http://www.mn.ru/issue.php?2002-3-44
ИСКУССТВОКАПИТАЛ.
Люди гибнут за мэталлл. Тут и сказать нечего -
когда есть деньги - хорошо, когда нет - плохо.
Только не кажется ли вам, дуруги мои, что эти
самые деньги требуют от искусства слишком
многого? Поэтому лозунг сезона - будьте
невозможными, требуйте реальности.
Андрей КОВАЛЕВ. Живопись по курсу ММВБ
http://www.fr.ru/Arhiv/2002/02/63.html
“И "подпольные художники", и "валютные
спекулянты" в свое время подрывали устои
советского государства.
Правда, устроенный в банкетной суете аукцион
носил несколько игровой характер, отчего из 14
лотов было продано лишь 6. Но причитающуюся
дилерам маржу получило современное искусство в
целом - произошло "положительное изменение
имиджа". То есть классики у нас выглядят очень
импозантно, музейно и в высшей степени прилично,
с ними можно иметь дело.”
Михаил Сидлин. Аукциономания. Впервые за 10
лет подпись гендиректора ММВБ можно было купить
за 900 рублей - Русский Журнал
www.russ.ru/culture/vystavka/20020122_sid.html
"Выставка почти карамельная. Без Кулика и без Пригова. Без
шума и ярости. Без метафизики и патофизики.
"Актуальное" искусство вполне может быть
интерьерным. В этом и состояла сверхзадача.
Показать, что картины современных художников
пригодны для офиса и дома. Проблема в том, что
адресаты не поняли послания, и аукцион, который
за выставкой следовал, не стал ни торжеством
современного искусства, ни даже удачным
торжищем. Зато с блеском прошла краткая
распродажа вин.
Бизнесмены ждут "артистизма" а-ля Шилов - Глазунов -
Сафронов: костюмчик с иголочки, брючки отглажены,
но где-нибудь в центре небрежно брошена
"богемная" деталь - расписной шарфик или
кружевной бантик или шелковая пелеринка. Таких
"мытых" художников у нас мало. А есть -
пьяненький Костик Звездочетов или Дима Врубель в
лохматом свитере."
Людмила Владимирова. Веселые картинки. В
Новом Манеже до 20 января работает выставка
"Актуальная русская живопись". -
Ведомости, 18 января 2002
http://www.vedomosti.ru/stories/2002/01/18-38-02.html
"Мы-то привыкли, что актуальное искусство -
это все, что угодно, кроме живописи. Если contemporary
artist писал картинки, то это было лишь одним из
составляющих большого проекта, например
выставки, а она обычно оценивалась как
перформанс, жест, коктейль из живописи, видео,
текстов, объектов или что там еще оказывалось под
рукой. Прошло десять лет - и вдруг выяснилось, что
наше искусство в самых радикальных своих
проявлениях более консервативно, чем мы думали.
Что живопись по-прежнему, как во времена
передвижников, "Бубнового валета" или
расцвета МОСХа, - чистый искусства остаток, то,
что купят музеи, что войдет в учебники. И еще
оказалось, что за эту живопись не стыдно."
Фаина Балаховская. Любовь и деньги.
Валютная биржа отметила свое
десятилетие выставкой актуального искусства- Время
Новостей, №6, 16 января 2002 г.
http://www.vremya.ru/cgi-bin/print/2002/6/10/26754.html
"Генеральный директор ММВБ Александр
Захаров представлял выставку с неподдельным
энтузиазмом. Сам он узнал о существовании
российского актуального искусства два года
назад и вот решил отметить 10-летний юбилей биржи
как-то особенно, не ограничиваясь традиционным
фуршетом. Господин Захаров воспринимает
выставку как реализацию стремления (не только
собственного, но и деловых кругов вообще)
осознать прожитые десять лет."
Елена СЕЛИНА, куратор выставки. " В
последнее время у меня возникло ощущение, что
зритель ищет такое искусство. Я понимаю, что оно
непростое и требует от зрителя известного
напряжения. И пресса писала об этом искусстве
тоже сложно. Так что у обычного человека
появлялось ощущение, что понять его невозможно. А
это не так, и цель выставки -- показать, что нет
никакой тайны за семью печатями. Актуальная
живопись -- интересное явление, и очень досадно,
что оно не пропагандируется, никак не освещается.
Страна не знает своих героев не потому, что не
хочет, а потому, что ей негде их увидеть."
Евгений БАРАБАНОВ. Об актуальности
http://www.vremya.ru/2002/8/10/26990.html
Если в течение десяти лет газетные критики
самоутверждались на уничижении местного
искусства, если "эксперты" составляли
"коллекции", за которые нельзя было вернуть
и гроша, стоит ли восторгаться возможным
появлением возможных коллекционеров? Искусство
на рынке ничего общего не имеет с рынком
искусства. Так же, как болтовня об искусстве -- с
работой над понятийным инструментарием языка
истолкования.
И этот общий стиль -- следует пояснить такому
зрителю -- имеет не только двадцатилетнюю
историю, но и устоявшееся название. В западной
традиции он уже давно именуется
"китч-артом". Ему посвящены исследования,
книги, альбомы, выставки.
Китч-арт -- это не производство китча, но работа
художника со всем тем, что в массовой биржи:
умножение капитала соприродно тиражированию.
Поэтому такая абстракция, как "совокупный
биржевой оборот в 1 триллион долларов", для
меня, например, лучше всего представима именно на
выставке "актуальной русской живописи".
Александр Панов. Арт и Капитал. Актуальная
русская живопись.1992 - 2002 - Еженедельный
Журнал
http://ej.ru/002/na_dniah/exhibition/art/index.html
"Но, оглядевшись в необъятных просторах
"Нового Манежа", чувствуешь: тут
действительно вечное. Никогда еще галерейное
искусство (выставку организовывала XL Галерея,
работы давали также "Риджина" и "Айдан")
не смотрелось так по-музейному степенно.
Смысл мероприятия в "Манеже" - в его
откровенности. Московские галереи сделали
ставку на публичную любовь к спонсорам.
Предательством дела бескорыстного служения
искусству это не назовешь, но сам размах чуть
настораживает. Неприкаянно бродивший по
вернисажу семидесятилетний классик
андерграунда Юрий Злотников, в экспозицию не
попавший по причине явной "неактуальности",
обозвал развешенное по стенкам "новым
салоном". Трудно не согласиться, хоть странно
подозревать, что картины Константина
Звездочетова, Семена Файбисовича или Ивана
Чуйкова стали хуже, попав в валютно-биржевой
контекст."
Михаил Боде. Diary-37/ Живопись без конца -
Русский Журнал
www.russ.ru/culture/vystavka/20020124_bo.html
"Что будет делать со своей огромной
коллекцией Зарипов, пока не слишком ясно. Продать
ее довольно сложно - бум на "левое" советское
искусство давно миновал, а следующего бума
придется ждать довольно долго. Открыть частный
музей такого искусства - накладно. Остается -
передать или продать по щадящим ценам
Третьяковской галерее. Тому есть все основания,
поскольку пост ученого секретаря этого музея (а
это почти что верховный арбитр
"третьяковского" вкуса) занимает Владимир
Ильич Морозов, давний пропагандист
"левомосховского" творчества."
Для тех биржевиков, кто не очень понял ценность
этого искусства, выпущен богато
иллюстрированный каталог с текстами Елены
Селиной, объясняющей на пальцах, чем интересен
тот или иной художник. Чтобы не на словах, а на
практике убедить состоятельную публику в
ценности произведений современного искусства,
был устроен аукцион. Из 14 лотов с молотка ушло 6.
То есть почти половина. Уже не очень плохо.
Большинство с превышением "эстимейта"
(предварительной оценки) на треть. Правда, цены
"болтались" от 1000 до 2000 у.е., но такова их
реальная стоимость. Пока. Будем ждать нового бума
на "русское". Да и живопись не кончается.
Тоже пока."
Дранг нах ... ? Давай, немец,
давай! Получил письмо от новосибирского
художника Константина
Скотникова - "Можно ("всякий может")
сделать циничное высказывание или действие, но,
видимо, это высказывание или действие не всякий
может представить так, вывернув его наизнанку,
представив собственно цинизм в смешном виде, так,
таким образом, что "цинизм" предстанет в
специфически "оцениченном" виде (т.е., борьба
с цинизмом его же - цинизма - средствами и
методами). Ещё раз переговорю: наша порнография -
это не только и не столько порнография; наш
цинизм - это не только и не столько цинизм; наше
насилие - это, прежде всего, насилие Мира над
Личностью Художника (как одного из самых ранимых
и чутких (но не слабых!) сотрудников
человеческого общества).
Интересно все же. Скажу цинично - страдающий
художник - один из самых забавных персонажей,
которых я встречал за последнее время. Страдание,
однако, не вырабатывает в дает языка. А может
быть, и наоборот, что-то и дает. Но только циничным
отморозкам.
Федор Ромер. Война языков. В Берлине открылась
выставка нового русского искусства «Давай!». -
Еженедельный Журнал
http://ej.ru/002/art/05berlin/index.html
«Не-искусство» Анатолия Осмоловского, с одной
стороны, и философические изыски Олега Кулика и
Валерия Кошлякова, с другой, обозначают крайние
границы современного отечественного contemporary art,
забывшего прежние «бурю и натиск».
Художник нынче хочет быть понят своей
страной.Подобное искусство даже не комично, а
элегично. По крайней мере в России.
Время жестокости и наглости ушло. Сегодняшнее
наше искусство, как и вся сегодняшняя Россия,
хочет размеренности, структурности, добродушных
игр с бурным прошлым. Мечтает о галереях и музеях,
продажах и частных коллекциях. Или в
антибуржуазном угаре отказывается от
художественных действий, как Осмоловский. Но
бюргеры-немцы требуют дешевого и показательного
анархизма — того, чего они не имеют, а мы
постепенно теряем. Потому выставка «Давай!» —
вернее, ее концепция — это большая германская
мечта о бедном русском авангардизме."
Анастасия Рахманова. «Давай! Davaj!» - русские в
Берлине
http://dw-world.de/russian/0,3367,3268-184678-268908_A_406601_1_BT,00.html
Петера Нёвера: Они интересуются
проектом «искусство» как таковым и хотят «делать
искусство» – причём типичным для русского
художника является невероятно завышенная планка
требований к собственному искусству: либо он
спасает мир, либо терпит полное поражение...
Гутов (поёт): «Настоящий художник
мыслит образами. И формой. Всё это не так просто,
как Валерка вам пытается представить. Это образы,
взятые с русских икон. Вы знаете русские иконы?
Что там всё в обратной перспективе! Флоренского
читали?».
Беттина Буссе: А поскольку
российская реальность куда более экстремальна,
чем здесь у нас, то соответствующий характер
имеет и искусство. У некоторых работ есть почти
социологическая направленность.
Кристиана Бауэрмайстер «Русский арт» повзрослел, младенчество
современного искусства России осталось в
прошлом...»
Пока что презентация русского
искусства имело характер милого, но всё же
слабоорганизованного «русского парти», а мужик в
ушанке и с мобильным телефоном, герой плаката
выставки, подозрительно смахивал на
пресловутого учёного медведя.
Анастасия БУЦКО "ПУСТИ - НЕ ПУЩУ"
Берлинцы узнали, что такое русская тусовка
http://www.izvestia.ru/print.cgi?id=13085
"В целом все действо, как и следовало ожидать,
носило характер "по улицам слона водили" (не
будем упоминать всуе других, более типичных
представителей российской фауны). Что, кажется,
устраивало как хозяев, так и гостей, хотя
постепенно становилось все менее ясно, где,
собственно, гости, а где - хозяева."
Идеологии-1. С серьезной
миной в тартарары.
Богдан Мамонов. В сторону этики. О серьезном
http://www.polit.ru/documents/468023.html
"Гор – художник, известный по 90-м, но сегодня
он выступает как проводник новых тенденций. В
свое время и он отдал дань иронии, которая,
правда, носила у него несколько печальный и
лирический характер. Однако со временем
творчество его приобретает черты серьезности -
еще недавно неактуальной. Сегодняшний Гор -
служитель вечной красоты. Естественно, с этой
позиции он критически рассматривает современное
искусство, а особенно массовую культуру,
присвоившую себе эстетический код, украденный ею
у высокого искусства.
По мнению Чахала, единственным спасительным
выходом из этой ситуации будет соединение
эстетического с этическим. Представив портреты
близких, как бы отлитые из золота, художник
апеллирует к действительно вечным ценностям:
золоту (как вечному эталону ценности), родным
людям, мифологическим мотивам - и через это
нащупывает ценности личные. Кажется, в подобном
поиске проявляются мотивы новой культурной
ситуации.
Кажется, все художники хором стали настаивать на необходимости серьезного подхода к искусству. Серьезно заявляю - серьезное искусство ведет нас в пропасть благодушия. Неужели вы все это серьезно?
Вода, вода, кругом вода.... Абстракция
и грамматика Розенталя, "24" скоро
закончится, сталинских классиков нужно
показывать классически. Все это совсем не смешно.
Аркадий Ипполитов. История России в
абстракции.
http://www.hartiya.ru/52/02/01/24/44263.html
" С этого времени в истории абстрактного
искусства начинается новый период. Все
перепуталось: правое стало левым, левое – правым.
Буржуазная демократия, до того авангардом
презираемая, стала его оплотом и надеждой.
Снова все переменилось после крушения
берлинской стены. Восток и Запад вновь
воссоединились, потоки абстракционизма с той и с
другой стороны слились в единое целое, и на
качестве абстрактного искусства это отразилось
самым печальным образом.
Аналогия со скукой выставок передвижников, все
еще активных и деятельных в начале двадцатого
века, бросается в глаза. Многие этим недовольны:
оказалось, что абстракционизм появился в России
только для того, чтобы выродиться в невнятное
бормотание о Бытии, Пространстве и Времени с
массой грамматических несуразностей. Впрочем
надо отдать всей этой чепухе должное – она, в
первую очередь, безобидна, и если Русский музей
ставил своей задачей компрометацию
революционной агрессивности отечественного
авангарда, то это ему вполне удалось."
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Переулочки Кати Голицыной
http://www.vremya.ru/cgi-bin/print/2002/12/10/27400.html
Проект “24” близится к концу. Выставка
Голицыной, двадцатая по счету, видимо, так и
останется единственной женской. Хочется
обвинить куратора в дискриминации, но не
получается. Архитектурная фотография -- дело в
основном мужское, тяжелое, брутальное. Голицына
едва ли не единственная женщина, постоянно
снимающая архитектуру. Если, конечно, можно так
назвать ветхие строения центра Москвы,
“исторической и художественной ценности не
имеющие”, а потому быстро и как-то незаметно и
неизбежно исчезающие. Без них Москва станет
другой, “неполной”, так же как неполон был бы
проект архитектурной фотографии без работ Кати
Голицыной."
В Музее архитектуры покажут работы классиков
сталинской эпохи - Власова и Чечулина
“Вопреки пятнам смущения польщенных чиновников
Чечулин становится архитектурным фаворитом, его
авторитет вырастает от подземелий метро до
уровня московских высоток. Но главной его
работой в Москве парадоксальным образом
оказался последний проект, законченный за год до
смерти, - Дом Советов РСФСР, известный более как
Белый дом, в основу которого положен феерический
ранний Дом "Аэрофлота" - тот, что любят
вспоминать, когда надо провести аналогии с
фашистской архитектурой. Здание архитектора,
который всегда был против оглядок на Запад,
получило на этом Западе признание: гуру
архитектурного постмодернизма Чарльз Дженкс,
увидев свежевзятый штурмом Белый дом, назвал его
лучшим постмодернистским зданием русской
столицы.”
Сергей ХАЧАТУРОВ. Диагноз: МУАР. Два хороших архитектора стали жертвами
плохой выставки
http://www.vremya.ru/cgi-bin/print/2002/13/10/27526.html
"Почему? Парадоксально, но провал выставки
«Чечулин--Власов» -- неизбежная плата за тот
положительный имидж «музея-перформанса»,
«музея-театра», о котором я писал в статье
«Блистательное отсутствие». С представлением
главного героя в этом театре явно затянули.
Оказалось, никому этот профессиональный
разговор не нужен. А без него игры в исторические
ассоциации сводятся к набору избитых штампов,
знакомых хотя бы по «Утомленным солнцем». Но
оценить по достоинству незаурядных мастеров на
выставке невозможно.
С профессиональной точки зрения куда разумнее
было бы развести Чечулина с Власовым и дать
полноценную ретроспективу одного из них. У МУАР
логика другая. Им хочется широких жестов и
праздников каждый день. Это диагноз."
Свежее "Искусствознание". No
comments. Честь мундира превыше всего. О мертвых - или
хорошо, или ничего. Ноблис обиж.
Юрий Герчук. ВОЗВЫШЕННОЕ, АВАНГАРД
И АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА (Искусствознание.
Журнал по истории и теории искусства. # 2, 2001 (XVIII))
http://exlibris.ng.ru/periodicals/2002-01-17/3_avant_guarde.html
"Углубляясь в свежий выпуск журнала,
нельзя не вспомнить, что искусствознание -
самостоятельная наука. Что помимо прикладных,
просветительских задач - популяризации
известного набора художественных ценностей и
составления бедекеров и учебных пособий - у него
есть также свои цели и соответствующие им,
развивающиеся от школы к школе, от поколения к
поколению исследовательские методы.
С тех пор не один издательский проект в этой
области возник и исчез, оставив после себя
два-три порой эффектных номера. А этот, лишенный
как привлекательных картинок, так и дутых
сенсаций, сурово профессиональный, посвященный
чистой науке - держится."
Друг, товарищ и брат. Ху из Никита
Алексеев? Я очень Никитушку люблю. Одного ему не
могу простить - назвал меня как-то
"культурологом"!!!
Никита АЛЕКСЕЕВ "i" (N2
от 22.01.2002)
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=10541&chapter=12
"Что до Никиты Алексеева, то он
характерен своим жутко повышенным культурным
уровнем, выходящим из всех берегов и превышающим
среднестатистическое разумение раз в пятьсот.
До этого момента Никита на саксофоне играть не
умел – однако, познакомившись с инструментом
поближе, понял, что дело это нехитрое: в саксофоне
оказалось очень много лишних дырок, а Никита
овладел четырьмя и счел, что для красивого
звучания этого совершенно достаточно."
Никита АЛЕКСЕЕВ. Ой Тарасю, Тарасю... -
Иностранец, (N2 от 22.01.2002)
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=10542&chapter=12
"Представить, чтобы архитектура
серьезной выставки современного искусства в
Москве оказалась выполненной в цветах родного
триколора, совершенно невозможно. Все засмеют и
заплюют. На вопрос, имеется ли у раскраски залов
политическая подоплека, Юрий Онух улыбается: »Matka
Boska, I just like Yellow and Blue!«. И хорошо – порадуемся, что у
украинцев такое простое и правильное отношение к
национальной геральдике.
Более того, Кучма, как говорят, внимательно
посмотрел всю выставку, даже на Ройтбурда не
побрезговал обратить внимание. Больше всего,
впрочем, ему понравился экспонат, представленный
«Фондом Мазоха». Еще ему понравилась
нарисованная Тарасом Полатайко дырка. Так что
Кучма, возможно, не совсем то, что мы о нем
привыкли думать, если ему нравится мазохизм и
всякие дырки."
ТРАГЕДИЯ!!!! И почему все так
безжалостно смеются над бедным, милым Церетели?
Гады все. Не понимают тонкой души творца. И
эзотерику неизвестного, плоские люди тоже не
понимают.
Алексей Пантыкин. Церетели стремится к цели
http://www.hartiya.ru/37/02/01/23/44255.html
“На случай, если по соображениям
политкорректности крайний американоцентризм
будет отвергнут, Зураб Константинович запасся
идеей возвести простенькую 50-метровую
скульптурную композицию. Как она будет
называться - не столь важно, при взгляде на каждое
творение десницы великого мастера невозможно
сказать ничего, кроме: "Церетели".
Возможно одним из побудительных мотивов столь
активной деятельности Церетели явилась смена
мэра Нью-Йорка, и скульптор надеется на то, что
Майкл Блумберг будет больше походить на Юрия
Лужкова, нежели Рудольфо Джулиани. Пока что
американские власти общались с художником
посредством посла США в России Александра
Вершбоу, высказавшего благодарность, за то что
Зураб Константинович принял трагедию народа США
так близко к сердцу.”
Леонид СМИРНОВ. В МОСГОРДУМЕ НЕ ПОНЯЛИ
ЭЗОТЕРИКИ НЕИЗВЕСТНОГО
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=13253
“В среду на заседании комиссии по
монументальному искусству при Мосгордуме из 12
экспертов десять высказались против новой
скульптуры Неизвестного, предложенной
художником в дар Москве. Двое благоразумно
воздержались.
Я шокирован. И так уже вопреки нам появился
Шемякин с его "пороками взрослых", - заявил
член комиссии, завкафедрой исторического
факультета МГУ Александр Морозов.
"Древо жизни" предлагается именно за счет
федерального бюджета), так и в мэрии - место для
нового памятника выбрал лично Юрий Лужков.”
Красота-1. Благодаря Свибловой и
Лужкову жить стало лучше, жить стало веселей.
Игорь Гребельников. Фоторепортеры
присмотрелись к Москве. Выставка конкурсантов
"Серебряной камеры" в МДФе. - "Коммерсантъ"
http://www.weekend.ru/print.cfm?publication=8762
"В окружении этих сотен фотографий о Москве
отдаешься какому-то паническому чувству: будто
тебя раздели донага в публичном месте, скажем, на
Тверской. Кому-то из зрителей покажется, что со
стен смотрит Москва. Своими обитателями,
типажами, архитектурой, стройками, событиями,
эмоциями, а то и просто эстетскими абстракциями,
в которых можно различить все вышеперечисленное.
Тот же, для кого смотреть фотографии – уже
профессия, будет за каждым снимком выискивать
автора. Отсюда и возникает тревожное чувство,
будто попал под перекрестный обстрел
фотографических камер, причем не простых, а
"серебряных".
Мария Михайлова. КОНКУРС НА СВОБОДУ ВЗГЛЯДА
http://www.vesti.ru/2002/01/24/1011872624.html
"В раздаче призов
участвовал также Благотворительный фонд в
поддержку свободы слова. Странно вроде бы, при
чем тут свобода слова, хотя с другой стороны,
разговор о ней вполне уместен и здесь. Если
подумать, свобода взгляда - это одна из ее
разновидностей."
Там вам не тут - Документа 11 - кто
сумеет прикинуться "Блэк рашн"? Дерзайте,
ребята.
Thomas Wagner Art on the Road, or Documenta 11 Moves On
http://www.faz.com/IN/INtemplates/eFAZ/docmain.asp?rub=%7BB1311FFE-FBFB-11D2-B228-00105A9CAF88%7D&doc=%7BF8504CF0-AF04-4D09-BC77-D0B1DEF1FF6C%7D
“It takes the form of a traveling postgraduate course in which a small flock of the
initiated doles out politically correct tuition for all those who were not paying
attention when "cultural studies" was on the curriculum, or who simply refuse to
succumb to this discipline's claim to power.
So far, what has been lauded as an "extension by process" is more reminiscent of
the standard global car manufacturing procedure in which various makes are assembled on
the same platform. With only a few artists -- if any -- invited to take part in the
platforms, it seems as if the chasm separating the plane of work and that of discourse is
being anything but narrowed.
One impression is inevitable -- Enwezor's approach is simply mainstream, interested in
contemporary art only insofar as it can be attached to topics that circulate in the
debates of certain in crowds.”
Братушечки в окошечках. Малевич в
кругу. Копаясь на сайте Третьяковки нашел кое-что
- докумантацию выставки
В круге
Малевича
Смотрите, кому интересно.
e-mail: Aндрей Ковалев