ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
"...<художник> "преодолевает стену" отделяющую нормального человека от производства желания"
У ДГ нормальный человек - это нормализованный
обществом человек.
("Нормализация - навязывание семейного
определения желанию ребенка: он должен быть Я и
обладать идентичностью, строящейся на испытании
ее соперничеством родителя одного с ребенком
пола с родителем противоположного пола.
Идентичность нормального человека основана на
функции изначальной виновности этого Я").
Фрейдизм вроде, да не тот. Главный недуг
цивилизации открывает свой смысл в дискурсе о
всемирной истории, а не в дискурсе о семейной
психологии, как считают фрейдисты.
Всемирная история по ДГ - процесс
"детерриториализации" - переход от
кодирования к декодированию. Кодирование здесь -
не конструирование сообщения как
лингвистическая операция, но способ
регулирования обществом производства, которое
включает в себя "социальное производство"
марксистов + "производство желания",
введенное ДГ.
В доисторическое время все закодировано,
существуют правила для всех частей целого, всех
жестов и обстоятельств. В капиталистической
истории декодируются обычаи, церемонии, все
считавшиеся вчера священными формы. Также как
вопреки ожиданиям эпохи просвещения, что
"продуктом культурной дрессировки" должен
стать "суверенный индивид, дающий законы"
формируется человек негативности, так в процессе
декодирования не происходит освобождения
человека от верований и запретов. Причина во все
нарастающем "подавлении производства
желания". "Капитализм, разрушая
привязанности, высвобождая все потоки, порождает
мир кошмара и тоски".
ДГ - почти марксист? Но он сдает в архив классовую
борьбу. Существует один класс рабов, одни из
которых господствуют над другими. Избежать этого
удается "желающим, стоящим вне".
"Шизофреники - горемыки, колеблющиеся между
параноидальным возбуждением и болезненной
подавленностью (аутизмом)".
Однако, говорит он, "этот факт не доказывает
ничего кроме порожденного социальным угнетением
провала авантюры, в которой преуспеет, например,
художник, "преодолевая стену" , отделяющую
нормального человека от производства
желания".
Можно ли считать опыт художника опытом активной
силы, которую ДГ называет "подлинным
желанием"?
Нет. Поскольку различие между активным и
реактивным - не в типах человеческих, но в самом
индивиде. Желание ориентровано то на
революционный полюс - "шизоидный", в этом
случае это бегство от социума, от его
идентификаций. То на репрессивный -
"параноический", который воплощается во
власти, институтах и почестях (получить Интел
Интернет Премию, например, и стать
действительным Академиком Академии).
Желание ЛЮБОГО колеблется между полюсами. Все
дело в размахе этого колебания. Большой размах -
клинический психоз. Размах поменьше -
растройство снимаемое.
Нельзя противопоставлять паронаидальное стадо и
революционеров - художников так же, как нельзя
разделить "подлинные желания" и
"желания быть подавленным".
*******************************
PS: Уже выслушал нелицеприятный отзыв на эту "дидактическую
нуднятину". Исходит он от безусловно
уважаемого мной человека.
Однако, что сделано, то сделано. Это раз.
Но главное, вероятно заключается в том, что
хотелось мне не удивить знатоков (да и чем их
удивишь?), а объяснить поведение этих знатоков в
ситуациях подобных награде.ру. Причем объяснить
тем, кто, повторюсь, не переел текстов 30-летней
давности. А скорее попросту их не читал. Отсюда и
дидактичность.
Ю. П.