Ужас. Порепали
Рембрандта!!!!!. Подарок к дню рождения И.А.
Кто виноват? Что делать? Кто упаковывал ящик,
тот и виноват.
Мария БЕЛОКЛОКОВА. ЧТОБЫ СТРАХОВКА НЕ ПОДВЕЛА.
Скандал вокруг картины Рембрандта продолжается
http://www.izvestia.ru/culture/article16070
Со дня на день должен подойти к логическому
концу конфликт Государственного музея
изобразительных искусств (ГМИИ) им.А.С.Пушкина со
страховой компанией, застраховавшей в прошлом
году знаменитое полотно Рембрандта "Портрет
пожилой женщины" на время экспонирования
картины в музее изобразительного искусства в
Хьюстоне. Портрет получил значительные
повреждения во время авиаперевозки и эксперт,
приглашенный музеем, оценил общий ущерб в 1,8
миллиона долларов.
Самое важное. К невидимому неискусству! Эскейпы
и Таня Хэнгстлер за искусство. Увы, ни там, ни там
еще не был, на хорошее искусство просто нет
времени. Кстати, очень рекомендую посетить
страничку программы ESCAPE
Александр Панов. Собачий страх. XI. IX.
Инсталляция программы ESCAPE. Еженедельный
Журнал
http://ej.ru/010/art/04ponom/index.html
Если сознание пробуксовывает, то его заменяет
подсознание, как в случае комикса с
перенаселенным самолетом. Если газетный стиль
бесполезен и циничен, на помощь приходит
метафора.
Впрочем, чужая душа — потемки, заглянуть в
которые неспособны ни журналистика, ни
искусство. Хотя искусство в силах приблизиться к
ним. С беспрерывным гулом в голове — от ужаса,
смятения, напряжения. Одновременно
обессмысленный радиогул — еще и инсценированная
художниками капитуляция массмедиа, отказ от
демонстрации собственных всевластия и
всезнайства. Бессильных перед вдруг
образовавшейся пустотой.
Антон Коровкин. Поп-арт не
просыхает
http://www.gazeta.ru/2002/03/21/popartnepros.shtml
Давно уже хочется нам
приветливого поп-арта и добрых, неагрессивных
арт-инсталляций. Да где ж их взять? То Кулик за
ногу цапнет, то Мизин член покажет. Нормальные
связи между объектом искусства и зрителем
нарушил еще Энди Уорхол со своими долларами,
супчиками Кемпбелл и 6-часовыми фильмами про то,
как люди сопят во сне. Творения Татьяны Хенгстлер
тоже не слишком приветливы, зато совершенно
безобидны. Более того, они дают шанс расквитаться
с модным искусством за все наши обиды. И,
вторгнувшись в личное пространство беззащитного
экспоната, отомстить за былые унижения.
А мы снова чувствуем себя как на фильме Энди
Уорхола «Минет». Вроде бы и подглядывать за
юношей неудобно, все-таки люди вокруг, да и не
слишком-то интересно следить за сменой гримас на
его довольной физиономии, а выйти из зала
неловко. Что другие подумают?
"Развивающие игры" Александра Сигутина.
http://www.artpiter.spb.ru/news/showone.php3?id=1909
На выставке "Развивающие игры" в Галерее
Дмитрия Семенова представлены две серии работ:
"Апология русского авангарда" представляет
собой ряд сложных ритмических комбинаций
основных формообразующих элементов
модернистского искусства. Строгим логическим
законам построения этой работы совершенно
противоположна другая серия - "Образцы детских
работ". Композиция строится здесь совершенно
случайными экспрессивными линиями. Да и
композицией в строгом смысле слова это назвать
нельзя. Некоторые из работ, как говорится,
"незакомпонованы". Правда, элементы
дидактики и анализа присутствуют и здесь. То ли
это образцы для исследования, то ли для
подражания. Во всяком случае, и здесь художник
предлагает зрителю совершить какую-то
интеллектуальную работу, вовлекая нас в те
развивающие человека игры, которые называются.
Глаз Эдипа. Игорь Мухин видит
только то, что нужно видеть. То есть новую
идентичность. Но мы еще будем ностальгировать по
былой чернухе.
Н. Ф. Культурный обмен. Игорь Мухин. Москва -
Париж. Московский Дом фотографии
http://www.itogi.ru/Paper2002.nsf/Article/Itogi_2002_03_18_14_4203.html
Хотя фотографии городов похожи - люди на фоне
пейзажей, - отношение фотохудожника к городам
разное. Москва все-таки родной город с родными
людьми. Париж - чужой город с красивой
архитектурой. В итоге Москва получилась серией
портретов, а Париж - "натюрмортов". Однако
сам Мухин утверждает, что отношение к обоим
городам у него было одинаковое и что оба
снимались по одному принципу: понравилось - снял.
По его словам, если незнакомому человеку
показать два снимка Москвы и Парижа, то он не
сможет отличить один от другого. А парижане, те
вообще называли большинство французских снимков
московскими. Москвичи же, я думаю, смогут
отличить города и без подписей.
Игорь Гребельников Молодые
души мегаполисов. В Московском Доме Фотографии
проходит выставка Игоря Мухина
"Москва–Париж"- “Коммерсант”
Игорь Мухин – отличный портретист. Но снимая
городскую молодежь, он охотится не за
индивидуальностью героев, а напротив – за
типичными сценами из жизни мегаполиса. На первый
взгляд между парнями из Парижа и парнями из
Москвы – настоящая пропасть. Одни – за бокалом
вина в кафе, другие – с бутылкой пива на
корточках. Там – Елисейские поля, тут – Манежная
площадь. В Париже – просто одежда, в Москве –
модная одежда. Там – праздник, тут – День города
с ментами. Однако, если отвлечься от деталей,
паззл всеобщей молодости и благополучия сложит
каждый, кто придет на выставку Игоря Мухина.
Константин Агунович.
Москва-Париж
http://afisha.ru/art-review?id=715998
"МОСКВА - ПАРИЖ" - полторы сотни фотографий,
сделанных ИГОРЕМ МУХИНЫМ в Москве и в Париже
(нетрудно догадаться). Несколько лет московских
съемок плюс результаты парижской стипендии - из
числа увенчавших трехмесячную стипендию трех
парижских выставок (в том числе в Лувре, на Paris
Photo). Легкокрылый зефир-репортажник, словно
вязальным крючком вытаскивающий из жизни
персонажей и ситуации, способный с равным
успехом сделать и гламур, и нуар, - что, видимо, и
подразумевали во французском минкульте,
выписывая ему стипендию. Они желали парижского
Мухина, они его получили. Наша очередь. Вопрос
только, какого Мухина нам надо. И не в том вопрос,
парижского или московского, гламурного или
анекдотического.
Игорь Шевелев. Пятое письмо к виртуальному
другу
http://www.russ.ru/culture/vystavka/20020319_she-pr.html
Игорь Мухин "Москва-Париж". На снимках
видно, что Москва какого-нибудь 95-го года весьма
отличается от Москвы 99-го и за ним следующих. Или
это только кажется? И Мухин чужое просто не как
свое воспринимает? Сходи, посмотри.
Как сама роль художника, который в советские
годы был творцом с большой буквы, - на работу в
шесть утра не вставал, носил берет и бархатную
блузу, был солью нации. А теперь стал тем, кем,
видимо, и должен был: то ли украшателем
интерьеров, то ли фокусником-престидижитатором.
Kunstwollen Или воля к прострации -
Виноградов и Дубоссарский. Панова обуял
фрейдизм, это понятно и радует. Этот прием еще не
так замылился, как шикозный стиль В%Д. Переживем
как-нибудь.
Александр Панов. Воля к кастрации - Еженедельный
Журнал
http://ej.ru/010/art/01column/index.html
Сюрреализм, присягнувший психоанализу,
исследовал реальную психическую сущность
человека, изображая галлюцинаторные видения.
Соцреализм, присягнувший марксизму, исследовал
сущность человека идеального, преображенного
классовым сознанием, изображая вроде бы вполне
жизнеподобные эпизоды социалистического
строительства. В западном искусстве под масками
фантазмов и бредовых образов скрывались люди со
своими действительными переживаниями — тем же
страхом кастрации, например; в советском
искусстве царил пустотелый морок,
прикидывавшийся счастливой, кипучей
реальностью. Но никакой живой энергии на деле не
было. Советская культура оскопила сама себя,
наследуя культуре русской — аскетичной,
метафизичной и даже в эротических
философствованиях предпочитавшей любовь
небесную любви земной. Потому при операции
оскопления искусство не почувствовало боли и
вообще не поняло, чего лишилось. Поскольку не
знало, как этим пользоваться. Даже за несколько
столетий не нашло приличного слова для
обозначения этого.
Константин Агунович.
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский
http://afisha.ru/art-review?id=716007
Любое произведение выучеников советской
живописной школы состоит из подобных формул,
выписанных наскоро, так что карикатурой на
соцреализм кажется уже не только скабрезный
сюжет, но также и живописная техника, да и вся
картина в целом.
Весенний заезд. Братков в
Сан-Паулу, а Пономарев - в Париже. Но, тем не
менее, вопрос об хреновой идентичности все еще
стоит остро, как никогда. Пора на него положить с
прибором.
Николай МОЛОК. МЫ ВМЕСТО ПАРИЖА. В пятницу
открывается 25-я биеннале в Сан-Паулу
http://www.izvestia.ru/culture/article15932
Какую Москву увидят в Бразилии? Руины империи
(Гутов, Кошляков), среди которых живут городские
сумасшедшие (Михайлов, Братков), которым
единственное, что остается - получать
удовольствие и искать красоты даже в такой жизни
(Виноградов и Дубосарский). Конечно, кураторов и
художников можно было бы упрекнуть, что они
создали такой образ Москвы, который и
востребован на Западе. Но этот образ созвучен и
новейшему (после 11 сентября) западному отношению
к городу вообще - уже не символу цивилизации, а
пусть и гигантскому, но хрупкому и очень
уязвимому организму.
Федор Ромер. Белые столбы. Московский
художник-моряк Александр Пономарев потряс Париж
размахом своего искусства
http://ej.ru/010/art/04ponom/index.html
Пономареву, мистику и метафизику, думающему о
Вечном («Память воды», «Дыхание океана», «Далай»
— одни названия чего стоят!), требуется тем не
менее современный модный зал. И западный
дизайнерский подход к пространству. Потому в
Москве инсталляцию с «субмобилями» выставят по
возвращении из Парижа в вестибюле построенного
французами роскошного здания богатой финансовой
корпорации «Никойл». Политехническому музею она
не по карману.
Жизнь И. Коммерция в "Файн
арт" - это неприятойно? Мне кажется, что
единственное обвинение в сторону Ирины
Филатовой - так это то, что она не умеет
концептуализировать коммерческий кич. Так, как
это делает Лаврик Бруни.
Богдан Мамонов. Неактуальное. Семейная жизнь на
Солянке, свободная любовь в “Файн Арт”
http://www.polit.ru/documents/475994.html
Выставка Дмитрия Алексеева, открытая еще на
прошлой неделе в галерее “Файн Арт”.
Одним словом, живопись из тех, что “украсит
гостиную” или, еще лучше, спальню. Остается
посочувствовать Ирине Филатовой – владельцу и
куратору “Файн Арт”. В течение многих лет она
пыталась отстаивать гордый статус актуальной
галереи и, оставаясь на полной самоокупаемости,
умудрялась выставлять “настоящее искусство”.
Но, похоже, в этом году галерее все больше
приходится подчиниться жесткому закону рынка,
который гласит: “Выставляй то, что продается”.
К сожалению, клиент в России столь непредсказуем,
что никогда заранее нельзя сказать, что он
предпочтет – жесткий авангард или отчаянный
салон. Впрочем, не будет никакой беды, если в
Москве станет меньше одной актуальной галереей
– зато одной хорошей коммерческой больше.
Классик. Яковлев - взгляд с
той стороны. Яковлев - миф о настоящем
авангардисте, абсолютно импульсивном и честном.
Поэтому так трудно о нем писать, поэтому его и
подделывают так много. Вот, кстати, маленькая Страничка
классика.
Богдан Мамонов Пятьдесят цветков Владимира
Яковлева. - текст
http://www.polit.ru/documents/476013.html
Известно, что творчество шизофреников и детей
отличается необычайной яркостью и глубиной –
часто излишней для нашего, «нормального»
восприятия. Так или иначе, творчество ни тех, ни
других «серьезным» искусствоведением не
рассматривается, остается как бы вне конвенции.
Вторая причина осторожности в оценках Яковлева -
его невероятная плодовитость, тоже, в сущности,
болезненная. Рынок не в состоянии адаптировать
произведения художника, число коих (речь только о
бесспорных подлинниках) переваливает, по самым
приблизительным подсчетам, за десять тысяч.
Нельзя сбрасывать со счетов и огромное
количество подделок, производство которых
поставлено (как и в случае с Анатолием Зверевым)
на поток. Сложность и в том, что отличить
подлинник от фальшака в яковлевском случае
практически невозможно.
Фальшь. Юлиан Халттурин о
идентификации. Все поделка. Вот истинная
идентичность русского.
АРТДИАГНОСТИКА. Фальшаки, эксперты и
технологический анализ. Сотрудник отдела
экспертизы Государственного НИИ реставрации,
специалист по вопросам художественной практики
русского авангарда Юлиан ХАЛТУРИН рассказал
корреспонденту "Известий" Николаю МОЛОКУ.
http://www.izvestia.ru/culture/article15863
Если брать русский авангард, то среди новых
вещей, появляющихся на рынке, лишь процентов
пять-десять подлинные. Остальное фальшаки. Они
приходили несколькими волнами, я уже узнаю
разные руки и разные приемы. У нас есть целые
мастерские, делающие фальшаки. Из-за их обилия
западный артрынок в последние годы практически
отказался от русского авангарда.
Официоз-1. Эгзеги монументум.
Церетели и Набоков - все едино.
Екатерина БЫЧКОВА. "Дом Нащокина"
покраснел для Церетели
http://www.aif.ru/moskva/454/22_02.php
В предисловии к выставочному каталогу Наталья
Рюрикова написала, что именно в графике
раскрывается реальная стоимость художника:
"Лишенный цвета и трехмерного пространства,
художник остается один на один с собственным
талантом". Цвет в некоторых работах все же
присутствовал. Но как-то случайно: синее небо и
синие лица, желтые листья и такие же желтые
домики, зеленые фартуки, яблоки и зеленые
кувшины.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Проклятое ремесло
http://www.vremya.ru/2002/48/10/31108.html
Во-первых, очень хочется что-нибудь для
беззащитного уже теперь поэта сделать (тем более
что при жизни он довольно ловко отбивался от
посягательств), во-вторых, не все же статуи царей
да вождей ставить (которые почему-то лучше
получаются), хочется чего-нибудь светлого и
чистого.
Чтобы неповадно было плевать на бронзы
многопудье, поставили памятник Маяковскому. Кому
недостало от “советского правительства”, о тех
заботится московский мэр. В последнее время
столицу украсили трехмерные изображения
Есенина, Блока, Пушкина с женой, Достоевского....
Готовятся увековечить Булгакова. И видится еще
длинный список. С недавних пор к монументальной
пропаганде подключился Альфа-банк. Взор
обратился на Петербург, Церетели не
охваченный.
Официоз-2. Эгзеги
документум или новый американский официоз в Доме
Фотографии.
Мария Михайлова. МЕРТВЫЙ
ГОРОД В ЖИВОМ.
http://www.vesti.ru/2002/03/21/1016715520.html
Ощущение острой боли не позволяет
воспринимать снимки в качестве произведений
искусства, съемку Мейеровитца можно назвать
публицистикой, репортажем, чем угодно, но только
не художественным проектом. Реальность же,
возникшая на месте башен-близнецов, еще слишком
живая и близкая, упорно не переходит ни в какие
другие измерения. Любая оценка художественных
достоинств или недостатков снимков Мееровитца
звучала бы почти кощунственно, и это означает
только одно - рассматривать их надо не как
искусство, а как историю.
Вася Баг. Американская трагедия в
формате открытки.
http://www.gazeta.ru/2002/03/21/amerikanskaa.shtml
Это пропагандистская акция,
ответственность за которую возложена на
американские посольства. Посыл прост: показать,
что несмотря на страшную трагедию американского
народа, все восстанавливается, национальные
ценности непоколебимы, God bless America,
восстановительные работы ведутся, а
мужественные, но сентиментальные пожарники и
строительные рабочие плачут, когда их
спрашивают, как они себя чувствуют на этих
леденящих душу раскопках.
С пропагандистской задачей Мейеровиц
не справился – он оказался для нее слишком
хорошим художником.
Под его объективом место самого
страшного преступления против Америки не смогло
стать сценой для набора пропагандистских фоток.
Получилось страшненькое сюрреалистическое шоу.
Помесь туристкой открытки и жесткого
репортажного снимка – настоящий сюр, мрачный и
угрюмый.
А вот, кстати,
саморазоблачительные сведения о вкусах
американов:
Майкл Медвед. Искусство в США: сделайте
мне красиво
http://www.washprofile.org/SUBJECTS/artusa.html
Самый популярный, согласно опросам, художник
американец Норман Роквелл\Norman
Rokwell следовал реалистической манере живописи,
за ним в списке любимых живописцев Соединенных
Штатов - Рембрандт, Клод Моне, Пабло Пикассо, Джорджия О'Кифф
(американская художница, прославившаяся
картинами с изображением цветов) и ЛеРой Нейман\LeRoy Neiman.
Наиболее известный за пределами США
американский живописец-авангардист Энди Уорхолл\Andy Warhall в списке
известности занимает только шестое место, а его
работы не нравятся каждому третьему жителю США.
Другой кумир поп-арта Джексон
Поллок\Jackson Pollock любим только 4% американцев,
творчество Сальвадора Дали нравится только 9%.
Скажи, кто твой враг!
Игоряша Шевелев и его друзья-концептуалисты. Игорь
мне друг - он неизменно мастерски озвучивает еще
не сформулированную официальную точку зрения. С
другой стороны, это очень показательно, что
Игоряша заинтересовался выставками и актуалами -
он всегда предельно точно знает, "куда
ходить". А это - радует.
Игорь Шевелев. Пятое письмо к виртуальному
другу
http://www.russ.ru/culture/vystavka/20020319_she-pr.html
Тут недавно арт-критик Андрей Ковалев
сказал, имея в виду выставки, о которых я тебе
сообщаю, что лучше бы я писал о них не другу, а
врагу. Сам-то он со злым кинжалом в зубах ползет
от одного концептуалиста к другому, только их и
почитая достойными своего критического удара.
Все эти хунвейбины актуального искусства как
повылезали лет десять назад, так и держатся
сплоченной стайкой. Уже и покупать их перестали,
и повыгоняли отовсюду, и на мировом рынке
живопись потихоньку стала возвращаться, а они
все поют о своем со звериной серьезностью раз и
навсегда обретенной истины. И это правильно. Надо
держаться своего брэнда, чтобы в толпе различить
можно было.
Скольжение-1. Движения,
Нестерова, Инфанте, Неизвестный. Копался в
яндексе и яхе, много нового нашел. Рекомендую.
MOVEMENTS IN RUSSIAN ART. 1900 - 1950. - Tatiana Kofyan
http://www.join2day.com/~avantg_art/index.htm
Francisco Infante website - Russian
Dissident Artist Project. (Institute of Modern Russian Culture at the University of Southern Californa by Lorin Johnson and Anna
Bunina. © Institute of Modern Russian Culture, 2002.).
Natalya Nesterova — Russian Wanderings. Lehman College Art Gallery
http://ca80.lehman.cuny.edu/gallery/web/AG/nesterova/index.htm
Alexandre Gertsman. Foreward
and Acknowledgments; Susan Hoeltzel. Introduction,
Natalya Nesterova: A Painter of People; Laurel Spencer Forsythe. Natalya
Nesterova: Vision and Transformation; Alexandre Gertsman—Transformation
of the Image; Robert C. Morgan. Natalya
Nesterova's Envisioning Memory; Susan Tumarkin Goodman. Ethnicity
and the "Other" in Russian Art. Alexander Borovsky. Freeze,
Die, Revive; Maria Valyaeva. Natalya
Nesterova's Great and Eternal Themes
Ernst Neizvestny website
http://www.enstudio.com/
Кроме того, обнаружил забавноную
интервьюшечку Нортона Доджа. У меня, знаете,
большой пунктик на шпионаже и конспирологии.
Reuter: "Indiana Jones" collector saved Soviet art. (Norton Dodge). text
BUDAPEST, Oct 12 (Reuters) - With his greying hair and walrus moustache, Norton
Dodge at 70 hardly looks like an ``Indiana Jones''-style collector who saved Soviet
dissident art from oblivion.
Acting on tips from journalists, diplomats and cognoscenti, he tracked down artists in
flats or studios, in obscure, out of the way places, using a flashlight to read signs and
numbers. He paid anything from a few hundred dollars up to $600 or $700 and then
arranged to get the paintings out of the country. Sometimes he wrapped them up in
his luggage, at other times he prevailed on a diplomat to ship them in their household
effects, and sometimes he used more hush-hush channels.
``And maybe you were CIA, maybe you were KGB,'' he said with a laugh. Dodge spent
by his own estimate millions of dollars -- money he said was earned from investments -- on
his collection.
``But a few days before departing I would then become more and more nervous and I was
always reminded of Graham Greene's 'Our Man in Havana' where you remember he's tearing up
a message and flushing it down the toilet and there's a guy in the basement catching the
pieces in a sieve.''
The Soviet artists ``are an inspiration for those of us who have witnessed it, but also a
warning that we must cherish and preserve and protect these freedoms of expression that
these totalitarian systems have tried to suppress,'' he said. ``That's why we have a
message for all countries, including our own, that the invisible kinds of repression are
as important as what gets into the newspapers.''
P.S. Петров-Водкин еще раз. Извините меня, люди, но на страничку Петрова-Водкина прошлый раз ликнку потерял Вот она - Петров-Водкин. Страница классика
e-mail: Aндрей Ковалев