны достаться новым формам и абсолютному архитектурному качеству. Проект реконструкции Большого - принципиально традиционен и корректен по отношению к историческому зданию. Проект Мосса - никогда не будет реализован, что уже ясно, потому что на реконструкцию Мариинки объявлен новый конкурс. 

Наши. Пробираемся потихоньку с заднего входа в мировое сообщество.
Федор Ромер. Игры патриотов. В маленьком югославском городке Цетине уже в четвертый раз проходит биеннале современного искусства – забава черногорского принца
http://ej.ru/030/art/04/index.html
Если 90-е были эпохой агрессивных художественных жестов (достаточно вспомнить наших Бренера и Кулика!), тотальной иронии и низвержения авторитетов, сегодня в искусстве наступает время позитива. Художник предлагает свои услуги по обустройству социальных пространств, добровольно вступая в ряды ответственных и полезных помощников публики. 
А на обложке путеводителя по выставкам биеннале оказались два коренастых дядьки-строителя с лопатой и тачкой - персонажи хоть и колоритные, но не слишком артистичные. Таким, по версии кураторов, и должно стать сегодняшнее искусство - не столько эффектным, сколько участливым и общественно полезным. Художники из анархиствующих раздолбаев обязаны превратиться в дисциплинированных стройотрядовцев.

Гимн рыбам. Подведены первые итоги искусства нового тысячелетия
http://guelman.ru/culture/articles/Molok310702.htm
Издательство Taschen выпустило книгу "Искусство сейчас. 137 художников в начале нового тысячелетия" (почему именно 137, не объясняется). В списке есть один наш. Естественно - Олег Кулик.
10. ОЛЕГ КУЛИК (Россия. Цены на работы - от 4 до 35 тысяч долларов, на аукционах не был). Кулика можно было бы поставить и на первое место - уже за то, что он практически в одиночку отстаивает на мировой артсцене честь России. Кулик - это Сафин и Кафельников нашего искусства. Но при этом живет себе в Москве и даже не брезгует здесь выставляться. Его работы могут не нравиться, но по ним можно следить за новейшими мировыми трендами.
Andrey Kovalev. Maria Serebryakova. Regina, Moscow. - Flash Art International n° 225 July- September 2002
http://www.flashartonline.com/issues/225international/singlesections/reviews225int.asp
Serebryakova has had a classical art education, i.e., sometime ago she was involved in the teleology of painting as absolute creation, an idea which was renounced by the art of the last century. So the desire to create a painting can be described in this cold intellectual work dealing with the “painting of desire.” The desire for that very form of painting which kicked the bucket long ago resembles the phantom pain of amputated limbs.
The trivial maxim that “painting is a window onto the world” is strangely inverted into a statement like “windows are paintings of the world.” 
The answer to the question of why one of the most radical Moscow galleries moved from raging social performances to dry discussions of the essence of art may be found in Lenin’s The Development of Capitalism in Russia.

Умственное. Искусствоведы и подорожники.
Наталия Осминская. ЯХВЕ ОБ ИСКУССТВЕ. Искусствоведческий комментарий ко второй заповеди Откровения
Борис Бернштейн. Пигмалион наизнанку. К истории становления мира искусства. - М.: Языки славянской культуры, 2002, 256 с.
http://exlibris.ng.ru/art/2002-07-25/4_yhve.html
Теоретически неуловимая природа искусства может быть уточнена историческими сведениями насчет того, кто, когда и что именно называл искусством. Или лучше сказать так: необходимо исследовать, кто, когда и где стал относиться к вещам так, как мы сегодня относимся к произведениям искусства.
"Пигмалион наизнанку" - книга увлекательно и темпераментно написанная, но законная и благородная задача, за которую взялся Борис Бернштейн, - уточнить место и дату рождения его величества "искусства", - к сожалению, в исполнении грешит теоретической путаницей и философской эклектикой, столь типичной для современного отечественного искусствознания.
Наталия Осминская. СТЕРЕОТИПЫ В ПОЗИТИВЕ
Елена Петровская: "Ты должен быть открыт всему трэшу, которым наполняет нас сегодняшняя культура"
http://exlibris.ng.ru/fakty/2002-08-22/1_stereotypes.html
Для того чтобы советскую фотографию 20-х годов увидеть как документальную, вы должны предполагать идею государства, то есть некоторую всеохватную идею, которую, конечно, увидеть вы не можете, но которая является незримым референтом, позволяющим вам в любой конкретной фотографии распознать ее документальность. Это коллективный аффект, который полагается присутствующим в фотографии, но который вы, глядя на нее, не можете увидеть.
Ты должен быть открыт всему трэшу, которым наполняет нас сегодняшняя культура. Ты должен быть открыт привязанностям твоих современников, то есть всему тому, что в категориях прежнего времени определялось бы как низкое. Нет больше этого низкого. Мы живем в системе массового функционирования образов.

На западном фронте. Без перемен - Кренс, Шагал, Ларионов, Малевич.
Андрей Ковалев. Беспечный игрок. Директор знаменитого нью-йоркского музея современного искусства Томас Кренс нацелился на Россию
http://ej.ru/030/particular/profile/index.html
И тут возникает несколько вопросов. Во-первых, достаточно ли глубоки гуггенхаймовские запасники для того, чтобы заполнить качественными работами огромное здание Главного штаба? Во-вторых, какова предполагаемая годовая арендная плата за передаваемую в Санкт-Петербург коллекцию из Фонда Соломона Р. Гуггенхайма? И в-третьих, сможет ли Эрмитаж хоть как-то влиять на политику нового музея, если известно, что Кренс не поощряет самодеятельности в филиалах?
Правда, здесь есть и один маленький минус - треть суммы должна быть получена по специальному кредиту Всемирного банка в связи с 300-летием Петербурга, а поскольку это связанный кредит, то гарантом его выступает Российское государство, а значит и возвращать его в случае чего придется из государственной казны. Управлять же им, как это принято по обе стороны Атлантики, будет тот, кто его организовал, то есть Томас Кренс. Еще один маленький минус заключается в том, что интересы Гуггенхайма в Европе представляет личность с сильно подмоченной репутацией - Николас Ильин.
Так стоит ли нам идти в этот Мак-Гуггенхайм и Гугг-Энрон? Стоит, если в проекте нового музея современного искусства мы будем выступать как требовательный заказчик, который жестко гнет свою линию. А не ждет милостей от транснациональной по своей природе корпорации.

Chagall's connection to Israel highlighted in Jerusalem exhibition
http://www.artbasenewsroom.com/news/news_2.asp
The Israel Museum in Jerusalem will bring together over 80 paintings and works on paper by Marc Chagall in the show 'Chagall in Israel', which will open September 10. The works on show are drawn from the collections of the Israel Museum, the Tel Aviv Museum of Art, and private Israeli collections.
The section devoted to Chagall and Israel features paintings created during his visits; works influenced by the landscape and light of Israel; studies for projects created for Jerusalem institutions; and rarely exhibited photographs and ephemera relating to Chagall and his visits to Israel - from Israeli postage stamps bearing his images to illustrated book inscriptions highlighting his relationship with Israel Museum Founder, Teddy Kollek.
Наталья Филатова. Скажи мне, кто твой эксперт...
http://www.itogi.ru/paper2002.nsf/Article/Itogi_2002_08_13_13_2628.html
Кеннет Линзнер - один из признанных мировых экспертов в области оценки произведений искусства - прибыл в Москву для проведения консультаций. В ближайшее время он намерен продвигать на мировом арт-рынке современное российское искусство, которое, как выясняется, ни в Западной Европе, ни в США абсолютно неизвестно. 
"Я приехал в Москву именно для того, чтобы оценить, насколько современное российское искусство может быть успешно на Западе. Пока я ничего не успел понять. Проблема в том, что современное русское искусство совершенно неизвестно в Америке. Я не знаю ни одного американского журнала, который бы специализировался на русском искусстве. Есть несколько, которые пишут только о современном искусстве, скажем, Израиля, но нет ни одного печатного издания об искусстве России. Соответственно никто о нем ничего не знает".

BATTLE OVER THE LARIONOV SUCCESSION
http://www.artcult.com/na319.html
A Paris Court will soon decide whether the two nephews of the second wife of Russian artist Michel Larionov (1881-1964) are entitled to receive part of his succession largely given to the Russian State a few years ago.
The nephews have been battling for a long time against the Russian and French authorities to obtain a share of Larionov’s succession.

Василиса Соловьева. Музей великих авангардистов. В Москве наконец будет создан музей двух великих русских авангардистов — Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова.
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/990/11/3.html
Теперь наконец будущее виртуального музея после четырнадцати лет мытарств стало ясным и светлым. Московское правительство позаботится и найдет инвестора. Но вот беда, — инвестор он же не спонсор и не меценат какой-то. Как и каким образом свои родные инвестиции он возвратит? За счет музея? Маловероятно — скорее всего, в Трехпрудном возникнет еще один семиэтажный призрак "в старинном стиле". Несомненно, достойный памяти великих авангардистов и рода Гончаровых.
Major Malevich exhibition starts tour in Berlin in 2003
A major touring exhibition of works by Russian artist Kasimir Malevich is to open in Berlin early next year, before travelling to New York and Houston. Organised by the Solomon R. Guggenheim Museum in New York and the Menil Foundation in Houston, Kasimir Malevich: Suprematism is the first exhibition ever to focus exclusively on this defining moment in the artist's career. The show brings together approximately 120 paintings, drawings and objects drawn from major public and private collections around the world. Included in the exhibition are works that have never been shown in the West before, including several recently rediscovered masterpieces. The exhibition will be presented at the Deutsche Guggenheim Berlin from January 17 through April 27, 2003, and will later travel to the Solomon R. Guggenheim Museum in New York (May 22 - September 7, 2003) and The Menil Collection in Houston (October 3 - January 11, 2004).
Анастасия Рахманова. Документа поколения "Аттак!"
http://dw-world.de/russian/0,3367,2213_A_574109,00.html
Таня Брегуера (Tania Bruguera) родом из Гаваны. Тема её работ, как и работ многих других кубинских художников, обнищание и заброшенность некогда прекрасной Гаваны.
"Я думаю, что мы здесь устроились слишком уютно, - говорит Таня, явно имея в виду не только нас с ней, сидящих на довольно жёсткой скамейке, но и западный мир в целом. – Мы слишком привыкли быть отделёнными надёжной стеной от других миров, от людей, живущих в иных условиях. Я хочу заставить людей почувствовать, что они не одни в этом мире, я хочу, чтобы они захотели иметь кого-то ещё вблизи себя."

Виктор Кирхмайер. Современное искусство может состояться везде и всюду. Вызывающий "Памятник Батаю" Чуть более месяца осталось до конца одиннадцатой "Документы" - кассельского супер-шоу современного искусства.
http://dw-world.de/russian/0,3367,2213_A_609763_1_A,00.html
Один из главных фаворитов нынешней "Документы" - швейцарец Томас Хиршхорн.
Нужно признать, что в сравнении с социально-политическим маньеризмом большинства остальных работ, Хиршхорн поступил действительно смело и вызывающе. На 100 дней "Документы" его "Памятник Батаю" расположился в "социально-горячей точке". А именно - в иммигрантском квартале Фридрих-Вёлер-Зидлунг, где ни о современном искусстве, ни о Батае, скорее всего, никто отродясь не слыхал.
- По моему, тот, кто повесил на шею мерседесовскую звезду, скорее критикует систему, чем тот, кто ездит на "Мерседесе". Интересно как раз то, что критика не может в нынешних условиях атаковать в лоб. Да, нам нечего противопоставить системе, альтернативы нет, мы все находимся в одной системе. Но речь идёт о том, чтобы в существующей системе более справедливо распределить существующие блага, добиться большей справедливости, равноправия.

Класс. Гробман, Макаревич-Елагина, Костаки и пр. подпольщики.
Лилия Вьюгина. "МЫ НЕ БЫЛИ ДИССИДЕНТАМИ, МЫ ПРОСТО ИГНОРИРОВАЛИ ЭТУ ВЛАСТЬ"... Разговоры Михаила Гробмана о товарищах по живописи и литературе
http://exlibris.ng.ru/kafedra/2002-09-05/5_grobman.html - text
В издательстве "НЛО" вышла книга дневников одного из основателей Второго русского авангарда - поэта и художника Михаила Гробмана.
Многие люди пытались превратить новое русское искусство в политическое противостояние. "Рабин - это Солженицын в живописи" и всякая подобная х...я. Рабин - предтеча русского концептуализма - никогда не боролся с советской властью, это она по своему идиотизму выбирала себе символических врагов. Мы не были диссидентами, мы просто игнорировали эту власть.
Было два типа людей, которые жили автономно, не по-советски - художники-авангардисты и воры в законе, для них не было ни власти, ни законов.
Андрей КОВАЛЕВ. Игорь МАКАРЕВИЧ и Елена ЕЛАГИНА.
http://www.fr.ru/Arhiv/2002/32/26.html
И. М.: Даже не "двойную жизнь", а "тройную": монументалкой занимались для денег, а собственной работой и клубной деятельностью в "Коллективных действиях" - для удовольствия.
Пришел Андронов и сказал: "Надо платить миллион". Оттепель ведь заключалась не только в художническом диссидентстве, но и в экономической эмансипации - в требовании денег, по тем временам вполне ощутимых.
Политические диссиденты, с которыми я был знаком, шутили, что за советской границей простирается один огромный грохочущий ресторан. Так вот нам казалось, что там один огромный музей. Туда необходимо было попасть любым способом - хоть с самолета картину кинуть. Казалось, она спланирует и угодит куда надо - словом, не пропадет.
Виктор Канавин. ОБНАЖЕННЫЙ ЧЕРЕП. Записки о подполье
http://www.itogi.ru/paper2002.nsf/Article/Itogi_2002_08_27_12_0749.html
Савицкий С. Андеграунд История и мифы ленинградской неофициальной литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 224 с.
Станислав Савицкий обозначил действительно тонкую грань недавней истории. В 90-е годы было принято ставить чуть ли не знак равенства между андеграундом и диссидентством. В принципе эта практика отражала стремление новой бюрократии сузить явление и вменить ему ограниченную историческую задачу - так было проще обосновать свою близость к якобы возвращенным гуманитарным ценностям.
Никита АЛЕКСЕЕВ.  Грек, который спас русское искусство
(N30 от 20.08.2002)
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=11814&chapter=12
Мария ЦАНЦАНОГЛУ – куратор коллекции Георгия Костаки в Государственном музее современного искусства города Салоники. 
– Очень интересной мне кажется затея с выставкой Соломона Некритина из вашего собрания в Третьяковке. Это странный художник, до сих пор не вполне понятый.
– Да, его знают в основном по картинам, находящимся в постоянной экспозиции Третьяковки, – «Народный суд» и так далее. Но основной объем работ Некритина из коллекции Костаки, много его собиравшего, оказался у нас. Персональной выставки этого художника пока не было. Эта выставка на самом деле может оказаться очень интересной. Позволяющей по-новому взглянуть на искусство первой трети прошлого века.
Это случай Третьяковки? У них есть много шедевров, они их сдают в лизинг, словно какая-то авиационная компания, сдающая в лизинг свои «боинги». У Третьяковки есть, скажем, «Черный квадрат» Малевича, она его сдает напрокат, зарабатывает какие-то деньги, а в Москве его годами никто не может увидеть. У Третьяковки, правда есть аж два «Черных квадрата», так что один из них обычно висит на стене.
Как ты знаешь, художники русского авангарда не любили традиционные музеи. Они не хотели в них существовать. И показывать их работы просто как музейные шедевры как—то странно.
Александр Панов. Бес деталей. Михаил Шемякин. "Щелкунчик": эскизы к балету
http://ej.ru/030/na_dniah/exhibition/shemyakin/index.html
Впрочем, можно узреть в этой неуместности тайный министерский замысел. Во-первых, выстраивание интриги в условном гофмановском духе. Пусть ироничный критик ломает голову над причинами появления выставки - вместо того чтобы ее рассматривать. Во-вторых, попытка водить за нос простого зрителя - в духе шемякинском. Ведь Шемякин приноровился пускать пыль в глаза восторженным поклонникам: мол, боролся с советской властью, выставлялся во всех крупнейших музеях мира, признан величайшим художником современности. Хотя не может ответить толком, когда боролся, где именно выставлялся и кем конкретно признан. И как слова в шемякинской биографии заменяют факты, так эскизы на выставке подменяют балет.
Поначалу графика Шемякина, стилизованная под альбомные рисунки и карикатуры галантного XIX века, даже кажется филигранной, чего не скажешь о самом балете - достаточно только раскрыться занавесу. В этом и есть хитрость подмены.


e-mail: Aндрей Ковалев     

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO