ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

органайзер ковалева андрея  #26 /15 апреля


Органайзер Ковалева Андрея #26. Симулякром по дуракам; "Гелос" всех подставил; Нонспектакуляры на марше; Много фото; Бакс за слово критика

Где мы - 1 К нам приехал наш любимый симулякр.
Мы тут.
Продажа Родины и Инкомбанк
Любимые. Ширин и Айдан за чистоту фундаментализма.
Вперед! Галерея "Франция" против знака и спектакулярности.
Важняк. Колейчук - движение на месте
АХ!
Интонсикация интенсивной фотографией
Шутники.
Госпремия - зъисть то он зъисть, дак кто же ему дасть... 
Вечность.
Подставить другую щеку для пощечины общественному вкусу. 
Хорошие и разные.
Файбисович, Глезер, Умка, Баранов-Россинэ, Кончаловский
Биенальность.
Наши в Сан-Пауло, Франческо Бонами - директор Венеции.
Профсоюз.
Американские критики получают по баксу за слово
Скольжение.
Любовь к Кулику и разные подделки

Где мы - 1 К нам приехал наш любимый симулякр. Баудриллард - это наше все. Фишка в том, что этот шестидесятник, который аппелирует к Европе без Кока-Колы, нашел подлинных почитателей в стране, где все это вновинку. На его исторической родине ко всему этому визуальному хаосу давно уж привыкли. И на том спасибо Свибловой.
Федор Ромер. Бодрийяр. Не симулякр. Москву посетил один из самых знаменитых философов наших дней. Правда, в качестве простого фотографа
http://ej.ru/014/art/04bodriyar/index.html
Но ореол призрачности окутывает и самого Бодрийяра.
Он, нанизывающий в цепочку бесчисленные международные турне, цитируемый газетами и превращенный в поп-звезду от философии, трезво называет самого себя «симулякром Бодрийяра». 
Оказалось, симулякр: великого философа-фотографа Бодрийяра нельзя было бы просто так забыть на обеде во французском посольстве, что запросто произошло с пожилым профессором Бодрийяром. В Москве, однако, в буквальном смысле забыли Бодрийяра.
Жан Бодрийар рассказал москвичам об убийстве изображения и показал цветные фото
http://lenta.ru/culture/2002/04/12/baudrillard/
"Сила воздействия изображения пропорциональна его силе отторжения реальности", - декларировал он. Т.е., чем менее изображение "притворяется" реальностью, тем сильнее оно воздействует.
На вопрос же, почему в таком случае он сам занимается цветной фотографией, а не черно-белой, которая явно дальше от реальности, Бодрийар отвечал, что, во-первых, цветная фотография более четко отражает гиперреальность современного мира, во-вторых, для него цвета не несут никакой смысловой или символической нагрузки, он воспринимает их просто как дифракцию дневного света.
Кроме того, Бодрийар признался, что он просто недостаточно хороший фотограф, чтобы работать с монохромом.
Николай МОЛОК. К ПРИЕЗДУ ЖАНА БОДРИЙАРА. Фотобиеннале встречает великого французского философа
http://www.izvestia.ru/culture/article16944
Вот и нынешний приезд Бодрийара подается как мероприятие, по меньшей мере, самое обыкновенное. Его выставка - отнюдь не главная на фотобиеннале. Она сослана в небольшой и не очень известный москвичам выставочный зал "На Солянке". Оно, впрочем, и понятно. Ведь снимки и лекция Бодрийара должны развенчать как раз ту фотографию, которая и является главным объектом фотобиеннале, - гламурную, красивую, массовую.
Но Бодрийар не убивает искусство, а лишь показывает его место в современном мире. Парадокс в том, что подобные извращенные и ничтожные образы столь сильны, что заставляют людей несмотря ни на что доверяться им, верить в их значимость и потреблять их.
Ирина КУЛИК. ЖАН БОДРИЙАР: "МЫ ЖИВЕМ В МИРЕ, ГДЕ ДОМИНИРУЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ"
http://www.izvestia.ru/culture/article17124
Вообще-то изображение должно говорить само за себя. 
Я очень люблю фотографию, но когда вижу тысячи изображений на парижском месяце фотографии, то начинаю опасаться, что фотография умрет, захлебнувшись собственным переизбытком.
В старых любительских снимках 20-40-х годов еще была магия. Сегодня же фотография просто подтверждает существование всевозможных предметов - и больше не обладает собственной ценностью.
 Фотография может превратиться в настоящее изнасилование изображением. Я говорю обо всех этих репортажных снимках с бесконечно повторенными сценами страданий, боли, жестокости. Какому унижению подвергаются люди, которых фотографируют в подобных обстоятельствах! Они вовсе не хотят, чтобы их видели. Настоящий захват заложников.
То, что меня интересует, - не обманка в чистом виде, но некая игра обманки и реальности. Не реальность, которая играет с симулякром, а симулякры, играющие сами с собой - и поэтому отсылающие к чему-то иному.
Большая часть современного искусства представляется мне чрезвычайно путаным - в этой комбинаторике происходит тотальное смешение и уравнивание всего, уравнивание, которое редуцирует вещи.
Сергей ХАЧАТУРОВ. Пастырь-кумир. В Москве прошли “дни Бодрийяра”
http://www.vremya.ru/2002/66/10/32928.html
Ах, приехал бы он со своими фирменными “патафизической изысканностью мира”, “симулякрами” и “убийством образа” лет десять назад. Цены б ему не было. Тогда метод гиперкритицизма был откровением. Сейчас -- хрестоматия по истории философии прошлого века.
Выпарив журчащую влагу бодрийяровских текстов, мы получаем сухой остаток: чуть-чуть поднадоевшие идеи о серийных убийцах реальности -- массмедиа и виртуальности, о магической эксцентричности детали, о перестановке зеркала репрезентации с субъекта на объект.
И все же хорошо, что мсье Бодрийяр приехал, что освятил своим присутствием биеннале. А наша деконструкция его деконструкции -- просто иллюстрация к заповеди “Не сотвори себе кумира”.

Мы тут. Продажа Родины и Инкомбанк. Дело об Инкоманке приобрело статус национальной трагедии. Больше сказать нечего. 
Андрей Ковалев. Оборотная сторона "Черного квадрата"
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/915/7/4
Документально подтверждено, что золотой век корпоративного собирательства длился совсем недолго и привел к колоссальному разбазариванию той части культурного наследия, которая из категории спорного актуального искусства у нас на глазах становится безусловной музейной ценностью.
Люди денег, как оказалось, ведут себя крайне безответственно по отношению к искусству. В отличие от российских капиталов, которые, подобно шампиньонам, лучше растут в полумраке, цветы искусства любят солнечный свет и публичность.
Если хорошо вдуматься, то получится очень печальная картина — актуальные классики были записаны в товарную массу не только вследствие плохих дорог и дураков, но по чисто идеологическим мотивам — в нашем обществе продолжает иметь место странная, почти животная ненависть ко всему тому, что не похоже на Айвазовского и Шишкина. 
Но вся беда в том, что вкладчик четвертой очереди, то есть государство, понес серьезные убытки в результате всей этой наслаивающейся некомпетентности и непрофессионализма. То есть и мы с вами, дорогие читатели. И нет никакой уверенности в том, что представляющая наши (то есть государства) интересы Счетная палата, которая так любит обвинять музеи в "упущенной выгоде", обратит внимание на этот незначительный эпизод
.
Александр Панов. Экстренный вызов
http://ej.ru/014/art/01column/index.html
Скандал не в том, что хорошего художника Бродского по воле тамошних кураторов потеснил хороший художник Братков (по условиям биеннале, от каждой страны выбирается только один представитель). Скандал в том, что Бродского, по его словам, «выставили на посмешище».
На самом деле обычное наплевательское отношение чиновника к художнику. Правильно: не Шишкин или Малевич, поди. Какой-то инсталлятор Бродский.
Можно предложить приобрести Новикова за сто пятьдесят рублей. Можно предложить Бродскому прокатиться в Сан-Паулу без нужды за его же деньги. И все с благими намерениями — чтобы это странное искусство уж точно купили, чтобы это странное искусство уж точно показали (не высылать же бразильцам художника с его инсталляцией). Но вся разница между Сан-Паулу и «Гелосом» в том, что в Бразилии давно не видят странности в подобного рода искусстве. И пока в России мы не станем с таким же пиететом относиться к нашим художникам-«авангардистам», ваш покорный слуга не уверен, что ему не придется писать колонку и третий раз подряд. Опять случится что-нибудь экстренное.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Больше квадратов -- хороших и одинаковых. Уникальная копия “Черного квадрата” все-таки была продана на аукционе “Гелоса”
http://www.vremya.ru/2002/66/10/32930.html
Впервые со времен аукциона “Сотбис”, открывшего моду на советских тогда еще художников, оказались опубликованы (пусть в несколько искаженном виде) тайные тайны -- цены на современное российское искусство.Странности отбора можно объяснить на выбор: традиционным разгильдяйством, тщательно продуманным заговором или особенностями российского художественного рынка. В пользу разгильдяйства -- комические ошибки в написании имен, путаница с техниками и безответственные цены.Полное отсутствие информации и смешные стартовые цены продаж менее ценной части коллекции (картины приблизительно тех же художников, что вошли в “музейную”, а иногда и более значительных и известных) сделали возможной скупку задешево, что свидетельствует скорее о заговоре. В результате они оказались немного ниже галерейных (но тайных) и намного выше объявленных аукционом (будем считать, что по незнанию, а не по злому умыслу). 

Николай МОЛОК. МАЛЕВИЧ РАСПРОДАН. Коллекция Инкомбанка ушла с молотка. А "Черный квадрат" ждет своей участи
http://www.izvestia.ru/culture/article17121
Некоторые эксперты, оценивая результаты аукциона, говорили о настоящем и хорошо спланированном демпинге, другие - о сговоре с оптовыми покупателями, третьи - о том материальном ущербе, которое понесло государство и клиенты банка, четвертые - о глубоко непрофессиональной работе самого аукционного дома "Гелос", не сумевшего подать эти торги как эпохальное событие. Каковым оно, собственно, и должно было бы стать.
Мария Михайлова. МАЛЕВИЧ УШЕЛ К ЦЕРЕТЕЛИ. Две работы Малевича из коллекции Инкомбанка были куплены Музеем современного искусства. Судьба главного хита, "Черного квадрата", остается пока неясной
http://www.vesti.ru/printed/1018880152.html
Тем не менее устроители сделали все, чтобы сенсация не состоялась, - зато количество недомолвок, нелепостей и неразберихи стало красноречивой иллюстрацией состояния российского арт-рынка.
Рассуждения журналистов на тему, что бы это значило - тонко продуманную демпинговою игру или попросту разгильдяйство и неосведомленность устроителей, - так о останутся без ответа, и это единственное, о чем можно говорить с определенностью.

Дмитрий Шолохов. Аукционный дом "Гелос" устроил распродажу
http://arteria.ru/10_04_2002_1.htm
 Однако о второй половине этого не скажешь: произведения Комара и Меламида, работы Александра Косолапова, артефакты Франциско Инфантэ-Аррана можно приобрести за $200, работы Игоря Макаревича - за $100, "но верхом неприличия выглядит цена, назначенная работам без преувеличения самого знаменитого из ныне живущих художника Санкт-Петербурга, основателя неоакадемизма Тимура Новикова, - $5 за штуку". (Татьяна Маркина, Милена Орлова, "Ъ", 10 апреля 2002 г.)

Столичная участь "Черного квадрата"
http://www.gazeta.ru/2002/04/15/stoli4naau4a.shtml
Главными хитами аукциона стали две другие картины Казимира Малевича, хранившиеся в коллекции банка: «Автопортрет» и «Портрет жены». За 600 и 90 тысяч у.е. соответственно (не так уж много, если учитывать, что «Супрематическую композицию» несколько лет назад купили на Западе за 17 млн долларов) они были проданы загадочному коллекционеру с дилерским номером 11. Аукционисты хранили его имя, как настоящий секрет Полишинеля, хотя весь свет знает, что Зураб Церетели вкладывает деньги, заработанные на низкопробном уличном искусстве, в искусство высокое. 

Любимые. Ширин и Айдан за чистоту фундаментализма. Кстати сказать, Лена Селина сказала мне, что ей пришло злобное письмо от настоящих защитников. Такие вот дела. 
Елена Невердовская. Шесть видеофильмов Ширин Нешат
http://arteria.ru/08_04_2002_1.htm
Заданные после просмотра видеопрограммы вопросы, касались, по преимуществу, разницы между западным и восточным мировосприятием, противопоставление "цивилизованного" мира (или мира, подверженного тотальной глобализации) традиционному исламскому обществу. Отвечая на подобные, скорее социально-политические, нежели художественные вопросы, Ширин Нешат расказала, что ее творчество в Иране неизвестно. И хотя намерение привезти и показать там свою видеопрограмму есть, она думает, что иранский зритель может оказаться не готовым к восприятию ее художественного языка. Соотечественники и единоверцы будут требовать от нее более четкого определения собственной позиции: за ислам или против, за традиционные нормы поведения для женщин или нет. Вряд ли их удовлетворит признание Ширин Нешат, сделанное во время показа фильмов в Москве, что после 11 сентября она чувствует себя по обе стороны баррикады - как американка и как мусульманка.
Максим Райскин. Мастер-класс с Ширин Нешат: нарциссизм, перформансы и бесконечное видео
http://arteria.ru/09_04_2002_1.htm
Поначалу Нешат заподозрила какой-то подвох, но Глюкля и Цапля развязывать ей шнурки в духе Юрия Лейдермана не стали (то ли потому, что это не входило в их планы, то ли по причине отсутствия оных), а посему все закончилось благополучно изумленным возгласом Нешат "Who is this? Who are this girls?". Когда ей ответили, что это были питерские художники, Нешат, поняв, что ей был всего лишь явлен момент ее собственной славы, успокоилась.

Вася Баг. Аллах – женщина
http://www.gazeta.ru/2002/04/09/allahzensina.shtml
Страшно подумать, неужели утонченную московскую азербайджанку – художницу, арт-дилершу, преподавателя Суриковки и пр., и пр. – ждет горькая судьба Салмана Рушди, и придется Салаховой скитаться по свету, трепеща каждого шороха? Да вряд ли. И дело даже не в том, что седобородые улемы-законники не имеют привычки шляться по актуальным московским галереям. Кощунства (не считать же художественную смелость кощунством) в работе Салаховой нет. Мусульманские мистики, то есть те самые дервиши, учат, что в Аллахе растворен весь мир. А миром движут два начала – мужское и женское. Вследствие чего допущение, что Аллах является женщиной по крайней мере наполовину, уже не кажется столь диким.
Вещь-то в любом случае у Салаховой получилась музейная: не музей современного искусства в Царицыне, так какой-нибудь сумасшедший коллекционер наверняка купит – порадует милостивого и милосердного.

Феминизм в кубе. В московской галерее XL открылась выставка Айдан Салаховой "Кааба".
http://guelman.ru/culture/articles/Harchenko060402.htm 
Сама Айдан Салахова сказала корреспонденту "Ъ", что все можно трактовать и в бытовом смысле: дескать, даже на Востоке мужчинам приходится крутиться только по одному взгляду женщины или что все равно все крутится вокруг женщины.
Последним из восточных людей выставку посетил Зураб Церетели, который, по слухам, собрался символизирующее Каабу сооружение купить для своего музея. Тем более что спрятанные внутри телевизоры, большие и страшно дорогие, всегда пригодятся.

Анна Свергун. Кое-что об исламе. Видео-инсталляция Айдан Салаховой рассказывает о том, что главная святыня ислама на самом деле женского рода

Суть проекта Айдан Салаховой в том, что она наделяет каабу женским родом, а именно красивыми женскими глазками, которые то искоса смотрят, то просто гипнотизируют зрителя. Идея выставки отсылает к понятиям суфизма, где “дух является женским началом”. Одновременно на стены проецируется танец дервишей, которые, как известно, достигают единения с богом, то есть, по версии Айдан Салаховой, с женщиной

Вот, кстати еще по поводу женского дискурса в Третьяковке. Полна чудес великая природа!
Ольга КАБАНОВА. ИСКУССТВО ЖЕНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Проблема пола для русской живописи несущественна
http://izvestia.ru/culture/article16904
Никогда действующая московская художественная критика так уверенно не разделялась по половому признаку, как в обсуждении этой выставки. Мужчины-арт-критики высказались решительно против ее концепции или не нашли в ней вовсе никакой концепции. Их коллеги-женщины выставку дружно одобрили и постарались - за неимением под рукой каталога - самостоятельно осмыслить демонстрацию женской доли в русском искусстве. Случилось явное непонимание в профессиональном критическом сообществе (обычно дружном в оценках), где - так уж сложилось в последние годы - женщины сохраняют явное интеллектуальное лидерство, на которое мужчины и не думают претендовать.
Во-первых, до последнего времени искусство воспринималось как чистое творчество, где, как в царстве божием, нет ни мужчины, ни женщины, а только творцы. Или как чистая идеология, где половых различий также не существует (материнство - одна из обязанностей). Во-вторых, перед русскими живописцами стояли всегда более важные задачи, чем осмысление своего пола. Перед передвижниками и реалистами - нравственные, перед модернистами и авангардистами - эстетические, формальные, перед современным искусством - идеологические. Русское искусство находилось в постоянной борьбе - с академизмом, официозом, формализмом, фигуративностью, государством, рутиной, новаторством, ханжеством, бездуховностью. Пол творцов тут значения не имел - художники и художницы в борьбе неразличимы. Они по-семейному сплоченно выстаивали перед трудностями, как бытовыми, так и профессиональными.

Вперед! Галерея "Франция" против знака и спектакулярности. То есть за Бодрийяра и против Свибловой. Осталась только голая экспрессия. Но почему же меня тогда преследует мысль о том, что это со мной уже когда-то было, хотя и в другом времени и пространстве. Хотя, как буржуазный критик скажу, что ребята идут в правильном почти направлении - смотрите как злобствует буржуазаня пресса!
Маруся Татарович. НЕ РАЗБУДИТЬ БЫ ГЕРЦЕНА. Современные радикалы пытаются потрясти основы общества потребления.
http://www.vesti.ru/2002/04/09/1018356543.html
Пользы, равно как и смысла не обнаружилось ни в одном из экспонатов - ни в виртуальном музейном смотрителе (движущаяся тень на огромном экране), ни в растрированных газетных фотографиях, ни в блеклых пародиях на рекламу.
Ей Богу, ниспровергатели основ начала прошлого века по сравнению с нашими "радикалами" - просто полубоги какие-то. По крайней мере, их манифесты были подкреплены вполне реальными результатами. И не только в произведениях искусства, но и в социальных потрясениях, к которым тогдашние левые от искусства охотно приобщились.
В общем, хоть и умеют молодые радикалы складно изъясняться, и много умных слов знают, но не впечатляют. Наверное, оно и к лучшему. Современное общество может не беспокоиться - пластиковыми стаканчиками и распечатками с цветного принтера Герцена не разбудишь. Спи спокойно, дорогой товарищ

Сделано во "Франции"
http://inout.ru/pv.phtml?id=104031
“Сделано во “Франции”” - проект художников нонпрофитной галереи “Франция”, новой институциональной инициативы молодых московских радикальных художников. Проект затрагивает проблематику общества потребления, общества иллюзий и симулякров, культуры неоновой рекламы и беспрерывного стремления к удовольствию как двигателю прогресса.
Сергей ХАЧАТУРОВ. Радикалы в памперсах. Центр имени Андрея Сахарова оккупировали юные художники

http://www.vremya.ru/2002/64/10/32746.html
Разоблачить глубоко реакционную визуальность, похоже, и взялась команда молодых “французов”. Главная тема -- раскодирование системы массмедийных образов. “Не верь глазам своим!” -- вопит каждый объект на выставке. 
Наивная серьезность всех представленных опусов и комментариев к ним по-своему обаятельна. Вспоминаются угловатые старшеклассники, смешно копирующие манеры взрослых. Однако именно “детская” прямолинейность подачи обнажает фатальный тактический просчет всех борцов с визуальностью. В борьбе со штампами главными аргументами становятся те же штампы. Любой антитезис превращается в такое же клише, что и тезис. 

Важняк. Колейчук - движение на месте

Антон Коровкин. Искусство здоровой психики
http://www.gazeta.ru/2002/04/11/iskusstvozdo.shtml - text
Объекты Колейчука, признанного классика советского андерграунда 60-х, называющего себя деятелем кинетического искусства, разместились в двух залах. Судя по всему, с 60-х годов кинетическое искусство стоит на месте. Что, впрочем, не делает его менее обаятельным.
Хитрая конструкция умеет с гадким скрежетом вращаться вокруг своей оси, а также приводить в изумление посетителей: некоторые никак не могут смириться с художественной иллюзией и тратят немалое время на попытки все-таки ухватить волшебный стаканчик.
Для правильной работы с движущимся и звучащим искусством надо, судя по всему, проникнуться настоящим кинетическим духом и поверить в то, что каждый предмет таит в себе бесконечный потенциал метаморфоз и оптических парадоксов. И тогда в выгнутом параболическом зеркале («Космос») отразится Вселенная, нитки загадочным образом прорастут из пола («Стоящая нить»), железные пластинки превратятся в женское тело («Изгибы металла»), а рука посетителя ухватит-таки воображаемый стакан

Михаил Сидлин. АЛКОГОЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОПАСНОСТИ. Как выпивать в музее. Акции Петра Караченцова и Вячеслава Колейчука
http://www.ng.ru/culture/2002-04-12/8_danger.html
Русский перформанс - дикое происшествие. В нем всегда есть элемент неожиданного. Выставочный зал - не театральная сцена. В этом - коренное отличие: возможность того, что вдруг злобный перформер схватит в охапку критикессу и изрисует ей все лицо (как это было у Бренера). Поэтому московский подготовленный зритель ждет от перформанса чего-нибудь этакого. Опасного. И художник ждет. И музейщик.
Оп-арт опасен для здоровья. Глядя на платья, сделанные по эскизам Вазарели, люди теряли сознание (ходит такая байка). Виртуозная красота черных-белых пространственных пересечений, выполненных по рецептам Колейчука и его дочери Ани, вызывала у слабых гостей дурноту в самом прямом смысле слова. Добросердечные хозяева отпаивали жертв искусства водкой.

АХ! Интонтисикация интенсивной фотографией. Друзья мои. Собираюсь писать Оле Свибловой письмо через газету с просьбой как-то облегчить нашу жизнь и перенести хотя бы часть выставок в МДФ. Вот бы было хорошо - критикам, братишкам и сестренкам хватило б на целый год. 
Константин Агунович. Фотобиеннале. Бернар Фокон "Большие каникулы"

http://afisha.ru/art-review?id=728511
Сами понятия "мертвого" и "живого", с помощью которых мы пытаемся проанализировать фотографии Фокона, подводят - а ведь с их помощью так привычно было воспринимать искусство вообще. Искусство, понимаемое как подражание. Искусство, воспроизводящее что угодно, но всегда обязательно в виде картинки из жизни - можно обезображенной, но всегда живой. Живой - благодаря нам, а не кому-нибудь там еще. Поскольку это ведь мы оживляем мир, привнося в него смысл, - и "все живо для живых", по словам Жан-Поля. 
Игорь Шевелев. Девятое письмо к виртуальному другу
http://www.russ.ru/culture/vystavka/
Жан Бодрийар. Ну это как живой Платон приехал бы в Москву читать свои стихи, и все столичные педики сбежались бы на это мероприятие.
А самое страшное, что я увидел на выставке, - это висящее тут же в рамке зеркало, которое так и называется: "Ловушка для трансвестита", в которую я, конечно, со всей своей пьяной рожей тут же и угодил.
Ладно, хорош, не буду грузить. А то получится, как с коллегой, который решил написать о фотобиеннале в газету, начал перечислять все выставки и имена, а редактор как закричит диким голосом: "Да кто же все эти имена слышал и запомнит?" И так ничего и не напечатал.

Мария Михайлова. ПОЭТАЖНЫЙ ГРАДУС ТЕЛА. Очередная выставка московской фотобиеннале обещала стать самой скандальной.
http://www.vesti.ru/printed/1018618836.html
Рибике. В конце концов, от непробиваемо жизнерадостных обнаженных Рибике начинает рябить в глазах, видимо, тезис о здоровом теле и духе не настолько глубок, чтобы выдержать такое количество иллюстраций.
"Секретные карточки" Понятие эротики всего за одно столетие сдвинулось так сильно, что в старинных ню на взгляд современного зрителя гораздо больше целомудренного, чем эротичного.
На самом деле, ни в даунах и нью-йоркской богеме Дианы Арбус, ни в жутковатой натуре Джоэл-Питер Уиткина ничего скандального нет. Болезненный надлом, внутренняя извращенность - вряд ли самоцель, скорее способ открыть другие измерения, и это тем убедительнее, что они действительно возникают: изощренные, сюрные, мрачноватые образы - одно из самых неожиданных впечатлений выставки.
Градус выставки поднимается в строгом соответствии с этажностью здания, чем выше этаж, тем интереснее становится. В этом, может быть, один из просчетов устроителей: в экспозиции столько случайного и явно ненужного, что дойти до последнего этажа можно только из большой любви к искусству.

Михаил Сидлин. Широкое русское тело. Чиликов как Ньютон новой провинциальной фотографии
http://www.russ.ru/culture/vystavka/20020408_sid-pr.html
То, что делает Чиликов, - прямо наоборот от модной съемки. Другая сторона фотографии. Корявое тело. Предметы, которые засоряют глаз: то пакля торчит из междосочья, то какая-то веревка тащится по полу, а то и вовсе тень от неизвестно чего лезет в кадр. Это поэзия случайности, шероховатости и угловатости. Эту "грязную реальность" легко принять за "подлинную реальность". Но не стоит. Потому что автор остается на спасительной дистанции от модели. Эта дистанция - в структуре кадра. В том, как "неумело" Чиликов строит композицию.
Тирания идеала. Вот в чем опасность съемки мод. Где и когда парят модели Хельмута Ньютона? В условном времени возможного мира. Чиликовская нюшка живет в Мурзанаеве. Место и время конкретны донельзя (в углу избы даже лежат газеты - можно приглядеться к датам). Жестокое давление реальности. Шок реального. Ужас в том, что жизнь не похожа на возвышенное представление о ней. Но сам образ "жизни врасплох" так же условен, как образ "приукрашенной жизни". Чуть-чуть гротеска, немного иронии, предельная обнаженность, и реальное - слишком близко, чуть ближе, чем в живой жизни, где наши идеальные представления заслоняют от нас подлинные очертания любимых тел. "Непричесанный образ" смывает эту пелену идеальных представлений. Инструмент деконструкции - оптика.

Анна Свергун. Цветы жизни. “Фотобиеннале-2002” продолжается. Никому не расслабляться.

Тема “Детство и дети”, выбранная для “Фотобиеннале”, надо признаться, не слишком благодатная. Что и говорить, многие из нас не любят людей, а уж детей-то и подавно, тем более, смотреть на бездомных, грязных и покалеченных считают удовольствием ниже среднего. 
Вероника Гудкова.
ДЕТИ-ЦВЕТЫ И ДЕТИ УЛИЦ. На мосту "Багратион" встретились пионеры и обнаженные
http://www.ng.ru/culture/2002-04-10/8_flowers.html
Не важно, что ребята с одних фото годятся в дедушки и бабушки своим ровесникам с других. Их объединяет главное - неистребимая детская естественность, способность непосредственного восприятия и выражения эмоций. Но эта естественность зачастую оказывается лишней в сложных постановочных композициях с не всегда невинным подтекстом, вполне отвечающих современному взгляду на фотоискусство, но, пожалуй, не согласующихся с традиционными взглядами на детство.
Велимир Мойст. Скользя мимо детства. Программа «Фотобиеннале-2002» набирает ход. Очередным пунктом фестивального маршрута стал торгово-пешеходный мост «Багратион».
http://www.gazeta.ru/2002/04/08/skoljzamimod.shtml
Диапазон допустимого задан определенно: от умильных ангелочков, приведенных родителями в фотоателье больше полувека назад («Мир мечты» из музея фотографии португальского города Браге), до нынешних тинэйджеров, не без отвязности и вряд ли с благословения предков позирующих питерцу Евгению Мохореву.
Мероприятие не обошлось без Александра Родченко. Темы, ракурсы, композиции – всё как полагается, вот только пора бы ввести мораторий на демонстрацию «Пионерки»: заездили шедевр до неприличия.

Богдан Мамонов. Тела детей движутся в ландшафте

http://www.polit.ru/documents/478773.html
Впрочем, надо отдать должное Фокону: изощренностью и мастерством напоминающий Питера Гринуэя, он и вообще многое взял у кинематографа. Фокон никогда не переступает известную грань, его композиции, в отличие от висящих в соседнем зале Пьера и Жиля, подчеркнуто целомудренны. Но именно эта почти пуританская сдержанность усиливает несомненную эротичность его работ.
Порой кажется, что фотография так и не избавилась от своего родового комплекса младшего брата. Возможно, это касается прежде всего французской школы, ведь она зародилась в момент бурного развития живописи, когда Франция диктовала миру художественную моду. Так или иначе, но создается впечатление, что фотография изо всех сил пытается подменить собой картину.
На самом деле, пока фотография занимается исконной тяжбой с живописью, ей угрожает опасность с другого фронта. В Манеже наряду с фотографиями выставлены компьютерные принты, по качеству почти неотличимые от фото. А это серьезный удар по самой природе фотокадра.

Владимир Сальников. Тотальное фото. Одна выставка грандиозного фотомероприятия открылась в Новом Манеже, другая — в Фотоцентре
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/910/7/1.html
У Фокона, кроме манекенной серии, представлена серия фотографических иконостасов — "Самый счастливый день моей юности", глобалистская по замыслу и вроде бы отражающая жизнь детей городов мира, среди которых есть и наш город, но на самом деле холодная и формальная. Неподалеку можно обнаружить большую пафосную икону — венгерскую цыганку, кормящую могучей грудью младенца, и фотокартины известных эстетов. Тела здесь немного: место слишком официзное.

Шутники. Госпремия - зъисть то он зъисть, дак кто же ему дасть... Боюсь, что все понимают, в чем дело. Никто Сереже премии не даст.
Велимир Мойст. "Намаз" выдвинули на Госпремию.  Традиционная выставка. «Госпремия-2001» традицию нарушила самым жестким образом.
http://www.gazeta.ru/2002/04/12/namazvydvinu.shtml
Других актуалов среди соискателей Госпремии нет. Почти ровесник Шутова Лев Табенкин предпочитает водить кистью по холсту, чем изобличает свою ретроградскую сущность. Пусть его беженцы, музыканты и выпивохи решены монументально и метафорически, зато он получает премии не на тех биеннале, что нужно, и вряд ли пользуется словом «дискурс». Потому жюри лучше не обращать внимания на его работы, чтобы не заводить в голове опасную путаницу насчет того, что же именно является современным искусством.
Ольга КАБАНОВА. ВЫСТАВКА СОИСКАТЕЛЕЙ. Началась борьба за Госпремию 2001 года

http://www.izvestia.ru/culture/article17057
Группа раскачивающихся в молитве, закутанных в черное монахов-манекенов пугающе похожа на живых людей. Из всех произведений крепких профессиональных живописцев только эту шутовскую работу можно считать актуальной. И не потому, что инсталляция современней живописи, а просто "Абак" остро политичен и вполне философичен - каждый монах-объект "читает" свою молитву, но вместе они сливаются в один напевно бормочущий хор. Все остальные работы находятся во вневременном пространстве в меру условной живописи.
Принципиально новое в списке номинантов этого года - только выдвижение на лауреатство авторов зала церковных соборов храма Христа Спасителя. Раньше одиозные, откровенно конъюнктурные произведения в лауреаты Госпремии РФ не попадали

Вечность. Подставить другую щеку для пощечины общественному вкусу. Но только в МОМе.
Надежда Штиль. От "Пощечины" до "Построения социализма"
http://arteria.ru/15_04_2002_2.htm
В нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) открыта выставка "Книга русского авангарда"
Все экспонаты разнесены по трем разделам: футуристические книги объединены в экспозиции "Пощечина общественному вкусу", эксперименты конструктивистов создают картину произошедшей в то время "Трансформации мира", а издания, представляющие собой инерционные последствия авангардного взрыва 10-х и 20-х годов прошлого века, собраны в разделе "Построение социализма. Агитационное искусство".

HOLLAND COTTER Change the World and Tweak the Bourgeoisie  
Fri Mar 29,  The New York Times - текст
http://story.news.yahoo.com/news?tmpl=story&u=/nyt/20020329/en_nyt/change_the_world_and_tweak_the_bourgeoisie
The point is that what these artists and writers were after was total control of their output: how it looked, how it read and even who saw it. But despite the work's utopian, change-the-world spirit, this was pretty much in-group stuff not meant for a wide audience. Its creators were engaged in a form of anarchic play that ruffled establishment taste but had little direct political effect.
Then a funny thing happened. With the revolution in 1917, the former counterculture became the official cultural elite. Under the more pragmatic-sounding name of Constructivism, it tried to turn utopian ideas into concrete form, art into a kind of applied science. You can see this transformation happening right before your eyes in the show.
They also offer other, conceptual rewards. They suggest even to those who don't read Russian the magic charge that art and language in unison can generate, a dynamic that is, in fact, operative all along the cultural margins these days. In addition to being the focus of a vital, multidisciplinary artist's book culture, it's there in the overlap of rock and poetry; in speech-intensive performance art; in sound art, a genre that the critical mainstream is just beginning to figure out; and on the Internet, with its nonlinear logic and potentially revolutionary opportunities for audiovisual collaboration and self-publication.

Хорошие и разные. Файбисович, Глезер, Умка, Баранов-Россинэ, Кончаловский. Завал, вообще-то в Москве с выставками. На половине из них я не был - грехи не пустили.
Андрей НЕМЗЕР. Не верь себе
http://www.vremya.ru/2002/62/10/32548.html
В 1999 году художник Семен Файбисович написал роман “История болезни”. 
Публицистика Файбисовича радовала здравомыслием, наблюдательностью (фотограф и на письме фотограф), редкой по нашим скептичным временам пафосностью, юмором и профессиональным взглядом на искусство (полезным и в разговорах о политике). Даже не соглашаясь с автором, читатель пленялся его личностью. Временами казалось, что лепка собственного обаятельного образа заботит Файбисовича не меньше, чем проговаривание “заветных идей” или порицание очередных безобразий. 

Сергей Сафонов. ГЛАЗА РАЗБЕГАЮТСЯ ОТ ОБИЛИЯ ВОСПОМИНАНИЙ". - март 2002
http://nlo.magazine.ru/artist/jrec/saf38.html
С каждым годом поползновения Глезера выглядят все анекдотичнее. На выставке два зала. Диспозиция на вернисаже примерно такая.
Тем не менее, открывшее выставку районное руководство событием довольно. Как сказала на вернисаже тетя из местных начальниц, "глаза разбегаются от обилия воспоминаний" - имея в виду то ли подзабытого первого президента СССР, то ли пресловутую Бульдозерную выставку, четверть века назад случившуюся неподалеку… А представитель городского Комитета по культуре Юрий Егоров даже публично поддержал идею устройства постоянной глезеровской экспозиции в этих местах со славными боевыми традициями. Так что, похоже, еще одному музею в столице все-таки быть.

Александр Панов. Небезызвестный Кончаловский. По ретроспективе знаменитого живописца, открытой в ГМИИ имени Пушкина, можно изучать историю искусства XX века. А также просто историю. - Еженедельный Журнал - текст
http://ej.ru/013/art/02konchal/index.html
Устраивать историческую ретроспективу Кончаловского - затея коварная по отношению к классику. Видно, что он не просто подражал (с естественным запаздыванием) модным стилям, но и менялся вслед за модой.
Но художественный язык позднего Кончаловского, которого тоже показывает выставка в ГМИИ, - это все-таки органичный язык той эпохи. Язык цветных репродукций "Огонька" и картин из учебника "Родная речь". Этот язык есть на самом деле отсутствие языка. Парадокс?
Однако новаторство и качество ее в том, что в этих картинах по определению заложен отказ от новаторства и качества. Отказ от авторского стиля, отказ от собственной личности, тем более радикальный, что сами картины посвящены сугубо личным вещам - близким самого Кончаловского и его семейному очагу. О них художник рассказывает на анонимном, нейтральном языке, на общераспространенном и общеобязательном канцелярите соцреализма.
Для Кончаловского с его безбрежным стилистическим разнообразием и безоговорочным доверием к природе такая ситуация была не тупиком, а выходом из бесконечного тупика художественных плутаний.

Николай Кононихин. "Возвращение" Баранова-Россинэ в Россию

http://www.artpiter.spb.ru/news/showone.php3?id=1967
Сконструированый художником в 1914 году, "оптофон" был навеян идеями символистов и творчеством Н.Кульбина и А.Скрябина, включившего в 1910 году в партитуру "Прометея" "световую строку". В настоящее время известны два цвето-звуковых пианино, одно из которых находится в Центре Ж.Помпиду в Париже, а другое – в семье старшего сына художника. "Отец всегда интересовался достижениями современных технологий, - заметил на пресс-конференции сын художника Дмитрий Владимирович. - Живи он в наше время, обязательно прибегнул бы к помощи компьютерной техники".
Александр Панов. Зримое в незримом.    Рисунки и офорты Дмитрия Лиона

http://ej.ru/014/na_dniah/exhibition/pictures/index.html
Конечно, это не сюрреализм. Своими учителями Дмитрий Лион считал Кранаха, Рембрандта, Дюрера. Свободные рисунки на самом деле — «сырье» для офортов, требующих и усидчивости, и сосредоточенности. Это не поток сознания, а свидетельство и артистического, и мистического подвига. Отчего, собственно, и возникают так часто сюжеты из Священного Писания или лица великих религиозных художников прошлого. С ними Лион говорил на равных, а в советском официальном искусстве никогда не мог найти себе места, попав в разряд нон-конформистов.

Пишите на заборах. В Зверевском центре с 16 по 19 апреля проходит забавная фотовыставка под названием "Говорит Москва"

http://www.weekend.ru/art/news.cfm?id=517DDA5B-38AE-49AE-B4D6-A6AE93D19C0D
Основная цель этой экспозиции – представить уличное искусство в его стихийном проявлении: надписи на заборах, остановках, стенах домов... 
Уличное искусство будет представлено на выставке в виде фотографий, сделанных Умкой и ее друзьями

Сергей ХАЧАТУРОВ. Ужо тебе, сын Альбиона! Музей архитектуры на политкорректность плевать хотел
http://www.vremya.ru/2002/65/10/32837.html
Эпиграфом становится обвинительный приговор европейской цивилизации вообще и англичанину лорду Элджину лично. 
Закономерно и то, что в первом зале на самом почетном месте висит работа небезызвестного президент-пиарщика России Дмитрия Врубеля. На его очередном шедевре Владимир Владимирович Путин спокойно и величественно любуется золотым сиянием Акрополя: “Парфенону быть!”
Веселый сумбур выставки тормошит и будоражит. Заставляет поверить, что Акрополь -- это не выцветшая картинка из учебника, а что-то очень живое, близкое и потрясающе интересное. Правда, с политкорректностью обошлись не корректно. Так тырить все, что плохо лежит, не надо было, господа англичане.

Объява и предначертание. Никита АЛЕКСЕЕВ (N13 от 09.04.2002)
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=11145&chapter=12
В начале 80-х тогда молодой художник Николай Овчинников пришел на мосховскую скульптурную выставку с березовым поленом, раскрашенным в виде голубого неба с облаками. Дождался нужного момента и расколол полено топором. Разразился нешуточный скандал. Какие-то МОСХовские чиновники даже прочли в поступке Овчинникова нечто антисоветское: раскрашенное бревно они прозрели как «небо Родины».
С тех пор много щепок разлетелось в пустоту.
В последние годы Николай Овчинников, продолжая заниматься искусством, всерьез углубился в рекламный-дизайнерский-коммуникационный бизнес. За колку дров в России пока не судят,

Биенальность. Наши в Сан-Пауло, Франческо Бонами - директор Венеции.
Lynn MacRitchie. It's the end of the biennale as we know it
http://timeoff.ft.com/ft/gx.cgi/ftc?pagename=View&c=Article&cid=FT3CZQ72UZC&live=true&tagid=ZZZFXM1ZXZB
It was interesting to compare some of the London-based work with that from other cities. Gillian Wearing's tottering drunks, videoed against a plain white background, looked uncannily like live versions of Boris Michailov's photographs of alcoholics and prostitutes in the Moscow snow.
Franco Fanelli. Interview with Francesco Bonami. The director of next year's Venice Biennale talks about his experiences as a curator

http://www.theartnewspaper.com/news/article.asp?idart=9274
Mr Bonami, 47, is a senior curator at Chicago Museum and former editor of the magazine Flash Art.
Art journalism is journalism in the broadest sense; whatever anyone says, objectivity is as important for a journalist as it is for a curator. The curator must not follow his own personal taste, he must not support only certain artists or certain trends. I may appreciate the work of a particular artist, but I have to leave him out of any exhibition I curate if his work is not relevant to the contemporary scene.
One problem with Italian artists (but not only them) is the “air bubble” which artists, even the youngest ones, try to create around their work.
I always remind myself that the names in contemporary art are written in pencil. It is extremely easy to rub them out, and one may grow either more anxious or much calmer by flipping through some back numbers, five or six years old, of authoritative magazines such as Art Forum or Art in America, and seeing how many names have disappeared already.
The world of art has really expanded: you only have to think of China, of Africa, Eastern Europe, Vietnam, where the artists are turning away from Western models and developing ways of thinking and a language which are beginning to be independent.

Профсоюз. Американские критики получают по баксу за слово
Cynthia Mills. American Criticism in a New Century
http://nmaa-ryder.si.edu/journal/criticspkg.html
President Amei Wallach said the group’s membership has grown over the years but the number of publications critics can write for has decreased along with pay, which has declined from a onetime industry standard of $1 per word. At the same time, the Internet has not proven to be a significant new space for independent art criticism, she said, with so many sites offering some form of boosterism. Most critics today are freelancers or work part-time, often holding "backup" jobs in schools, museums, or businesses outside the field.

Скольжение. Любовь к Кулику и разные подделки
Susan Silas. A love letter to oleg kulik
http://www.artnet.com/magazine/features/silas/silas5-1-97.asp
And that, it seems to me, is conclusive proof, my dear sweet Oleg, that you are not an animal, you are not man's best friend, you are -- quite simply -- a man. An intellectual. Americans are notoriously anti-intellectual. I don't share their antipathy. I know just how serious you are and so I can love you all the more.
Всякие подделки
http://www.aferizm.ru/poddelka/antikvar/pod_antikv_falsh.htm


TopList

e-mail: Aндрей Ковалев     

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO