Прекрасность ужаса -
Архитектура тоталитаризма и скульптура
Церетели. Забавная шутка, которую так никто и
не отметил. В академических залах МУАРа висят настоящие
академики - Чечулин и Власов, а Леонидов - все еще
эеспериментальный, в Аптекарском приказе.
Анна ЗЕРНОСЕЛЬСКАЯ. Столпы великой утопии.
МУАР отметил юбилей Дмитрия Чечулина и
Александра Власова
http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=340&pub_id=174081&rubric_id=204&crubric_id=1000488
"Власов и Чечулин, предстали на выставке
апологетами формирования архитектурного стиля
новой идеологизированной утопии, утопии
процветания и могущества молодого Советского
государства.
Это Чечулину мы обязаны семью московскими
высотками, из которых проект дома на
Котельнической набережной принадлежит лично
архитектору, в нем по окончании строительства и
поселившемуся.
Именно чечулинский план реконструкции
Ленинского проспекта имела в виду героиня
Е.Ханаевой в фильме "По семейным
обстоятельствам", посылающая сына-художника
(Е.Евстигнеева) писать пейзажи московских
двориков на подлежащую сносу Калужскую улицу.
Присматриваешься и понимаешь - это же типичный
"лужковский дом-карандаш", помпезный и
монументальный, но вполне узнаваемый, несмотря
на отсутствие хайтечной конструктивности."
Егор Ларичев. Двое из города скрипящих статуй
http://www.expert.ru/expert/current/data/novkult2.shtml
(Дмитрий Чечулин и Александр Власов) "Создается
ощущение, что чечулинским объектам много уютней
в макетах и на планшетах, чем в городе. Архитектор
будто боится собственной силы - в его воплощенных
творениях по-прежнему видятся картонные дома, и
часть их давящей ауры, к счастью, теряется.
Но наиболее четко характеризует Александра
Власова один из его ранних проектов - здание
Дворца Советов. Представьте себе пирамиду со
срезанной верхушкой. На верхней платформе - лес
статуй и обелисков, которые все равно кажутся
небольшими из-за масштабности сооружения. То ли
музей регалий, то ли свалка истории. Похоже,
Власов с самого начал сознавал, что строит город
скрипящих статуй, театр тоталитарного абсурда.
Возможно, поэтому на фотографиях он часто
иронически улыбается."
И еще о таталитаризме - на этот раз в
украинском изводе:
Иванов С.Г. "Архитектура в культуротворчестве
тоталитаризма - философско-эстетический
анализ". К.: Стилос, 2001. - 168 с.
http://www.archi.ru/publications/books/totalitar.htm
А.Б.Мардера: "Парадокс состоит в том, что
политический режим, который мы справедливо
оцениваем как антигуманный, как подавляющий
человека, создал значительную и достаточно
своеобразную культуру и, главное, культура эта,
которая, казалось, была навязана народу, стала
народной культурой. ".
Если временами, допустим, в Киеве, удавалось
избежать определённых ошибок и крайностей, то
происходило это, прежде всего, потому, что копия
такого масштаба физически не в состоянии
повторить все детали оригинала. Попробуйте
обвести карандашём острый угол треугольника и вы
получите на конце закругление. Всё элементарно.
Радикализм первоначального замысла часто
теряется в практиках своего воплощения. Тем
более, если это практики уже вторичные.
Центр столицы Советской Украины остался уютным и
привлекательным? Здесь нет того бетонного
отчуждения, которым веет на прохожего в Москве? -
Однако влияние "украинского барокко", о чём
приходится иногда слышать, в данном случае не при
чём. "Национальное по форме" никогда не
отбрасывалось сталинизмом, но оно всегда должно
было оставаться "социалистическим" по
своему содержанию."
А теперь - опять Церетели. Он Прекрасен,
вид его ужасен.
Юлия Попова. Чтобы помнили
http://www.expert.ru/expert/current/data/novkult3.shtml
"Испугаться и на самом деле есть чего -
"лишние", по мнению скульптора, здания
снесут. Вместо них появятся скульптурные
композиции (например, памятник "Могучей
кучке"), фонтаны, гигантские песочные часы
"Семь нот", которые каждый час будут
отбивать эти ноты в разных ладах и тональностях.
Главной скульптурой квартала будет
аллегорическое произведение "Пошлость и
Рутина", обличающая все косное и нетворческое.
Дворы же Церетели собирается превратить в
тематические концертные площадки - двор джаза,
народный двор, двор рок-н-ролла, в которых
зазвучит соответствующая музыка.
Живописные рассказы Зураба Константиновича о
своем музыкальном квартале, равно как и о
проектах квартала поэзии и квартала художников,
больше всего похожи на желание скульптора
напомнить о себе широкой общественности, которой
в последнее время удалось отвлечься от его
гения."
Бум-Boom!!!!! Русский бум в
РОСИЗО без "Синих Носов". Исполняя
класическую роль Иа-Иа, бормочу - "Все уже было
и ничем хорошим не кончилось." И никакого
Запада такого давно уж нет, что бы там Мизиано с
Бакштейном не говорили. Иностранец умер и Запад
тоже. Зачем пафос - непонятно.
Милена Орлова. Российских художников гласно
пошлют в Бразилию и в Германию. "Коммерсантъ"
http://www.weekend.ru/art/news.cfm?id=3C1DCC2E-D47B-4BF9-B660-CEBB39BA2355
"Участники пресс-конференции признались, что
конкурса не проводили, потому что возможен лишь
конкурс проектов, а не готовых произведений, и в
этой ситуации выбор сделать довольно трудно.
Таким образом, за бортом осталась конкурирующая
организация – Государственный центр
современного искусства, курирующий участие
России в Венецианской биеннале. Отбор
художников в Венецию сопровождался массой
скандалов, и не в последнюю очередь ГЦСИ
упрекали в отсутствии гласности. Неизвестно, как
пойдут дальше дела у РОСИЗО, но по крайней мере в
этом их упрекнуть нельзя.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Плывут они в
Бразилию. Россия будет достойно
представлена на международных выставках. Время
Новостей. №23, 8 февраля 2002 г.
http://www.vremya.ru/cgi-bin/print/2002/23/3/28618.html
"Приятно, что в отличие, например, от Парижа
Москва оказалась в числе избранных, хотя
возникают и некоторые нехорошие объяснения
такого предпочтения: кажется, что
«развивающаяся» Бразилия хочет поддержать
«развивающуюся» Россию.
Присутствие «наших» на международных выставках,
отбирающих со всего мира самое-самое, -- яркий
знак интереса не только к российскому искусству,
но и к самой стране. Меж тем вхождение в мировой
контекст не может даваться даром. В этом году
«государственная» доля участия в бразильской
биеннале будет, как положено, оплачена
государством. К сожалению, другие расходы по
представлению нашего искусства за рубежом
перекладываются на принимающую сторону.
Наработанные у нас механизмы поддержки
искусства, даже и действуя, оказываются
безнадежно чуждыми современным реалиям. Оттого и
представлены русские художники за границей в
основном стараниями небольших частных галерей, а
не могучего государства.
Шолохов. Велика Россия, но отступать некуда,
позади - Москва. "Новые юродивые" - Александр
Шабуров, Вячеслав Мизин и Константин Скотников -
в списках РОСИЗО не значатся
http://arteria.ru/09_02_2002_1.htm
"Причем выяснилось, что конкурс вообще не
проводился, так как кураторы и критики были не
вправе рассматривать готовые произведения, а
обсуждать проекты посчитали делом слишком
трудным. Нет никаких сомнений, что Москва глазами
москвичей (за исключением харьковчанина
Михайлова, проживающего в Германии) предстанет в
Сан-Паулу во всем урбанистическом блеске.
"Манифесте" тоже повезет на знакомство с
Московскими молодыми художниками. Это тем более
замечательно, что финансировать художественные
экспедиции будет Министерство культуры.
Остается только один маленький вопрос,
распространяются ли полномочия
Государственного музейно-выставочного центра на
все российское искусство или исключительно на
московское?"
Кругом вода 1. Сева Некрасов -
честнейший херувим. Книжки Вячеслава
Некрасова еще не читывал, но вполне могу себе
представить, что же он такое там написал, хотя с
поэтом я почти во всем согласен - происходит
неправильное проистекание. Все наперекосяк. И
поэтому бред собачий - единственный способ
адекватного изображения исторического
процесса.
Антон Коровкин. Треугольная Москва
http://www.gazeta.ru/2002/02/13/treugoljnaam.shtml
"Поскольку организаторы выставки
захотели непременно совместить все эти
концептуальные палки и огуречики с презентацией
книги Всеволода Некрасова «Живу Вижу», а
Всеволод Некрасов числится как «свидетель и
полноправный гражданин казалось бы ушедшей
эпохи» и «сопричастник особой по-советски
окрашенной формы андеграунда», –
прямолинейность выставки они предлагают
трактовать не только с точки зрения геометрии, но
и как проявление нонконформизма. Мол, я с детства
не любил овал, все треугольник рисовал. А на
Джоконду не согласен – больно уж ухмыляется
криво."
Майя КУЧЕРСКАЯ БОГ ЕСТЬ ЧЕСТНОСТЬ.
Презентация книги Всеволода Некрасова
http://www.izvestia.ru/culture/article14405
"Диалог с пространством, нагота образов,
разламывание штампа... Эрик Булатов встраивает
слово в картину, Всеволод Некрасов делает поэзию
визуальной. Все так. И все же, помимо общего поля
искусства, этих (в общем-то вполне непохожих
между собой) художников объединяет отношение к
себе и своему делу.
И никакого картезианства, никаких "мыслю,
следовательно, существую". Не мыслю, не
существую - живу. Поэтому и вижу. Поэтому и слово
Некрасова, начинавшего свой путь в конце 1950-х и
сохранившего внутреннюю связь с той эпохой,
звучит и сегодня. Ведь единственный контекст, в
который Некрасов согласен себя встраивать, -
жизнь. Единственный круг, причастность к
которому готов признавать, - круг близких друзей.
Никаких лишних движений, искусственности,
органичное сосуществование со временем
(кончилось время "ундервудов" - перейдем на
ноутбук), никаких сверхусилий для встраивания
себя в настоящее искусство. Оно само подхватит,
подскажет, вознесет."
Кругом вода - 2. Оленька,
вечность, контрэволюция, французы не шутють. Про
Оленьку я написал в афишке, на сайте не вешают,
так что идите и покупайте. - АК-ОК.
Михаил Сидлин. ШОУ КАРЛИКОВ И
ЗАБОРОВ. Александр Шумов и Ольга
Флоренская осваивают наследие русского
авангарда
http://www.ng.ru/culture/2002-02-12/8_show.html
"Можно делать "серьезный журнал об
искусстве". Но веселее - авторский
малотиражный проект, который говорит об издателе
больше, чем о ком бы то ни было еще. Издатель сам
становится художником.
Художником может быть каждый. Так говорил Йозеф
Бойс. Каждый уже является художником. Если верить
Ольге Флоренской.
Принцип свободной креативности. Вот что впервые
было осознано "кубофутами". Не важно,
рисуешь ли ты на заборе, или ходишь с ложкой в
петлице, лаешь на прохожих около Кунстхалле, или
оформляешь балеты Стравинского. Важна
реализация личного творческого замысла. И в этом
сходятся Александр Шумов, издатель, и Ольга
Флоренская, художник. Наследие русского
авангарда оживает на глазах."
Мария Михайлова. НЕПЕЧАТНЫЙ
ДИЗАЙН
http://www.vesti.ru/2002/02/12/1013511942.html
"Глядя на пунктирные линии,
опутавшие систему координат, подозрения в
псевдонаучном подходе автора окончательно
подтверждаются. Книга Флоренской, как и всякая
митьковская затея, - немного не всерьез. Что и
правильно - не всякое явление нуждается в сухом
языке научных теорий. Стихия народного
рукописания хороша непосредственностью чувств и
тем, что процесс важнее результата. А к науке это
не имеет никакого отношения."
Сергей ХАЧАТУРОВ. Бумага все стерпит.
Крокин-галерея и “Дом” борются за чистоту языка
http://www.vremya.ru/2002/24/10/28680.html
“Прямолинейные послания”, конечно, эффектны.
Чисты, ясны, прозрачны, свободны от всяческих
помех: языковых, визуальных. Только вот без
внятного авторского комментария, живого голоса,
человеческого присутствия уподобляются они
раме, в которую забыли вставить портрет.
Вселенная с дыркой внутри. Нас убеждают, что
“линия -- языковой модуль, вектор ментального”. А
мы плачем в бумажном лабиринте из таблиц,
чертежей и схем. Холодно, одиноко. “Ищу
человека!” Хозяева галереи нас успокаивают,
наливают вина и рассеивают недоумения. "
Александр Панов. Абсолютный душок.
http://ej.ru/005/art/01kolonka/index.html
"Зрительское удовольствие (или
неудовольствие) от искусства сегодня зависит от
самого зрителя, участвующего в артпроизводстве.
Современный художник обращается к фантазии
публики, отталкиваясь от чего-то ничтожно малого.
Вплоть до пустоты галереи. Поскольку искусство
рождается не в мастерских, не в галерейных или
музейных залах, а в пространствах, так сказать,
ментальных. А такое искусство трудно повесить на
стенку. Но его «пустотность» (было такое словечко
у московских концептуалистов 70 — 80-х годов) есть
не пренебрежительное отношение к зрителю, а
смирение перед его всевластием: без «реципиента»
работа художника — ничто.
И это очень гуманная позиция, появившаяся не
просто так, но обусловленная страшным опытом
всего XX века. Сегодня заметно эволюционировавшее
искусство, слишком много чему научившееся после
Аушвица, отказывается быть провозвестником
Истины и надменно напирать на посетителя музея
художественными достоинствами. Потому все
разговоры об Абсолюте и Вечности не просто
маскируют протухший арттовар, вроде вторичных и
неудавшихся творческих экспериментов главных
идеологов «Контрэволюции». Сами разговоры имеют
мерзкий тоталитарный душок. В конце концов,
эволюция — это результат способности здорового
организма правильно реагировать на окружающую
среду. В том числе на социальные катаклизмы."
Михаил Боде. "В искусстве не нужно быть
напыщенным". Самоидентификация
художника-нонконформиста Леонида Ламма проходит
в галерее Гельмана. - Русский Журнал
www.russ.ru/culture/vystavka/20020208_bod.html
"Но в основном это личный опыт и личная
боль - и персональная реакция на тогдашнюю жизнь.
Но ведь я занимался искусством вне связи с моим
тюремным опытом.
Это была своего рода игровая позиция. Я вообще
воспринимаю искусство как игру. В моем кредо есть
четыре пункта, определяющие мое искусство: 1)
реальность; 2) сомнение; 3) ирония; 4) надежда.
"Соц-арт" - мертв, конечно. Один из
британских арт-критиков сказал о моей последней
работе, что это вершина "соц-арта" и конец
"соц-арта". Все
это кончилось, ушло."
Богдан Мамонов. Конкурсы и инсинуации. А
также ковры, пляжи, Манифеста и «Франция»
http://www.polit.ru/documents/469813.html
(Леонид Ламм) "Спасение от опустошающей
энергии новых технологий Ламм видит в симуляции
знаков прошлого – причем симулирует это прошлое
при помощи тех самых модных технологий, которые и
придают этому прошлому необходимый товарный
вид."
«Манифеста-2002» "Однако со временем пафос
«Манифесты» как альтернативной биеннале сошел
на нет, и она стала по сути дела молодежной
европейской выставкой, своего рода чемпионатом
Европы среди юниоров, на котором «скауты», то
бишь кураторы и галеристы, отбирают будущих
«звезд».
(Франция). А буквально накануне «французы»
провели еще одну акцию, которую инициировал
поклонник Усамы Бен Ладена, восходящая звезда
московской художественной сцены Алексей
Каллима. Он поставил в галерее два стола, на одном
из которых располагалась гора зефира, который
зрители усердно поедали. На другом - гора сластей
изображала некое архитектурное сооружение,
отдаленно напоминающее мечеть. Проект
сопровождался рядом цитат, вот самая
характерная: «Ножи нашего сопротивления вязнут в
сладком разврате, сочащемся из разлагающегося
тела американской свободы. Усама Бен Ладен»."
Незабвенное. Еще сто ножей в
спину "Бубновым валетам". Догоним ли мы
когда-нибудь французов или еще раз к вопросу о
Ахиллесе и черепахе.
Мамонов. Классики прошлого, классики настоящего
и классики будущего.
http://www.polit.ru/documents/470427.html
"Бубновый валет. Путь на запад, путь к
себе".
Местный постмодернизм готов был видеть в числе
своих предтеч авангард 20-х и прежде всего
Малевича. Екатерина Деготь в своей книге
"Искусство 20-го века» уделяет
"бубнововалетчикам" буквально несколько
строк, обозначив их как декоративный модернизм.
Особенно забавна эта борьба за Малевича, которая
отражает наметившуюся в художественном мире
идеологическую распрю.
За лучшими работами Лентулова, Машкова, Экстер
отчетливо просматривается французский канон.
Принадлежность стилю становится едва ли не
главным стержнем и достоинством картины.
Возможно, мы сегодня близки к пересмотру
постперестроечного взгляда на авангард и, прежде
всего, к переосмыслению места живописи в
современном искусстве.
"Прямолинейный проект"
По мнению кураторов "Крокин галереи",
книга придает проекту иной ракурс, усложняет его
содержание. Для одного из самых непримиримых
нонконформистов 70-х, ни в чем, кажется, не
изменившего идеалам своей молодости, нет разницы
между искусством и этикой.
Прямая линия была и есть для Некрасова
единственной приемлемой стратегией как
жизненного, так и художественного проекта.
Александр Панов. Третий путь. - Еженедельный
Журнал
http://ej.ru/005/art/02valet/index.html
"Если «соскрести» балаганный антураж с
выставок общества, то обнаружишь просто
качественную живопись.
Конечно же, их творческий путь был путем на Запад,
а конспиративные лохмотья ярмарочного юрода
просто облегчали пересечение границы,
гарантируя успех на родине. Национальные
особенности арттуризма Но вот парадокс: уйдя на
дремучий Восток, именно Ларионов и Гончарова
достигли Запада.
А вот с правоверными «бубновыми валетами»
случилась очень неприятная история. Они так и
остались на своей Большой Дмитровке, ставшей
улицей Пушкинской. Устремясь когда-то на
сезаннистский Запад, «валеты» оказались в
эстетических дебрях самой что ни на есть
азиатской деспотии."
Федор РОМЕР. "Валеты" добрались до
Москвы. - "АиФ"
http://www.aif.ru/moskva/449/22_03.php
"Вот эту игру в русскую посконность и вместе с
тем принципиальный интернационализм, это
шокирование публики ужимками дикарей и
одновременно знание самых свежих западных
поветрий в искусстве, это сочетание ярмарочной
стихии и строгой внутренней организации
созданного Общества - короче, эту смесь
"французского с нижегородским" в
деятельности "Бубнового валета" и
подразумевает название проекта "Путь на Запад?
Путь к себе".
Впрочем, на московской афише выставки появился
второй вопросительный знак, поскольку нет
точного ответа, куда двигались "бубновые
валеты" до того, как вошли в историю. Ведь с
этим авангардом никогда ни в чем нельзя быть до
конца уверенным. А Общество "Бубновый валет"
было одним из первых объединений авангардистов,
хоть его члены и рисовали просто очень красивую
живопись. На сегодняшний взгляд."
Мария Михайлова МОШЕННИКИ НА
РАСПУТЬЕ.
http://www.vesti.ru/2002/02/08/1013167798.html
" Звучит довольно странно: не
совсем понятно, что подразумевается под
выражением "путь к себе" - уход в
самопознание или обращение на Восток? Ни в том, ни
в другом бубнововалетовцы особенно не замечены -
их искусство слишком ровно и внеидеологично,
чтобы быть заподозренным в столь серьезных
устремлениях.
Так что если все-таки попытаться ответить на
вопрос, вынесенный в название выставки, то,
наверное, путь их не пролегал ни на Запад, ни на
Восток. Пользуясь заданной терминологией, можно
сказать, что скорее это был путь к себе, если под
этим понимать творчество, хоть и не обремененное
какими-то особенными духовными исканиями, но
внутренне глубоко осмысленное и
мотивированное."
Виктор ЛЕОНИДОВ. "Бубновый валет" стал
козырем сезона на Неглинной и Крымском Валу
http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=349&crubric_id=100432&rubric_id=204&pub_id=185384
"Те, кто в 1911 году на собрании общества
"Бубновый валет" избрал председателем Петра
Кончаловского, развернули русскую живопись к
современным европейским вершинам и приняли от
западного искусства лучшее, что было на тот
момент. "
По-взрослому 1-2. Разборки по
поводу американского павильона в Венеции;
Гуггенхайм - это макдональдизация. Довольно
забавно все же, что американский павильон в
Венеции принадлежит Гугу. Хотя, с Джерри Сальтцем
все понятно - заместитель Ким Левин, "Вилладж
войс" и все такое.
POWER GRAB" AT VENICE?
http://www.artnet.com/Magazine/news/artnetnews/artnetnews2-8-02.asp
"The Guggenheim owns the U.S. pavilion, and plays a leading role in the prestigious
international art show, in part due to the presence in the city of the Peggy Guggenheim
Collection, which hosts receptions and mounts special exhibitions and events in
conjunction with the Biennale. The Guggenheim has tried in the past to expand its presence
in Venice, proposing that the pavilion be opened for exhibition year-round and seeking to
use the historic Customs House building as a satellite branch."
Jerry Saltz. The Guggenheim Museum Touches Bottom. Downward Spiral
http://www.villagevoice.com/issues/0207/saltz.php
"Krens's big-top approach to culture also embodies a
recessive American tendency toward empire, or what we cutely call McDonaldization. In an
attempt to juice up, globalize, and glamorize the museum, to market it, turn it into a
worldwide entertainment network, boost audience share, stage spectaculars, and pad the
pockets of this institution, Krens hoped to transform the Guggenheim into a brand."
Братушечки в окошечках - 1.
"На волне" - очень своевременный сайт. Совершенно
случайно, без всякого пиара, обнаружил в Питере
очень продвинутый и очень интеллектуальный сайт.
Такого редко бывает. За искусство там пишет очень
обстоятельная и несколько пылкая Анна Матвеева.
Жаль, что только раз в две недели. А также (ниже) -
венский доктор Гройс про проблему WTC, Крокеры о
том же. Рекомендую - http://www.navolne.ru.
Кроме того, по ссылке обнаружил еще один очень
приличный - и тоже молодой ресурс - arteria.ru. - в
коллаборации и милым питерским парнишкой
"Максимкой". Там даже про императора Ваву
есть.
Анна Матвеева. Две недели с искусством.
Энтони Сво и примкнувшая к нему Толстая, полный
п!345ц, ошибка Людвигов и краткий курс
стереотипной журналистики
http://www.navolne.ru/cgi-bin/cgiwrap/na_dne/volna.cgi?action=viewnews&id=153
"Российский зритель, глядя на эти снимки,
неизбежно испытывает плохо определимую
неловкость. Он осознает невозможность обвинить
камеру во лжи – напротив, он не может не
подтвердить, что все представленные "веселые
картинки" соответствуют действительности – и
в то же время не может отделаться от внутреннего
неприятия той правды, которую предлагает Сво.
Разрыв между "жизнью как она есть" –
персональной, непрерывной и наполненной в первую
очередь рутинным частным содержанием – и
медиальной репрезентацией эпохи, безличной,
дискретной и представляющей собой набор внешних
высказываний, мгновенно актуализируется в
мозгах зрителя, приводя к коллапсу высказывания.
Зритель вынужден одновременно согласиться и
опровергнуть: с одной стороны, подтвердить, что
да, все так и есть, и п!345ц действительно полный, с
другой – возразить, что тем не менее мы в этой
ситуации живем, работаем, растим детей и даже
имеем какие-то планы на хотя бы ближайшее
будущее. Он оказывается одновременно в позициях
инсайдера и внешнего наблюдателя. В результате
он, естественно, оказывается неспособен
разорваться, отказывается делать два
взаимоисключающих выбора и впадает в оценочную
кому."
Артур и Мари-Луиза Крокер. Терроризм вирусной
власти. - navolne.ru
http://www.navolne.ru/cgi-bin/cgiwrap/na_dne/volna.cgi?action=viewnews&id=52
"Вирусную власть можно понять лишь на языке
медиа: двойной спектакль горя и ужаса, удвоенный
язык зачарованности и смертельного страха. В
ближайшие дни медиа-спектакль перейдет на
зараженный вирусом язык гнева и мести.
Вирус терроризма готов войти в американскую
систему кровоснабжения, взяв в заложники
демократию.Итак, взрыв американской демократии
как конечная цель боевиков-самоубийц. “Война
терроризму” может, наконец, начаться, но первой
жертвой этой войны вполне может оказаться
американская свобода, какой она виделась до 11
сентября 2001 года."
Борис Гройс. Искусство и Война – стратегии
репрезентации. Террористический словарь
современности
http://www.navolne.ru/cgi-bin/cgiwrap/na_dne/volna.cgi?action=viewnews&id=134
"Разрушение башен ВТЦ было иконоборческим
актом, аналогичный которому можно усмотреть
также и в разрушении «Талибаном» статуй Будды. С
другой стороны, это разрушение отсылает нас к
кинематографу, то есть этот террористический акт
вписывается во вполне определеную традицию
разрушения.
Постмодернизм заморозил иронию в однообразном,
слезном амплуа вместе с надоевшим
страдальческим выражением лица. Быть серьезным
сегодня значит быть всячески ироничным. Ирония
нуждается в последовательности и серьезности
производимых субъектом действий.
Это действительно амбивалентно. Современное
искусство определяется главным образом
«борьбой», даже в словоупотреблении:
«разрушение» стереотипов, «взрывание» традиций.
Таков террористический словарь современности.
Тем не менее, все эти практики разрушения
стремятся попасть и быть увековеченными в
музеях. В высшей степени противоречивая позиция,
с одной стороны, авангардистская и
террористическая, с другой – пацифистская и
консервативная."
Елена Невердовская. Император Вава на
"Комсомольской": часть вторая
12 февраля московский художник и
перформансист Император Вава провел вторую
часть 12-ти частного перформанса. В январе он уже
положил начало действию, протяженностью в один
год и состоящему из 12-ти дискретных величин.
Император Вава второй раз пришел на то же самое
место на станции метро "Комсомольская" и в
то же самое время - с 18.00 до 18.12, - во второй раз
раздал 10 из 12 подготовленных им листовок с 12-тью
тезисами и авторским орнаментальным
оформлением.
Император Вава. Часть первая. "Postsingularia (life me
up)"
http://arteria.ru/15_02_2002_2.htm
4. Обещание: перевёрнутые цифры, карие глаза
Парлептипно смотрит хуй на небеса.
9. Реализация: ну так как…, насчёт того самого, не
врубон?
11. Реализация: освобождаться от всех форм
подчинённого самоутверждения
(меритократический кретинизм). Тот, кто видит,
усиливается видеть…
Вечное. Подорога в "Марко
Поло". Все шикарно, пора из Подороги делать
звезду, позвать Барри Алибасова. Кто против?
Андрей Великанов, 10 Подорога мрачнел.
Философский семинар по проблемам вкуса в отеле
"Марко Поло Пресня"
http://www.artinfo.ru/ru/news/main/ProPodoroga.htm
"Особо следует отметить присутствие в
контексте семинара современного искусства.
Заявленного "международного куратора"
Мизиано не было, Никич не выступал, Деготь
говорила о фильмах Уорхолла, медленность и
длительность которых опровергает утверждения
Подороги. Но зато на стенах конференц-зала висели
картины до этого незнакомого мне художника
Александра Пурлика, который решил быть
постимпрессинистом в начале 21 века и подражать
Сезанну, Гогену и другим старым мастерам. К
сожалению этот факт никак не был отмечен
участниками семинара по проблемам вкуса. Зато
прозвучало высказывание одного из
представителей молодой актуальной
художественной сцены, который утверждал, что в
молодом возрасте проблем вкуса вообще не
возникает и такие разговоры характерны только
для старшего поколения. Большое ему спасибо за
деликатность. Хотя можно догадаться, как это
высказывание звучит в оригинале."
e-mail: Aндрей Ковалев